Файл: Марочкин, В. Н. Прочность фрикционного контакта учеб. пособие по расчету узлов трения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
20. |
a ne |
^683'10* |
(300-T-100); |
|
|
|
(l-f0,3)1017 |
|
|
||
21. |
Ѵа= п аЛ |
^ |
= (300-H00) 10Н2Д3; |
|
|
22. |
/ 3 Va \ ,/a |
3 (300-f 100) 101"2 |
= 30A-^-20A. |
||
d = 2 U |
|
|
4TV |
Специальная часть
Нарушение фрикционных связей и распространение волн нагружения в критическом объеме происходит с различными частотами. В результате частицы контактной зоны могут на ходиться в бесконечно большом числе состояний с непрерыв ным спектром частот колебаний.
Возникающее силовое взаимодействие между частицами позволяет контактную зону критического объема рассматри вать как упругий континуум, в котором устанавливается си стема стоячих волн с частотами от нуля до бесконечности. Предположим, что скорости распространения волн в контакт ной зоне одинаковы. Тогда число стоячих волн в единице кри тического объема с частотами в интервале от ѵ до v + dv оп ределяется соотношением
dn (ѵ) = 12nv2rfv
V 3
Энергия системы стоячих волн в контактной зоне определяет его внутреннюю энергию. Тогда
где Ut =~ |
----- средняя |
энергия одной волны, |
равная |
|
1 |
квантового осциллятора. |
Здесь |
|
энергии |
||
|
постоянные Планка h = 6,6- К)-27 эргісек |
иБольцмана k —1,38 • ІО-16 эргіград,
Ѳ— абсолютная температура в контактной зоне.
Пусть 2 = - ^ , и rfv = ^ -rfZ .
109
Тогда
|
|
|
00 |
|
Un |
ZKQ |
|
12тс |
Z3dZ |
ez — 1 И |
U = |
1/3 |
ez-l |
|
|
ZMZ |
|
О |
|
Учитывая, что |
— ’ получим |
|
||
ez - \ |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
и = р ^ |
(6,36) |
|
где постоянная |
р — 3,07- І О 11 эргіград^сек3. |
|||
Пусть давление между частицами контактной зоны опре |
||||
деляется соотношением |
|
|
|
|
|
|
о = |
кѲл°, |
(6,37) |
где п ° — число |
частиц |
в единице критического объема. Под |
ставим значение температуры из последнего соотношения в формулу (6.36). Получим величину приращенной внутренней энергии фрикционного контакта в функции от действующего между частицами давления.
Имеем
U„ |
_ |
JL |
а і |
|
1/3 |
кп„ |
При последовательных нарушениях фрикционных связей давление между частицами в критическом объеме возрастает. Соответственно при действии в контактной зоне на границах сопряжения отдельных частиц предельного напряжения о„, приращение удельной внутренней энергии достигает критиче ского значения
п |
— JL |
( üи \4 |
(*) |
и н |
уз I |
КПо I |
Отсюда
где |
< 1. |
Если предположить, что размеры частиц устанавливаются при развитии в контактной зоне пластических деформаций, которые дробят материал и переводят его в упрочненное со-
101
стояние, то увеличение давлений контактной зоны при после довательных нарушениях связей не оказывает влияния на ко личество и размеры частиц. При таком условии можно при нять, что
Из последнего соотношения можно найти величину энер гоемкости контактной зоны
и и = и в\, (X = ß-<). |
(6,38) |
Параметр К определяет минимальное число нарушений фрик ционных связен, которые приводят к росту энергоплотности контактной зоны до критического значения энергоемкости, вы зывающего разрушение поверхностного слоя и отделение час тиц износа.
Из формулы (6.38) следует, что при различных оценках энергоемкости контакта, представленных в таблице 21, коли чество нарушений фрикционных связей, предшествующих раз рушению, изменяется в 2,5—3 раза. Это означает, что при хрупком разрушении контакта долговечность узла трения в 2,5—3 раза больше. Определение энергоемкости контакта по формуле (6.38) вызывает известные затруднения. Вызвано это тем, что не всегда известно значение предельного напряже ния, возникающего в контактной зоне. При разрушении кон такта путем сдвига по плоскостям скольжения предельное на пряжение достигает значений твердости материала. В этих ус ловиях величина энергоемкости контакта может быть опреде лена по формуле (6.16).
Определение величины энергоемкости контакта является одной из проблем современной науки о трении твердых тел (из таблицы 21 следует, что по представленным оценкам ве личина энергоемкости контакта отличается на 2 порядка).
Знание энергоемкости контакта позволяет определить раз меры частиц износа. Из формулы (6.36) найдем значение температуры при U=UH. Имеем
(6,39)
Подставляя найденное значение в формулу (6.37), можно определить количество частиц в критическом объеме контакт ной зоны.
Имеем
(6,40)
102
Тогда размеры частиц (количество атомов в частице) мож но определить по формуле
где No — число Лошмидта, равное 2,683ІО19. Отсюда средний диаметр частицы составляет
В этой зависимости можно принять Ѵа = па- Ю1^2 при объе-
О |
О |
|
ме одного атома в 10 А -У 100 А. |
следу |
|
Из анализа полученных соотношений (6.39) — (6.42) |
||
ет, что величина энергоемкости контакта оказывает |
малое |
|
влияние на величину |
изношенных частиц. Из приведенных |
формул следует, что при изменении энергоемкости в 10 раз величина частиц продуктов изнашивания изменяется всего на
2 0 % .
Оценка средних размеров частиц при различных условиях взаимодействия на контакте показывает, что их величина со ставляет порядка 1 мкм.
ВОПРОСЫ
1.Приведите общую характеристику термомеханического нагружения контакта.
2.Выведите формулу для приведенной относительной де формации контактной зоны при нарушении фрикционной свя
зи.
3.Выведите формулу для расчета коэффициента трения при разрушении предельно-упрочненного контакта.
4.Что называется критическим объемом фрикционного контакта?
5.Что называется энергоплотностью и энергоемкостью
фрикционного контакта?
6. Приведите различные оценки глубины контактной зоны при нарушении фрикционной связи.
7.Выведите формулу для коэффициента износа поверхно стей трения.
8.Какие исходные предпосылки приняты для расчета
фрикционного контакта?
9. Приведите последовательность расчета фрикционного контакта.
103
10.Какую вы знаете зависимость между коэффициентами, трения и износа поверхностей?
11.Какие параметры влияют на размеры изношенных час
тиц?
Глава 7.
ПРИНЦИПЫ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ |
|
Теория износостойкости поверхностей трения |
базируется |
на конструктивном и технологическом способах |
повышения |
долговечности работы узлов трения и включает рациональный выбор материалов и смазки поверхностен [5].
7.1. Конструктивные способы повышения долговечности узлов трения
К конструктивным способам повышения долговечности ра боты узлов трения относится выбор оптимальных условий ра боты узла трения (определение относительных размеров тру щихся деталей, оценка действующих усилий и режимов ра боты, организация смазки, защита от действия среды, выбор способов охлаждения от перегрева и другое).
Различают две конструкционные пары трения: прямая и обратная. Прямой парой трения называется такая пара, у ко торой меньшая по размерам поверхность трения имеет боль шую твердость. Обратной парой трения называется такая па ра, у которой меньшая по размерам поверхность трения име ет меньшую твердость.
Примером прямой пары трения является сопряжение суп порта из закаленной стали и чугунной станины. Примером об ратной пары трения является сопряжение вала с подшипни ком (с баббитовым слоем) при действии нагрузки постоянно го' направления.
Обратная пара трения имеет преимущество по сравнению с прямой парой трения. Объясняется это тем, что у прямой пары пластическая деформация, возникающая на большей поверхности, вызывает ее повреждаемость и ухудшает нор мальные условия скольжения. Этим нарушается и осложняет ся нормальная работа фрикционного узла.
При одноименных материалах тело с большей поверхно стью трения по весу больше изнашивается, чем тело с мень шей поверхностью трения. Однако, весовой износ не.оказыва
104
ет влияния на эксплуатационные характеристики пары тре ния; влияющим фактором здесь является линейный износ.
Поэтому при конструировании пары трения следует стре миться к тому, чтобы суммарный линейный износ пары тре ния был минимальным. Этот принцип обеспечивает хорошую износостойкость пары и большую надежность работы узла трения.
Принцип податливости пары трения
Податливостью детали в паре трения называется способ ность ее поверхности воспринимать форму жесткого контр, тела и приспосабливаться к ее конфигурации.
Например, резина при сухом трении с любыми материала ми дает очень высокие значения коэффициентов трения. Од нако при наличии смазки резина приобретает необходимую податливость и способна приспособиться к отдельным неров ностям поверхности контр, тела. В результате обеспечивается равномерность и непрерывность смазочного слоя, что приво дит к низким значениям коэффициента трения. Этим объясня ется большая работоспособность резиновых опорных подшип ников скольжения (например, в турбобуре с тяжелыми усло виями работы — 1000 об/мин.) по сравнению с металлически ми вкладышами или подшипниками качения.
При действии абразивных частиц рекомендуется созда вать податливость поверхности путем ее гуммирования. Этим можно процесс изнашивания из режима скалывания перенес ти в более легкий режим оттеснения материала. Износостой кость такой пары трения значительно увеличивается.
Принцип композиционности при выборе материала
При выборе материала для пары трения к ним предъяв ляются сложные требования. В чистом виде материал не всег да может удовлетворять многочисленным требованиям. В свя зи с этим прибегают к созданию композиционного материала' с неоднородными свойствами. Так, цементация и закалка ста лей создают композиционный материал с различными поверх ностными и объемными свойствами. Для улучшения теплоот вода с поверхности трения применяют биметаллические ком позиционные изделия из цветного и черного металлов, для предотвращения коррозионного действия среды применяют облицовку поверхностей коррозионностойкими материалами, для создания податливости поверхностному слою — гуммиро вание и т. д.
105