Файл: Подсолонко, В. А. Технико-экономическая информация в управлении металлургическим предприятием.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
Размер сопрягаемых поверхностей отверстия и вала, по
лучаемый в результате расчета или выбираемый по конструктив ным соображениям, носит общее название номинального размера
соединения. Номинальный |
размер одинаков для |
отверстия и |
для |
||
вала и он проставляется |
на чертеже обычно |
с |
округлением |
до |
|
ближайшего значения по ГОСТ 6636-60. |
|
|
|
|
|
Различают также действительный размер, который |
опреде |
||||
ляется непосредственным измерением детали, |
и |
должен |
нахо |
диться между предельными размерами, обусдовлеиными величи ной допуска.
Наибольшим и наименьшим предельными размерами называ
ются такие, между которыми может колебаться действительный размер.
Допуском называется разность между наибольшим и |
наи |
меньшим предельными размерами. |
|
Разность между наибольшим или наименьшим предельным
размером и номинальным размером называется соответственно
верхним или |
нижним отклонением. Отклонения могут |
быть поло |
жительными, |
отрицательными и нулевыми. |
|
Разность между охватывающим и охватываемым |
размерами |
определяет посадку, то-есть характер соединения двух сопря женных деталей, обуслонливающий большую или меньшую свободу
относительного перемещения этих деталей или прочность |
не |
подвижного соединения их. |
|
Положительная разность между размерами отверстия и ва
ла называется зазором, а отрицательная (до сборки, естест венно) - натягом.
Разность |
между наибольшим и |
наименьшим зазорами |
или |
наибольшим и |
наименьшим натягами |
называется соответственно |
160
допуском эазора, или допуском натяга.
В машиностроении встречается необходимость в самых раз
нообразных подвижных и неподвижных посадках с различными по величине зазорами и натягами для одного и того же номиналь ного размера соединения. Посадка осуществляются по двум сис
темам: системе отверстия и системе вала. В посадках по сис
теме отверстия предельные размеры отверстия остаются постоян ными, и различные посадки осуществляются изменением предель
ных размеров вала. В посадках по системе вала предельные размеры вала остаются постоянными, и различные посадки осу
ществляются изменением предельных размеров отверстия. Выбор системы посадок имеет большое экономическое значение. Сис
тема отверстия при равных условиях обходится дешевле систе мы вала, так как при ней требуется меньшее количество доро гостоящего инструмента и дешевле обработка изделия, поэтому
она имеет преимущественное применение. В случаях, если это выгодно, применяют систему вала.
Правильный выбор допусков имеет чрезвычайно большое
экономическое и производственное значение, так как он влия
ет на выбор станков и инструмента для |
обработки |
деталей, на |
|||
необходимую квалификацию рабочих, на режимы обработки |
дета |
||||
лей, |
на технологию сборки, на качество обрабатываемых дета |
||||
лей и |
их себестоимость. |
Под правильно |
выбранным понимают |
||
такой |
наибольший допуск, |
при котором |
остаются в |
силе |
все |
требования технических условий на изготовление |
детали |
или |
уела машины.
Система допусков и посадок по ГОСТ (ОСТу) состоит иэ
десяти классов точности, которым присвоены номера (в поряд ке уменьшения точности) 1 ,2 ,2 а ,3 ,3 а ,4 ,5 ,7 ,8 и 9.
161
Первый класс точности применяют при изготовлении точных
измерительных машин и т.п . Второй класс точности имеет самое
мрокое распространение в машиностроении (станкостроительная,
моторостроительная промышленность и д р .). Третий |
класс точ |
|
ности является менее точным и применяют |
его главным образом, |
|
в общем машиностроении. Четвертый класс |
точности |
применяют в |
локомотиво- и вагоноремонтных заводах, в сельскохозяйствен
ном машиностроении и др. Пятый класс точности применяют при
отсутствии оообой точности сопряжений. Седьмой, восьмой, де вятый классы точности предназначены для размеров деталей особо грубо обрабатываемых резанием, а танже для заготовок,
получаемых ковкой, горячей штамповкой, |
прокаткой, |
сваркой, |
жмтьем в землю, в кокиль и т .п . |
|
|
Любой из десяти классов точности, |
кроме второго, обоз |
начается на чертеже соответствующей цифрой в индексе буквы,
обозначающей посадку. Лишь второй класс не содержит индек
сов при буквенных обозначениях посадок. Например, рассмотрим
условные обозначения (рис. 3 1 ): а) отклонений отверстия в
системе отверстия (3-й класс точности); б) отклонений вала в системе вала (4-й класс точности); в) отклонений вала в сис теме отверстия ( 2-ой класс точности) или отклонений отверс
тия в |
системе вала; г) на |
сборочном |
чертеже скользящей по |
садки |
в системе отверстия |
(3-й класс |
точности). |
В некоторых случаях предельные отклонения указываются непосредственно на чертеже. Цифровые данные отклонений о со ответствующим знаком ( ± ) проставляются в индексе и показа теле цифры, обозначающей номинальный размер детали. Так, на пример, для неподвижного соединения цилиндров диаметра 60 нм
162
обозначения отклонений показаны на рис. 32, а , а подвижного на рис. 32, б .
Посадки определяют характер соединения и показывают
величины эазоров или натягов в соединении.
Посадки второго класса точности располагаются в поряд
ке убывания натяга и возрастания зазора следующим образом:
прессовые: горячая (гр ), прессовая (пр), легкопрессовая(Пл);
переходные; глухая (Г ), тугая (Т) напряженная (Н), плотная
(П); Подвижные; скользящая (С ), движения (Д), ходовая (X),
легкоходовая (Л), широкоходовая (Ш), тепловая-ходовая (ТХ).
Гарантированный натяг обеспечивается прессовой посадкой.Лег копрессовую посадку применяют при установке зубчатых колес или других деталей на валы без дополнительных креплений,так как натяг обеспечивает надежность соединения. Глухую посад ку применяют в узлах машин, подвергающихся более или менее частой разборке. Напряженную посадку применяют, когда пре дусматривается сборка или разборка узла без значительных усилий, а также для обеспечения центрирования. Скользящую посадку используют в узлах машин с относительным движением деталей при минимальном зазоре, обеспечивающем легкость сборки и разборки. Ходовая посадка обеспечивает необходимый зазор для слоя смазки.
Для приемки готовой детали используют двухсторонние ка либры. Отверстие проверяют при помощи предельной пробки
(рис. 3 3 ,а ), у которой цилиндр меньшего диаметра является проходным, а большего - непроходным. Вал проверяют при по мощи предельной скобы (рис. 33, б ), у которой, наоборот,
меньший размер относится к непроходной, а больший - к про ходной ее стороне. Таким образом, проходные калибры скобы и
163
пробки соответствуют началу |
поля допуска вала и отверстия, |
а непроходные - концу поля. |
Это вытекает из того, что про |
ходной размер скобы равен номинальному диаметру вала, или его наибольшему предельному размеру.
Приемка деталей при помощи предельных калибров сводит ся к пробе на проход одной и другой стороны (рис. 33, в ).
Когда проходит непроходная сторона скобы или пробки, деталь бракуется.
165