ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
Автозаводы в Люблине и Нысе создают микрогрузо вики и специализированные автомобили на базе автомо биля «Варшава». Их микрогрузовики «Жук-А-13» грузо подъемностью 900 кг и автофургоны «Ныса-521» поль зуются большим спросом как внутри страны, так и на международном рынке.
Автомобильный завод в Стараховице производит гру зовые автомобили «Стар» различных типов с карбюра торными, дизельными двигателями и поставляет шасси для специальных автомобилей.
Автозаводы в городах Ельч и Санок выпускают мощ ные грузовые и специальные автомобили, а также авто бусы.
Основные данные польских автомобилей:
|
|
|
|
|
«Варшава-223» |
«Стар-660М|» |
|
Тип автомобиля . . . |
. |
з |
, |
4X2 |
Грузовой |
||
Колесная формула. . . |
6X6 |
||||||
Грузоподъемность, |
т. |
■ |
• |
• |
|
4 |
|
Тип двигателя |
: . . . |
. |
* |
, |
Карбюраторный |
||
Число цилиндров |
, . . |
. |
1 |
, 4 |
2,12 |
6 |
|
Литраж, л |
|
|
. . . |
4,68 |
|||
Мощность двигателя, л. |
с. |
1 |
* |
70 |
105 |
||
Максимальная |
скорость, |
км1час |
130 |
75 |
Румынские автомобили
Автозавод «Стягул Рошу» в Брашове создал несколь ко типов грузовых автомобилей и среди них базовый автомобиль «Карпаць» СР-131 грузоподъемностью 3 т, двухтонный грузовик СР-132 типа 4X4 и пятитонный ав томобиль «Бучеджь» СР-113. На заводе в Кымпулунге организовано производство легковых автомобилей- М-461 повышенной проходимости с двигателем мощно стью 77 л. с.
161
Недавно построенный крупнейший автозавод в Питешти освоил выпуск легковых малолитражных автомо билей «Дачия-1100» типа «Рено-8» с задним расположе нием двигателя. Кроме того, румынской автомобильной промышленностью создаются разнообразные специаль ные машины и привлекательные автобусы с большой площадью остекления.
Основные данные румынских автомобилей:
|
|
|
«Дачия-1100» «Карпаць» СР-131 |
|
Тип автомобиля .............................. |
. . . . . |
Легковой |
Грузовой |
|
Колесная формула |
. 4X2 |
4X2 |
||
Тип двигателя ................................... |
|
|
Карбюраторный |
|
Число цилиндров .............................. |
|
|
4 |
8 |
Литраж, л ................................................. |
л. |
с. . . . |
1,108 |
5,024 |
Мощность двигателя, |
.45 |
140 |
||
Максимальная скорость, |
км/час . |
,135 |
95 |
Чехословацкие автомобили
У автомобильной промышленности Чехословацкой Социалистической Республики многолетний опыт. Еще в 1967 г. старейший в стране автомобильный завод «Тат ра» отмечал свой 70-летний юбилей. Чехословацкие за воды ежегодно выпускают сотни тысяч легковых, грузо вых к специальных автомобилей и автобусов.
Автозавод «Шкода» в г. Млада-Болеслав — родина популярнейших легковых автомобилей «Шкода 1000МВ» и улучшенных модификаций «Шкода-1000 МВ-люкс» и «Шкода-1000 МВХ». Недавно завод освоил выпуск но вых машин типа «Шкода 1203» с двигателем мощностью 49 л. с. На их базе изготавливаются специализированные автомобили типа фургон, универсал, санитарный и реф рижератор, а также микроавтобус,
162
Завод-ветеран «Татра» хорошо зарекомендовал себя мощными и экономичными грузовыми автомобилями се мейства «Татра-138» и многоцелевыми вездеходами «Та- тра-813 колосс» с колесной формулой 8 X 8 .
Пражский завод «Авиа» специализируется на выпус ке грузовых пятитонных автомобилей «Прага» и тягачей типа С5Т. В последние годы завод наладил производст во новых грузовых автомобилей, в том числе полутора тонных А-15 и трехтонных А-30.
Либерецкий автозавод выпускает выносливые грузо вики обширного семейства «Шкода-706», а завод «Кароса» дает стране вместительные и комфортабельные авто бусы.
Кроме того, чехословацкие автомобилестроители соз дают мощные специализированные автопоезда, такие как автопоезд «Шкода-706 МТТН4» для перевозки ско ропортящихся грузов, имеющие хорошие эксплуатацион ные. показатели в разных климатических зонах. Он со стоит из седельного тягача с дизельным двигателем мощ ностью 200 л. с. и полуприцегГа-рефрижератора грузо подъемностью 18 г. В холодильной камере автопоезда температура воздуха может регулироваться от плюс 12 до минус 30°С.
Основные данные легкового автомобиля «Шкода-1000 МВ» и грузового трехосного автомобиля «Татра-138 СЗ» грузоподъемностью 12 тонн:
|
|
|
|
«Шкода-1000МВ» |
«гТатра-138СЗ» |
Гип автомоби ля |
.................... |
|
. |
Легковой |
Грузовой |
Колесная формула |
. . . . |
• |
4X2 |
6X6 |
|
Тип двигателя ......................... |
|
|
. |
Карбюраторный |
Дизель |
Число цилиндров .................... |
|
|
. 4 |
6 |
|
Литраж, л ....................................... |
л . |
с. . . |
. 0,988 |
11,76 |
|
Мощность двигателя, |
. |
43 |
180 |
||
Максимальная скорость, |
км/час |
. |
125 |
71 |
1 6 3
Глава XIII. ТОПЛИВА И МАСЛА
В автомобильных двигателях применяются бензин, дизельное и специальное топливо — газогенераторное, горючий газ для газобалонных машин, газотурбинное реактивное и различные горючие смеси. Ниже приводит ся краткая характеристика наиболее употребительных топлив и моторных масел.
Автомобильный бензин
Для работы автомобильных двигателей карбюратор ного типа в зависимости от их конструкции, особенно от степени сжатия, выпускаются пять отечественных стан дартных марок автобензинов: А-66, А-72, А-76, АИ.-93 и АИ-98. Они различаются по октановому числу, удельному весу, содержанию присадки, а также по карбюратор ным, химическим и другим свойствам.
В маркировке бензинов буква «А» указывает, что бензин автомобильный, а цифра фиксирует октановое число. В марках АИ-93 и АИ-98 дополнительная буква «И» обозначает, что октановые числа определялись ис следовательским методом.
Октановое число характеризует детонационную стой кость бензина: чем оно больше, тем лучше. Ведь детона ция—ненормально быстрое, но неполное сгорание рабо чей смеси в цилиндрах двигателей, сопровождающееся характерным металлическим стуком и падением мощ ности, — вызывает преждевременный износ деталей кри вошипно-шатунного механизма. Антидетонационное ка чество бензина повышается добавлением в него присад ки этиловой жидкости — тетраэтилового свинца. Такой
1&4
бензин называется этилированным. Он обычно подкра шивается.
Этилированный |
бензин ядовит! |
Обращаться с |
ним |
надо очень осторожно как при заправке,таки при |
рабо |
||
те с приборами системы подачи горючего. |
вес в |
||
Удельный вес |
автомобильного |
бензина, т. е. |
граммах одного кубического сантиметра бензина, колеб лется от 0,71 до 0,77 г/см3, а теплотворная способность равна 10500 ккал/кг.
Этилированный бензин А-66 оранжевого цвета при меняется для автомобильных двигателей со сравнитель но небольшой степенью сжатия типа ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИЛ-164 и др.
Бензин А-72 бесцветный, неэтилированный, предназ начен для автомобильных двигателей с повышенной сте пенью сжатия: «Москвич-407», «ГАЗ-21» и др.
Этилированный бензин А-76 зеленоватого цвета при
меняется в двигателях с высокой |
степенью |
сжатия: |
«Москвич-408», ГАЗ-53А, ЗИЛ-130 и др. |
рассчи |
|
Этилированный бензин АИ-93 синего цвета |
||
тан на новые автомобили типа «Москвич-412», |
ГАЗ-24, |
|
«Волга» и др. |
желтого цвета реко |
|
Этилированный бензин АИ-98 |
мендуется для двигателей с особо высокой степенью сжатия — высокофорсированных.
Автобензин «Экстра», выпускаемый по временным техническим условиям, употребляется в двигателях лег ковых автомобилей высшего класса.
Дизельное топливо
Автомобильные двигатели дизельного типа работают на стандартном дизельном топливе ~ маслянистой жид-
165
кости светло-коричневого цвета. В зависимости от сезо на, от температуры воздуха и других факторов применя ются:
летнее |
дизельное |
топливо — ДЛ |
и Л — при |
плюсо |
вых температурах наружного воздуха; |
3 — при |
морозах |
||
зимнее |
дизельное |
топливо — ДЗ и |
||
до 30° С; |
|
|
|
|
арктическое дизельное топливо — ДА и А — не сгу |
щающееся при морозах ниже 30° С.
Удельный вес дизельного топлива составляет 0,78— 0,85, а цетановое число, обеспечивающее легкую воспла меняемость и мягкую работу двигателей, равно 40— 45. Теплотворная способность дизельного топлива —
10460 ккал/кг.
Специальные топлива
Двигатели газобаллонных автомобилей работают на горючих газах, транспортируемых в баллонах как в сжи женном, так и в сжатом состоянии. К сжиженным газам относятся пропан, бутан и пропано-бутановая смесь, а к сжатым — природный и коксовый газы. Заправка такого топлива в баллоны производится на газонаполнитель ных станциях.
Газогенераторные автомобили в зависимости от кон струкции газогенераторной установки заправляются ли бо древесными чурками, либо углем, либо коксом, либо торфяными и угольными брикетами.
Газотурбинные автомобильные двигатели работают на специальном топливе самолетного типа и др.
Многотопливные автомобильные двигатели могут ра ботать на дизельном топливе, лигроине, керосине, бен зине.
166
Форсированные двигатели гоночных автомобилей эффективно и устойчиво работают на высокооктановых смесях, в состав которых входят оензин, бензол, метанол и другие компоненты.
Масла для автомобильных двигателей
Смазка трущихся деталей автомобильных двигате лей в зависимости от сезона производится либо летни ми, либо зимними, либо всесезонными моторными мас лами. Причем для двигателей карбюраторного типа применяются специальные масла, ранее называвшиеся автолами:
летние — АС-10, АСп-10, АКп-10 и АКЗп-10, обозна чаемые еще индексом М10Б;
зимние — АС-6, АСп-6 и АК.Зп-6, или М6Б; всесезонное — АС-8, или М8Б.
Автомобильные двигатели дизельного типа могут за правляться моторными маслами пяти марок:
летними — ДС-П, или М10Б, при работе на дизель ном топливе Л, а также ДП-1] при работе на дизельном топливе ДЛ;
зимними—ДП-8 при работе на дизельном топливе ДЗ или ДА. а также маслами ДС-8, или М8Б и М8В при работе на дизельных топливах марки 3 и А.
Условные обозначения автомобильных моторных ма сел имеют специальное назначение: А — масло для дви гателей карбюраторного типа, Д—для дизелей, К и С— способы производственной очистки — кислотный и селек тивный; буква 3 указывает на присутствие загущаю щей присадки, а буква п — комплексной присадки, улуч шающей эксплуатационные свойства; цифры показывают вязкость масла. По другой маркировке начальная бук
167