Файл: Подсолонко, В. А. Технико-экономическая информация в управлении металлургическим предприятием.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сложные по форме детали, например, корпусные детали с

большим количеством стенок, изготовляют из литейных матери­

алов (чугунов и д р .). Детали сложной конфигурации с тонкими

стенками требуют материалов с особо высокими литейными свой­ ствами.

Детали в форме листов, тонкостенных труб, профильных

балок изготовляют из материалов, допускающих обработку дав­

лением - прокатку, штамповку и т.д . Детали ферм, рам, под­ вергаемые резке, гибке, пробивке отверстий в холодном сос­

тоянии, изготавляют из низкоуглеродистых сталей.

При выборе материала и формы деталей массового произ­

водства необходимо предусматривать возможность обработки на

агрегатных станках, автоматических поточных линиях с целью увеличения производительности труда.

При индивидуальном и мелкосерийном производстве следу­ ет избегать применения литых и штампованных заготовок, так

как при этом затраты на изготовление моделей, штампов и т.д .

используются

не эффективно.

В этих случаях детали целесооб­

разно изготовлять сварными,

коваными и пр.

 

В машиностроении имеют наибольшее распространение чер­

ные металлы, подразделяемые на чугуны и стали.

 

Чугунэто сплав железа с углеродом, содержащий больше

2% углерода.

Относительно дешев и обладает хорошими

литей­

ными свойствами, но,

вследствие структурных особенностей

(вкрапления

графита),

хрупок

и имеет пониженную прочность.

Плохо сопротивляется разрыву и не-пригоден для ударной и

вибрационной

нагрузки. Чугун применяют для фасонного

литья,

для станин,

корпусов

редукторов, корпусов подшипников, кры-.

шек и т.п . По весу чугунные

детали занимают в стационарных

130


машинах первое место;

например,

в станках

вес

чугунных дета-

|.ец составляет более

80%.

Чугуны не

пригодны для обработки

Явлением и сварки.

 

 

 

 

 

 

Серый чугун содержит

обычно

от

3 до

3,6%

углерода,при-

,ел углерод лишь частично находится в химически связанном с

Железом состоянии,

а большая часть его -

в

свободном

состо­

ят!! в

виде графитовых пластинок, которые

в

изломе

придают

чугуну

серый цвет.

Он является прекрасным

литейным материа-

'лол и хорошо заполняет форму благодаря хорошей нидкотекучеaiij и малой усадке при затвердевании. Его температура плав­

ления ниже,

чем у стали, поэтому

возможна

отливка

не только

в песочные,

но и в металлические

формы (в

кокиль).

Типичны-

in деталями из серого чугуна являются: станины и основания,

юрпусы

и коробки, опорные детали (кронштейны, столы,

суп­

порты),

кожухи

и крышки,

полые валы больших диаметров,

шки­

вы и маховики,

рычаги и

маховички управления.

 

Серый чугун (ГОСТ 1412-54) обозначают начальными

бук­

вами СЧ и пределами прочности при растяжении и при изгибе.

Например, СЧ15-32 обозначает серый чугун с пределом

прочное-

ти на растяжение 15 кГ/ммр и на изгиб

32 кГ/ммО.

 

Для более ответственных чугунных деталей машин

приме­

няют модифицированный и

высокопрочный

чугуны.

Модифицирован­

ный чугун отличается от

обыкновенного

серого

чугуна

добавкой

к последнему графитизирующих присадок

(ферросилиция,

силико-

кальция или силикоалюминия), повышающих литейные и механиче­ ские свойства. Высокопрочный чугун (ГОСТ 7293-54) благодаря присадкам магния имеет по сравнению с обыкновенным серым чу­ гуном более высокие механические свойства.

Ковкий чугун (ГОСТ 1215-59) получают путем специально­

131


го отжига отливок из белого чугуна. Название "ковкий" уСлов|

ное, давлением этот чугун не обрабатывают. Детали из ковко^

чугуна

отливаются и могут выдерживать ударные нагрузки

(S(),

ленчатые валы, корпусы подшипников и

д р .). Высокопрочный

,

ковкий

чугуны обозначаются начальными

буквами, пределом npoq

ности на растяжение в

О

и относительным удлинением

пщ

кГ/мы

разрыве

в % (ВЧ 45-0;

КЧ 30-6, и т .д .) .

 

Белый чугун содержит углерод в связанном с железом сос­

тоянии .

В изломе имеет

белый

цвет. Этот материал характери­

зуется высокой твердостью, допускающей обработку резанием только инструментами из твердых сплавов, высокой износостой-

костью, огне- и

теплостойкостью, высоким сопротивлением кор.

розии.

 

 

Изготовляют

детали, работающие на износ, -

прокатное

валки, колеса железнодорожных вагонов, тормозные колодки,рз-

бочие органы размольных машин и

дробилок, насосов для откач­

ки

жидкости с

абразивами.

 

 

 

 

 

 

 

Сталь - это сплав железа с углеродом, содержащий до §

углерода. Конструкционные

стали

- наиболее распространенный

в

машиностроении

материал.

Они

подразделяются на углеродной

и

легированные.

 

 

 

 

 

 

 

 

Углеродистая конструкционная сталь подразделяется на

 

 

■%

 

 

 

 

 

 

 

две

категории.

I.

Сталь углеродистая

обыкновенного

качесиа

(по

ГОСТ 380-60 обозначается, сталь

ст.О , сталь с т .1 , сталь

ст.З

и т .д .) ,

которая в свою очередь делится на группу пер­

вую,

поставляемую по механическим свойствам,

группу вторую,

поставляемую по химическому составу,

группу

третью повышен­

ного

качестза,

поставляемую по механическим свойствам с до­

полнительными

требованиями

по химическому составу.

2. Сталь

132


глеродистая качественная конструкционная (по ГОСТ 1050-60

^означается:

сталь 10, сталь 20 и т .д .) , которая

делится

13группу I -

с нормальным содержанием марганца, и

группу П

.о повышенным содержанием марганца.

 

 

 

По содержанию углерода углеродистые стали

подразделяют

а низкоуглеродистые - с содержанием углерода

до 0,25%,

 

:реднеуглеродистые - с содержанием углерода 0,25 -

0,6%

и

асокоуглеродистые - с содержанием углерода 0 , 6- 2%.

 

 

Легированные конструкционные стали (ГОСТ 4-543-61)

раз-

щают по содержанию легирующих присадок-хромистая,

хроыони-

илевая и т .д .

по качеству-качественная и высококачественная

(роме того, легированные стали подразделяют по суммарному яцентному содержанию легирующих присадок на низколегирован-

й о содержанием

присадок до 2-5%,

среднелегированные, содер-

щие присадки от

2

,5 до 10, и высоколегированные с

содержа-

ism присадок свыше

10%.

 

 

Обозначение

марок легированной

стали ведут по

буквенно-

■ цифровой системе.

Легирующие элементы обозначают

буквами:

Е-хром, Г-марганец, Н-никель, Ф-ванадий, М-молибден, В-воль-

jpau, Ю-алюминий, С-кремний, Д-медь, Р—фосфор, К-кобальт,

Г-титан. Первые две цифры для конструкционных марок стали

^означают содержание углерода в сотых процента. Содержа­

ще легирующих элементов, если оно превышает 1%, ставится

меле соответствующей

буквы

в целых единицах (проценты).

Запример, марка

I2XH3

означает,

что в стали содержится в

[реднем 0,12% С,

около

1% Сг и

около 3% Г/с

,

Fe

-ос-

гальное. Высококачественные

стали обозначаются буквой А,

добавляемой к марке сталей.

Так, 38 ХМЮА означает содержа-

аие 0,38% С, около 1% Сг

меньше

1% Мо , меньше

1%

ЯЕ ,

133


Fe -о ста л ь н о е ,

вы сококачественная.

Медные сплавы

разделяют на бронзы - все медные сплавы

за исключением латуни, и латуни - медные сплавы, в которых преобладающим легирующим компонентом является цинк (до

Латуни и бронзы отличаются высокой антикоррозионной

стойкостью, хорошими антифрикционными качествами и хорошо поддаются обработке резанием. Бронзы разделяют на оловянные,

свинцовые, алюминиевые и др.

Маркируются латуни буквой Л (латунь), бронзы буквами

Бр, и буквами, обозначающими присадки А-алюминий, Б-берил-

лий, К-кремний,

Мц

-марганец, К-железо, Н-никель,

0-оло­

во, С-свинец, Ф-фосфор. Цифры, следующие за буквами,

для

латуней

характеризуют

содержание в процентах

Си

и в

пос­

ледовательности

букв -

соответствующих элементов;

для бронз

- содержание соответствующих элементов. Например

ЛАЖМц

 

66-6-3-2 означает латунь с

содержанием 66% Си , 6% /)е

;

у,

Fe ,

2% Ми

,

остальное Z л

и естественные

примеси.Бр

 

ОЦСН-3-8-4-I означает бронза с содержанием 3%5п

, 8% Zp

,

4% Pb

, 1%

/Vi

остальное

Си .

 

 

 

 

 

Баббиты

-

это сплавы олова с сурьмой и медью или

свин­

цом.

Применяются в подшипниках мощных и ответственных машин

(авиадвигатели, прокатные станы, паровые турбины и т .д ,), а

также в подшипниках машин среднего и тяжелого машиностроения.

Лучшими, но наиболее дорогими и дефицитными являются

оловянистые баббиты Б93, Б89, Б83

содержащие

соответствен­

но 95, 89, 83% олова. Менее

дороги и дефицитны

оловянисто-

-свинцовые баббиты Б16, Б6 ,

БН, БТ

содержащие

относительно

немного олова (6-16% S n ),

но с добавками никеля (Н), тел­

лура (Т) и других элементов.

Вместо

баббитов все более широ-

I3A