Файл: Подсолонко, В. А. Технико-экономическая информация в управлении металлургическим предприятием.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
Исходным материалом для прессования являются слитки из цвет
ных металлов и сплавов диаметром от 60 до |
500 мм и длиной от |
|
100 до 1000 мм в зависимости от мощности |
пресса и |
профиля иэ- |
делий. |
|
|
При свободной ковке формообразование |
поковок |
происходит |
под действием ударов бойка молота или под налимом бойка прес са . Деформируемый металл может течь во все стороны в прост ранстве между бойками. Поковки могут иметь вес от нескольких сот граммов до 300 тонн. Мелкие поковки куют на пневматичес-
ш молотах, |
крупные на паро-воздушных ковочных молотах, |
и |
очень крупные |
и тяжелые поковки на гидравлических прессах. |
|
При горячей объемной штамповке формообразование поковок происходит в специальных инструментах - штампах под действи
ем ударов при штамповке на молотах или при постепенном нажа
тии |
при штамповке на прессах. |
В отличие от свободной |
ковки |
щи |
мтамповке стенки рабочей |
полости штампа допускают |
тече |
ние деформируемого металла только в определенном направлении
и до определенных пределов. |
Этим обеспечивается принудитель |
||
ное получение заданной формы и размеров |
поковок. |
Горячую |
|
■ тажповху ведут на молотах, |
прессах, горизонтально-ковочных |
||
наминах, а также на машинах иных видов. |
Вес штампованных по |
||
ковок достигает 300-350 кг. |
Применение |
штамповок |
вместо ков- |
кж сокращает отходы металла уменьшает трудоемкость изготов
ления поковок |
и их дальнейшей обработки резанием, |
снижает |
себестоимость |
изделий. |
|
Объемная штамповка,ведущаяся без нагрева, называется хо |
||
лодной. С ее |
помощью получают детали или изделия из |
стали и |
цветных металлов заданной формы и размеров с чистыми поверх ностями, которые нуждаются только в небольшой доделке реза-
154
155
нием (сверление отверстий, нарезание резьб и т . п . ) . Основны
ми процессами холодной объемной штамповки являются объемная
формовка, калибровка, чеканка, холодная высадка и |
холодное |
||
(ударное) выдавливание. |
|
|
|
Листовую штамповку применяют для изготовления |
плоских |
||
или пространственных тонкостенных изделий из стали и |
цвет |
||
ных металлов и их сплавов и из некоторых неметаллических |
|||
материалов (текстолита, |
гетинакса, фибры, целлулоида, |
кою |
|
и д р .). Тонколистовой |
металл толщиной от нескольких |
сотых |
|
до 4 мм штампуют главным образом в холодном состоянии, |
а |
толстолистовой толщиной свыше 4 до нескольких десятков мил лиметров - чаще в горячем состоянии. Листовые штампованные детали, как правило, дальнейшей обработке на металлорежущих
станках не |
подвергаются. Этим способом изготавляют |
-более |
||
70% деталей |
легковых |
автомобилей, более 80% деталей счетно- |
||
-пмшущих машин, |
около |
98% металлических изделий |
народного |
|
потребления и т.д . |
|
|
||
Л Е К Ц И Я |
32. |
СТАНДАРТИЗАЦИЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ. НОР |
||
|
|
|
МАЛИ ЗАЦИЯ.УНИФИКАЦИЯ. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕ |
МОСТЬ. ДОПУСКИ И ПОСАДКИ.КЛАССЫ ТОЧНОС ТИ. КАЛИБРЫ.
Большое значение в народном хозяйстве и, в частности,в
нанностроении имеет стандартизация.
Стандаотизация - это обеспечение единообразия продукции путем введения специальных обязательных для применения нор мативных документов - стандартов.. Стандарты на детали машин устанавливают: I) типы машин, размерные ряды деталей и уз лов мавин, ограничивая их число целесообразным минимумом; 2) нормы, которым должны удовлетворять детали. Эти нормы
156
регламентируют конструктивное исполнение различных элемен тов, технические характеристики и качественные показатели,
а также обеспечивают взаимозаменяемость деталей.
Стандартизация деталей машин обеспечивает:
I) возможность массового или крупносерийного производства
стандартных деталей; известно, что трудоемкость деталей в
массовом и крупносерийном производствах во много раз меньие,
чем в мелкосерийном и индивидуальном, причем использование
металла гораздо более эффективно вследствие меньшего |
отхода |
в стружку; 2) возможность использования стандартного |
инст |
румента, режущего, деформирующего, мерительного; 3)легкость замены вышедших из строя деталей при ремонте; 4) большую экономию труда при конструировании и повышение качества кон струкций.
Стандарты в машиностроении охватывают:
1. Общие вопросы: ряды чисел, распространяющиеся на ли
нейные размеры, числа оборотов в минуту и т . д . ; конусности;
стандартные обозначения и оформление чертежей (необходимо принять к сведению,изучению и безусловному исполнению вы
шедшую в |
1969 |
г. из печати Единую систему |
конструкторской |
документации - |
ЕСКД); |
|
|
2. Материалы, их химический состав, основные механиче |
|||
ские свойства и термообработку; |
|
||
3. |
Точность и качество поверхности деталей; |
||
4. |
Формы и размеры деталей наиболее |
массового примене |
ния - крепежные изделия, подшипники качения, цепи, ремни,
муфты, смазочные устройства и т .д .; 5. Конструктивные элементы большинства деталей машин -
резьбы, модули, профиль исходной рейки зубчатых колес, диа метры и ширины шкивов, зубчатые и шпоночные соединения и тл .
157
6. Ряды основных параметров машин, а также качествен показатели машин.
В машиностроении СССР предусмотрены государственные об щесоюзные стандарты - ГОСТы (общесоюзные стандарты, выпушен
ные до 1940 г. обозначались |
ОСТ). С понятием |
стандартизации |
|||
тесно связаны нормализация и унификация. |
|
|
|
||
Нормализацией называется |
стандартизация, |
проводимая в |
|||
пределах отрасли или завода. |
|
Отраслевые и |
заводские |
нормали |
|
могут устанавливаться такие |
и |
на объекты, |
охваченные |
гостами |
|
и остами. |
|
|
|
|
|
Унификацией называется: устранение излишнего многообра
зия типоразмеров и марок продукции (а такие характеристик изделий и методов испытаний) путем максимального сокращения числа их; использование деталей и узлов из ранее спроектиро
ванных и испытанных машин в конструкциях новых машин. |
При |
|
этом в унифицированные объекты не вносятся какие-либо |
изме |
|
нения. Унификация может производиться как в отношении |
стан |
|
дартизованных, так и нестандартизованных объектов. |
|
|
Опыт машиностроения показывает, что большого экономиче |
||
ского эффекта можно добиться агрегатированиеы машины, |
т .е . |
|
изготовлением машин посредством их компоновки из |
отдельных |
нормализованных узлов-агрегатов. Агрегатирование применяется преимущественно для машин индивидуального и мелкосерийного производства и делает возможным серийное изготовление агре гатов, а тем самым дает значительное удешевление и ускорение выпуска машин.
Огромная экономическая выгодность массового и крупносе рийного производства по сравнению с мелкосерийным и индиви дуальным заставляет конструкторов во всех случаях стремиться
158
применять в проектируемых машинах агрегаты или дане детали
машин, ухе изготовленные в массовом производстве. |
|
Взаимозаменяемость. Допуски и посадки. Детали |
машины |
не могут быть изготовлены абсолютно точно и всегда имеют некоторые отклонения от заданного (номинального)размера.
Возмохность сборки деталей и последующая работоспособность узла зависят от некоторых размеров деталей, определяющих их
относительное полохение, зазоры мехду ними и т .п . Поэтому для конструирования, изготовления и эксплуатации деталей и машин решающее значение имеет взаимозаменяемость деталей.
Взаимозаменяемость - это способность независимо изго
товленных деталей без дополнительной обработки занимать свои места в машине и обеспечивать доброкачественную работу.
Благодаря взаимозаменяемости деталей и- узлов машин ускоря
ется проектирование машин, обеспечивается обработка деталей высокопроизводительными методами, значительно облегчается и
ускоряется сборка их, при ремонте машин детали и узлы, |
вы |
||
бывшие из строя, быстро |
заменяются запасными и |
т.п . |
|
Взаимозаменяемость |
(полная или частичная) |
деталей |
и |
узлов машин обеспечивается стандартной системой допусков и
посадок. Применение стандартной системы допусков и посадок
имеет не только техническое значение, так как позволяет вы
бирать рациональную посадку деталей машин, но также |
и |
боль |
шое экономическое значение, поскольку позволяет |
выбирать |
|
такую точность обработки деталей, которая достигается |
сов |
|
ременными методами и наиболее дешево. |
|
|
При сборке сопрягаемых деталей, входящих одна |
в другую, |
|
различают охватывающую и охватываемую поверхности. |
Охваты |
вающую поверхность называют отверстием, а охватываемую -
валом.
159