Файл: Немчинский, А. Б. Резервы повышения эффективности основных производственных фондов строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ставимости в динамике по времени по различным стра­ нам наряду с показателями стоимостными целесообраз­ но использовать показатели физические.

Комплекс показателей, приведенных в табл. 20, вскрывает резервы, которые реально имеются в боль­ шинстве строительных организаций и объединений.

Рассмотрим фактические показатели использования строительных машин г.о времени и выработке (табл. 21

и 22).

Как видно из табл. 21, коэффициент сменности строи­ тельных машин колеблется в пределах 1,1—1,5, что нельзя считать удовлетворительным. Одной из важней­ ших задач увеличения сменности является обеспечение механизаторами — на вторую и третью смену. Фак­ тически в некоторых строительных объединениях ме­ ханизаторы работают в одну удлиненную смену— 10— 11 ч (экскаваторщики и бульдозеристы в системе Каршистроя, Камдорстроя). Так, по управлению Каршистрой в первом полугодии 1972 г. укомплектованность ме­ ханизаторами для работы в одну смену составляла 80— 85%. Следовательно, надо стремиться не к увеличению парка машин (что отмечается во многих объединениях), а к укомплектованию имеющегося парка механизато­

рами.

Количество машинистов на одну списочную маши­ ну в среднем по подрядному строительству составляет: для экскаваторов — 103%; бульдозеров — 120%; скре­ перов—90%; передвижных кранов— 130%*.

Сравнение уровня использования строительных ма­ шин с данными социалистических стран (по материалам НИИЭС) показывает, что коэффициент сменности в 1970 г. составил по экскаваторам: в ГДР—1,71, в ПНР— 1,35; по бульдозерам — соответственно 1,57 и 1,36; по башенным кранам — 1,59 и 1,44; по стреловым кранам 1,53 и 1,33. Количество отработанных машино-часов за год (по показаниям счетчиков) составило: в 1971 г. по экскаваторам: в ГДР — 2985, в ПНР— 1748; по бульдозе­ рам— соответственно 2313 и 1993; по башенным кра­ нам—2608 и 2630; по стреловым кранам—2378 и 1954.

* Материалы Всесоюзного совещания по совершенствованию управления парком строительных машин и улучшению их использо­ вания. Свердловск, 1971.

59

g

Т а б л и ц а 21

Продолжительность работы строительных машин

 

 

 

 

 

Усредненные данные1

 

Каршистрой2

Камдорстрой2

Башнефтестрой2

Строительные

машины

 

количество

сменность

 

сменность

машино-часов

машино-часов

 

часов

 

 

 

 

 

в

году

в

году

 

 

 

1970 г.

1972 г.

1970 г.

1972 г.

1970 г.

1Э71 г.

1970 г.

1971 г.

1970

г.

1971 г.

Экскаваторы с ковшом ем­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

костью:

 

 

 

 

10,7

1,1

1.4

 

 

 

 

 

 

 

 

до 0,35

м 3 .............................

 

 

8,9

 

1,5

1.3

3461

3268

2000

2200

свыше

0,35 м 3

 

11,2

11,4

1,4

1.4

 

 

 

1

1

1688

2329

1818

1934

Скреперы

..................................

 

 

9

9,3

1,1

1,1

 

Бульдозеры..............................

 

 

10

10,3

1,25

1,3

 

1,7

1,5

2822

3559

2500

2650

Краны:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гусеничны ........................е

 

 

11,2

11,8

1,4

1,45

 

' —

 

башенные..............................

 

 

11

12,4

1,35

1,5

 

— '

2500

3250

автомобильные.....................

 

9,4

10

1,15

1,25

 

3915

3159

 

пневмоколесные . .

. .

12

12,4

1,5

1,55

 

 

 

 

 

 

 

 

1 По материалам

журнала

«Механизация строительства», 1973,

№ 2; 1971,

1.

 

 

 

 

 

 

2 По данным обследований

НИИЭС,

проведенных с участием автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е . Усредненные данные приведены на первое полугодие.


Т а б л и ц а 22

Выработка строительных машин в 1970—1972 гг.

 

Машины

Единица

Усред­

Карши-

Камдор-

 

измерения

ненные

строй

строй

 

 

 

 

 

данные

 

 

Экскаваторы с ковшом

тыс.

м3

130—135

170—180

155—165

емкостью более 0,4 м3 .

м3 ковша

 

 

 

 

 

 

Скреперы.......................

то же

6,4—7,5

6—7

6—8,5

Бульдозеры

тыс.

м3

57—66

126—135

55—78

бульдозер

 

 

 

 

 

 

Выработка строительных машин в СССР представле­

на выборочными данными (см. табл. 22).

 

машин

Если

сравнить

выработку

землеройных

(1971

г.)

в социалистических странах, то она по экскава­

торам с ковшом емкостью

свыше 0,4

м3 составила: в

НРБ — 126, в ВНР — 95 тыс. м3 на 1 м3 ковша;

а скре­

перов

соответственно 8,5

и 6,7 тыс. м3 (по

данным

НИИЭС).

 

 

 

 

строи­

Основные резервы улучшения использования

тельных машин заключаются в сокращении внутрисменных потерь, которые составляют около 25% рабочего времени.

Так, по данным обследований Госстроя СССР за пер­

вое полугодие 1970 г.,

внутрисменные

простои, приня­

тые за 100%, вызваны следующими причинами.

Отсутствие фронта работы для

машин .

.

30,8%

Техническая

неисправность машин . . . .

.

16,3%

Отсутствие

материалов и конструкций .

10,3%

Нарушение

трудовой дисциплины . . . .

 

7,2%

Несвоевременное

прибытие автотранспорта

6,1%

Невозможность работы в связи с неблаго­

3,9%

приятными метеорологическими условиями .

.

Несвоевременное

поступление

технической

 

документации...........................................................

электроэнергии

 

 

2,9%

Отсутствие

 

: .

2,2%

Прочие организационные причины .

.

20,3%

Значительные резервы улучшения использования строительных машин заключаются в увеличении числа рабочих дней в году (сейчас используется только 55— 58%, а без учета ремонта и обслуживания—65%) и в увеличении коэффициента сменности, который не пре­ вышает 1,5 (табл. 23).

«I


Годовой режим использования строительных машин по времени

 

Т а б л и ц а 23

 

 

 

Экскаваторы с

КОВШОМ

 

Скреперы

 

 

Бульдозеры

 

емкостью до

0.4 м3

 

 

 

 

 

 

Показатели

 

1975 г.

 

 

1975 г.

 

 

1975 г.

1965 г.

1970 г.

1965 г.

1970 г.

1965 г.

1970 г.

(расчет)

(расчет)

(расчет)

Количество

рабочих

дней в

г о д у ............................................

 

 

Количество

дней

простоев,

включая праздничные и выход­ ные дни, перебазирование ма­ шин на новые объекты, простои по метеорологическим причи­

нам, всего .................................

В том числе ремонт и техни­ ческое обслуживание . . . .

Количество машино-часов, отрабатываемых за день . .

Количество машино-часов в

год..................................................

Коэффициент сменности . .

207

210

225

192

192

195

222

222

230

158

155

140

173

173

170

143

143

135

55

47

40

23

23

20

35

30

26

9,7

10,26

12,2

8,18

10

11,5

10,8

11,1

12,5

2005

2155

2740

1570

1920

2240

2240

2440

2880

1.2

1.3

1,5

1

1,25

1,43

1,35

1,4

1,55


Разумеется, значительные резервы имеются в улуч­ шении использования машин по их производительности (выработке).

Важным резервом является повышение коэффициен­ та технической готовности строительных машин, что может быть обеспечено при ликвидации диспропорции между парком машин и его эксплуатационно-ремонтной базой. Немалое значение для повышения эффективности использования машин имеет улучшение производствен­ но-бытовых условий механизаторов и в первую очередь обеспечение их транспортом для доставки к местам ра­ боты машин.

Эксплуатационно-ремонтная база строительных ма­ шин. В настоящее время сделано многое, чтобы ликви­ дировать диспропорции между парком строительных машин и его эксплуатационно-ремонтной базой. С 1965 г. введено в эксплуатацию 90 построенных и реконструиро­ ванных ремонтных заводов. Из них 25 предприятий по ремонту машин построены по типовым проектам мощ­ ностью 3 млн. руб. ремонтной продукции каждый. За этот же период вступило в строй около 300 баз управ­ лений механизации. Централизованный ремонт пока организован только по основным типам машин и состав­ ляет 40—55% общего объема ремонтных работ.

Общая стоимость основных производственных фон­ дов эксплуатационно-ремонтной базы по расчету автора

составляет

1,2 млрд, руб., а численность работников

260 тыс. чел.

Ежегодные

затраты на

ремонт

и тех­

ническое обслуживание

строительных

машин

равны

1,8 млрд. руб.

 

 

 

Вместе с тем организации технического обслужива­ ния и ремонта свойственны недостатки, снижающие эффективность ремонтных работ: недостаточно высокий коэффициент использования мощности заводов по капи­ тальному ремонту машин (25—40% ремонтной продук­ ции) — остальные мощности используются для изготов­ ления такой строительной продукции, как металлические конструкции, монтажные заготовки и пр.; неудовлетво­ рительное обеспечение баз механизации современным производственным оборудованием, испытательными стен­ дами, диагностической аппаратурой. Себестоимость и трудоемкость ремонта на ряде предприятий в 1,5—2 раза превышают нормативные показатели. В связи с недо­ статочным обеспечением запасными частями и деталя-

83


03

Комплекс показателей для оценки резервов улучшения использования основных фондов заводов, выполняющих капитальный ремонт строительных машин, и баз механизации

Показатели Составляющие параметры

Коэффициенты использова­

Q p

— объем капитальных

ремонтов

ния:

предприя­

М р

в стоимостном выражении;

по загрузке

проектная мощность

по стои­

тий ремонтом

 

Пр

мости ремонтов;

 

 

 

количество

ремонтируемых

 

 

 

машин;

 

 

 

 

М п

проектная мощность по коли­

 

 

 

честву машин (приведенных)

мощности по

валовой

<3в

— объем валовой продукции;

продукции

 

М в

— проектная

мощность

по вало­

 

 

 

вой продукции

 

календарного

времени

(Уд

—количество рабочих дней

сменности (по оборудо­

Фб[

— стоимость оборудования

ванию)

 

 

 

 

 

СЛ

> внутрисменного времена

СП

 

 

а

--------- ------------------------

■ — -------

Немчинский

 

 

 

 

S

трудоемкости

плановой

*

g

(расчетной)

 

S

 

 

»

 

 

 

предприятий

по срокам

 

ремонта и технического

 

обслуживания

Крезервов производства по снижению себестои­ мости ремонтов

резервов фондоотдачи

03

СП

,

1

Тем — факти' еское количество часов работы в смену_ .

Гф фактическая трудоемкость ре­

монта; Г„ то же, плановая (расчетная)

7 ф — фактические сроки ремонтов; Тп то же, плановые (расчетные)

Сф

фактическая

себестоимость

С„

ремонтов;

(расчетная)

то же, плановая

Ф0.ф — фактическая фондоотдача;

Ф0.п — плановая (расчетная) фондо­

отдача

-i .

Аналитическое

Оценка

выражение

(1971-1972 гг.)

ц — S s .

Для заводов 0,25—0,4

Цр-в“ Ж р

 

Лр

Для баз механизации

Цр*п— ~гг

М в

0,65—0,75

Qb Для заводов 0,8—0,85; для баз механизации

0,75—0,8

Для заводов 0,73; для

6 365 баз механизации

0,7—0,78

 

л=3

 

 

 

 

 

S Фб1

Для заводов 1 1,2;

фф -

п—1

для баз механизации

 

Фб1

 

 

1—1,5

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Гем

Для заводов 0,8— 0,85;

т

8

для

баз

механизации

 

 

 

 

0,65—0,75

Г

- £

±

 

1,2—1,5

(должно

быть

Г Р<1)

Г р ~ Г а

 

 

 

 

 

 

 

Для

заводов

1,2— 1,5;

i

 

 

для

баз

механизации

t p ~ T B

1,31,7

(должно быть

*р < 1)

Ъ

«с тг-

tф °-ф

/П ^

. Фо.П

Для заводов 1,1— 1,3; для баз механизации 1,2— 1,3 (должно быть

/гс«£1)

• 7

Для заводов 0,7—0,9; для баз механизации

0,6—0,8

х - ;■» ' • • • *"