Файл: Немчинский, А. Б. Резервы повышения эффективности основных производственных фондов строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
Следовательно, фондоемкость нового крана —о т н о шение его стоимости к годовой производительности или мощности
(Фе = 17,12 ТЬ1С' руб'- =2,95 тыс. руб.) ниже |
фондоемко- |
|
2 |
5,8 тыс. т |
|
сти |
старого крана (Фе115’4ТЬ1С-——■= 3,98 |
тыс. руб). |
|
3,9 тыс. т |
|
Приведенные в табл. 50 примеры раскрывают методо логию количественного учета влияния технического прогресса на эффективность основных производственных
фондов.
Основные направления технического прогресса в стро
ительстве на ближайшие 15—20 лет |
еще формируются. |
||
Перспективными |
направлениями |
развития |
с р е д с т в |
м е х а н и з а ц и и |
с т р о и т е л ь с т в а следует |
считать: |
разработку новых эффективных типов строительных ма шин на базе создания их единого типажа; унификацию уз лов и деталей строительных машин и оборудования; раз работку новых средств механизации для замены ручного труда на строительно-монтажных работах (в первую оче редь для замены тяжелого ручного труда и облегчения работ, выполняемых в опасных для здоровья условиях); создание машин и оборудования, входящих в технологи ческие комплекты машин, и машин, работающих в усло виях Крайнего Севера и юга страны.
Принципы перспективного развития средств механи зации строительства заключаются в снижении удельного веса малоэффективных машин и замене их машинами с высокой производительностью, во внедрении комплекса новых средств механизации, вытесняющих ручной труд, наиболее полном вооружении строительных организаций комплектами механизированного инструмента и средст вами малой механизации работ.
Основные направления развития в и д о в т ра нс пор - т а на прогнозируемый период исходят из того, что удель ный вес перевозок автотранспортом (который оценивает ся теперь примерно в размере 85% всего объема перево зок) строительных, грузов непосредственно к строитель ным площадкам несколько снизится. В перспективе следует ожидать значительного увеличения перевозок строительных грузов и техники воздушным транспортом, особенно для отдаленных и труднодоступных районов Севера, Западной и Восточной Сибири, а также Даль него Востока. Экономическая эффективность воздушных
144
перевозок существенно возрастс-г. Возможно широкое применение новых видов бездорожного транспорта, в том числе транспортных средств на воздушной подушке.
О б щ а я н а п р а в л е н н о с т ь р а з в и т и я о т р а с - л и заключается в создании единых территориальных баз для обеспечения не только территориальных строитель ных объединений, но и строительных организаций других министерств и ведомств, выполняющих строительншмонтажные работы в данных районах. Это позволит реально обеспечить концентрацию производства, специализиро вать предприятия, создать крупные производственные комбинаты с современной технологией, максимальной ме ханизацией и автоматизацией процессов.
В перспективе найдут развитие домостроительные и сельские строительные комбинаты, эффективность при менения которых доказана практикой, а также, очевид но, и заводостроительные комбинаты. Получат развитие крупные межрайонные предприятия по производству стальных, алюминиевых, клееных деревянных конст рукций.
В ходе прогнозирования влияния технического прог ресса обнаруживаются недостатки, все еще присущие практике: до сих пор по-настоящему не разрабатываются проекты «предприятий будущего», которые должны быть построены к 1990 г. и призваны служить в 2000-м и после дующих годах. Это предприятия по производству мон тажных заготовок, призванные обеспечить монтажные и специализированные строительные организации, за воды капитального ремонта строительных машин и др. Проекты некоторых из них отстают даже от совре менных требований. Тот факт, что новое технологическое оборудование не выпускают, пока оно не включено в проекты, а в разрабатываемые проекты предприятий стро ительства включают только оборудование, выпускаемое промышленностью, сдерживает темпы технического про гресса и ограничивает возможности обоснованного учета в прогнозе «предприятий будущего», которые содержали бы новые, революционизирующие идеи в технологии и механизации производства.
Несколько лучше обстоит дело с разработкой проек тов машин для строительства на дальнюю перспективу. Однако имеется лишь немного таких предпроектных раз работок. Разработка комплексов машин, призванных за менить ручной труд в строительстве, еще не закончена.
145
Медленно идет проектирование и выпуск строительных машин для условий Крайнего Севера. Особую тревогу вызывает длительность цикла «проектирование — серий ное изготовление и освоение строительных машин и обо рудования». Так, фактическая продолжительность цикла создания и освоения экскаваторов непрерывного дейст вия составила 138 месяцев, или 11 лет.
Решение проблем перспективного планирования раз вития воспроизводства основных фондов нуждается в радикальных мерах по заблаговременному обеспечению строительства прогрессивной «техникой будущего».
3. Выбытие основных производственных фондов вследствие физического и морального износа
Воспроизводство основных фондов обусловлено глав ным образом их выбытием в связи с физическим и мо ральным износом.
В регулировании процесса воспроизводства фондов важная роль принадлежит нормам амортизации и сум мам амортизационных отчислений, которые являются экономическим стимулом для научно-технического прог ресса. В настоящее время они увеличены и в них включена прогнозируемая величина морального износа. Удельный вес расходов по капитальному ремонту в общей сумме амортизации имеет тенденцию к снижению (так же, как и отношение этих расходов к общей стоимости основных фондов). Поддержание морально устаревших и прослу живших свой срок основных производственных фондов посредством капитальных ремонтов экономически не рационально и уступает место замене устаревших фондов новыми, в том числе создаваемыми за счет реновации *.
Фи з и ч е с к и й из нос основных производственных фондов зависит от ряда факторов. К ним следует отнести сроки эксплуатации и возраст основных производствен ных фондов, степень интенсивности использования по времени и производительности, состояние технического обслуживания и ремонта. Наряду с этим на выбытие ос новных фондов влияют долговечность и надежность тех ники. Следует также учитывать и то, что на физический износ существенно воздействуют подотраслевые и реги ональные особенности строительного производства.1
1 Г. С о р о к и н . Воспроизводство в условиях развитого социа лизма. «Плановое хозяйство», 1973, № 7, с. 41-—54.
146
Общий нормативный показатель годового выбытия основных фондов Ву в процентах является средневзве шенным показателем дифференцированных данных Byi для отдельных групп фондов строительства, удельный вес которых составляет
_ \ 1 By I
(23)
100
1= 1
В ряде случаев преждевременный физический износ и выбытие основных фондов происходят из-за их нераци ональной эксплуатации, несвоевременного технического обслуживания и ремонта, предусмотренного системой планово-предупредительного ремонта строительных ма шин, оборудования и транспортных средств.
Результаты разработки нормативной базы для опреде ления показателя выбытия основных фондов на период 1971—1975 гг. приведены в табл. 51.
|
|
|
|
Т а б л и ц а 51 |
||
Укрупненные показатели выбытия строительных машин |
||||||
|
и транспортных средств в |
% к их стоимости |
|
|||
|
(выборочные данные) |
|
|
|||
|
|
Подотрасли |
строительства |
|
||
Группы машин |
промыш |
|
жилищно- |
транс |
||
и оборудования |
|
|||||
сельское |
граждан- |
|||||
|
|
ленное |
портное |
|||
|
|
|
ское |
|||
|
|
|
|
|
||
|
Строительные машины |
и оборудование |
|
|||
Землеройные машины . |
8,5 |
8,8 |
8,2 |
7,9 |
||
Монтажные и подъем- |
6,4 |
6 |
6,3 |
6,3 |
||
но-транспортные машины |
||||||
Другие |
строительные |
11,3 |
13 |
11 |
12,4 |
|
машины............................ |
||||||
Оборудование . . . . |
11,6 |
10,5 |
11,2 |
11,5 |
||
Производственный ин- |
21,4 |
22 |
20,5 |
21,7 |
||
вентарь и |
инструмент . |
|||||
|
Автотранспортные средства |
|
||||
Бортовые автомобили . |
8,4 |
9 |
8 |
9 |
||
Самосвалы.................... |
7,2 |
8 |
7,4 |
7.1 |
||
Специализированные |
6,5 |
7,8 |
6,2 |
7.2 |
||
автомобили ................... |
||||||
Автомобили для пере |
9,5 |
12 |
10 |
10,4 |
||
возки лю дей................... |
147
Т а б л и ц а 52
Укрупненные показатели выбытия основных производственных фондов предприятий промышленности строительных конструкций
и деталей (в % к стоимости основных производственных фондов)
|
|
|
В |
том |
числе |
Предприятия |
Всего |
здания и |
со* |
машины, обо* |
|
рудование и |
|||||
|
|
|
оружения |
транспортные |
|
|
|
|
|
|
средства |
Сборных |
железобетонных |
|
|
|
|
конструкций |
................................. |
3 |
1 , 5 |
|
6 , 6 |
Строительных металлических |
|
|
|
|
|
конструкций |
................................. |
3 , 9 |
1 , 4 |
|
8 |
Деревянных конструкций . . |
2 , 6 |
1 , 3 |
|
7 |
|
Монтажных заготовок . . . |
3 ,1 |
1 , 6 |
|
6 , 5 |
|
Товарного ...................бетона |
3 . 6 |
2 , 5 |
|
8 , 5 |
|
Асфальтобетона...................... |
3 ,1 |
2 , 3 |
|
8 |
|
Заводы капитального ремон |
|
|
|
|
|
та: |
|
|
|
|
|
строительных машин . . . |
3 ,1 |
1 ,5 |
|
7 , 8 |
|
автотранспорта ................... |
2 , 9 |
1 , 3 |
|
8 |
Для предприятий, находящихся на самостоятельном промышленном балансе, можно предложить показатели табл. 52.
М о р а л ь н ы й и з н о с основных фондов в строитель стве в настоящее время еще учитывается не в полной ме ре. Это связано с дефицитом в них, что заставляет иногда использовать фонды, отслужившие амортизационные сроки службы.
По мере насыщения строительства основными фонда ми и ускорения технического прогресса моральный износ техники приобретает все большее значение. Это обуслов ливается действием общего экономического закона повы шения производительности общественного труда. При этом утрата стоимости основных фондов определяется затратами общественного труда на их воспроизводство в современных условиях. Вместе с тем основные фонды в результате влияния технического прогресса обесценива ются, т. е. снижается их экономическая эффективность по сравнению с эффективностью новых средств труда. Разработка новых средств механизации строительного производства приводит к старению имеющихся средств в техническом и конструктивном отношении.
148
В процессе старения технических средств можно вы делить несколько стадий: 1— разработка нового техни ческого принципа средств А; 2 — техническая реализация идеи для средств А; 3 — широкое внедрение в произ водство, при этом семейство технических средств А начи нает постепенно устаревать; 4 — количество технических
средств А увеличено так, что они обеспечивают |
выпуск |
основной части продукции; резервы повышения |
их эф |
фективности исчерпываются, но морально они еще не из ношены; появляются новые технические средства Б; 5 — вновь появившиеся средства Б широко распространяются и начинают определять уровень общественно необходи мых затрат труда. Средства А уже не обеспечивают за трат на уровне среднеотраслевых, они стареют техничес ки и экономически и должны быть заменены новыми средствами1.
Следовательно, срок наступления морального износа основных фондов зависит прежде всего от темпов техни ческого прогресса. Установление сроков наступления и количественной оценки морального износа является сложной задачей.
Для количественной оценки морального износа ос новных производственных фондов можно предложить ис. пользовать индексы учета технического прогресса (см. табл. 49). Моральный износ Им может определять ся сопоставлением образцов новой техники со старой по
частным или интегральному индексам |
в абсолютном |
стоимостном выражении: |
|
я м = ф1(/т - 1) РУ6- |
(24) |
В свою очередь убыток от использования старой тех |
|
ники можно исчислить по формуле |
|
У „ м = 2 ф« ( ' т - 1 ) , Р У б . |
(25) |
i=i |
|
Решение проблемы определения степени морального износа основных фондов строительства возможно лишь после проведения специальных исследований.
1 В. Г. З а х а р о в . Особенности воспроизводства основных фон дов в условиях научно-технической революции. М., «Экономика», 1972, с. 44—45.
149