Файл: Подсолонко, В. А. Технико-экономическая информация в управлении металлургическим предприятием.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стойкость в пищевых и химических средах способствовали

то­

му, что в настоящее время титановые сплавы стали

применять­

ся для деталей пищевой и химической аппаратуры:

труб,

вен­

тилей, клапанов, сеток, деталей насосов и др. Титановые сплавы применяют также дли изготовления высокоскоростных центрифуг, где большое значение имеет уменьшение вращающей­ ся массы.

В настоящее время предусмотрено широкое применение

прокатно-тянутых и прессованных

изделий,

фасонного

литья

из титановых сплавов для изготовления

нестандартиэованного

оборудования

и

ремонтных нужд на

предприятиях

Министер­

ства

пищевой

промышленности СССР.

В

настоящее

 

время

на Сумском

машзаводе

им.Фрунзе освоено изготовление

теп­

лообменной

аппаратуры

из титановых

сплавов

для химической

промышленности.

Завод

выпускает веотикальные

кожухо-труб­

чатые

теплообменники,

конденсаторы,

кипятильники

для

выпарных

установок,

изготовляет

змеевики,

трубные

ре­

шетки

и

другие

сложные изделия,

 

предназначенные

 

для

работы в агрессивных средах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чрезвычайно большое внимание вопросу применения

тита­

новых сплавов

в

пищевой, химической

и

других

отраслях

про­

мышленности уделяется в США и других странах. Интересно от­ метить, что ежегодные потери от коррозии в США составляют

6 млрд, долларов.

Обобщение отечественных данных по исследовательским ра­ ботам и эксплуатации титанового оборудования показывает,что при внедрении титановой аппаратуры в различные отрасли про-

142


цьшленности, народное хозяйство СССР получит 30-40 тыс.руб.

экономии на каждую тонну титана. По ориентировочным данным Запорожского научно-исследовательского института титана при­ менение в пищевой промышленности в 1975 году 600 тонн тита­ на даст экономический эффект в сумме 12-15 млн.рублей.

Новые алюминиевые и магниевые сплавы благодаря малой

плотности, высокой прочности, немагнитности и

другим

свой­

ствам все больше применяются в машиностроении

и уже

сейчас

по объему производства занимают второе место

после сталей.

Благодаря высокой удельной прочности они позволяют в техни­

ке снижать вес изделий

на 40-50$ по сравнению с

чугуном

и

сталью. Поэтому их все

чаще используют для

изготовления

маслосборников, копрессорных установок, станков, движущихся частей различных машин, патрубков,- кронштейнов, литых рам,

переносного инструмента (дрели, пневматические молотки) и

ДР.

Медь и новые медные сплавы (Бр Б2; Бр Б2,5; Бр БНТ1,9;

Чц-3; МН-10 и д р .) благодаря их высокой электро- и теплопро­ водности в сочетании с хорошими механическими и технологиче­ скими свойствами, немагнитности и высокой коррозионной стой­ кости обеспечивают рентабельность использования во многих областях техники. Почти 50$ меди используют для получения сплавов.

Сплавы, изготовляемые из металлических порошков путем прессования и спекания без расплавления или с частичным рас­ плавлением наиболее легкоплавкой составляющей их, называются порошковыми, а отрасль тсхники-порошковой металлургией.Таким образом получают порошковые материалы на железной основе,

143

спеченые стали, келезомедные спеченые сплавы, спеченые алю­ миниевые порошки (САП), порошковые материалы со специальны­

ми свойствами (антифрикционные, фрикционные,

магнитные,

ва­

куумные контактные

и д р .) . металлокерамические

твердые спла­

вы (в основном для

рекущих инструментов) и жаропрочные

ма­

териалы (например,

керметы - тугоплавкие окислы металлов

в

сочетании с чистыми

металлами).

 

 

В настоящее время промышленность широко применяет так­ же высокомолекулярные органические соединения, которые при­

нято называть полимерами. Они являются основой для получе­

ния синтетических полимерных материалов путем переработки

синтетических и природных полимеров. К ним относят пласти­ ческие массы, химические волокна, каучук, резину, целлюлозу

и др.

Пластические массы разделяют на простые и сложные(коы-

позиционные). Простые пластмассы представляют собой чистые полимеры (полиэтилен). Сложные пластмассы состоят из поли­ мера, предназначенного для связи, наполнителя (ткань,асбест,

графит и др.) красителя, мягчителя (пластификатор) и других добавок.

Применяют в машиностроении также силикатные и прочие материалы. Силикатные материалы содержат различные соедине­ ния кремния с другими элементами, что и определяет их назва­ ние. Однако в настоящее время к силикатной промышленности относят и такие производства, продукты которых не содержат соединений кремния (высокоогнеупорные изделия из чистых окислов, магнезитовые, хромагнезитозые, графитовые огнеупо­ ра, гипс, известь и д р .).

Ш


По назначению силикатные материалы условно разделяют

на керамические и огнеупорные материалы, стекло, вяжущие

вещества и бетоны. Керамические изделия и огнеупоры получа­

ют из легкоплавких, тугоплавких огнеупорных глин и каолинов,

чистых окислов и другого природного и искусственного сырья.

Технология изготовления состоит обычно из подготовки

и до­

зировки исходных материалов, увлажнения, формования,

сушки

и обжига. Керамические материалы разделяют на

строительную

керамику (пустотелые материалы, кирпич, черепица, плитки,

ванны, раковины, трубы и д р .), тонкую керамику

(полуфарфоры,

фаянсы и д р .)

и огнеупорные материалы (для футеровки

промыш­

ленных печей,

топок и д р .).

 

 

Стекло и

изделия из стекла получают в результате

расп­

лавления измельченных веществ строго определенного химичес­ кого состава с последующей переработкой’ расплавленной стек­

ломассы в изделия. Различают кварцевое стекло (горный хрус­

таль сплавляется с кварцевым песком при температуре 1700°С),

закаленное стекло (сталинит), безосколочное стекло (триплекс)

пленочное стекло, пеностекло (плиты, блоки, панели в строи­ тельстве), стеклянное волокно.

В настоящее время довольно широкое применение в промыш­ ленности находят стеклокристаллические материалы - ситталы,

шлакоситталы, так как они тверже высокоуглеродистой стали,

легче алюминия, почти в пять раз прочнее обычного стекла, а

по химической стойкости уступают только золоту и платине.

Термостойкость (до ЮОО°С) и износоустойчивость ситталов и шлакоситталов очень высокие. Ситталы получают из стекла пол­ ной или частичной его кристаллизацией, а шлакоситталы - из металлургических шлаков в жидко-текучем состоянии с добав­

145


кой катализаторов. В США такие материалы называют пирокерац и фотокерам.

Значительное внимание в машиностроении уделено защитным

покрытиям. В результате коррозионного разрушения многие ма­

шины выходят из строя. Ежегодно около 10% выплавляемого ме­

талла теряется из-за коррозии в различных отраслях промыш­

ленности, а в химической - до Ф0>й. Защитные покрытия изоли­

руют металл от агрессивной среды, они должны быть сплошными,

должны обладать высокой прочностью сцепления с металлом (ад­

гезией). Кроме этого, в технике защитные покрытия применяют

для предотвращения механического износа

и для восстановле­

ния размеров деталей машин, а также для

защитно-декоративной

отделки. Различают

оксидирование

(создание окисных

пленок

на изделиях из

металлов),

фосфати ровани е (нанесение

фосфатных пленок),

гальванические покрытия (выделение

и

осаждение металлов из водных растворов их солей при пропус­ кании электрического тока через электролит), диффузионные

металлизации (процесс насыщения поверхности изделий из ста­ ли алюминием, бором, хромом, титаном, кремнием и д р .), пла­ кирование (механический метод нанесения покрытия), металли­

зацию (нанесение покрытий на поверхность изделий распылени­ ем расплавленного металла сжатым воздухом или инертным газом)

Применяют также неметаллические покрытия для защиты ме­

таллических деталей, изоляции деталей электромашин. Для по­

крытия изделий применяют лаки, краски, эмали, полимерные

 

материалы, резину, стеклоэмали, керамические материалы

и

т .д .

 

В решениях партии и правительства систематически наме­ чаются конкретные пути сокращения расхода материалов путем

IA6


улучшения конструкций машин и сооружений, уменьшения их га­ баритов и веса, расширения применения новых материалов.Зна­ чение проблемы экономии материалов объясняется рядом причин.

Во-первых, на изготовление самих материалов затрачива­ ется большое количество общественного тр^да. Доля этого ове­ ществленного труда в себестоимости продукции машиностроения,

являющегося основным потребителем металла, весьма значитель­ на.

Во-вторых, в целом ряде случаев уменьшение веса машин

сопровождается также экономией живого труда в связи с умень­

шением обрабатываемой

поверхности, уменьшением

затрат

на

транспортировку и т .д

. Однако необходимо иметь

в виду,

что

снижение веса деталей может сопровождаться увеличением тру­

доемкости их обработки. Это бывает в тех случаях, когда для

облегчения веса деталей приходится прибегать к усложнению

их формы, что иногда приводит к увеличению трудоемкости об­ работки. В этих случаях оптимальным решением будет такое,

при котором суммарный расход овеществленного и живого труда будет наименьшим (при прочих равных условиях).

В-третьих рациональное снижение веса машин приводит в большинстве случаев к сокращению эксплуатационных расходов.

Особенно в тех случаях, когда для своего перемещения машины требуют большого расхода топлива и энергии.

В четвертых, снижение веса машин часто приводит к сни­ жению стоимости зданий и сооружений, в которых они размеща­ ются.

В пятых, особо важное значение имеет проблема экономии дефицитных материалов, объем производства которых по тем или иным причинам невелик. В таких случаях следует изыскать

14-7

материал - заменитель, если же это невозможно, следует сок­ ратить расход дефицитных материалов даже за счет увеличения

трудоемкости обработки деталей (применением рациональных

форм сечения, упрочняющей технологии и

д р .).

 

В шестых, экономия материалов это

также

и проблема

уменьшения отходов.

Коэффициент К использования металла в

машиностроении низок

и составляет в среднем

К = 0,5+0,6 .

Вследствие этого в стране ежегодно около 5 млн. тонн метал­ ла уходит в стружку. Отходы материалов частично теряются или после переработки используются повторно (с повторными отходами). Поэтому отходы материалов - это потеря обществен­

ного

труда

и времени, затраченного на их производство.

 

 

Л Е К Ц И Я

31. ПУТИ ЭКОНОМИИ МАТЕРИАЛОВ. О НОРМИРО­

 

 

 

 

 

ВАНИИ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ. ПРИНЦИПЫ

 

 

 

 

 

 

РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

МАТЕРИА­

 

 

 

 

 

ЛОВ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СПОСОБАХ ПОЛУ­

 

 

 

 

 

ЧЕНИЯ ЗАГОТОВОК.

 

 

 

 

Основными путями экономии матер!алов являются следую­

щие.

I .

Проведение более точных расчетов деталей

машин

по

современной

методике, отвечающей последнему слову

науки

и

техники,

а

также

обоснованное снижение

коэффициента запаса

прочности.

2.

Выбор рациональных типов

деталей и

конструк­

ций.

Например,

в

результате перехода от

клепаных конструк­

ций к сварным, благодаря устранению специальных накладок

или перекрытия одного элемента другим и отсутствию ослабле­

ния листов отверстиями под заклепки, достигается

экономия

металла в среднем на 15-20%.

Вес балки равного

сопротивле­

ния, работающей на изгиб, из

условий прочности

на 30-50%

меньше веса балки постоянного сечения. 3. Выбор оптимальных параметров деталей и агрегатов (расчетных скоростей, основ­

148