Файл: Подсолонко, В. А. Технико-экономическая информация в управлении металлургическим предприятием.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

jj применение находят цинково-алюминиевые сплавы с

медью

дМ) и алюминиевые сплавы с присадками никеля (АН),

меди

Ш), свинца и др.

 

 

 

 

 

 

Чрезвычайно перспективно применение

титановых

сплавов,

•лорые вследствие

высокой коррозионной

стойкости и

жаро-

'[ойкости, оказываются иногда незаменимыми.

 

 

 

 

Л Е К Ц И Я

29. ЛЕГКИЕ СПЛАВЫ. ПЛАСТМАССЫ.СПОСОБЫ ПОВЫ­

 

 

ШЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МАТЕ­

 

 

РИАЛОВ. ПОНЯТИЕ О ТЕРМИЧЕСКОЙ И ХИМИКО-

 

 

-ТЕРМПЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ.

 

 

 

 

Легкие сплавы

на основе алюминия или магния с присадками

 

 

и др. находят широкое применение

не

толь-

юв авиации, но и

в общем машиностроении для быстроходных,

:оступательно движущихся и вращающихся деталей

(поршни,

пол­

зуны,

шкивы и д р .) , корпусных деталей, кожухов,

обшивки

су-

зов,

автомобилей и

т.п . Основное достоинство легких

сплавов

зих малом удельном весе, не превышающем 3,5 Г/см3.

 

 

 

Металлокерамические материалы являются продуктом порош-

ювой металлургии и образуются путем спекания в специальных

зресс-формах металлических порошков с неметаллическими

при

 

 

р

 

 

 

 

загреве и давлении до IO-I6 кГ/ми .

 

 

 

 

 

Из множества неметаллических материалов все большее

 

распространение в

машиностроении приобретают разнообразные

I

властические массы. Пластические массы - это высокомолекуляр­ ные органические материалы, получаемые на основе синтетических

(редко природных) смол, содержащие для придания требующихся свойств, различные наполнители, пластификаторы, отвердители,

зрасители и др.


Все пластмассы разделяют:

1. По способности к размягчению и растворимости в ор­ ганических растворителях при повторном нагревании - на тер­ мореактивные (неспособные к повторному размягчению) и тер­ мопластичные (пригодные к многократной переработке).

2. По структуре - на чистые смолы (без наполнителя:ли­ той резит, неолейкарит, винипласт, оргстекло, полиэтилен,

полистирол, фторопласт-4, капрон, нейлон, целлулоид,асфаль­ топековая масса), композиционные (с наполнителем в виде по-

роика, крошки или волокон: пресспорошки фенольные, амино­ пласт, текстолитовая крошка прессованная, волокнит,стекло-

волокнит), и сложные (армированные слоями бумаги-гетинаксы,

древесного шпона-ДСП, ткани-текстолиты, асбеста-асботексто-

литы, стекловолокна-стеклотекстолиты).

3 . По виду полуфабриката - на порошкообразные, гра рованные, волокнистые, листовые, блочные, пленочные, газо­ наполненные.

4. По химическому составу смол, служащих основанием для получения пластмасс.

ДСП, текстолиты, фторопласты и др. применяют в качест­ ве антифрикционных материалов для работы со смазкой. Наобо­ рот, асботекстолиты используют как фрикционные - в различ­ ных узлах4грения (тормозах, фрикционах и д р .). Полиэтилен,

винипласты служат для производства гибких, химически стойких труб, лент, пленок, различных изоляционных деталей. Волоки­ ты и литые пластмассы удобны для производства деталей управ­ ления (рукояток, маховичков и т .п .) .

Технико-экономическая эффективность применения пласт­ масс в машиностроении определяется снижением веса машин,по-

136

зышением их эксплуатационных свойств, и экономией цветных иеталлов и спецсталей. Замена металла пластмассами снижает

трудоемкость и себестоимость машиностроительной продукции.

При замене черных металлов литьевыми пластмассами

трудоем­

кость изготовления деталей

уменьшается в среднем в

5-6 раз,

а себестоимость в 2-6

раз.

При замене пластмассами

 

цветных

иеталлов себестоимость

снижается в 4-10 раз.

Широкое

ис­

пользование пластмасс

задерживает основной их

недостаток -

способность к старению, которое характеризуется постепенным изменением механических характеристик и даже размеров дета­ лей в процессе эксплуатации.

Кроме пластмасс, в машиностроении используются: древе­ сина - в качестве вспомогательного материала; резина - для изготовления шин, ремней, шлангов, уплотнений, амортизато­ ров и т . д . ; графит - для скользящих контактов, антифрикцион них изделий; различные смазочные материалы, лако-красочные покрытия.

Всовременном машиностроении для повышения механических

идругих характеристик материалов широко применяют термичес­

кую, химико-термическую обработку их, а также механическое упрочнение.

Термической обработкой называется комплекс операций на­ грева, выдержки и охлаждения металлов с целью изменения их структуры и создания у них необходимых свойств-прочности,

твердости, износостойкости, обрабатываемости или особых хи­ мических и физических свойств, а также изменения у них нап­ ряженного состояния.Термическую обработку применяют не толь­ ко для стали и чугуна, но и для многих цветных сплавов.

Основы теории термической обработки были созданы в

137


1868 г. одним из крупнейших русских ученых Д.К.Черновым.Ос-

новнши операциями термической обработки являются: отжиг,

нормализация, закалка, отпуск, улучшение.

Отжигом называется операция термической обработки, при

которой путем нагрева, выдержки и последующего медленного охлаждения образуется устойчивая (равновесная) структура,

свободная от остаточных напряжений. Отжиг применяют для уменьшения остаточных напряжений в заготовках, получаемых отливкой или обработкой давлением, и для понижения твердос­ ти с целью улучшения обрабатываемости резанием.

Если охлаждение (например, стали) после нагрева ведет­

ся на воздухе, то такая операция термической обработки на­

зывается нормализацией. Основное назначение нормализации,

так же как и отпуска, это улучшение обрабатываемости мате­ риала резанием, улучшение его штампуемости в холодном сос­ тоянии и подготовка структуры к последующим процессам окон­ чательной термической обработки. При отжиге или нормализа­

ции стальные отливки или поковки, имеющие первоначальную крупнозернистую структуру, приобретают мелкозернистость и вязкость.

Закалка - это операция термической обработки стали,

заключающаяся в высокотемпературном нагреве, выдержке и ох­

лаждении if различных средах (воде, мыльной воде, минераль­ ном масле и д р .) с различной скоростью с целью повышения твердости, прочности и износоустойчивости деталей машин.За­ калка всегда сопровождается отпуском.

Отпуск - это

операция термической обработки, заключаю­

щаяся в нагреве и

последующем быстром или медленном охлаж­

дении. Применяется для снижения внутренних напряжений,

а

138

также для получения наибольшей вязкости при сохранении дос­ таточной твердости и пределов прочности и упругости стали после закалки.

Улучшение состоит из двух последовательных

операций -

закалки и высокотемпературного отпуска и применяется

для

повышения прочности деталей машин при сохранении

или

повы­

шении их вязкости (возрастает способность сопротивления ударным нагрузкам).

Необходимо учитывать, что прочность, твердость и хруп­ кость стали при закалке увеличиваются, а пластичность умень­ шается. Для ликвидации отрицательного свойства закаленной стали (хрупкости) при сохранении положительного (поверхност­ ной твердости) применяют следующие процессы химико-термиче­ ской обработки, целью которых являете я.поверхностное упроч­ нение.

Цементация (насыщение углеродом поверхностных слоев деталей из низкоуглеродистой стали) и нитроцемектация ( на­ сыщение углеродом и азотом поверхностных слоев тех же дета­ лей) с последующей закалкой и отпуском позволяют получить детали с высокой поверхностной твердостью и износостойко­ стью при достаточно вязкой сердцевине.

Азотирование (насыщение азотом поверхностных слоев стальных деталей) позволяет создать очень твердый, износо­ стойкий, хорошо сопротивляющийся коррозии тонкий слой,уве­ личивающий долговечность детали.

Широко применяют также процессы механического упроч­ нения деталей Машин, заключающиеся в наклепывании поверх­ ностных слоев металла, следствием чего является уплотнение и упрочнение этих слоев. Поверхностное упрочнение наклепом производят обработкой поверхности дробью на глубину 0,7 мм

139



(дробеструйный способ) или обкаткой поверхности

гладкими

роликами на глубину до 15 мм, или чеканкой на глубину

до

35 мм. Это

позволнет, не меняя материала и его

термической

обработки,

дешево и быстро повышать прочность и

долговеч­

 

ность многих деталей, которые работают в условиях перемен­

ных напряжений. Поверхностному наклепу подвергают совершен­

но готовые изделия, после их механической и термической об­ работки .

Необходимо учитывать, что термическая, химико-термиче­

ская обработка или механическое упрочнение требуют специ­

ального оборудования и увеличивают стоимость изготовления деталей, и поэтому не всегда могут быть экономически оправ-

даными.

Л Е К Ц И Я 30. НОВЫЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ,ВЫ­ СОКОЛЕГИРОВАННЫЕ СТАЛИ И СПЛАВЫ.ТИТАНО­ ВЫЕ СПЛАВЫ И ДРУГИЕ ЗАЩИТНЫЕ ПОКРЫТИЯ.

ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИИ МАТЕРИАЛОВ.

Развитие пищевого машиностроения, внедрение новых тех­ нологических процессов в пищевой промышленности, тенденция применения высоких скоростей, удельных нагрузок и рабочих температур в создаваемых машинах потребовали применения но­ вых материалов с улучшенными свойствами и новыми специаль­ ными характеристиками. Потребность в новых материалах ощу­ щается также в связи с развитием химической, нефте- и газо­ перерабатывающей промышленности,, котло- и турбостроения,ре­ активной, ракетной и атомной техники и других отраслей на­ родного хозяйства.

Венее эффективные виды материалов должны постоянно вытеснять­

140

ся более экономичными.

Основными новыми машиностроительными материалами явля­

ются следующие.

 

Высоколегированные стали и сплавы. В соответствии

с

ГОСТ 5632-61 их разделяют на три группы: 1-коррозионностой-

кие (нержавеющие), 2-жаростойкие (окалиностойкие) стали

и

сплавы, 3-жаропрочные стали и сплавы.

 

Коррозионностойкой (нержавеющей) называют сталь, обла­

дающую высоким сопротивлением электрохимической коррозии

(атмосферной, кислотное, щелочной, соловой и д р .). Из

кор­

розионностойких сталей особую группу составляют кислотостой­ кие стали, например, хромистые стали с содержанием 16-30/$

хрома

(X I?, Х25Т, Х28) и хромо никелевые

стали с

содержанием

в среднем

10-12% никеля (0XI8HI0,

XI8H9,

XI8H9T,

XI8HI0T,

0Х18Н12Б,

XI7HI3M2T, XI7HI3M3T и

д р .).

 

 

 

 

По данным Всесоюзного научно-исследовательского инсти­

тута

хлебопекарной промышленности

нержавеющую сталь

марки

IXI8H9T используют для изготовления деталей разливочных,до­ зировочных, тестодслителышх машин. В работах Всесоюзного научно-исследовательского и экспериментально-!^нструкторско-

го института продовольственного машиностроения отмечается,

что для изготовления барабанных сепараторов, помимо коррози­ онностойких сталей марок XI8H9T, XI8HI0T и других, использу­ ют высокопрочные стали марок Х15Н9Ю, XI7H2. Кроме этого,при­ меняется титанирование углеродистых сталей и считается перс­ пективным применение титановых сплавов, (ризико-механические и антикоррозионные свойства которых обеспечивают им преиму­ щество перед нержавеющими сталями.

Малый удельный вес, высокая прочность, коррозионная