Файл: Подсолонко, В. А. Технико-экономическая информация в управлении металлургическим предприятием.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размер сопрягаемых поверхностей отверстия и вала, по­

лучаемый в результате расчета или выбираемый по конструктив­ ным соображениям, носит общее название номинального размера

соединения. Номинальный

размер одинаков для

отверстия и

для

вала и он проставляется

на чертеже обычно

с

округлением

до

ближайшего значения по ГОСТ 6636-60.

 

 

 

 

Различают также действительный размер, который

опреде­

ляется непосредственным измерением детали,

и

должен

нахо­

диться между предельными размерами, обусдовлеиными величи­ ной допуска.

Наибольшим и наименьшим предельными размерами называ­

ются такие, между которыми может колебаться действительный размер.

Допуском называется разность между наибольшим и

наи­

меньшим предельными размерами.

 

Разность между наибольшим или наименьшим предельным

размером и номинальным размером называется соответственно

верхним или

нижним отклонением. Отклонения могут

быть поло­

жительными,

отрицательными и нулевыми.

 

Разность между охватывающим и охватываемым

размерами

определяет посадку, то-есть характер соединения двух сопря­ женных деталей, обуслонливающий большую или меньшую свободу

относительного перемещения этих деталей или прочность

не­

подвижного соединения их.

 

Положительная разность между размерами отверстия и ва­

ла называется зазором, а отрицательная (до сборки, естест­ венно) - натягом.

Разность

между наибольшим и

наименьшим зазорами

или

наибольшим и

наименьшим натягами

называется соответственно

160


допуском эазора, или допуском натяга.

В машиностроении встречается необходимость в самых раз­

нообразных подвижных и неподвижных посадках с различными по величине зазорами и натягами для одного и того же номиналь­ ного размера соединения. Посадка осуществляются по двум сис­

темам: системе отверстия и системе вала. В посадках по сис­

теме отверстия предельные размеры отверстия остаются постоян­ ными, и различные посадки осуществляются изменением предель­

ных размеров вала. В посадках по системе вала предельные размеры вала остаются постоянными, и различные посадки осу­

ществляются изменением предельных размеров отверстия. Выбор системы посадок имеет большое экономическое значение. Сис­

тема отверстия при равных условиях обходится дешевле систе­ мы вала, так как при ней требуется меньшее количество доро­ гостоящего инструмента и дешевле обработка изделия, поэтому

она имеет преимущественное применение. В случаях, если это выгодно, применяют систему вала.

Правильный выбор допусков имеет чрезвычайно большое

экономическое и производственное значение, так как он влия­

ет на выбор станков и инструмента для

обработки

деталей, на

необходимую квалификацию рабочих, на режимы обработки

дета­

лей,

на технологию сборки, на качество обрабатываемых дета­

лей и

их себестоимость.

Под правильно

выбранным понимают

такой

наибольший допуск,

при котором

остаются в

силе

все

требования технических условий на изготовление

детали

или

уела машины.

Система допусков и посадок по ГОСТ (ОСТу) состоит иэ

десяти классов точности, которым присвоены номера (в поряд­ ке уменьшения точности) 1 ,2 ,2 а ,3 ,3 а ,4 ,5 ,7 ,8 и 9.

161


Первый класс точности применяют при изготовлении точных

измерительных машин и т.п . Второй класс точности имеет самое

мрокое распространение в машиностроении (станкостроительная,

моторостроительная промышленность и д р .). Третий

класс точ­

ности является менее точным и применяют

его главным образом,

в общем машиностроении. Четвертый класс

точности

применяют в

локомотиво- и вагоноремонтных заводах, в сельскохозяйствен­

ном машиностроении и др. Пятый класс точности применяют при

отсутствии оообой точности сопряжений. Седьмой, восьмой, де­ вятый классы точности предназначены для размеров деталей особо грубо обрабатываемых резанием, а танже для заготовок,

получаемых ковкой, горячей штамповкой,

прокаткой,

сваркой,

жмтьем в землю, в кокиль и т .п .

 

 

Любой из десяти классов точности,

кроме второго, обоз­

начается на чертеже соответствующей цифрой в индексе буквы,

обозначающей посадку. Лишь второй класс не содержит индек­

сов при буквенных обозначениях посадок. Например, рассмотрим

условные обозначения (рис. 3 1 ): а) отклонений отверстия в

системе отверстия (3-й класс точности); б) отклонений вала в системе вала (4-й класс точности); в) отклонений вала в сис­ теме отверстия ( 2-ой класс точности) или отклонений отверс­

тия в

системе вала; г) на

сборочном

чертеже скользящей по­

садки

в системе отверстия

(3-й класс

точности).

В некоторых случаях предельные отклонения указываются непосредственно на чертеже. Цифровые данные отклонений о со­ ответствующим знаком ( ± ) проставляются в индексе и показа­ теле цифры, обозначающей номинальный размер детали. Так, на­ пример, для неподвижного соединения цилиндров диаметра 60 нм

162


обозначения отклонений показаны на рис. 32, а , а подвижного на рис. 32, б .

Посадки определяют характер соединения и показывают

величины эазоров или натягов в соединении.

Посадки второго класса точности располагаются в поряд­

ке убывания натяга и возрастания зазора следующим образом:

прессовые: горячая (гр ), прессовая (пр), легкопрессовая(Пл);

переходные; глухая (Г ), тугая (Т) напряженная (Н), плотная

(П); Подвижные; скользящая (С ), движения (Д), ходовая (X),

легкоходовая (Л), широкоходовая (Ш), тепловая-ходовая (ТХ).

Гарантированный натяг обеспечивается прессовой посадкой.Лег­ копрессовую посадку применяют при установке зубчатых колес или других деталей на валы без дополнительных креплений,так как натяг обеспечивает надежность соединения. Глухую посад­ ку применяют в узлах машин, подвергающихся более или менее частой разборке. Напряженную посадку применяют, когда пре­ дусматривается сборка или разборка узла без значительных усилий, а также для обеспечения центрирования. Скользящую посадку используют в узлах машин с относительным движением деталей при минимальном зазоре, обеспечивающем легкость сборки и разборки. Ходовая посадка обеспечивает необходимый зазор для слоя смазки.

Для приемки готовой детали используют двухсторонние ка­ либры. Отверстие проверяют при помощи предельной пробки

(рис. 3 3 ,а ), у которой цилиндр меньшего диаметра является проходным, а большего - непроходным. Вал проверяют при по­ мощи предельной скобы (рис. 33, б ), у которой, наоборот,

меньший размер относится к непроходной, а больший - к про­ ходной ее стороне. Таким образом, проходные калибры скобы и

163

пробки соответствуют началу

поля допуска вала и отверстия,

а непроходные - концу поля.

Это вытекает из того, что про­

ходной размер скобы равен номинальному диаметру вала, или его наибольшему предельному размеру.

Приемка деталей при помощи предельных калибров сводит­ ся к пробе на проход одной и другой стороны (рис. 33, в ).

Когда проходит непроходная сторона скобы или пробки, деталь бракуется.

165