Файл: Возженников, Н. П. Справочник юного автомобилиста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Производственный профиль Фрунзенского автосбо­ рочного завода — сборка универсальных автомобилейсамосвалов, предназначенных главным образом для ра­ боты в колхозах и совхозах.

Одесский автосборочный завод, ранее выпускавший самосвалы, специализируется в основном на изготовле­ нии мощных полуприцепов для комплектования автопо­ ездов повышенной грузоподъемности.

Читинский автосборочный завод — одно из самых молодых предприятий автомобильной промышленности.

Самосвал ЗИЛ-ММ.З-555

Его производственный профиль — сборка универсаль­ ных самосвалов на шасси типа ЗИЛ-130, а также авто­ мобилей ГАЗ и ЗИЛ для работы в северных районах страны.

Саранский завод автомобилей-самосвалов издавна выпускает самосвальные автомобили. Одна из послед­ них моделей — самосвал на шасси автомобиля ГАЗ-53А

39


для перевозки сельскохозяйственных грузов. Его кузов может подниматься и опрокидываться на три стороны.

Мытищинский машиностроительный завод с 1947 г. также изготавливает самосвалы. В начале 1965 г. он ос­ воил массовое производство самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555 на шасси ЗИЛ-130Д грузоподъемностью 4,5 т, самосваль­ ных автопоездов ЗИЛ-ММЗ-552 с прицепом-самосвалом ИАПЗ-832 общей грузоподъемностью 9,3 ти других под­ вижных средств с механизированной разгрузкой.

Львовский завод автопогрузчиков много лет создает высокопроизводительные машины для механизации по- грузо-разгрузочных работ.

Горьковский завод специализированных автомобилей давно снабжает автохозяйства страны автомобилями для перевозок продовольственных и промышленных товаров.

Есть и другие заводы специальных автомобилей, на­ пример: Балашихинский, Камышинский, выпускающие

автокраны;

Прилукский и

Грабовский — пожарные ав­

томобили

и автоцистерны;

Краснодарский — книжные

автолавки «Кубань»; Кунгурский, комплектующий авто­

поезда с буровыми агрегатами для проходки

нефтяных

и газовых скважин.

 

Среди многочисленных заводов по производству по­

луприцепов, прицепов и прицепов-роспусков

следует

особо отметить Челябинский машиностроительный завод автотракторных прицепов — ЧМЗАП, изготавливающий тяжеловозные полуприцепы - и трайлеры грузоподъемно­ стью 120 ти выше.

Автобусные заводы

ЛиАЗ — заводская марка Ликинского автобусного завода. Сюда в 1959 г. Московский автомобильный, за­

40

вод им. Лихачева передал производство автобусов ЗИЛ-158. В 1962 г. здесь начали изготавливать ориги­ нальный автобус вагонного типа с бескапотной компо­ новкой двигателя, вмещающий 60 пассажиров. Эта мо­ дификация шла под индексом ЗИЛ-158В и имела север­ ный вариант ЗИЛ-158АС.

В 1968 г. завод организовал производство новых ав­ тобусов ЛиАЗ-677 для работы на городских напряжен­ ных пассажиропотоках с номинальной вместимостью 107 человек. Подвеска у автобуса — пневматическая на резинокордовых двухвитковых пневмобаллонах с гид­ равлическими амортизаторами телескопического типа. Трехрядное расположение сидений, просторная накопи­ тельная площадка у входных дверей создают благопри­ ятные условия для быстрой посадки пассажиров.

Кроме того, завод создает автобусы ЛиАЗ-677А для северных городов страны, пригородные — ЛиАЗ-677Б и другие технические новинки, среди которых сочленен­ ный автобус особо большой вместимости.

ЛАЗ — сокращенное название Львовского автобусно­ го завода. Жителям крупных городов хорошо знакомы комфортабельные и вместительные автобусы вагонного типа ЛАЗ-695 и его последующие модификации, на ко­ торых установлены новые, более мощные двигатели, усовершенствованная коробка передач и другие техни­ ческие новшества.

Туристский автобус ЛАЗ-697Е, как и его предшест­ венник, имеет одну дверь в пассажирском салоне, рас­ считанном на 33 путешественника. На нем установлен двигатель ЗИЛ-130Я2. Скорость туристского автобуса 87 км/час. У междугородного автобуса ЛАЗ-696А — более мощный двигатель ЗИЛ-375, поэтому его макси­ мальная скорость достигает 96 км/час. Пассажирский салон оборудован мягкими откидными креслами с под­

41


локотниками, очень удобными для пассажиров дальнего

следования.

Многоместные автобусы ЛАЗ-698 и ЛАЗ-699А с дви­ гателями типа ЗИЛ-375 — это очередные модели заво­ да. У них мягкая пневматическая подвеска. Завод ста­ вит транзисторную систему зажигания на карбюратор­ ные двигатели своих автобусов.

Туристские автобусы Львовского завода в 1967 г. на международном конкурсе во Франции завоевали несколь­ ко почетных призов. А в 1969 г. на Международной ав­ тобусной неделе в Ницце комфортабельный автобус-люкс «Украина-69» с широкими окнами в просторном салоне, с буфетом и холодильником был удостоен Большого при­ за, а его собрат «Украина-67» — Малого приза.

Автобус-люкс «Украина-69»— призер международного конкурса

ПАЗ — эмблема Павловского автобусного завода им. А. А. Жданова. Вначале он выпускал автобусы ПАЗ-651 с двигателем ГАЗ-51, а затем ПАЗ-652 и ПАЗ-652Б с кузовами вагонного типа и с бескапотной компоновкой двигателя ГАЗ-652 мощностью 90 л. с.

42

В1968 г. завод приступил к промышленному выпус­ ку новых автобусов ПАЗ-672 общей вместимостью 45 пассажиров для местных и пригородных маршрутов. Кузов вагонного типа модернизированного автобуса ус­ тановлен на шасси ГАЗ-53А с двигателем мощностью 115 л. с. Максимальная скорость автобуса 80 км/час. Его ножной тормоз имеет раздельный привод к перед­ ним и задним колесам, а также гидровакуумный усили­ тель.

Вавтобусе ПАЗ-672С (северный вариант) теплоизо­ лирован пол, стенки и потолок, двойное остекление окон, независимый отопитель салона, усиленный генератор, более мощная аккумуляторная батарея, противотуман­ ные фары, шины из морозостойкой резины и др.

Комфортабельный автобус «ПАЗ-Турист», участво­ вавший в 1969 г. в международном конкурсе, получил Большой приз. Жюри и многочисленные любители авто­ спорта высоко оценили динамические качества машины, внешний вид и удобства для путешественников: 24 уют­ ных места, гардероб и бар.

КАВЗ — сокращенное название Курганского авто­ бусного завода, длительное время выпускавшего автобу­ сы типа КАВЗ-651 для местных, преимущественно внут­ рирайонных перевозок пассажиров. Позже завод пере­ шел на производство новой модели КАВЗ-685 на базе шасси ГАЗ-53А с восьмицилиндровым двигателем ЗМЗ-53 мощностью 115 л. с. Причем двигатель распо­ ложен перед кузовом в подкапотном моторном отсеке. Автобус рассчитан на обслуживание тружеников сель­ ских районов. Во время весенней и осенней распутиц его нормальные шины заменяются на арочные, и тогда проходимость улучшается.

РАФ — заводская марка Рижского опытного авто­ бусного завода. Микроавтобус РАФ-977Д «Латвия», вме-

43


щающий 9 пассажиров, можно встретить в больших го­ родах на трассах маршрутных такси. Он выполнен на шасси автомобиля ГАЗ 21 — родоначальника типичных модификаций: медицинского автомобиля РАФ-977И, автофургона РАФ-977К, туристского микроавтобуса РАФ-977Е и РАФ-977ДМ.

У микроавтобуса РАФ-982-2 оригинальный кузов

Очередная новинка завода — одиннадцатиместный микроавтобус РАФ-982-2 с полукапотной компоновкой моторного отсека на шасси автомобиля ГАЗ-24. Руле­ вая колонка у нового автобуса регулируется по высоте в зависимости от роста водителя, а на крыше пассажир­ ского салона сделано вентиляционное устройство, обес­ печивающее надежный воздухообмен.

Моторные заводы

ЯМЗ — Ярославский ордена Ленина моторный за­ вод. Создан на производственной базе автозавода, ранее

44

выпускавшего большегрузные автомобили. С 1959 г. за­ вод прекратил производство автомобилей и переключил­ ся на выпуск дизельных двигателей.

Заслуженной славой пользуются его четырехтактные дизели с У-образным расположением цилиндров: вось­ мицилиндровые ЯМЗ-238, двенадцатицилиндровые, ЯМЗ-240, особенно с турбонаддувом.

Перспективная работа ярославских моторостроите­ лей — двигатели особо большой мощности.

ЗМЗ — заводская марка Заволжского моторного за­ вода, изготавливающего двигатели к автомобилям типа «Волга» и ГАЗ-53А, к микроавтомобилям и другим тран­ спортным средствам.

Двигатель ЗМЗ-24 отличается конструктивными но­ винками. Одна из них — электромагнитная муфта для автоматического включения вентилятора системы охла­ ждения. Восьмилопастный пластмассовый вентилятор отключается муфтой с помощью датчика, вмонтирован­ ного в верхний бачок радиатора, при падении темпера­ туры охлаждающей жидкости ниже 80—85 градусов, а включается при повышении температуры до 90—95 гра­ дусов. Вес двигателя в сборе с коробкой передач и обо­ рудованием — 208 кг.

Карбюраторный двигатель ЗМЗ-53 имеет восемь ци­ линдров, расположенных У-образно, по четыре цилиндра в ряд. Вес двигателя с оборудованием, сцеплением и ко­ робкой передач — 318 кг.

Очередное техническое достижение моторостроите­ лей— выпуск новых моделей форсированных двигателей с транзисторной системой зажигания.

УМЗ — Уфимский моторный завод, выпускает «уфим­ ское сердце» для автомобиля «Москвич-412» — четырех­ цилиндровый карбюраторный двигатель с однорядным расположением цилиндров и с верхним распределитель-

45


ным Балом. Привод вентилятора осуществляется через электромагнитную муфту, автоматически регулирующую температурный режим в системе охлаждения двигателя.

Вес двигателя без сцепления и коробки передач —

115 кг.

МеМЗ — популярная заводская марка Мелитополь­ ского моторного завода, выпускающего силовые агрега­ ты. Эти агрегаты объединяют в одно целое и двигатель, и коробку передач, и главную передачу, и дифференциал. Карбюраторный четырехцилиндровый двигатель с воз­ душным охлаждением и с У-образным расположением цилиндров удачно вписывается в общую компоновку аг­ регата.

Одна из последних моделей силового агрегата МеМЗ-968 предназначена в основном для легкового ав­ томобиля ЗАЗ-966. Сухой вес силового агрегата—143 кг, а, собственно двигателя — 87 кг.

Шинные заводы

Если внимательно посмотреть на боковину шины, то там можно разглядеть и надпись, и цифры, и условные обозначения. Это заводская маркировка. А как прочесть зашифрованную строчку, состоящую из следующих букв и цифр: КЯ1Х69 723922?

Она читается так «КЯ» — Красноярский завод; «IX» — сентябрь; «69» — 1969 г.; «723922» — серийный номер. Аналогичные надписи на шинах делают все за­ воды.

Кроме того, на шинах есть символы, обозначающие их размер и модель, Иногда можно увидеть стрелку, сиг-

46

нализнрующую о направлении вращения колеса в сборе с. шиной мри движении автомобиля вперед. На щинах легковых автомобилей имеется балансировочная метка, которую рекомендуется совмещать с вентилем при мон­ таже. Бывают лаконичные надписи- «Бескамерная» — для бескамерных шин, «Север»— для морозостойких покрышек. Встречаются и другие символы, характеризу­ ющие конструкцию и технологический процесс изготов­ ления.

Заводы-изготовители шин имеют собственные условные

обозначения (в алфавитном порядке): Б — Бакинский:

БА — Барнаульский

шинный комбинат; ВЛ—Волжский;

В — Воронежский;

Д — Днепропетровский;

Е — Ереван­

ский; К — Кировский; КЯ — Красноярский;

Л — Ленин­

градский; М — Московский; О — Омский; С — Свердлов­ ский; Я — Ярославский.

Они выпускают обычные шины, состоящие из пок­ рышки и камеры,' а также бескамерные; шины с регули­ руемым внутренним давлением для увеличения прохо­ димости автомобилей по мягким грунтам; усиленные шины для работы в каменистых карьерах и на лесораз­ работках; морозостойкие для северных районов страны и тропические для южных широт; шины типа «Р» с элас­ тичным каркасом и типа «РС» со съемным протектором; шины-гиганты и шины-малютки; пневмокатки со сверх­ низким давлением и другую «автомобильную обувь».

Заводы-изготовители дают своим шинам гарантийный пробег:

для

легковых

автомобиле?

. . . . . .

33

тыс.

км

»

грузовых

»

. . . . . .

45

тыс.

км

»

городских а в т о б у с о в

.............................. 60

тыс. км

47