Файл: Немчинский, А. Б. Резервы повышения эффективности основных производственных фондов строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
ставимости в динамике по времени по различным стра нам наряду с показателями стоимостными целесообраз но использовать показатели физические.
Комплекс показателей, приведенных в табл. 20, вскрывает резервы, которые реально имеются в боль шинстве строительных организаций и объединений.
Рассмотрим фактические показатели использования строительных машин г.о времени и выработке (табл. 21
и 22).
Как видно из табл. 21, коэффициент сменности строи тельных машин колеблется в пределах 1,1—1,5, что нельзя считать удовлетворительным. Одной из важней ших задач увеличения сменности является обеспечение механизаторами — на вторую и третью смену. Фак тически в некоторых строительных объединениях ме ханизаторы работают в одну удлиненную смену— 10— 11 ч (экскаваторщики и бульдозеристы в системе Каршистроя, Камдорстроя). Так, по управлению Каршистрой в первом полугодии 1972 г. укомплектованность ме ханизаторами для работы в одну смену составляла 80— 85%. Следовательно, надо стремиться не к увеличению парка машин (что отмечается во многих объединениях), а к укомплектованию имеющегося парка механизато
рами.
Количество машинистов на одну списочную маши ну в среднем по подрядному строительству составляет: для экскаваторов — 103%; бульдозеров — 120%; скре перов—90%; передвижных кранов— 130%*.
Сравнение уровня использования строительных ма шин с данными социалистических стран (по материалам НИИЭС) показывает, что коэффициент сменности в 1970 г. составил по экскаваторам: в ГДР—1,71, в ПНР— 1,35; по бульдозерам — соответственно 1,57 и 1,36; по башенным кранам — 1,59 и 1,44; по стреловым кранам 1,53 и 1,33. Количество отработанных машино-часов за год (по показаниям счетчиков) составило: в 1971 г. по экскаваторам: в ГДР — 2985, в ПНР— 1748; по бульдозе рам— соответственно 2313 и 1993; по башенным кра нам—2608 и 2630; по стреловым кранам—2378 и 1954.
* Материалы Всесоюзного совещания по совершенствованию управления парком строительных машин и улучшению их использо вания. Свердловск, 1971.
59
g |
Т а б л и ц а 21 |
Продолжительность работы строительных машин
|
|
|
|
|
Усредненные данные1 |
|
Каршистрой2 |
Камдорстрой2 |
Башнефтестрой2 |
||||||
Строительные |
машины |
|
количество |
сменность |
|
сменность |
машино-часов |
машино-часов |
|||||||
|
часов |
|
|
|
|
|
в |
году |
в |
году |
|||||
|
|
|
1970 г. |
1972 г. |
1970 г. |
1972 г. |
1970 г. |
1Э71 г. |
1970 г. |
1971 г. |
1970 |
г. |
1971 г. |
||
Экскаваторы с ковшом ем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
костью: |
|
|
|
|
10,7 |
1,1 |
1.4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
до 0,35 |
м 3 ............................. |
|
|
8,9 |
|
1,5 |
1.3 |
3461 |
3268 |
2000 |
2200 |
||||
свыше |
0,35 м 3 |
|
11,2 |
11,4 |
1,4 |
1.4 |
|
||||||||
|
|
1 |
1 |
1688 |
2329 |
1818 |
1934 |
||||||||
Скреперы |
.................................. |
|
|
9 |
9,3 |
1,1 |
1,1 |
|
|||||||
Бульдозеры.............................. |
|
|
10 |
10,3 |
1,25 |
1,3 |
|
1,7 |
1,5 |
2822 |
3559 |
2500 |
2650 |
||
Краны: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гусеничны ........................е |
|
|
11,2 |
11,8 |
1,4 |
1,45 |
|
— |
— |
' — |
— |
— |
|
— |
|
башенные.............................. |
|
|
11 |
12,4 |
1,35 |
1,5 |
|
— |
— |
— |
— ' |
2500 |
3250 |
||
автомобильные..................... |
|
9,4 |
10 |
1,15 |
1,25 |
|
— |
— |
3915 |
3159 |
— |
|
— |
||
пневмоколесные . . |
. . |
12 |
12,4 |
1,5 |
1,55 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1 По материалам |
журнала |
«Механизация строительства», 1973, |
№ 2; 1971, |
1. |
|
|
|
|
|
|
|||||
2 По данным обследований |
НИИЭС, |
проведенных с участием автора. |
|
|
|
|
|
|
|
|
П р и м е ч а н и е . Усредненные данные приведены на первое полугодие.
Т а б л и ц а 22
Выработка строительных машин в 1970—1972 гг.
|
Машины |
Единица |
Усред |
Карши- |
Камдор- |
|||
|
измерения |
ненные |
строй |
строй |
||||
|
|
|
|
|
данные |
|
|
|
Экскаваторы с ковшом |
тыс. |
м3 |
130—135 |
170—180 |
155—165 |
|||
емкостью более 0,4 м3 . |
м3 ковша |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||
Скреперы....................... |
то же |
6,4—7,5 |
6—7 |
6—8,5 |
||||
Бульдозеры |
тыс. |
м3 |
57—66 |
126—135 |
55—78 |
|||
бульдозер |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|||
Выработка строительных машин в СССР представле |
||||||||
на выборочными данными (см. табл. 22). |
|
машин |
||||||
Если |
сравнить |
выработку |
землеройных |
|||||
(1971 |
г.) |
в социалистических странах, то она по экскава |
||||||
торам с ковшом емкостью |
свыше 0,4 |
м3 составила: в |
||||||
НРБ — 126, в ВНР — 95 тыс. м3 на 1 м3 ковша; |
а скре |
|||||||
перов |
соответственно 8,5 |
и 6,7 тыс. м3 (по |
данным |
|||||
НИИЭС). |
|
|
|
|
строи |
|||
Основные резервы улучшения использования |
тельных машин заключаются в сокращении внутрисменных потерь, которые составляют около 25% рабочего времени.
Так, по данным обследований Госстроя СССР за пер
вое полугодие 1970 г., |
внутрисменные |
простои, приня |
||||
тые за 100%, вызваны следующими причинами. |
||||||
Отсутствие фронта работы для |
машин . |
. |
30,8% |
|||
Техническая |
неисправность машин . . . . |
. |
16,3% |
|||
Отсутствие |
материалов и конструкций . |
10,3% |
||||
Нарушение |
трудовой дисциплины . . . . |
|
7,2% |
|||
Несвоевременное |
прибытие автотранспорта |
6,1% |
||||
Невозможность работы в связи с неблаго |
3,9% |
|||||
приятными метеорологическими условиями . |
. |
|||||
Несвоевременное |
поступление |
технической |
|
|||
документации........................................................... |
электроэнергии |
|
|
2,9% |
||
Отсутствие |
|
: . |
2,2% |
|||
Прочие организационные причины . |
. |
20,3% |
Значительные резервы улучшения использования строительных машин заключаются в увеличении числа рабочих дней в году (сейчас используется только 55— 58%, а без учета ремонта и обслуживания—65%) и в увеличении коэффициента сменности, который не пре вышает 1,5 (табл. 23).
«I
Годовой режим использования строительных машин по времени |
|
Т а б л и ц а 23 |
|||||||
|
|
|
|||||||
Экскаваторы с |
КОВШОМ |
|
Скреперы |
|
|
Бульдозеры |
|
||
емкостью до |
0.4 м3 |
|
|
|
|
|
|
||
Показатели |
|
1975 г. |
|
|
1975 г. |
|
|
1975 г. |
|
1965 г. |
1970 г. |
1965 г. |
1970 г. |
1965 г. |
1970 г. |
||||
(расчет) |
(расчет) |
(расчет) |
Количество |
рабочих |
дней в |
г о д у ............................................ |
|
|
Количество |
дней |
простоев, |
включая праздничные и выход ные дни, перебазирование ма шин на новые объекты, простои по метеорологическим причи
нам, всего .................................
В том числе ремонт и техни ческое обслуживание . . . .
Количество машино-часов, отрабатываемых за день . .
Количество машино-часов в
год..................................................
Коэффициент сменности . .
207 |
210 |
225 |
192 |
192 |
195 |
222 |
222 |
230 |
158 |
155 |
140 |
173 |
173 |
170 |
143 |
143 |
135 |
55 |
47 |
40 |
23 |
23 |
20 |
35 |
30 |
26 |
9,7 |
10,26 |
12,2 |
8,18 |
10 |
11,5 |
10,8 |
11,1 |
12,5 |
2005 |
2155 |
2740 |
1570 |
1920 |
2240 |
2240 |
2440 |
2880 |
1.2 |
1.3 |
1,5 |
1 |
1,25 |
1,43 |
1,35 |
1,4 |
1,55 |
Разумеется, значительные резервы имеются в улуч шении использования машин по их производительности (выработке).
Важным резервом является повышение коэффициен та технической готовности строительных машин, что может быть обеспечено при ликвидации диспропорции между парком машин и его эксплуатационно-ремонтной базой. Немалое значение для повышения эффективности использования машин имеет улучшение производствен но-бытовых условий механизаторов и в первую очередь обеспечение их транспортом для доставки к местам ра боты машин.
Эксплуатационно-ремонтная база строительных ма шин. В настоящее время сделано многое, чтобы ликви дировать диспропорции между парком строительных машин и его эксплуатационно-ремонтной базой. С 1965 г. введено в эксплуатацию 90 построенных и реконструиро ванных ремонтных заводов. Из них 25 предприятий по ремонту машин построены по типовым проектам мощ ностью 3 млн. руб. ремонтной продукции каждый. За этот же период вступило в строй около 300 баз управ лений механизации. Централизованный ремонт пока организован только по основным типам машин и состав ляет 40—55% общего объема ремонтных работ.
Общая стоимость основных производственных фон дов эксплуатационно-ремонтной базы по расчету автора
составляет |
1,2 млрд, руб., а численность работников |
|||
260 тыс. чел. |
Ежегодные |
затраты на |
ремонт |
и тех |
ническое обслуживание |
строительных |
машин |
равны |
|
1,8 млрд. руб. |
|
|
|
Вместе с тем организации технического обслужива ния и ремонта свойственны недостатки, снижающие эффективность ремонтных работ: недостаточно высокий коэффициент использования мощности заводов по капи тальному ремонту машин (25—40% ремонтной продук ции) — остальные мощности используются для изготов ления такой строительной продукции, как металлические конструкции, монтажные заготовки и пр.; неудовлетво рительное обеспечение баз механизации современным производственным оборудованием, испытательными стен дами, диагностической аппаратурой. Себестоимость и трудоемкость ремонта на ряде предприятий в 1,5—2 раза превышают нормативные показатели. В связи с недо статочным обеспечением запасными частями и деталя-
83
03
Комплекс показателей для оценки резервов улучшения использования основных фондов заводов, выполняющих капитальный ремонт строительных машин, и баз механизации
Показатели Составляющие параметры
Коэффициенты использова |
Q p |
— объем капитальных |
ремонтов |
||
ния: |
предприя |
М р |
в стоимостном выражении; |
||
по загрузке |
— проектная мощность |
по стои |
|||
тий ремонтом |
|
Пр |
мости ремонтов; |
|
|
|
|
— количество |
ремонтируемых |
||
|
|
|
машин; |
|
|
|
|
М п |
— проектная мощность по коли |
||
|
|
|
честву машин (приведенных) |
||
мощности по |
валовой |
<3в |
— объем валовой продукции; |
||
продукции |
|
М в |
— проектная |
мощность |
по вало |
|
|
|
вой продукции |
|
|
календарного |
времени |
(Уд |
—количество рабочих дней |
||
сменности (по оборудо |
Фб[ |
— стоимость оборудования |
|||
ванию) |
|
|
|
|
|
СЛ
> внутрисменного времена
СП |
|
|
а |
--------- ------------------------ |
■ — ------- |
Немчинский |
|
|
<Ъ |
|
|
S |
трудоемкости |
плановой |
* |
||
g |
(расчетной) |
|
S |
|
|
» |
|
|
|
предприятий |
по срокам |
|
ремонта и технического |
|
|
обслуживания |
Крезервов производства по снижению себестои мости ремонтов
резервов фондоотдачи
03
СП
, |
1 |
Тем — факти' еское количество часов работы в смену_ .
Гф — фактическая трудоемкость ре
монта; Г„ — то же, плановая (расчетная)
7 ф — фактические сроки ремонтов; Тп — то же, плановые (расчетные)
Сф |
— фактическая |
себестоимость |
С„ |
ремонтов; |
(расчетная) |
— то же, плановая |
Ф0.ф — фактическая фондоотдача;
Ф0.п — плановая (расчетная) фондо
отдача |
-i . |
Аналитическое |
Оценка |
выражение |
(1971-1972 гг.) |
ц — S s . |
Для заводов 0,25—0,4 |
Цр-в“ Ж р |
|
Лр |
Для баз механизации |
Цр*п— ~гг |
|
М в |
0,65—0,75 |
Qb Для заводов 0,8—0,85; для баз механизации
0,75—0,8
Для заводов 0,73; для
6 365 баз механизации
0,7—0,78
|
л=3 |
|
|
|
|
|
|
S Фб1 |
Для заводов 1 — 1,2; |
||||
фф - |
п—1 |
для баз механизации |
||||
|
Фб1 |
|
|
1—1,5 |
||
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
Гем |
Для заводов 0,8— 0,85; |
|||
т |
“ |
8 |
для |
баз |
механизации |
|
|
|
|
|
0,65—0,75 |
||
Г |
- £ |
± |
|
1,2—1,5 |
||
(должно |
быть |
Г Р<1) |
||||
Г р ~ Г а |
|
|
|
|
||
|
|
|
Для |
заводов |
1,2— 1,5; |
|
i |
|
|
для |
баз |
механизации |
|
t p ~ T B |
1,3— 1,7 |
(должно быть |
*р < 1)
Ъ
«с тг-
tф °-ф
/П — ^
. Фо.П
Для заводов 1,1— 1,3; для баз механизации 1,2— 1,3 (должно быть
/гс«£1)
• 7
Для заводов 0,7—0,9; для баз механизации
■ 0,6—0,8
х - ;■» ' • • • *"