Файл: Попсуенко, К. В. Техника безопасности и производственная санитария на заводах железобетонных изделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

боподъемных кранов». Периодически, через каждые три года, проверяются знания у лица, ответственного за исправное содержание и безопасную эксплуатацию грузоподъемных кранов.

Ответственное за надзор и безопасную эксплуата­ цию кранов лицо, при наличии неисправностей и нару­ шений «Правил» обязано приостанавливать их рабо­ ту. Работа крана не допускается: при обслуживании его неаттестованным крановщиком; при отсутствии лиц, ответственных за его безопасное использование; при истечении срока технического освидетельствования; в случае невыполнения требований органов Госгортех­ надзора; при выявлении неисправностей; при появле­ нии признаков чрезмерных деформаций металлокон­ струкций; в случае большого износа крюков, канатов, цепей; при повреждении или снятии заземлений, а так­ же при недопустимых просадках путей под башенные и козловые краны.

Приказом из числа цеховых или участковых меха­ ников, которым должны подчиняться крановщики, назначаются также лица, ответственные за исправное состояние грузоподъемных машин и грузозахватных приспособлений. Номер и дата приказа о назначении ответственного лица заносятся в паспорт крана, ответ­ ственный расписывается в паспорте о согласии нести возложенную на него ответственность. До оформления приказа по заводу проверяются знания ответственных лиц, то есть устанавливается их компетентность.

Руководство предприятием должно создавать усло­ вия для выполнения обязанностей по надзору, уходу и эксплуатации кранов.

Дополнительным приказом из числа цехового техни­ ческого персонала (начальники смен, сменные масте­ ра, сменные инженеры и др.) после проверки их зна­ ний комиссией под председательством инспектора Гос­ гортехнадзора назначаются лица, ответственные за безопасное перемещение грузов кранами. Их знания

140

проверяются через каждые три года. Указанным ли­ цам подчинен персонал стропальщиков' Ответствен­ ный за безопасное перемещение грузов обязан: запре­ щать допуск к зацеплению грузов неаттестованных ра­ бочих, строго следить за правильным использованием съемных грузозахватных приспособлений, выбраковы­ вая поврежденные и непригодные; следить за выпол­ нением персоналом цеха и крановщиками инструкций, а в случае необходимости дополнительно их инструк­ тировать; не допускать перегрузки кранов; требовать правильной зацепки и увязки поднимаемых грузов; следить за соблюдением трудовой дисциплины персо­ налом цеха в зоне действия кранов; прекращать рабо­ ту кранов при недостаточной видимости в цехе; конт­ ролировать надежность монтажных петель сборных железобетонных конструкций и форм.

В тех случаях, когда зона работы крана крановщи­ ком полностью не обозревается, дополнительно выде­ ляются специально обученные и проинструктирован­ ные сигнальщики, создается телефонная связь или те­ левизионная система для наблюдения крановщиком за местом перемещения груза.

Крановщики, машинисты, помощники крановщиков, слесари, электромонтеры, стропальщики и зацепщики должны быть обучены по специальным программам и аттестованы специальными комиссиями. Лицам, вы­ державшим экзамены, выдаются удостоверения на право выполнения соответствующих работ. Для зацеп­ ления к стропам сборных железобетонных конструк­ ций назначаются зацепщики, а для зацепления грузов, требующих предварительной обвязки,— стропальщи­ ки. Повторная проверка знаний лиц, обслуживающих краны, проводится периодически, не реже одного раза в 12 месяцев, а также в случае перехода их на другие краны. Знания проверяют в объеме производственных

инструкций.

Администрация предприятия должна установить

141


такой порядок, чтобы ответственные лица добросовест­ но выполняли свои обязанности по надзору, содержа­ нию и эксплуатации грузоподъемных кранов и съем­ ных грузозахватных приспособлений.

Ежедневно до начала работы крановщики обязаны осматривать краны, для чего администрация назнача­ ет специальное время. Результаты проверок и осмот­ ров записываются в вахтенный журнал.

Кроме периодических осмотров, осуществляемых должностными служебными лицами, съемные грузоза­ хватные приспособления должны осматривать стро­ пальщики или зацепщики до начала работы.

Осмотр кранов, проверка качества путей, уход за ними должны выполняться по графику, с которым оз­ накомляют ответственный персонал.

Безопасное перемещение грузов следует вести в строгом соответствии с «Правилами устройства и бе­ зопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Г л а в а III. БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТ

ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ БЕТОНА И РАСТВОРА

Эксплуатация складов заполнителей

Заполнители для бетона и раствора сдедует достав­ лять на предприятия способами, исключающими опас­ ность травматизма, физического перенапряжения, про­ фессиональных заболеваний, загрязнения одежды и тела работающих. Для доставки щебня, песка, гравия, керамзита и других заполнителей необходимо исполь­ зовать специализированные виды транспорта, удобно загружаемые и разгружаемые механизированным спо­ собом: баржи с.открытым верхом, специализированные железнодорожные бункерные вагоны, полувагоны, дум­ пкары и автомашины (самосвалы). Для эффективной разгрузки заполнителей в условиях отрицательных

142

температур перед подачей транспорта для загрузки мерзлые заполнители необходимо оттаивать или раз­ рыхлять. Для этой цели на предприятиях предусма­ тривают специальные устройства.

Для обеспечения беспрепятственной подачи матери­ алов со склада в зимнее время в их штабелях необ­ ходимо располагать паровые регистры для подогрева инертных заполнителей. Чтобы не допускать затопле­ ния, площади складов оборудуют системой дренажа или ливневой канализации. Склад заполнителей дол­ жен быть достаточно освещен. Приемные бункеры складов сверху ограждают стальными решетками, пре­ дотвращающими падение людей в бункеры. Ширина рабочих проходов между ленточными конвейерами подземных галерей и их стенами должны быть не ме­ нее 0,8, высота галерей — не менее 2 м.

При разгрузке заполнителей в подштабельные га­ лереи ходить по штабелям запрещается. Во время ра­ боты на складе грейферных кранов, скреперов, экска­ ваторов, тракторных лопат и бульдозеров рабочим на­ ходиться в зоне складирования заполнителей не раз­ решается. Разгрузочные отверстия верхних (подаю­ щих) галерей закрывают решетками с ячейкой не менее 150X150 мм. Механизированную разработку штабелей заполнителей следует вести' сверху вниз, подкопы под штабели не допускаются.

При оттаивании или рыхлении мерзлых заполните­ лей нахождение людей в вагонах не допускается.

Во время открывания днищ полувагонов рабочиегрузчики должны находиться в стороне, но не против направления высыпания сыпучих грузов. Поэтому раз­ гружать следует через один люк. Последовательная разгрузка рядом расположенных люков полувагонов сопряжена с опасностью завала грузом и удара пада­ ющим днищем вагона.

Бульдозеристы и скреперисты, занятые обслужива­ нием складов заполнителей, должны соблюдать пра­

143


вила безопасного сотрудничества с рабочими складов, чтобы их не завалить. Иногда по условиям работы возникает необходимость шуровки заполнителей, вы­ сыпаемых в отверстия подземных галерей. В таких случаях бульдозеристы, смещающие заполнители к разгрузочным отверстиям, должны строго выполнять указания шуровщиков. Для этого их обучают по специ­ альной программе и инструктируют по способам безо­ пасного выполнения работ. Бульдозеристов, работаю­ щих на складах заполнителей, снабжают монтажным поясом и веревкой. При выходе из машины на шта­ бель он обязан привязываться к бульдозеру. Запре­ щается оставлять бульдозер на складе без надзора, а также запрещается совместная его работа с грейфер­ ными кранами. При аварийной остановке бульдозера у разгрузочных отверстий бульдозерист должен орга­ низовать его буксирование из опасной зоны, потребо­ вав при этом, чтобы были закрыты ближайшие к ма­ шине разгрузочные отверстия.

Работы по шуровке течек должны выполнять не ме­ нее, чем два рабочих, один из которых выполняет ра­ боту, а второй наблюдает за его безопасностью и осу­ ществляет подстраховку с помощью каната.

Вибропобудители разгрузочных течек в подштабель­ ных галереях питаются от сети напряжением 12 в. Для удаления воды на полах галерей устраивают лотки с уклоном в сторону сборника, воду из которо­ го откачивают с помощью действующего автоматичес­ ки водоотливного насоса. Переходы через ленточные транспортеры устраивают в виде переходных мости­ ков, огражденных перилами.

Безопасность работ на бетонных заводах

Основную опасность в работе бетонных заводов соз­ дает большое количество работающих машин и меха­ низмов, расположенных в помещениях сравнительно

144

небольших объемов; насыщенность металлоконструк­ циями увеличивает электроопасность работ в процес­ се транспортировки и взвешивания заполнителей, а также в процессе их перемешивания. Транспортировка, пересыпка и перемешивание составляющих бетона со­ провождаются выделением в помещении цементной, каменной и песчаной пыли, вредно действующей на здоровье работающих.

Основным направлением устранения опасности и вредности при обслуживании бетонных заводов явля­ ется автоматизация всех производственных процессов. Широко распространено полуавтоматизированное уп­ равление процессами, при котором управление меха­ низмами осуществляется дистанционно с общего пульта, находящегося обычно в дозировочном от­ делении.

Для защиты операторов от производственных вред­ ностей пульты управления следует располагать в изо­ лированных от пыли и шума кабинах, откуда должен обеспечиваться достаточный обзор зоны дозирования. Бункеры заполнителей, дозаторы и смесители необхо­ димо оборудовать системами аспирации, а места пере­ сылок — гидрообеспыливанием.

В целях устранения электроопасности все оборудо­ вание и металлоконструкции заводов заземляют.

Очистка и ремонт бетономешалок и транспортного оборудования допускается только после их отключе­ ния от питающей сети и снятия предохранителей. Рас­ пределительные щиты и пусковую аппаратуру при этом запирают на замок. Во время ремонта и ухода на пусковой арматуре и щитах вывешивают надпись: «Не включать, работают люди». Запрещается вводить в работающие мешалки лопаты, скребки, ломы или другие предметы. Желоба и корыта смесительных машин непрерывного действия следует закрывать ре­ шетками или сплошными крышками из листовой стали.

145


Тормозные устройства лебедок скиповых подъемни­ ков должны быть исправными и обеспечивать возмож­ ность вынужденной остановки скипового ковша в лю­ бом положении. В случае обрыва канатов для аварий­ ной остановки скипового ковша необходимо устраи­ вать автоматически действующие фиксаторы. Тормоза лебедок следует систематически очищать от масел, грязи и своевременно регулировать. Лебедки, отвод­ ные блоки и трос скипового подъемника надежно ог­ раждают, пульт управления лебедкой должен быть за пределами опасной зоны (за оградой). Людям на­ ходиться в створе подъема ковша запрещается. За­ грузочный приямок ковша и направляющие огражда­ ют стальной сеткой. Приямок очищают только после закрепления ковша в поднятом состоянии и после от­ ключения лебедки. Скиповым подъемником и скрепер­ ной лебедкой должны управлять специально обучен­ ные мотористы.

Зону действия скреперных линий ограждают преду­ предительными надписями, которые должны быть вид­ ны в любое время суток.

В эстакадах и галереях между транспортерами и стенами необходимо предусматривать проходы шири­ ной не менее 0,8 м. Проходы ограждают перилами, планки ходовых трапов располагают через 0,5 м. В га­ лереях, в том числе и подштабельных, располагают канатные приводы, обеспечивающие возможность ос­ тановки транспортеров из любого места галереи, пре­ дусматривается также устройство двухсторонней све­ товой и звуковой связи с оператором бетонного за­ вода.

При эксплуатации плохо отрегулированных ленточ­ ных конвейеров на полы галерей иногда просыпаются заполнители, поэтому полы и ходовые трапы необхо­ димо систематически убирать и очищать от грязи. Эту операцию следует выполнять при остановленных кон­ вейерах. Натяжные и приводные барабаны конвейе

146

ров с обеих сторон необходимо ограждать на расстоя­ ние не менее 1 м от оси барабана. Во избежание экс­ плуатации конвейеров с неогражденными барабанами их съемные ограждения необходимо сблокировать с приводом конвейера. Конвейеры оборудуют механи­ ческими очистителями транспортерных лент.

Для перехода через конвейеры устраивают стацио­ нарные переходные мостики, которые следует ограж­ дать и систематически очищать от грязи, льда и снега. При расположении в открытых приямках ленточные конвейеры с обеих сторон ограждают на высоту 1 м. Приямки галерей должны иметь систему для удаления воды, попадающей через загрузочные отверстия.

Осветительная и пусковая арматура подштабельных и транспортерных галерей должны быть пылеводоне­ проницаемыми. Эксплуатировать конвейеры при пов­ режденных и снятых заземлениях запрещается. На бетонных заводах заземляют электроустановки, метал­ локонструкции, пусковую арматуру, трубы осветитель­ ных и силовых цепей, цементопроводы и другие ме­ таллоконструкции систем транспортирования.

Эксплуатировать конвейеры с нерегулированной лентой или удерживать ее от сползания с помощью самодельных упоров из труб, бревен, досок и других приспособлений не разрешается. Регулировать ленту следует лишь с помощью натяжных винтов и выпол­ нять эту работу должны квалифицированные слесари под руководством участкового механика и с приняти­ ем необходимых мер безопасности.

Транспортные галереи для бетона утепляют. Пере­ движные ленточные транспортеры должны быть обес-. печены переносными заземлителями. При ручном пе­ ремещении ленточных транспортеров с недостаточной устойчивостью необходимо принять меры против их опрокидывания. Выполнением этой работы, которая рассматривается как особо опасная, должен руково­ дить непосредственно мастер. Это относится и к пере-

147


мещеншо крупногабаритных грузов, транспортных средств или кранов под низко расположенными воз­ душными линиями электропередачи.

Проскальзывание транспортерной ленты нельзя ус­ транять набрасыванием под ленту песка, битума, кани­ фоли и других материалов. Проскальзывание следует устранять регулировкой натяжения ленты. Разгрузоч­ ные передвижные тележки, которые монтируются на транспортерах, необходимо ограждать. Все виды ре­ монтных наладочных работ на конвейерах и их очист­ ку следует производить при отключенных приводах и разъединенных штепсельных соединениях в сети. Ста­ новиться на транспортеры нельзя, так как это может привести к серьезным травмам.

Элеваторы на бетонных заводах служат для верти­ кальной транспортировки сыпучих материалов. Шахты элеваторов, их люки и течки должны быть плотные. Для предотвращения пыленпя объемы коробов эле­ ваторов подсоединяют к системам аспирации. Оста­ навливать загруженные элеваторы не рекомендуется. Во время работы смотровые люки элеваторов должны быть закрыты, касаться ковшей во время работы нель­ зя. На электрических цепях элеваторов в ответствен­ ных местах устраивают вилочные разрывы, которые в случае аварии дают возможность их отключать. Загру­ зочные отверстия элеваторов оборудуют магнитными ловущками и сетками. Элеватор следует обязательно оснащать устройством для предотвращения обратного движения ковшей. Во время ремонта и обслуживания на приводах элеваторов вывешивают предупредитель­ ные надписи, запрещающие их включение. При черка­ нии ковшей работа элеватора должна быть прекраще­ на. Размеры нижних приямков должны быть достаточ­ ными для ухода и обслуживания, а также для их очистки. Приямки не должны пропускать грунтовые воды.

Система пневмотранспорта цемента должна быть

148

плотная, все ее конструкции необходимо надежно за­ землять для отвода статического электричества. На системе монтируют предохранительные клапаны. Все соединения на трубах и арматуре цементопроводов должны быть прочные и плотные.

Камерные насосы оборудуют предохранителями и контрольно-измерительными приборами (манометра­ ми). Коллектор с контрольно-измерительными прибо­ рами должен быть хорошо освещен (не менее 30 л). Перед очисткой, ремонтом или заменой шнекового пи­ тателя фулерного насоса необходимо выключить ру­ бильник и вынуть штепсельный разрыв, чтобы не произошло случайное включение питателя. Ко всем узлам системы пневмотранспорта должен быть удоб­ ный подход, все вращающиеся детали необходимо тщательно ограждать.

Камнедробилки, гравиесортировки, пескомойки и грохоты не разрешается оставлять без надзора, их опасные зоны необходимо ограждать.

Передвижные компрессорные агрегаты устанавли­ вают на ровных площадках и закрепляют. Воздухо­ сборники испытывают пробным давлением и регистри­ руют в органах Госгортехнадзора. Необходимо строго следить за состоянием предохранительных клапанов, и манометров; в случае их неисправности эксплуата­ ция компрессоров не допускается. Уход, смазка и ре­ монт компрессоров на ходу не допустимы. Внутренние стенки их цилиндров очищают чистым керосином, ис­ пользовать для этой цели газолин, бензин или соляр­ ку не разрешается. Сборка после очистки цилиндров допускается не ранее, чем через 3 ч.

Обслуживание бункеров для заполнителей и цемен­ та требует принятия специальных мер предосторож­ ности. Открытые бункеры следует ограждать на высо­ ту 1 м, нижняя часть ограждения высотой 20 см долж­ на быть сплошной. Лазы в бункеры запирают на за­ мок, ключи от которого хранятся у сменных инжене­

149