Файл: Подсолонко, В. А. Технико-экономическая информация в управлении металлургическим предприятием.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вагат на контактную прочность и проверяют расчетом зуба

на"

изгиб.

 

 

 

 

Рассмотрим сначала расчет на изгиб зубьев открытых ци­

линдрических прямозубых передач.

Несмотря на то, что в

за ­

цеплении находятся несколько пар зуб: ев одновременно,

для

надежности

расчет на прочность при изгибе ведут,

исходя

из

допущения,

что сила давления между сопряженными

зубьями

передается

одной парой зубьев. При этом рассматривают

зуб

как балку,

жестко защемленную одним концом и

нагруженную

силой Q. ,

приложенной к вершине

зуба (рис.43,д ).

Такое

по­

ложение нагрузки принимают как наиболее опасное - плечо си­

лы относительно опасного сечения зуба имеет

наибольшее

значение. За опасное сечение зуба принимают его сечение

у

корня в зоне наибольшей концентрации напряжений.

 

 

 

Перенесем силу Q.

вдоль линии еедействия в точку,

рас­

положенную на оси симметрии зуба, и разложим на две

 

сос­

тавляющие: изгибающую зуб Р, вызывающую в

опасном

 

сечении

зуба напряжение <3и_ ,

и сжимающую зуб Т,

вызывающую в

зубе

напряжение сжатия < 5 С .

Хотя максимальное

напряжение

возни­

кает на стороне сжатия (на нерабочей стороне) зуба, но рас­

чет его на

прочность производят по напряжению на рабочей

стороне, так как усталостные трещины и разрушение

зубьев

начинаются

I

суммарное

на растянутой стороне зубьев. Поэтому

напряжение в опасном сечении зуба прямозубой цилиндрической

передачи на его

рабочей стороне

(рис.4 3 ,д) определяют

по

формуле:

 

 

 

 

 

_

_

6 КхКдР

Кк к»

Т ____ K ^ d j l

(

s /

<3 - б и . <5с -

g 5 2

j S

' Ъ

1 s 2

198


Ky;

-

коэффициент концентрации нагрузки,

учитывающий нерав­

 

 

номерное распределение нагрузки по

длине зуба;

 

Кэ

-

коэффициент динамической нагрузки,

учитывающий

до­

 

 

полнительную динамическую нагрузку на зуб;

 

6

-

длина зуба (ширина колеса);

 

 

S

-

толщина зуба в опасном сечении зуба;

 

£

-

плечо изгибающей зуб силы относительно опасного сече­

 

 

ния;

 

 

0 с2.

^- момент сопротивления на изгиб опасного сечения зуба.

Подставим в

рассмотренное уравнение

,

а

чис­

литель и знаменатель

правой

части уравнения

помножим

и

раз­

делим на модуль

зацепления т :

S in оС }

 

 

 

<5 = КкКа Р

^ бт£Соьd

т

 

 

 

S

ъГЗГ /

'

 

 

 

/ л б

V.

S Z CoSoL

CoS d

 

 

 

Выражение в

круглых скобках

принято

называть коэффициентом

формы зуба

у, зависящим от

форму зуба:

 

 

 

К к КЗ Р

<

з

 

N

 

Учитывая, что p = <Lp =

z

;

и

\ Л — ~цг

получим

оГз

т

 

 

 

формулу для проверочного

расчета

на

изгиб прямых зубьев ци­

линдрических зубчатых передач в зависимости от передаваемой

зубчатым колесом

мощности

 

А/

(в т ),

угловой

скорости

и )

(рад /сек ),

§ и т

 

(м ):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кк

 

ка

М

 

 

н/ ir

< 3

=-2 у в т2

 

 

-

* Г « з . ]

При проектном

расчете

на

изгиб

зубьев

открытых

передач

определяют требуемую величину модуля зацепления:

 

 

_

 

/

2

 

Xк Кд

N

 

 

 

т

У

Z y fC & u ]

t v

 

 

 

где - коэффициент ширины зубчатых колес по модулю зацепления,

199



Полученную величину модуля округляют до ближайшего стандартного значения.

Допускаемое напряжение на изгиб при работе зубьев од­ ной стороной определяют по формуле:

Мe s - f

 

 

£ < ё.и ]

-

[h]

K s

 

 

 

где

^ - 1 -

предел

выносливости материала

зубьев

при сим­

 

 

метричном цикле

изгиба

= 0,4-

б л у ;

 

[п] -

допускаемый коэффициент запаса прочности, выби­

 

 

раемый

по

таблицам,

 

 

 

Кв -

эффективный коэффициент концентрации напряжений

 

 

у корня зуба, выбираемый по таблицам.

 

 

Теперь

рассмотрим

расчет

зубьев закрытых зубчатых пе-

педач на контактную прочность.

В качестве

исходной прини­

мают формулу Герца-Беляева для наибольших контактных напря­

жений б к при сжатии цилиндров, соприкасающихся по образую­ щим (два контактирующих зуба уподобляются цилиндрам);

 

С5к = 0,418

 

,

 

где Оу -

удельная нагрузка,

 

? "Р

п

 

приходящаяся на единицу длины

в

 

зуба;

 

 

 

Е -

приведенный модуль упругости материалов зубчатых

 

 

колес (шестерни и колеса):

 

 

г _

+

'

 

 

Ь ~

 

^- приведенный радиус кривизны профилей ауиьев шестер­

 

 

ни и

колеса:

q

 

J v Р *

 

 

На р и сЛ З .г:

РС =

 

и

РК =

j3*

,

тогда учитывая, что:

п

<Лш SindL .

n _

SiлЛ .

/

_

2 ft

. J

_ 2 ft L

>ш~

£

/'

Jk

2

>

~

L+i

'

it 'i

200


получим:

q

_

fti S in d

;

 

 

 

)

"

( i± - i) z

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

знак

плюс относится

к наружному, а знак

минус

к внутрен­

нему зацеплению.

 

 

 

 

 

 

Расчет зубьев на

контактную прочность

производят

по

колесу,

так как оно часто

изготовляется из

менее

прочного

материала, чем шестерня.

 

 

 

 

 

Удельная нагрузка

 

для прямых зубьев цилиндрических

зубчатых колес с учетом коэффициента концентрации нагрузки

Кк и коэффициента динамической нагрузки:

оQKxKi РКкЧд _ 2Мк КкКд _ _ _ 2_ _ _ _KxKdN^

У

F

в Cos<L

dn 6 CoSoL

 

dubCosJ.

и>к

 

 

2 ( Ш )

_

Kj«ka_N

_

 

 

 

КкКд.

А/

/ н / \

 

~ 2/)l 6Cos<a

Wn

fti

 

6Co$<k

CO*

 

( 'W1

После подстановки в формулу Герца-Беляева значений

р

и 0^

получим:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г "

_

°'59

/<L=dLJL

КкКд N

 

( н / м 2 )

 

 

~

i

\ /

^

P d '

 

Ш

 

 

 

 

ft

L

У

S Sin 2d.

 

2.IX I011

н/м2

Если оба колеоа стальные,

принимают

Е -

и учитывая, что Л =

2 0 °,

Sin2d= 0 ,6 4 .

Преобразовывая

 

последнюю формулу, получают формулу для

проектного

расчета

на контактную прочность прямых зубьев стальных г(илиндричес ких зубчатых колес:

Щ ион

( м )

где

в

 

 

колес

по межосе­

%=-Ц— коэффициент ширины зубчатых

вому расстоянию;

/V -в т ; СОк -

рад/сек; [ < S j K-

н / м 2 .

 

Полуденное А

округляют до

ближайшего

размера по Г0СТ"у,

а затем определяют остальные геометрические параметры пере­ дачи.

201