Файл: Немчинский, А. Б. Резервы повышения эффективности основных производственных фондов строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

венный состав, которым располагают сейчас (возмож­ но, лишь с увеличением до 10—15%)- Следовательно, для обеспечения перспективных объемов строительно­ монтажных работ необходимо в первую очередь повы­ сить производительность труда строителей по выработ­ ке не менее чем в 2,8—3 раза по сравнению с существу­ ющим уровнем.

При решении вопросов, связанных с существенным сокращением численности работающих на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ, сле­ дует учитывать, что 58% строителей все еще заняты ручным трудом.

Решить эту проблему можно по трем направлениям: повышая уровень заводской готовности строительных конструкций, частей зданий, а также блоков монтируе­ мого оборудования; внедряя прогрессивную технологию производства строительно-монтажных работ и повышая уровень их механизации (с увеличением фондовоору­ женности труда в несколько раз); улучшая организа­ цию строительства.

Согласно данным выполненных расчетов, фондоем­ кость строительства в последующем пятилетии сохраня­ ет тенденцию к некоторому увеличению. Это вызвано тем, что наряду с планируемым улучшением использо­ вания основных фондов по времени и мощности имеет место объективная закономерность вытеснения ручного труда в строительстве на тех операциях, которые до на­ стоящего времени не механизированы. Потребуется ос­ воить новыекомплексы машин и оборудования на стро­ ительных площадках, повысить уровень заводской го­ товности строительных конструкций и деталей, а также увеличить производительность труда на предприятиях строительной индустрии (создавая технологические ли­ нии, механизируя и автоматизируя производство и др.).

Вместе с тем развитие основных фондов строительст­ ва на базе использования последних достижений научнотехнического прогресса приведет к тому, что при равной (при сравнении с прошлым периодом) стоимости основ ных производственных фондов их качественная характе­ ристика будет более высокой. При этом необходимо так­ же обеспечить рациональные темпы и пропорции разви­ тия групп основных фондов.

Среди социальных результатов повышения эффектив­ ности основных производственных фондов в первую оче­

20

редь следует назвать такое их использование и развитие, которое предусматривало бы вытеснение ручного труда в строительстве, начиная с операций, опасных для здо­ ровья рабочих, а также связанных с применением тяже­ лого ручного труда.

Поскольку большая часть строителей трудится на от­ крытом воздухе в разные периоды года и при любой ме­ теорологической обстановке, предстоит решить важную социальную задачу по улучшению условий их работы. Назрела необходимость уменьшить разрыв между усло­ виями труда промышленных рабочих и строителей, содей­ ствовать дальнейшей индустриализации строительства, улучшению условий труда и быта работающих. В составе фондов строительства получила поэтому развитие новая группа основных производственных фондов: инвентарные объекты производственно-обслуживающего назначения, см. § 4. Их внедрение будет способствовать и уменьше­ нию текучести кадров строителей.

К социальным факторам необходимо отнести также создание условий для повышения квалификации строите­

лей (лучшего использования

и некоторого

увеличения

стоимости

основных фондов

учебной базы — учебных

комбинатов

и профессионально-технических

училищ).

3. Подотраслевые и региональные особенности использования основных производственных фондов строительных организаций

Строительство имеет свои подотрасли применительно к отраслям народного хозяйства (промышленное, сель­ ское и др.), которые в свою очередь могут подразделять­ ся по видам1: промышленное строительство — на строи­ тельство объектов металлургии, химии и др.

Подотрасли и виды строительства имеют особенности, оказывающие влияние на показатели использования фон­ дов и, в частности, на фондоотдачу в натуральном (фи­ зическом) или стоимостном измерении.

Подотраслевая направленность строительства сказы­ вается на формировании основных производственных

1 Терминология принята в соответствии с протоколом заседания рабочей комиссии научно-технического совета Госстроя СССР

13/XI—1965 г., № 99.

21


фондов. Это влияние выражается в объемно-планировоч- ных решениях различных объектов, наиболее характер­ ной степени концентрации строительства, организации работ, их материалоемкости, а также в уровне использо­ вания фондов по времени и производительности.

Согласно выполненным автором расчетам, общая фондоемкость строительных организаций колеблется в за­ висимости от их подотраслевой направленности в 6,5 ра­ за, см. главу III, табл. 35. Диапазон изменения показа­ телей по отдельным группам фондов (различным видам строительной техники) достигает примерно 14.

Это вызывается подотраслевыми различиями в физи­ ческих объемах и видах работ, организации и технологии строительного производства.

Линейный

характер железнодорожного и трубопроводного

строительства

требует

своеобразной организации работ, а каждая

из этих подотраслей

строительства — специальной технологии и

наборов основных фондов. Так, одни и те же по назначению и типу машины будут в различных подотраслях использоваться по-иному и на разных операциях. Не только различие в физических объемах работ, но и особенности технологии и характера строительных операций (отрывка котлована экскаватором при строительстве жи­ лого дома и использование этого же экскаватора для устройства насыпи железнодорожного полотна) приводят к тому, что потреб­ ность в машинах не может быть одинаковой. Кроме того, каждая из подотраслей строительства нуждается в специальных машинах и оборудовании, характерных только для данного вида работ (про­ ходческие щиты для строительства тоннелей, путеукладчики для про­ кладки железнодорожных линий и т. п.).

Именно подотраслевой спецификой строительства объясняется необходимость в специализации основных производственных фондов.

Таким образом, подотраслевые особенности строи­ тельства определяют формирование основных производ­ ственных фондов в качественном, количественном и стои­ мостном отношении.

Представляет интерес исследование зависимости фон­ доемкости от материалоемкости подотраслей строитель­ ства. Установлено, что между ними существует обратно пропорциональная зависимость.

Так, для ж и л и щ н о - г р а ж д а н с к о г о строи­ тельства при использовании индустриальных методов характерна наибольшая материалоемкость (на строи­ тельную площадку поступают изготовленные в заводских условиях части зданий и конструкций) при минимальной фондоемкости Фе=250-Г-320 тыс. руб. на 1 млн. руб.

22


сметной стоимости строительно-монтажных работ

(см.табл.35).

В о д о х о з я й с т в е н н о е строительство, за исклю­ чением уникальных сооружений, имеет наименьшую ма­ териалоемкость (устройство открытых каналов для оро­ шения можно вести в ряде случаев без укрепления от­ косов), а фондоемкость его характеризуется макси­ мальными показателями (для оросительных систем Фе=1050 тыс. руб.). При этом у строительных органи­ заций, возводящих осушительные системы, фондоемкость почти в 1,4—1,5 раза выше, чем у организаций, создаю­ щих оросительные системы, и в 2—2,3 раза выше фон­ доемкости организаций, строящих системы сельскохо­ зяйственного водоснабжения и обводнения. В этом проявляются указанные экономические закономерности.

С е л ь с к о е с т р о и т е л ь с т в о , несмотря на отно­ сительную несложность возводимых зданий и сооруже­ ний и соответствующие средства механизации, является более фондоемкой подотраслью (Фе = 480 тыс. руб.), не­

жели

городское

ж и л и щ н о - г р а ж д а н с к о е

с т р о и т е л ь с т в о .

Это объясняется значительной рас­

средоточенностью объектов строительства при их отно­ сительно малых объемах, а также необходимостью использовать малые мощности строительных машин, обо­ рудования, производственных предприятий. Следователь­ но, низкий уровень концентрации влияет на организацию строительно-монтажных работ и на формирование ос­ новных производственных фондов.

Вместе с тем фондоемкость межколхозных строи­ тельных организаций (Фе = 600 тыс. руб.) выше, чем в трестах комплексного строительства в совхозах, несмот­ ря на примерно одинаковые условия строительства. Это положение можно объяснить тремя причинами: 1) в сос­ тав основных фондов МСО включены предприятия, обыч­ но числящиеся на самостоятельном промышленном балансе (кирпичные, лесопильные заводы и др.); 2) уро­ вень использования основных фондов, имеющихся в МСО, ниже уровня использования их в трестах, ведущих строительство в совхозах; 3) степень концентрации строительства меньше.

По п р е д п р и я т и я м р а з л и ч н ы х видов п о д о т р а с л и п р о м ы ш л е н н о г о с т р о и т е л ь ­ ства наибольшая фондоемкость характерна для цвет­ ной металлургии, Фе 560 тыс. руб. Это связано с при­

-23


менением специального дорогостоящего монтажного и горнопроходческого оборудования.

Для т р а н с п о р т н о г о

с т р о и т е л ь с т в а так­

же характерны различия в

показателях фондоемкости

различных его видов. Наиболее фондоемким является строительство гидротехнических сооружений, Фе= =750 тыс. руб. Это вызвано тем, что этот вид строитель­ ства менее материалоемок и требует применения дорого­ стоящих плавучих средств (для плавучих кранов, водо­ лазных станций и т. п.). Наименее фондоемким является строительство железнодорожных сооружений (Фе= = 380 тыс. руб.).

Региональные особенности строительства также су­ щественно влияют на формирование и уровень исполь­ зования основных фондов строительных организаций.

При формировании основных фондов строительных организаций, выполняющих работы в районах со слож­ ными экономико-географическими условиями (неосвоенность района, тяжелый климат и т. и.), необходимо счи­ таться с изменениями качественного состава основных фондов и их стоимости.

В связи со значительным увеличением объемов строи­ тельства в восточных и северных районах страны пробле­ ма использования основных фондов, размещаемых в этих районах, приобрела актуальное значение.

К основным экономико-географическим факторам, влияющим на состав, структуру и использование основ­ ных фондов строительства, следует отнести: степень развития дорожной сети, плотность населения и разме­ щения населенных пунктов, климатические, метеорологи­ ческие и грунтовые условия, наличие местных строитель­ ных материалов, энергетической и производственной базы.

Количественный учет влияния этих факторов ослож­ нен еще и тем обстоятельством, что помимо общих осо­ бенностей влияние на использование основных фондов оказывают микроклиматические и другие особенности экономического района.

Экономико-географические факторы по-разному ска­ зываются на использовании основных фондов, сущест­ венно изменяя их годовую производительность и фондо­ емкость. Так, сильные ветры (10 м/сек и более) на высо­ те 15—30 м вынуждают прекращать работу башенных кранов. Сильная поземка снижает производительности

24.

монтажных и погрузочно-разгрузочных машин или ис­ ключает на время возможность использования других ма­ шин, работающих на строительной площадке. Грунтовые условия влияют главным образом на производительность землеройной техники, а плохие дороги снижают возмож­ ность маневрирования строительными машинами (осо­ бенно это затрудняет передислокацию машин на тяже­ лых тягачах-трайлерах). Указанные неблагоприятные факторы заставляют прибегать к использованию спе­ циальной техники, имеющей более мощные рабочие ор­ ганы, повышенную проходимость базовых машин, утеп­ ленные кабины, устройства, предусматривающие возмож­ ность подогрева двигателей для их запуска, и др.

Использование автотранспортных средств также за­ висит от экономико-географических факторов. На их стоимость в наибольшей степени влияют наличие и со­ стояние дорожной сети и подъездов к строительным пло­ щадкам, а также климатические условия района. Фондо­ емкость автотранспорта увеличивается за счет внесения изменений, улучшающих конструкцию автомобилей (уве­ личение проходимости, утепление кабины, применение вентиляционных устройств для техники, работающей в условиях жаркого климата, и др.).

Влияние региональных особенностей на стоимость фондов стационарных предприятий и объектов строитель­ ных организаций учитывается коэффициентами, регла­ ментирующими стоимость строительно-монтажных работ в зависимости от территориального пояса, климатическо­ го района, сейсмических условий и зоны стоимости обо­ рудования1.

Для укрупненных расчетов можно пользоваться пред­ лагаемыми в табл. 11 ориентировочными коэффициента­ ми ет, учитывающими влияние региональных условий на фондоотдачу строительных организаций по группам фондов.

В зависимости от региональных условий строительст­ ва фондоемкость строительных машин увеличивается по сравнению с фондоемкостью их в центральной зоне до 45 %|, а фондоемкость автотранспорта с учетом больших радиусов перевозок возрастает на 25—40%. Фондоем-

1 Эти вопросы рассмотрены в книге автора «Перспективы раз­ вития основных фондов строительной индустрии. М. «Экономика», 1970, с. 116—131,

25


 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 11

 

Ориентировочные коэффициенты ет, учитывающие влияние

 

 

 

региональных

особенностей на

уровень фондоотдачи строительных организаций

 

 

Территориальные зоны

 

Строительные

Автотранс­

Предприятия

Перебазируемые

 

 

предприятия

 

строительства

 

 

машины

портные сред­

стационар­

и инвентарные

 

 

 

ства

ные

 

 

 

 

 

объекты

 

Центральная

 

 

 

 

 

 

Прибалтика,

БССР, УССР, европейская часть

1

1

1

1

РСФСР (без северных районов и Кавказа) . . .

 

Кавказская

 

 

 

 

 

 

Горные районы Северного

Кавказа и Закав­

0,93—0,96

0,92—0,96

0,91—0,97

0,93—0,98

казье ............................................................................

 

 

 

Среднеазиатская и Казахская ССР

 

 

 

 

Киргизская, Таджикская, Туркменская и Узбек­

0,87-0,94

0,89—0,95

0,88—0,94

0,87—0,92

ская союзные

республики ......................................

 

 

 

Сибирская

 

 

 

 

 

 

Западная и

Восточная Сибирь

(без северных

0,84—0,91

0,86—0,9

0,75—0,9

0,8—0,91

районов) ........................................................................

 

 

 

 

Дальневосточная

 

 

 

 

 

Дальний Восток (без северных районов и ост­

0,8—0,91

0,83—0,89

0,7—0,83

0,75—0,85

ровов) ............................................................................

 

 

 

 

Северная

 

 

0,55—0,8

0,68—0,8

0,35—0,55

0,5—0,7

Север и приравненные к нему

районы . . .