Файл: Подсолонко, В. А. Технико-экономическая информация в управлении металлургическим предприятием.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
_ ,— _ |
/t,S lj_____Кк К& N к |
^ |
|
|
[ С Ь и ] . |
~ т У к С * д г С ( д к |
" |
Понятие о цепных передачах
Если зубчатые и червячные передачи являются передача
ми зацеплением с непосредственным контактом, то-есть пере дачами с жесткими звеньями, то цепные передачи (рис.4 5 ,а) -
это механизмы с гибким звеном. Они пепедают движение зацеп лением и преобразуют вращательное движение во вращательное посредством двух звездочек (ведущей и ведомой) и бесконечной приводной цепи. Цепь составлена из многих звеньев, шарнирно соединенных друг с другом, но эти шарниры служат только для придания ей гибкости. Они не увеличивают числа степеней сво
боды всего механизма, поскольку цепь постоянно натянута.
Чтобы цепь могла огибать звеядочку, шаг ее звеньев "t ( рас
стояние между осями шарниров, соединяющих соседние звенья)
должен соответствовать шагу зубьев звездочек по их делитель ным окружностям. Наиболее распространены втулочно-роликовые
цепи (рис .4 5 ,б ), в которых валики неподвижно скреплены с на
ружными пластинами, а втулки - с внутренними. Вращение шар нира - это поворот втулки относительно валика. Ролик служит
для защиты втулки в момент входа шарнира в зацепление со
звездочкой. Профиль зуба звездочки определяется условиями свободного выхода ролика цепи из впадины между двумя зубья ми. Валики и втулки изготовляют из цементируемых сталей 15, 20 и др. После цементации их захаживают. Материал пластин сталь 45,50 с соответствующей закалкой. Шарниры смазывают путем „проваривания" цепи в консистентной смазке. Жидкую смазку окунанием применяют только при скорости цепи, превы шающей 8 м/сек. Две или три цепи, собранные на общих и бо-
208
лее длинных валиках, образуют двух - или трехрядную цепь.
Передаточное число в цепной передаче равно
• m _ j U J Y _ _ Z a .
~ Ш2
Коэффициент |
полезного действия цепной передачи довольно |
|||
высок |
^ = |
0,95 |
г 0,98 . |
|
Окружную силу цепной передачи вычисляют: |
||||
|
|
|
р=у- |
(н) » |
где |
/V - |
вт, |
У - |
м/сек. |
Несущая способность цепной передачи определяется величиной допускаемых контактных напряжений в шарнирах цепи. Поэтому расчет цепи заключается в расчете ее шарниров на износостой кость: [Р]
Р^ К
где К - коэффициент эксплуатации передачи определяют по справочной литературе, СР] - допускаемая окружная сила,
которую определяют по справочной литературе и таблицам.
Л Е К Ц И Я 4 1
ПЕРЕДНИ ТРЕНИЕМ. ФРИКЦИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ. РЕМЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ.
ПОНЯТИЕ О ВАРИАТОРАХ. |
|
Простейшая фрикционная передача |
(рис.А6,а) состоит |
из ведущего и ведомого колес (катков, |
роликов, дисков) и |
стойки. Вращение ведущего колеса преобразуется во вращение ведомого за счет сил трения, развиваемых между ними. Не обходимая сила трения между колесами достигается принуди тельным нажатием одного из них на другое с помощью ползуна и пружины. В отличие от рассмотренных ранее передач данный плоский механизм имеет две степени свободы (подвижные звенья: два катка и ползун; низшие пары: две пары вращения
209
и одна поступательная; кроме того, одна высшая пара):
W '= ЗП -2р5 - рт = 3.3 - 2.3 - I . I = 2
Действительно, нет геометрических препятствий тому,
чтобы одновременно повернуть оба колеса на произвольные со
вершенно независимые углы. Достоинства фрикционных передач
- простота конструкции и бесшуность работы, недостатки -
значительные давления на валы и опоры, непостоянство переда точного числа из-за проскальзывания колес и соответственно
невозможность применения передечи в тех случаях, когда пере даточное число должно быть точным. Поэтому фрикционные пере
дачи применяют гораздо реле, чем другие механические передачи.
При тщательном изготовлении фрикционные передачи могут
работать со скоростями, достигающими 25 м/сек, и при переда точных числах до 10. Мощности, передаваемые ими, колеблютсял
в пределах от ничтожно малых (например, в приборах ) до нес кольких сотен киловатт, но преимущественно до 20 квт.
Поскольку ведомое колесо проскальзывает относительно ведущего окружная скорость его Vz несколько меньше окружной скорости Vi последнего.
Для передачи фрикционной передачей окружной силы Р ее колеса должны быть прижаты друг к другу силой 0. (рис .4 6 ,а)
определяемся по формуле:
Q = ^ ,
где р - коэффициент запаса сцепления колес, который рекомен дуется принимать в силовых передачах машин от 1,25
до 1,5 .
-j7' - коэффициент трения между колесами, принимаемый для стали по стали в масле ^ =0,04-0,05, для стали по стали или чугуну всухую ^-= 0,15 - 0 ,2 .
210
Наиболее часто |
применяют следующие сочетания материа |
|
лов, применяемых для |
изготовления фрикционных колес: |
зака |
ленная сталь или чугун по коже, прессованному асбесту |
или |
|
прорезиненной ткани. |
Так как колеса фрикционных передач |
|
прижаты друг к другу |
с определенной силой, то соответствен |
но их расчет ведут по контактным напряжениям сжатия на пло
щадке касания. Колеса из неметаллических материалов, не
подчиняющихся закону Гука, рассчитывают на ограничение наг рузки, приходящейся на единицу длины контактной линии,
Ременные передачи: В простейшем виде ременная переда ча (рис.46,6) состоит из сшитого в кольцо ремня, надетого с
натягом на два шкива - ведущий и ведомый. Если шкивы цилин
дрические, то их огибает ремень, имеющий форму ленты. В слу чае желобчатых шкивов в желобках (ручьях) размещают ремни трапецеидального сечения, клиновые ремни. Для создания не обходимого трения между ремнем и ободом шкива, ремень дол
жен иметь достаточное начальное натяжение, которое достига
ется различными |
способами. |
Сравнивая |
ременную передачу с зубчатой, можно отме |
тить следующие достоинства первой: возможность передачи мощности на значительные расстояния (до 15 м и более);
плавность и бесшумность работы, обусловленные эластичностью ремня; предохранение механизмов от перегрузки за счет воз можного пробуксовывания ремней по шкивам. Имеются также и недостатки, ограничивающие применение ременных передач:
невозможность выполнения малогабаритных передач (для одина ковых условий работы диаметры шкивов примерно в 5 раз боль шие диаметров зубчатых колес); некоторое непостоянство пере даточного числа в результате скольжения ремня по шкивам;
211
212
повышенная нагрузка на |
валы и их опоры. |
|
|
|
|
|||||||||
|
Ведущей или рабочей ветвью ременной передачи является |
|||||||||||||
ветвь, |
набегающая на ведущий шкив, |
и ее натяжение |
S |
i , |
в |
|||||||||
процессе работы больше, чем натяжение ведомой ветви |
S z |
• |
||||||||||||
Вырежем элемент ремня R-tdcL |
на ведущем шкиве (рис.4 6 ,в ) . |
|||||||||||||
Пусть положение элемента координирует центральный |
|
угол cL, |
||||||||||||
отсчитываемый от начала |
сбегающей ветви. Этот элемент нахо |
|||||||||||||
дится |
под действием натяжений |
S |
и S + d S , |
нормального |
дав |
|||||||||
ления |
со стороны обода |
шкива |
|
|
|
и силы |
трения |
|
обода о |
|||||
ремень |
|
|
|
сЫ- |
|
, где |
В - |
ширина обода, ^-коэффи |
||||||
циент |
трения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Проектируя все силы на касательную и нормаль к элемен |
|||||||||||||
ту найдем: |
|
d $ s f |
% b R ieU |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
2.5 Sin |
|
S c U |
= |
|
В Я -i d d |
|
|
|
||
(здесь |
|
по малости d d |
^ |
CoS |
^ |
~ |
-f |
•, Sin |
|
. |
Или, |
|||
после |
деления |
одного равенства на другое, d S = S -fd d . |
|
|||||||||||
Интегрируя и принимая во внимание, |
что при cL = Q |
|
в точке |
|||||||||||
С S =$2 |
* |
т .е . натяжению ведомой ветви , |
найдем |
(рис.46,г): |
||||||||||
S - S i 6 ^ - |
|
Распространяя |
интегрирование на всю дугу |
|||||||||||
обхвата |
<di , |
получим формулу Эйлера |
S - i max |
|
б ^ |
1 . |
||||||||
Формула |
Эйлера относится |
к тому случаю, когда скольжение |
||||||||||||
происходит |
на всей дуге |
обхвата, |
и строго говоря, |
к ремен |
ной передаче не применима (ибо получена для невесомой, не
растяжимой нити, каковой ремень не является). Но она дает верную качественную характеристику влияния коэффициента
трения и угла обхвата ремнем |
малого шкива на работу пере |
|||
дачи. Чем больше ^ u d t |
тем |
больше отношение |
' , сле |
|
довательно, тем больше и |
разность этих |
сил, представляю |
||
щая собой окружную силу |
Р передачи, а |
значит, |
больше |
213
передаваемый момент. Иными словами, лучше (полнее) использу ются силы предварительного натяжения ремня.
Скольжение ремня по ободу шкива происходит только на
части дуги обхвата в пределах так называемой дуги скольже
ния, меньшей, чем полная дуга обхвата. Чтобы убедиться |
в |
|
этом, отметим, что некоторый элемент |
ремня длиной Д 6 , |
всту |
пающий на шкив в точке а (рис.46,г) |
испытывает натяжение 5у, |
|
На участке вс натяжение постенно убывает от S-f до S z . |
С |
уменьшением напряжения уменьшается упругая деформация эле
мента, в результате |
чего общая длина его в точке С |
станет |
a Z* (д £ < л £ ). А так |
как чугунный шкив деформируется |
гораздо |
меньше, чем ремень, |
то сокращение длины элемента А 6 |
может |
произойти только за |
счет скольжения ремня по ободу шкива в |
направлении, обратном направлению вращения. Таким образом,
скорость ремня в точке С равна разности окружной скорости шкива и скорости деформации ремня- В результате скорость VJ,
более натянутой ведущей ветви оказывается больше скорости ^
менее натянутой ведомой ветви. Дуга ав, где скольжение от
сутствует, носит название дуги покоя. |
В пределах дуги покоя |
|||||
скорость ремня и обода шкива одинаковы. |
Поэтому |
. |
||||
Для |
ведомого шкива дуга покоя располагается также со сто |
|||||
роны набегающей ветви. |
Поэтому и>г - |
Й |
. Тогда |
Переда- |
||
точное число: |
|
|
Яг |
|
|
|
им _ |
Яг _ V>z |
|
|
|
||
|
L = |
|
|
|
||
|
|
Vz Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
£ |
называют коэффициентом упругого скольжения ремня |
|
||||
( £ |
= 0,01 - 0 ,0 2 ). |
|
|
|
|
|
|
С увеличением полезного сопротивления на валу ведомо |
|||||
го |
шкива, а вместе с ним и передаваемого |
окружного усилия Р, |
214