Файл: Попсуенко, К. В. Техника безопасности и производственная санитария на заводах железобетонных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
боподъемных кранов». Периодически, через каждые три года, проверяются знания у лица, ответственного за исправное содержание и безопасную эксплуатацию грузоподъемных кранов.
Ответственное за надзор и безопасную эксплуата цию кранов лицо, при наличии неисправностей и нару шений «Правил» обязано приостанавливать их рабо ту. Работа крана не допускается: при обслуживании его неаттестованным крановщиком; при отсутствии лиц, ответственных за его безопасное использование; при истечении срока технического освидетельствования; в случае невыполнения требований органов Госгортех надзора; при выявлении неисправностей; при появле нии признаков чрезмерных деформаций металлокон струкций; в случае большого износа крюков, канатов, цепей; при повреждении или снятии заземлений, а так же при недопустимых просадках путей под башенные и козловые краны.
Приказом из числа цеховых или участковых меха ников, которым должны подчиняться крановщики, назначаются также лица, ответственные за исправное состояние грузоподъемных машин и грузозахватных приспособлений. Номер и дата приказа о назначении ответственного лица заносятся в паспорт крана, ответ ственный расписывается в паспорте о согласии нести возложенную на него ответственность. До оформления приказа по заводу проверяются знания ответственных лиц, то есть устанавливается их компетентность.
Руководство предприятием должно создавать усло вия для выполнения обязанностей по надзору, уходу и эксплуатации кранов.
Дополнительным приказом из числа цехового техни ческого персонала (начальники смен, сменные масте ра, сменные инженеры и др.) после проверки их зна ний комиссией под председательством инспектора Гос гортехнадзора назначаются лица, ответственные за безопасное перемещение грузов кранами. Их знания
140
проверяются через каждые три года. Указанным ли цам подчинен персонал стропальщиков' Ответствен ный за безопасное перемещение грузов обязан: запре щать допуск к зацеплению грузов неаттестованных ра бочих, строго следить за правильным использованием съемных грузозахватных приспособлений, выбраковы вая поврежденные и непригодные; следить за выпол нением персоналом цеха и крановщиками инструкций, а в случае необходимости дополнительно их инструк тировать; не допускать перегрузки кранов; требовать правильной зацепки и увязки поднимаемых грузов; следить за соблюдением трудовой дисциплины персо налом цеха в зоне действия кранов; прекращать рабо ту кранов при недостаточной видимости в цехе; конт ролировать надежность монтажных петель сборных железобетонных конструкций и форм.
В тех случаях, когда зона работы крана крановщи ком полностью не обозревается, дополнительно выде ляются специально обученные и проинструктирован ные сигнальщики, создается телефонная связь или те левизионная система для наблюдения крановщиком за местом перемещения груза.
Крановщики, машинисты, помощники крановщиков, слесари, электромонтеры, стропальщики и зацепщики должны быть обучены по специальным программам и аттестованы специальными комиссиями. Лицам, вы державшим экзамены, выдаются удостоверения на право выполнения соответствующих работ. Для зацеп ления к стропам сборных железобетонных конструк ций назначаются зацепщики, а для зацепления грузов, требующих предварительной обвязки,— стропальщи ки. Повторная проверка знаний лиц, обслуживающих краны, проводится периодически, не реже одного раза в 12 месяцев, а также в случае перехода их на другие краны. Знания проверяют в объеме производственных
инструкций.
Администрация предприятия должна установить
141
такой порядок, чтобы ответственные лица добросовест но выполняли свои обязанности по надзору, содержа нию и эксплуатации грузоподъемных кранов и съем ных грузозахватных приспособлений.
Ежедневно до начала работы крановщики обязаны осматривать краны, для чего администрация назнача ет специальное время. Результаты проверок и осмот ров записываются в вахтенный журнал.
Кроме периодических осмотров, осуществляемых должностными служебными лицами, съемные грузоза хватные приспособления должны осматривать стро пальщики или зацепщики до начала работы.
Осмотр кранов, проверка качества путей, уход за ними должны выполняться по графику, с которым оз накомляют ответственный персонал.
Безопасное перемещение грузов следует вести в строгом соответствии с «Правилами устройства и бе зопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».
Г л а в а III. БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТ
ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ БЕТОНА И РАСТВОРА
Эксплуатация складов заполнителей
Заполнители для бетона и раствора сдедует достав лять на предприятия способами, исключающими опас ность травматизма, физического перенапряжения, про фессиональных заболеваний, загрязнения одежды и тела работающих. Для доставки щебня, песка, гравия, керамзита и других заполнителей необходимо исполь зовать специализированные виды транспорта, удобно загружаемые и разгружаемые механизированным спо собом: баржи с.открытым верхом, специализированные железнодорожные бункерные вагоны, полувагоны, дум пкары и автомашины (самосвалы). Для эффективной разгрузки заполнителей в условиях отрицательных
142
температур перед подачей транспорта для загрузки мерзлые заполнители необходимо оттаивать или раз рыхлять. Для этой цели на предприятиях предусма тривают специальные устройства.
Для обеспечения беспрепятственной подачи матери алов со склада в зимнее время в их штабелях необ ходимо располагать паровые регистры для подогрева инертных заполнителей. Чтобы не допускать затопле ния, площади складов оборудуют системой дренажа или ливневой канализации. Склад заполнителей дол жен быть достаточно освещен. Приемные бункеры складов сверху ограждают стальными решетками, пре дотвращающими падение людей в бункеры. Ширина рабочих проходов между ленточными конвейерами подземных галерей и их стенами должны быть не ме нее 0,8, высота галерей — не менее 2 м.
При разгрузке заполнителей в подштабельные га лереи ходить по штабелям запрещается. Во время ра боты на складе грейферных кранов, скреперов, экска ваторов, тракторных лопат и бульдозеров рабочим на ходиться в зоне складирования заполнителей не раз решается. Разгрузочные отверстия верхних (подаю щих) галерей закрывают решетками с ячейкой не менее 150X150 мм. Механизированную разработку штабелей заполнителей следует вести' сверху вниз, подкопы под штабели не допускаются.
При оттаивании или рыхлении мерзлых заполните лей нахождение людей в вагонах не допускается.
Во время открывания днищ полувагонов рабочиегрузчики должны находиться в стороне, но не против направления высыпания сыпучих грузов. Поэтому раз гружать следует через один люк. Последовательная разгрузка рядом расположенных люков полувагонов сопряжена с опасностью завала грузом и удара пада ющим днищем вагона.
Бульдозеристы и скреперисты, занятые обслужива нием складов заполнителей, должны соблюдать пра
143
вила безопасного сотрудничества с рабочими складов, чтобы их не завалить. Иногда по условиям работы возникает необходимость шуровки заполнителей, вы сыпаемых в отверстия подземных галерей. В таких случаях бульдозеристы, смещающие заполнители к разгрузочным отверстиям, должны строго выполнять указания шуровщиков. Для этого их обучают по специ альной программе и инструктируют по способам безо пасного выполнения работ. Бульдозеристов, работаю щих на складах заполнителей, снабжают монтажным поясом и веревкой. При выходе из машины на шта бель он обязан привязываться к бульдозеру. Запре щается оставлять бульдозер на складе без надзора, а также запрещается совместная его работа с грейфер ными кранами. При аварийной остановке бульдозера у разгрузочных отверстий бульдозерист должен орга низовать его буксирование из опасной зоны, потребо вав при этом, чтобы были закрыты ближайшие к ма шине разгрузочные отверстия.
Работы по шуровке течек должны выполнять не ме нее, чем два рабочих, один из которых выполняет ра боту, а второй наблюдает за его безопасностью и осу ществляет подстраховку с помощью каната.
Вибропобудители разгрузочных течек в подштабель ных галереях питаются от сети напряжением 12 в. Для удаления воды на полах галерей устраивают лотки с уклоном в сторону сборника, воду из которо го откачивают с помощью действующего автоматичес ки водоотливного насоса. Переходы через ленточные транспортеры устраивают в виде переходных мости ков, огражденных перилами.
Безопасность работ на бетонных заводах
Основную опасность в работе бетонных заводов соз дает большое количество работающих машин и меха низмов, расположенных в помещениях сравнительно
144
небольших объемов; насыщенность металлоконструк циями увеличивает электроопасность работ в процес се транспортировки и взвешивания заполнителей, а также в процессе их перемешивания. Транспортировка, пересыпка и перемешивание составляющих бетона со провождаются выделением в помещении цементной, каменной и песчаной пыли, вредно действующей на здоровье работающих.
Основным направлением устранения опасности и вредности при обслуживании бетонных заводов явля ется автоматизация всех производственных процессов. Широко распространено полуавтоматизированное уп равление процессами, при котором управление меха низмами осуществляется дистанционно с общего пульта, находящегося обычно в дозировочном от делении.
Для защиты операторов от производственных вред ностей пульты управления следует располагать в изо лированных от пыли и шума кабинах, откуда должен обеспечиваться достаточный обзор зоны дозирования. Бункеры заполнителей, дозаторы и смесители необхо димо оборудовать системами аспирации, а места пере сылок — гидрообеспыливанием.
В целях устранения электроопасности все оборудо вание и металлоконструкции заводов заземляют.
Очистка и ремонт бетономешалок и транспортного оборудования допускается только после их отключе ния от питающей сети и снятия предохранителей. Рас пределительные щиты и пусковую аппаратуру при этом запирают на замок. Во время ремонта и ухода на пусковой арматуре и щитах вывешивают надпись: «Не включать, работают люди». Запрещается вводить в работающие мешалки лопаты, скребки, ломы или другие предметы. Желоба и корыта смесительных машин непрерывного действия следует закрывать ре шетками или сплошными крышками из листовой стали.
145
Тормозные устройства лебедок скиповых подъемни ков должны быть исправными и обеспечивать возмож ность вынужденной остановки скипового ковша в лю бом положении. В случае обрыва канатов для аварий ной остановки скипового ковша необходимо устраи вать автоматически действующие фиксаторы. Тормоза лебедок следует систематически очищать от масел, грязи и своевременно регулировать. Лебедки, отвод ные блоки и трос скипового подъемника надежно ог раждают, пульт управления лебедкой должен быть за пределами опасной зоны (за оградой). Людям на ходиться в створе подъема ковша запрещается. За грузочный приямок ковша и направляющие огражда ют стальной сеткой. Приямок очищают только после закрепления ковша в поднятом состоянии и после от ключения лебедки. Скиповым подъемником и скрепер ной лебедкой должны управлять специально обучен ные мотористы.
Зону действия скреперных линий ограждают преду предительными надписями, которые должны быть вид ны в любое время суток.
В эстакадах и галереях между транспортерами и стенами необходимо предусматривать проходы шири ной не менее 0,8 м. Проходы ограждают перилами, планки ходовых трапов располагают через 0,5 м. В га лереях, в том числе и подштабельных, располагают канатные приводы, обеспечивающие возможность ос тановки транспортеров из любого места галереи, пре дусматривается также устройство двухсторонней све товой и звуковой связи с оператором бетонного за вода.
При эксплуатации плохо отрегулированных ленточ ных конвейеров на полы галерей иногда просыпаются заполнители, поэтому полы и ходовые трапы необхо димо систематически убирать и очищать от грязи. Эту операцию следует выполнять при остановленных кон вейерах. Натяжные и приводные барабаны конвейе
146
ров с обеих сторон необходимо ограждать на расстоя ние не менее 1 м от оси барабана. Во избежание экс плуатации конвейеров с неогражденными барабанами их съемные ограждения необходимо сблокировать с приводом конвейера. Конвейеры оборудуют механи ческими очистителями транспортерных лент.
Для перехода через конвейеры устраивают стацио нарные переходные мостики, которые следует ограж дать и систематически очищать от грязи, льда и снега. При расположении в открытых приямках ленточные конвейеры с обеих сторон ограждают на высоту 1 м. Приямки галерей должны иметь систему для удаления воды, попадающей через загрузочные отверстия.
Осветительная и пусковая арматура подштабельных и транспортерных галерей должны быть пылеводоне проницаемыми. Эксплуатировать конвейеры при пов режденных и снятых заземлениях запрещается. На бетонных заводах заземляют электроустановки, метал локонструкции, пусковую арматуру, трубы осветитель ных и силовых цепей, цементопроводы и другие ме таллоконструкции систем транспортирования.
Эксплуатировать конвейеры с нерегулированной лентой или удерживать ее от сползания с помощью самодельных упоров из труб, бревен, досок и других приспособлений не разрешается. Регулировать ленту следует лишь с помощью натяжных винтов и выпол нять эту работу должны квалифицированные слесари под руководством участкового механика и с приняти ем необходимых мер безопасности.
Транспортные галереи для бетона утепляют. Пере движные ленточные транспортеры должны быть обес-. печены переносными заземлителями. При ручном пе ремещении ленточных транспортеров с недостаточной устойчивостью необходимо принять меры против их опрокидывания. Выполнением этой работы, которая рассматривается как особо опасная, должен руково дить непосредственно мастер. Это относится и к пере-
147
мещеншо крупногабаритных грузов, транспортных средств или кранов под низко расположенными воз душными линиями электропередачи.
Проскальзывание транспортерной ленты нельзя ус транять набрасыванием под ленту песка, битума, кани фоли и других материалов. Проскальзывание следует устранять регулировкой натяжения ленты. Разгрузоч ные передвижные тележки, которые монтируются на транспортерах, необходимо ограждать. Все виды ре монтных наладочных работ на конвейерах и их очист ку следует производить при отключенных приводах и разъединенных штепсельных соединениях в сети. Ста новиться на транспортеры нельзя, так как это может привести к серьезным травмам.
Элеваторы на бетонных заводах служат для верти кальной транспортировки сыпучих материалов. Шахты элеваторов, их люки и течки должны быть плотные. Для предотвращения пыленпя объемы коробов эле ваторов подсоединяют к системам аспирации. Оста навливать загруженные элеваторы не рекомендуется. Во время работы смотровые люки элеваторов должны быть закрыты, касаться ковшей во время работы нель зя. На электрических цепях элеваторов в ответствен ных местах устраивают вилочные разрывы, которые в случае аварии дают возможность их отключать. Загру зочные отверстия элеваторов оборудуют магнитными ловущками и сетками. Элеватор следует обязательно оснащать устройством для предотвращения обратного движения ковшей. Во время ремонта и обслуживания на приводах элеваторов вывешивают предупредитель ные надписи, запрещающие их включение. При черка нии ковшей работа элеватора должна быть прекраще на. Размеры нижних приямков должны быть достаточ ными для ухода и обслуживания, а также для их очистки. Приямки не должны пропускать грунтовые воды.
Система пневмотранспорта цемента должна быть
148
плотная, все ее конструкции необходимо надежно за землять для отвода статического электричества. На системе монтируют предохранительные клапаны. Все соединения на трубах и арматуре цементопроводов должны быть прочные и плотные.
Камерные насосы оборудуют предохранителями и контрольно-измерительными приборами (манометра ми). Коллектор с контрольно-измерительными прибо рами должен быть хорошо освещен (не менее 30 л). Перед очисткой, ремонтом или заменой шнекового пи тателя фулерного насоса необходимо выключить ру бильник и вынуть штепсельный разрыв, чтобы не произошло случайное включение питателя. Ко всем узлам системы пневмотранспорта должен быть удоб ный подход, все вращающиеся детали необходимо тщательно ограждать.
Камнедробилки, гравиесортировки, пескомойки и грохоты не разрешается оставлять без надзора, их опасные зоны необходимо ограждать.
Передвижные компрессорные агрегаты устанавли вают на ровных площадках и закрепляют. Воздухо сборники испытывают пробным давлением и регистри руют в органах Госгортехнадзора. Необходимо строго следить за состоянием предохранительных клапанов, и манометров; в случае их неисправности эксплуата ция компрессоров не допускается. Уход, смазка и ре монт компрессоров на ходу не допустимы. Внутренние стенки их цилиндров очищают чистым керосином, ис пользовать для этой цели газолин, бензин или соляр ку не разрешается. Сборка после очистки цилиндров допускается не ранее, чем через 3 ч.
Обслуживание бункеров для заполнителей и цемен та требует принятия специальных мер предосторож ности. Открытые бункеры следует ограждать на высо ту 1 м, нижняя часть ограждения высотой 20 см долж на быть сплошной. Лазы в бункеры запирают на за мок, ключи от которого хранятся у сменных инжене
149