Файл: Подсолонко, В. А. Технико-экономическая информация в управлении металлургическим предприятием.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходным материалом для прессования являются слитки из цвет­

ных металлов и сплавов диаметром от 60 до

500 мм и длиной от

100 до 1000 мм в зависимости от мощности

пресса и

профиля иэ-

делий.

 

 

При свободной ковке формообразование

поковок

происходит

под действием ударов бойка молота или под налимом бойка прес­ са . Деформируемый металл может течь во все стороны в прост­ ранстве между бойками. Поковки могут иметь вес от нескольких сот граммов до 300 тонн. Мелкие поковки куют на пневматичес-

ш молотах,

крупные на паро-воздушных ковочных молотах,

и

очень крупные

и тяжелые поковки на гидравлических прессах.

 

При горячей объемной штамповке формообразование поковок происходит в специальных инструментах - штампах под действи­

ем ударов при штамповке на молотах или при постепенном нажа­

тии

при штамповке на прессах.

В отличие от свободной

ковки

щи

мтамповке стенки рабочей

полости штампа допускают

тече­

ние деформируемого металла только в определенном направлении

и до определенных пределов.

Этим обеспечивается принудитель­

ное получение заданной формы и размеров

поковок.

Горячую

■ тажповху ведут на молотах,

прессах, горизонтально-ковочных

наминах, а также на машинах иных видов.

Вес штампованных по­

ковок достигает 300-350 кг.

Применение

штамповок

вместо ков-

кж сокращает отходы металла уменьшает трудоемкость изготов­

ления поковок

и их дальнейшей обработки резанием,

снижает

себестоимость

изделий.

 

Объемная штамповка,ведущаяся без нагрева, называется хо­

лодной. С ее

помощью получают детали или изделия из

стали и

цветных металлов заданной формы и размеров с чистыми поверх­ ностями, которые нуждаются только в небольшой доделке реза-

154


155

нием (сверление отверстий, нарезание резьб и т . п . ) . Основны­

ми процессами холодной объемной штамповки являются объемная

формовка, калибровка, чеканка, холодная высадка и

холодное

(ударное) выдавливание.

 

 

 

Листовую штамповку применяют для изготовления

плоских

или пространственных тонкостенных изделий из стали и

цвет­

ных металлов и их сплавов и из некоторых неметаллических

материалов (текстолита,

гетинакса, фибры, целлулоида,

кою

и д р .). Тонколистовой

металл толщиной от нескольких

сотых

до 4 мм штампуют главным образом в холодном состоянии,

а

толстолистовой толщиной свыше 4 до нескольких десятков мил­ лиметров - чаще в горячем состоянии. Листовые штампованные детали, как правило, дальнейшей обработке на металлорежущих

станках не

подвергаются. Этим способом изготавляют

-более

70% деталей

легковых

автомобилей, более 80% деталей счетно-

-пмшущих машин,

около

98% металлических изделий

народного

потребления и т.д .

 

 

Л Е К Ц И Я

32.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ. НОР­

 

 

 

МАЛИ ЗАЦИЯ.УНИФИКАЦИЯ. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕ­

МОСТЬ. ДОПУСКИ И ПОСАДКИ.КЛАССЫ ТОЧНОС­ ТИ. КАЛИБРЫ.

Большое значение в народном хозяйстве и, в частности,в

нанностроении имеет стандартизация.

Стандаотизация - это обеспечение единообразия продукции путем введения специальных обязательных для применения нор­ мативных документов - стандартов.. Стандарты на детали машин устанавливают: I) типы машин, размерные ряды деталей и уз­ лов мавин, ограничивая их число целесообразным минимумом; 2) нормы, которым должны удовлетворять детали. Эти нормы

156


регламентируют конструктивное исполнение различных элемен­ тов, технические характеристики и качественные показатели,

а также обеспечивают взаимозаменяемость деталей.

Стандартизация деталей машин обеспечивает:

I) возможность массового или крупносерийного производства

стандартных деталей; известно, что трудоемкость деталей в

массовом и крупносерийном производствах во много раз меньие,

чем в мелкосерийном и индивидуальном, причем использование

металла гораздо более эффективно вследствие меньшего

отхода

в стружку; 2) возможность использования стандартного

инст­

румента, режущего, деформирующего, мерительного; 3)легкость замены вышедших из строя деталей при ремонте; 4) большую экономию труда при конструировании и повышение качества кон­ струкций.

Стандарты в машиностроении охватывают:

1. Общие вопросы: ряды чисел, распространяющиеся на ли­

нейные размеры, числа оборотов в минуту и т . д . ; конусности;

стандартные обозначения и оформление чертежей (необходимо принять к сведению,изучению и безусловному исполнению вы­

шедшую в

1969

г. из печати Единую систему

конструкторской

документации -

ЕСКД);

 

2. Материалы, их химический состав, основные механиче­

ские свойства и термообработку;

 

3.

Точность и качество поверхности деталей;

4.

Формы и размеры деталей наиболее

массового примене­

ния - крепежные изделия, подшипники качения, цепи, ремни,

муфты, смазочные устройства и т .д .; 5. Конструктивные элементы большинства деталей машин -

резьбы, модули, профиль исходной рейки зубчатых колес, диа­ метры и ширины шкивов, зубчатые и шпоночные соединения и тл .

157


6. Ряды основных параметров машин, а также качествен показатели машин.

В машиностроении СССР предусмотрены государственные об­ щесоюзные стандарты - ГОСТы (общесоюзные стандарты, выпушен­

ные до 1940 г. обозначались

ОСТ). С понятием

стандартизации

тесно связаны нормализация и унификация.

 

 

 

Нормализацией называется

стандартизация,

проводимая в

пределах отрасли или завода.

 

Отраслевые и

заводские

нормали

могут устанавливаться такие

и

на объекты,

охваченные

гостами

и остами.

 

 

 

 

 

Унификацией называется: устранение излишнего многообра­

зия типоразмеров и марок продукции (а такие характеристик изделий и методов испытаний) путем максимального сокращения числа их; использование деталей и узлов из ранее спроектиро­

ванных и испытанных машин в конструкциях новых машин.

При

этом в унифицированные объекты не вносятся какие-либо

изме­

нения. Унификация может производиться как в отношении

стан­

дартизованных, так и нестандартизованных объектов.

 

 

Опыт машиностроения показывает, что большого экономиче­

ского эффекта можно добиться агрегатированиеы машины,

т .е .

изготовлением машин посредством их компоновки из

отдельных

нормализованных узлов-агрегатов. Агрегатирование применяется преимущественно для машин индивидуального и мелкосерийного производства и делает возможным серийное изготовление агре­ гатов, а тем самым дает значительное удешевление и ускорение выпуска машин.

Огромная экономическая выгодность массового и крупносе­ рийного производства по сравнению с мелкосерийным и индиви­ дуальным заставляет конструкторов во всех случаях стремиться

158


применять в проектируемых машинах агрегаты или дане детали

машин, ухе изготовленные в массовом производстве.

 

Взаимозаменяемость. Допуски и посадки. Детали

машины

не могут быть изготовлены абсолютно точно и всегда имеют некоторые отклонения от заданного (номинального)размера.

Возмохность сборки деталей и последующая работоспособность узла зависят от некоторых размеров деталей, определяющих их

относительное полохение, зазоры мехду ними и т .п . Поэтому для конструирования, изготовления и эксплуатации деталей и машин решающее значение имеет взаимозаменяемость деталей.

Взаимозаменяемость - это способность независимо изго­

товленных деталей без дополнительной обработки занимать свои места в машине и обеспечивать доброкачественную работу.

Благодаря взаимозаменяемости деталей и- узлов машин ускоря­

ется проектирование машин, обеспечивается обработка деталей высокопроизводительными методами, значительно облегчается и

ускоряется сборка их, при ремонте машин детали и узлы,

вы­

бывшие из строя, быстро

заменяются запасными и

т.п .

 

Взаимозаменяемость

(полная или частичная)

деталей

и

узлов машин обеспечивается стандартной системой допусков и

посадок. Применение стандартной системы допусков и посадок

имеет не только техническое значение, так как позволяет вы­

бирать рациональную посадку деталей машин, но также

и

боль­

шое экономическое значение, поскольку позволяет

выбирать

такую точность обработки деталей, которая достигается

сов­

ременными методами и наиболее дешево.

 

 

При сборке сопрягаемых деталей, входящих одна

в другую,

различают охватывающую и охватываемую поверхности.

Охваты­

вающую поверхность называют отверстием, а охватываемую -

валом.

159