Файл: Подсолонко, В. А. Технико-экономическая информация в управлении металлургическим предприятием.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
вагат на контактную прочность и проверяют расчетом зуба |
на" |
|||
изгиб. |
|
|
|
|
Рассмотрим сначала расчет на изгиб зубьев открытых ци |
||||
линдрических прямозубых передач. |
Несмотря на то, что в |
за |
||
цеплении находятся несколько пар зуб: ев одновременно, |
для |
|||
надежности |
расчет на прочность при изгибе ведут, |
исходя |
из |
|
допущения, |
что сила давления между сопряженными |
зубьями |
||
передается |
одной парой зубьев. При этом рассматривают |
зуб |
||
как балку, |
жестко защемленную одним концом и |
нагруженную |
||
силой Q. , |
приложенной к вершине |
зуба (рис.43,д ). |
Такое |
по |
ложение нагрузки принимают как наиболее опасное - плечо си
лы относительно опасного сечения зуба имеет |
наибольшее |
||||
значение. За опасное сечение зуба принимают его сечение |
у |
||||
корня в зоне наибольшей концентрации напряжений. |
|
|
|
||
Перенесем силу Q. |
вдоль линии еедействия в точку, |
рас |
|||
положенную на оси симметрии зуба, и разложим на две |
|
сос |
|||
тавляющие: изгибающую зуб Р, вызывающую в |
опасном |
|
сечении |
||
зуба напряжение <3и_ , |
и сжимающую зуб Т, |
вызывающую в |
зубе |
||
напряжение сжатия < 5 С . |
Хотя максимальное |
напряжение |
возни |
кает на стороне сжатия (на нерабочей стороне) зуба, но рас
чет его на |
прочность производят по напряжению на рабочей |
|
стороне, так как усталостные трещины и разрушение |
зубьев |
|
начинаются |
I |
суммарное |
на растянутой стороне зубьев. Поэтому |
напряжение в опасном сечении зуба прямозубой цилиндрической
передачи на его |
рабочей стороне |
(рис.4 3 ,д) определяют |
по |
|||
формуле: |
|
|
|
|
|
|
_ |
_ |
6 КхКдР |
Кк к» |
Т ____ K ^ d j l |
( |
s / |
<3 - б и . <5с - |
g 5 2 |
j S |
' Ъ |
1 s 2 |
198
Ky; |
- |
коэффициент концентрации нагрузки, |
учитывающий нерав |
|
|
|
номерное распределение нагрузки по |
длине зуба; |
|
Кэ |
- |
коэффициент динамической нагрузки, |
учитывающий |
до |
|
|
полнительную динамическую нагрузку на зуб; |
|
|
6 |
- |
длина зуба (ширина колеса); |
|
|
S |
- |
толщина зуба в опасном сечении зуба; |
|
|
£ |
- |
плечо изгибающей зуб силы относительно опасного сече |
||
|
|
ния; |
|
|
0 с2.
^- момент сопротивления на изгиб опасного сечения зуба.
Подставим в |
рассмотренное уравнение |
, |
а |
чис |
||||
литель и знаменатель |
правой |
части уравнения |
помножим |
и |
раз |
|||
делим на модуль |
зацепления т : |
S in оС } |
|
|
|
|||
<5 = КкКа Р |
^ бт£Соьd |
т |
|
|
|
|||
S |
ъГЗГ / |
' |
|
|
||||
|
/ л б |
V. |
S Z CoSoL |
CoS d |
|
|
|
|
Выражение в |
круглых скобках |
принято |
называть коэффициентом |
|||||
формы зуба |
у, зависящим от |
форму зуба: |
|
|
|
—К к КЗ Р
< |
з |
• |
|
N |
|
Учитывая, что p = <Lp = |
z |
; |
и |
\ Л — ~цг |
получим |
оГз |
т |
|
|
|
|
формулу для проверочного |
расчета |
на |
изгиб прямых зубьев ци |
линдрических зубчатых передач в зависимости от передаваемой
зубчатым колесом |
мощности |
|
А/ |
(в т ), |
угловой |
скорости |
и ) |
||
(рад /сек ), |
§ и т |
|
(м ): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кк |
|
ка |
М |
|
|
н/ ir |
< 3 |
=-2 у в т2 |
|
|
- |
* Г « з . ] |
||||
При проектном |
расчете |
на |
изгиб |
зубьев |
открытых |
передач |
|||
определяют требуемую величину модуля зацепления: |
|
||||||||
|
_ |
|
/ |
2 |
|
Xк Кд |
N |
|
|
|
т |
У |
Z y fC & u ] |
t v |
|
|
|
где - коэффициент ширины зубчатых колес по модулю зацепления,
199
Полученную величину модуля округляют до ближайшего стандартного значения.
Допускаемое напряжение на изгиб при работе зубьев од ной стороной определяют по формуле:
Мe s - f
|
|
£ < ё.и ] |
- |
[h] |
K s |
|
|
|
где |
^ - 1 - |
предел |
выносливости материала |
зубьев |
при сим |
|||
|
|
метричном цикле |
изгиба |
= 0,4- |
б л у ; |
|||
|
[п] - |
допускаемый коэффициент запаса прочности, выби |
||||||
|
|
раемый |
по |
таблицам, |
|
|
||
|
Кв - |
эффективный коэффициент концентрации напряжений |
||||||
|
|
у корня зуба, выбираемый по таблицам. |
|
|||||
|
Теперь |
рассмотрим |
расчет |
зубьев закрытых зубчатых пе- |
||||
педач на контактную прочность. |
В качестве |
исходной прини |
мают формулу Герца-Беляева для наибольших контактных напря
жений б к при сжатии цилиндров, соприкасающихся по образую щим (два контактирующих зуба уподобляются цилиндрам);
|
С5к = 0,418 |
|
, |
|
где Оу - |
удельная нагрузка, |
|
? "Р |
п |
|
приходящаяся на единицу длины |
в |
||
|
зуба; |
|
|
|
Е - |
приведенный модуль упругости материалов зубчатых |
|
||
|
колес (шестерни и колеса): |
|
||
|
г _ |
+ |
' |
|
|
Ь ~ |
|
^- приведенный радиус кривизны профилей ауиьев шестер
|
|
ни и |
колеса: |
q |
|
J v Р * |
|
|
||
На р и сЛ З .г: |
РС = |
|
и |
РК = |
j3* |
, |
тогда учитывая, что: |
|||
п |
<Лш SindL . |
n _ |
SiлЛ . |
/ |
_ |
2 ft |
. J |
_ 2 ft L |
||
>ш~ |
£ |
/' |
Jk “ |
2 |
> |
~ |
L+i |
' |
it 'i |
200
получим: |
q |
_ |
fti S in d |
; |
|
|
|
) |
" |
( i± - i) z |
|
|
|
||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|||
знак |
плюс относится |
к наружному, а знак |
минус |
к внутрен |
|||
нему зацеплению. |
|
|
|
|
|
|
|
Расчет зубьев на |
контактную прочность |
производят |
по |
||||
колесу, |
так как оно часто |
изготовляется из |
менее |
прочного |
|||
материала, чем шестерня. |
|
|
|
|
|
||
Удельная нагрузка |
|
для прямых зубьев цилиндрических |
зубчатых колес с учетом коэффициента концентрации нагрузки
Кк и коэффициента динамической нагрузки:
оQKxKi РКкЧд _ 2Мк КкКд _ _ _ 2_ _ _ _KxKdN^
У |
F |
в Cos<L |
dn 6 CoSoL |
|
dubCosJ. |
и>к |
|
|||||
|
2 ( Ш ) |
_ |
Kj«ka_N |
_ |
|
|
|
КкКд. |
А/ |
/ н / \ |
||
|
~ 2/)l 6Cos<a ’ |
Wn |
fti |
|
6Co$<k |
CO* |
|
( 'W1 |
||||
После подстановки в формулу Герца-Беляева значений |
р |
и 0^ |
||||||||||
получим: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г " |
_ |
°'59 |
/<L=dLJL |
КкКд N |
|
( н / м 2 ) |
|||||
|
|
~ |
i |
\ / |
^ |
P d ' |
|
Ш |
|
|||
|
|
|
ft |
L |
У |
S Sin 2d. |
|
2.IX I011 |
н/м2 |
|||
Если оба колеоа стальные, |
принимают |
Е - |
||||||||||
и учитывая, что Л = |
2 0 °, |
Sin2d= 0 ,6 4 . |
Преобразовывая |
|
||||||||
последнюю формулу, получают формулу для |
проектного |
расчета |
на контактную прочность прямых зубьев стальных г(илиндричес ких зубчатых колес:
Щ ион |
( м ) |
где |
в |
|
|
колес |
по межосе |
%=-Ц— коэффициент ширины зубчатых |
|||||
вому расстоянию; |
/V -в т ; СОк - |
рад/сек; [ < S j K- |
н / м 2 . |
||
|
Полуденное А |
округляют до |
ближайшего |
размера по Г0СТ"у, |
а затем определяют остальные геометрические параметры пере дачи.
201