Файл: Немчинский, А. Б. Резервы повышения эффективности основных производственных фондов строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 25

Показатели оценки уровня использования основных фондов подвижных мастерских технического обслуживания и ремонта строительных машин

П оказатели

Составляющие параметры

Коэффициент технической го­ товности парка машин

Фондооснащенность подвиж­ ными мастерскими строитель­ ных машин

Средний радиус обслужива­ ния строительных машин

См. табл. 20

Ф П.С

стоимость

основных

 

фондов подвижных ма­

 

стерских;

обслужи­

п м

— количество

 

ваемых машин

R — расстояния

обслужива­

 

ния в км;

рейсов

Шр — количество

I

Количество обслуживаемых

яп,с — количество мастерских

машин

 

Аналитическое

выражение

. Ли fi>T.r —

п

ф

^ у м “

Ли

 

п

 

S f lf

р

' =1

*<ср

тр

 

71м П0 = -----

пп.с

Оценка

(1971—1972 гг.)

0,65—0,8

0,02—0,03 тыс. руб. (по нормам 0,05—0,2)

До 2025 (по Н01рмам до 100 км)

80—100

Коэффициент использования

См. табл. 24

? =

0,68-0,72

ь

365

 

календарного времени

 

 

 

л=3

 

 

 

 

£

Пп-ci

Сменность

п п.с{ — количество мастерских

Фп.С —

(=1

1,2—1,3

Лп.С1

 

в каждую смену; i = l —3

 

3


ми машин (потребность обеспечивается на

50—60%,

а по некоторым наименованиям на 30—40%)

эксплуа­

тационно-ремонтные предприятия вынуждены

изготов­

лять их сами, что экономически нецелесообразно. Недостаточно используются также основные фонды

предприятий эксплуатационно-ремонтной базы (табл. 24). Из рассмотренной таблицы видно, насколько велики резервы использования фондов и мощностей заводов по капитальному ремонту строительных машин и баз меха­ низации. При этом в первую очередь следует ставить вопрос об освобождении заводов, занимающихся капи­ тальным ремонтом, от несвойственных им функций по изготовлению строительной продукции. По другим пока­ зателям резервы составляют от 15 до 35%, а их суммар­

ный эффект равен не менее 50%.

Большое значение имеет улучшение использования основных фондов подвижных мастерских технического обслуживания и ремонта строительных машин, имею­ щихся в составе эксплуатационно-ремонтной базы. Ана­ лиз их использования имеет ряд особенностей и требует разработки своего комплекса показателей (табл. 25).

Основным показателем эффективности работы под­ вижных мастерских технического обслуживания являет­ ся повышение коэффициента технической готовности парка строительных машин (см. табл. 25). При этом экономически целесообразно при необходимости иметь резервные мастерские (что снижает фондоотдачу по их фондам), преследуя главную цель — повышение эффек­ тивности работы всего парка машин. Основными резер­ вами в области повышения эффективности использова­ ния основных фондов эксплуатационно-ремонтной базы являются: 1) освобождение заводов и баз механизации от изготовления запасных частей и деталей машин, вы­ пуск которых на предприятиях машиностроения должен возрасти в 2,5—4 раза; 2) повышение технического уровня баз механизации и заводов, выполняющих капи­ тальный ремонт машин; 3) создание единой системы за­ водов по капитальному ремонту машин с их специализа­ цией по видам техники; 4) широкое внедрение прогрес­ сивного агрегатно-узлового метода ремонта, что позво­ лит существенно сократить сроки ремонта (примерно в 2—2,5 раза), снизить его себестоимость, повысить произ­ водительность труда на ремонтных предприятиях (ориен­ тировочно, нс менее чем в 2,5 раза),

68


Разумеется, в первую очередь необходимо использо­ вать резервы ремонтных предприятий в области улучше­ ния использования рабочего времени и повышения годо­ вой производительности (мощности) предприятий.

Автотранспорт строительства. Основные фонды пред­ приятий, обеспечивающих автотранспортом строитель­ ные организации, оценивались в 1972 г. в 4,9 млрд, руб., что составило 18% стоимости всех основных производ­ ственных фондов строительства.

На 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-мон­ тажных работ в среднем приходится стоимость основных фондов автотранспортных предприятий, равная 85 тыс.

руб. Из них

стоимость подвижного состава

составляет

54 тыс. руб.

(в том числе стоимость автотранспорта, до­

ставляющего строителей к месту работы, 3,5

тыс. руб.),

а стоимость эксплуатационно-ремонтной базы 31 тыс. руб. Стоимость перевозок грузов автотранспортом состав­

ляет в настоящее время около

14—15% сметной

стои­

мости строительно-монтажных работ.

 

 

 

Приведенные показатели говорят о большой значи­

мости

использования

резервов

автотранспорта

для

по-

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

26

на 1

Показатели

использования автотранспортных средств

 

 

млн. руб.

сметной стоимости строительно-монтажных работ

 

 

 

 

 

(в сопоставимых показателях)

 

 

 

 

 

Показатели

 

 

1965 г.

1970 г.

1975

г.

 

 

 

 

 

(расчет)

Объем

перевозок

в

140

138

135

 

тыс.

т ............................

 

Тоннаж

среднесписоч­

4,12

5

5,6

 

ного

автомобиля . . .

 

Среднегодовая

произ­

 

 

 

 

 

водительность

1

автомо-

 

 

 

 

 

биле-тонны:

 

 

 

1948

2085

2150

 

В

Т ....................................

 

»

т к м ........................

18 675

21 000

28 000

Среднее расстояние пе­

9,58

10,5

13,2

 

ревозок в к м ...................

 

Количество

автомоби-

74

70

65

 

ле-тонн, всего...................

 

В том числе транспорт­

 

 

 

 

 

ные средства:

 

 

 

32

27

20

 

бортовые ...................

 

самосвальные . . .

34

33

32

 

специализированные.

8

10

13

 

69


<=>

Т а б л и ц а 27

Комплекс показателей для оценки резервов улучшения использования

основных фондов автотранспорта

обслуживающего строительство

Показатели

 

 

Составляющие параметры

 

Среднесписочное

количество

ая

— автомобиле-дни

пребы­

автомобилей

(единиц)

 

вания

в хозяйстве

 

Коэффициент выпуска на ли-{

«р

— автомобиле-дни

пребы-;

нию

 

 

 

 

вания

в работе

 

i-

Коэффициент технической го­

а0

— автомобиле-дни

в ре­

товности

 

 

 

 

монте и его ожидании

 

Средняя

грузоподъемность

Лтд

— автомобиле-тонно-дни

в

одного работающего

автомоби­

 

работе

 

 

 

 

ля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент

использования

Lr

— пробег

 

автомобиля

с

пробега

 

 

 

L0

грузом;

 

 

 

 

 

 

 

— общий пробег автомоби­

 

 

 

 

 

ля

 

 

 

 

Коэффициент

динамического

Г0— грузооборот в ткм;

 

использования

 

грузоподъем­

9ср — средняя

грузоподъем­

ности

 

 

 

 

ность

в

тс

 

 

Коэффициент статического использования грузоподъем­ ности

Среднеэксплуатационная ско­ рость в км/ч

Среднее время простоя под погрузкой и разгрузкой на одну ездку в ч

Среднее расстояние, на ко­ торое перевозят грузы в км

Выработка на одну списоч­ ную тонну грузоподъемности в

т и ткм

Себестоимость 10 ткм в коп.

Фондоотдача

Га

— перевезено груза, всего

ег

в т;

 

— число ездок с грузом

Т в

— время пребывания в на­

 

ряде в ч

Т л

— время

пребывания в

 

движении в ч

 

0Г— общая

грузоподъем­

 

ность

в тс

^ Фа

— стоимость

основных

,J

фондов автотранспорта

'

В руб.;

 

Осм

— сметная стоимость стро­

 

ительно-монтажных ра­

 

бот в руб.

 

Аналитическое

выражение

п

kfijl - f p .

<2д

,Од а0

#т. г —

аА

Лтд

9ср —

J ар

/=г

Го

Тд Lrqcp

г„

<7ср ег

L0

0ср— т

1 н

Тн-Гд

tcp~ ег

R^ср — р

* п

В — — Т- 5а° - ег т’

_

Го

Вад=

- Ткм

С

лГо

°т ф а

^^СМ

Формы ста­

Оценка

тистической

(1971—1972 гг.)

отчетности

 

2-тр, с. 2

2-тр, с. 3

0,6—0,61

2-тр, с. 4

0,65—0,75

2-тр, с. 6

5,1

2-тр, с. 7, 8

0,51

2-тр, с. 17

0,45—0,5

2-тр, с. 13,14

0,49—0,51

2-тр, с. 11

21—25

2-тр, с. 12

20-25%

 

времени

 

работы

2-тр, с. 14, 17

10,6

2-тр, с. 14,17

2100

 

22000

2-тр, с. 37

56—65

11

 

1-кс