Файл: Немчинский, А. Б. Резервы повышения эффективности основных производственных фондов строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно, фондоемкость нового крана —о т н о ­ шение его стоимости к годовой производительности или мощности

(Фе = 17,12 ТЬ1С' руб'- =2,95 тыс. руб.) ниже

фондоемко-

2

5,8 тыс. т

 

сти

старого крана (Фе115’4ТЬ1С-——■= 3,98

тыс. руб).

 

3,9 тыс. т

 

Приведенные в табл. 50 примеры раскрывают методо­ логию количественного учета влияния технического прогресса на эффективность основных производственных

фондов.

Основные направления технического прогресса в стро­

ительстве на ближайшие 15—20 лет

еще формируются.

Перспективными

направлениями

развития

с р е д с т в

м е х а н и з а ц и и

с т р о и т е л ь с т в а следует

считать:

разработку новых эффективных типов строительных ма­ шин на базе создания их единого типажа; унификацию уз­ лов и деталей строительных машин и оборудования; раз­ работку новых средств механизации для замены ручного труда на строительно-монтажных работах (в первую оче­ редь для замены тяжелого ручного труда и облегчения работ, выполняемых в опасных для здоровья условиях); создание машин и оборудования, входящих в технологи­ ческие комплекты машин, и машин, работающих в усло­ виях Крайнего Севера и юга страны.

Принципы перспективного развития средств механи­ зации строительства заключаются в снижении удельного веса малоэффективных машин и замене их машинами с высокой производительностью, во внедрении комплекса новых средств механизации, вытесняющих ручной труд, наиболее полном вооружении строительных организаций комплектами механизированного инструмента и средст­ вами малой механизации работ.

Основные направления развития в и д о в т ра нс пор - т а на прогнозируемый период исходят из того, что удель­ ный вес перевозок автотранспортом (который оценивает­ ся теперь примерно в размере 85% всего объема перево­ зок) строительных, грузов непосредственно к строитель­ ным площадкам несколько снизится. В перспективе следует ожидать значительного увеличения перевозок строительных грузов и техники воздушным транспортом, особенно для отдаленных и труднодоступных районов Севера, Западной и Восточной Сибири, а также Даль­ него Востока. Экономическая эффективность воздушных

144


перевозок существенно возрастс-г. Возможно широкое применение новых видов бездорожного транспорта, в том числе транспортных средств на воздушной подушке.

О б щ а я н а п р а в л е н н о с т ь р а з в и т и я о т р а с - л и заключается в создании единых территориальных баз для обеспечения не только территориальных строитель­ ных объединений, но и строительных организаций других министерств и ведомств, выполняющих строительншмонтажные работы в данных районах. Это позволит реально обеспечить концентрацию производства, специализиро­ вать предприятия, создать крупные производственные комбинаты с современной технологией, максимальной ме­ ханизацией и автоматизацией процессов.

В перспективе найдут развитие домостроительные и сельские строительные комбинаты, эффективность при­ менения которых доказана практикой, а также, очевид­ но, и заводостроительные комбинаты. Получат развитие крупные межрайонные предприятия по производству стальных, алюминиевых, клееных деревянных конст­ рукций.

В ходе прогнозирования влияния технического прог­ ресса обнаруживаются недостатки, все еще присущие практике: до сих пор по-настоящему не разрабатываются проекты «предприятий будущего», которые должны быть построены к 1990 г. и призваны служить в 2000-м и после­ дующих годах. Это предприятия по производству мон­ тажных заготовок, призванные обеспечить монтажные и специализированные строительные организации, за­ воды капитального ремонта строительных машин и др. Проекты некоторых из них отстают даже от совре­ менных требований. Тот факт, что новое технологическое оборудование не выпускают, пока оно не включено в проекты, а в разрабатываемые проекты предприятий стро­ ительства включают только оборудование, выпускаемое промышленностью, сдерживает темпы технического про­ гресса и ограничивает возможности обоснованного учета в прогнозе «предприятий будущего», которые содержали бы новые, революционизирующие идеи в технологии и механизации производства.

Несколько лучше обстоит дело с разработкой проек­ тов машин для строительства на дальнюю перспективу. Однако имеется лишь немного таких предпроектных раз­ работок. Разработка комплексов машин, призванных за­ менить ручной труд в строительстве, еще не закончена.

145

Медленно идет проектирование и выпуск строительных машин для условий Крайнего Севера. Особую тревогу вызывает длительность цикла «проектирование — серий­ ное изготовление и освоение строительных машин и обо­ рудования». Так, фактическая продолжительность цикла создания и освоения экскаваторов непрерывного дейст­ вия составила 138 месяцев, или 11 лет.

Решение проблем перспективного планирования раз­ вития воспроизводства основных фондов нуждается в радикальных мерах по заблаговременному обеспечению строительства прогрессивной «техникой будущего».

3. Выбытие основных производственных фондов вследствие физического и морального износа

Воспроизводство основных фондов обусловлено глав­ ным образом их выбытием в связи с физическим и мо­ ральным износом.

В регулировании процесса воспроизводства фондов важная роль принадлежит нормам амортизации и сум­ мам амортизационных отчислений, которые являются экономическим стимулом для научно-технического прог­ ресса. В настоящее время они увеличены и в них включена прогнозируемая величина морального износа. Удельный вес расходов по капитальному ремонту в общей сумме амортизации имеет тенденцию к снижению (так же, как и отношение этих расходов к общей стоимости основных фондов). Поддержание морально устаревших и прослу­ живших свой срок основных производственных фондов посредством капитальных ремонтов экономически не­ рационально и уступает место замене устаревших фондов новыми, в том числе создаваемыми за счет реновации *.

Фи з и ч е с к и й из нос основных производственных фондов зависит от ряда факторов. К ним следует отнести сроки эксплуатации и возраст основных производствен­ ных фондов, степень интенсивности использования по времени и производительности, состояние технического обслуживания и ремонта. Наряду с этим на выбытие ос­ новных фондов влияют долговечность и надежность тех­ ники. Следует также учитывать и то, что на физический износ существенно воздействуют подотраслевые и реги­ ональные особенности строительного производства.1

1 Г. С о р о к и н . Воспроизводство в условиях развитого социа­ лизма. «Плановое хозяйство», 1973, 7, с. 41-—54.

146


Общий нормативный показатель годового выбытия основных фондов Ву в процентах является средневзве­ шенным показателем дифференцированных данных Byi для отдельных групп фондов строительства, удельный вес которых составляет

_ \ 1 By I

(23)

100

1= 1

В ряде случаев преждевременный физический износ и выбытие основных фондов происходят из-за их нераци­ ональной эксплуатации, несвоевременного технического обслуживания и ремонта, предусмотренного системой планово-предупредительного ремонта строительных ма­ шин, оборудования и транспортных средств.

Результаты разработки нормативной базы для опреде­ ления показателя выбытия основных фондов на период 1971—1975 гг. приведены в табл. 51.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 51

Укрупненные показатели выбытия строительных машин

 

и транспортных средств в

% к их стоимости

 

 

(выборочные данные)

 

 

 

 

Подотрасли

строительства

 

Группы машин

промыш­

 

жилищно-

транс­

и оборудования

 

сельское

граждан-

 

 

ленное

портное

 

 

 

ское

 

 

 

 

 

 

Строительные машины

и оборудование

 

Землеройные машины .

8,5

8,8

8,2

7,9

Монтажные и подъем-

6,4

6

6,3

6,3

но-транспортные машины

Другие

строительные

11,3

13

11

12,4

машины............................

Оборудование . . . .

11,6

10,5

11,2

11,5

Производственный ин-

21,4

22

20,5

21,7

вентарь и

инструмент .

 

Автотранспортные средства

 

Бортовые автомобили .

8,4

9

8

9

Самосвалы....................

7,2

8

7,4

7.1

Специализированные

6,5

7,8

6,2

7.2

автомобили ...................

Автомобили для пере­

9,5

12

10

10,4

возки лю дей...................

147


Т а б л и ц а 52

Укрупненные показатели выбытия основных производственных фондов предприятий промышленности строительных конструкций

и деталей (в % к стоимости основных производственных фондов)

 

 

 

В

том

числе

Предприятия

Всего

здания и

со*

машины, обо*

рудование и

 

 

 

оружения

транспортные

 

 

 

 

 

средства

Сборных

железобетонных

 

 

 

 

конструкций

.................................

3

1 , 5

 

6 , 6

Строительных металлических

 

 

 

 

конструкций

.................................

3 , 9

1 , 4

 

8

Деревянных конструкций . .

2 , 6

1 , 3

 

7

Монтажных заготовок . . .

3 ,1

1 , 6

 

6 , 5

Товарного ...................бетона

3 . 6

2 , 5

 

8 , 5

Асфальтобетона......................

3 ,1

2 , 3

 

8

Заводы капитального ремон­

 

 

 

 

та:

 

 

 

 

 

строительных машин . . .

3 ,1

1 ,5

 

7 , 8

автотранспорта ...................

2 , 9

1 , 3

 

8

Для предприятий, находящихся на самостоятельном промышленном балансе, можно предложить показатели табл. 52.

М о р а л ь н ы й и з н о с основных фондов в строитель­ стве в настоящее время еще учитывается не в полной ме­ ре. Это связано с дефицитом в них, что заставляет иногда использовать фонды, отслужившие амортизационные сроки службы.

По мере насыщения строительства основными фонда­ ми и ускорения технического прогресса моральный износ техники приобретает все большее значение. Это обуслов­ ливается действием общего экономического закона повы­ шения производительности общественного труда. При этом утрата стоимости основных фондов определяется затратами общественного труда на их воспроизводство в современных условиях. Вместе с тем основные фонды в результате влияния технического прогресса обесценива­ ются, т. е. снижается их экономическая эффективность по сравнению с эффективностью новых средств труда. Разработка новых средств механизации строительного производства приводит к старению имеющихся средств в техническом и конструктивном отношении.

148


В процессе старения технических средств можно вы­ делить несколько стадий: 1— разработка нового техни­ ческого принципа средств А; 2 — техническая реализация идеи для средств А; 3 — широкое внедрение в произ­ водство, при этом семейство технических средств А начи­ нает постепенно устаревать; 4 — количество технических

средств А увеличено так, что они обеспечивают

выпуск

основной части продукции; резервы повышения

их эф­

фективности исчерпываются, но морально они еще не из­ ношены; появляются новые технические средства Б; 5 — вновь появившиеся средства Б широко распространяются и начинают определять уровень общественно необходи­ мых затрат труда. Средства А уже не обеспечивают за­ трат на уровне среднеотраслевых, они стареют техничес­ ки и экономически и должны быть заменены новыми средствами1.

Следовательно, срок наступления морального износа основных фондов зависит прежде всего от темпов техни­ ческого прогресса. Установление сроков наступления и количественной оценки морального износа является сложной задачей.

Для количественной оценки морального износа ос­ новных производственных фондов можно предложить ис. пользовать индексы учета технического прогресса (см. табл. 49). Моральный износ Им может определять­ ся сопоставлением образцов новой техники со старой по

частным или интегральному индексам

в абсолютном

стоимостном выражении:

 

я м = ф1(/т - 1) РУ6-

(24)

В свою очередь убыток от использования старой тех­

ники можно исчислить по формуле

 

У „ м = 2 ф« ( ' т - 1 ) , Р У б .

(25)

i=i

 

Решение проблемы определения степени морального износа основных фондов строительства возможно лишь после проведения специальных исследований.

1 В. Г. З а х а р о в . Особенности воспроизводства основных фон дов в условиях научно-технической революции. М., «Экономика», 1972, с. 44—45.

149