Файл: Возженников, Н. П. Справочник юного автомобилиста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, колесной формулой автомобиля называется соотношение между общим числом колес автомобиля и числом ведущих колес (условно считается, что каждая ось имеет по два колеса).

Автомобили в зависимости от числа осей и ведущих колес подразделяются на три основные группы:

1) ограниченной проходимости по бездорожью или нормальной проходимости по дорогам с твердым покры­ тием. Сюда относятся многочисленные двухосные маши­ ны с одной ведущей осью и колесной формулой 4X2;

2) повышенной проходимости типа 4X4, 6X4 и 6X6

сдвумя или тремя ведущими осями;

3)высокой проходимости типа 8 x 8 . Иногда к этой группе причисляют вездеходы 6X6.

Контрольный расход топлива

Топливная экономичность автомобилей определяется удельным расходом топлива на единицу пути. В техни­ ческих характеристиках обычно приводится контроль­ ный расход, т. е. расход топлива на 100 км пробега при экономичной скорости.

Так, например, у «Москвича-407» контрольный рас­ ход бензина — 6,5 л/100 км. Следовательно, на его про­ бег в летний период от Москвы до Ленинграда протяжен­

ностью около

800 км потребуется израсходовать 6,5X

Х 800:100= 52

л бензина. А. так как емкость его бензо­

бака 35 л, то в пути придется дозаправиться. Существует еще один показатель, присущий граждан­

ским и военным автомашинам,— запас хода

по топливу,

т. е. максимальный пробег без заправки и

дозаправки.

Его легко определить, зная

вместимость топливных ба­

ков и контрольный расход

горючего.

 

56

Например, у «Москвича-407» запас хода по бензину составляет 100x35:6,5=538 км. Зато у грузовика КрАЗ214Б при емкости двух баков 550 л и контрольном расхо­ де дизельного топлива 65 л/100 км запас хода будет 100x550:65 = 846 км. Значит, на нем можно совершить марш на одной заправке от Ленинграда до Москвы.

Краткая классификация автомобилей

Автомобили общего назначения по конструктивным признакам и особенностям, а также по характеру выпол­ няемых перевозок, как правило, подразделяются на лег­ ковые, автобусы, грузо-пассажирские и грузовые. При­ чем грузовые автомобили различаются по типу и кон­ струкции кузова: у обычных грузовиков кузова сделаны

в

виде неподвижных платформ с откидными бортами, а

у

автомобилей-самосвалов, например, они могут припод­

ниматься для саморазгрузки сыпучих грузов. Самосва­ лы, цементовозы, панелевозы, цистерны и им подобные машины принято называть специализированными.

Особое место среди транспортных средств занимают автопоезда, в состав которых входят либо седельные тя­ гачи с полуприцепами, либо автомобили-тягачи с прице­ пами (см. главу XI).

К обширной группе специальных машин относятся автокраны, автопогрузчики, топливозаправщики, авто­ компрессоры, пожарные и другие машины, оборудован­ ные механизмами, агрегатами и сложными приспособле­ ниями. Номенклатура специальных автомобилей исчис­ ляется трехзначным числом.

Небольшую, но оригинальную группу представляют гоночные и рекордно-гоночные автомобили, предназна­ ченные для скоростных гонок и рекордных заездов.

57


По типу двигателей и применяемому топливу автомо­ били подразделяют на следующие разновидности: бензи­ новые, или карбюраторные; дизельные; многотоплйвные; газогенераторные; газобаллонные, с роторными дви­ гателями внутреннего сгорания; электрические — элек­ тромобили; паровые; газотурбинные и реактивные,преи­ мущественно рекордно-гоночные.

Глава VI. ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

По комфортабельности, числу мест и конструктивным признакам легковые автомобили делятся на три класса:

1)

четырехместные микроавтомобили типа

ЗАЗ-966;

2)

автомобили среднего класса типа «Волга»;

3)* семи­

местные автомобили высшего класса или экстра-класса типа ЗИЛ-114. А по рабочему объему двигателя на четы­ ре группы: микролитражные с рабочим объемом до 1,0 л, малолитражные — от 1,0 л до 1,7 л, среднелитражные — от 1,7 л до 3,0 л и большелитражные — свыше 3,0 л.

Микроавтомобиль ЗАЗ-966В

Легковой автомобиль ЗАЗ-966В создан на базе пред­ шественника ЗАЗ-965А. Силовой агрегат, состоящий из двигателя, коробки передач, главной передачи и диффе­ ренциала, расположен в заднем отсеке кузова. Новый, более удлиненный, двухдверный кузов типа «седан» с

элегантным силуэтом придает автомобилю современ­ ный вид.

58

Изготовитель — Запорожский автомобильный завод.

Колесная

формула . . .

. 4 X 2

 

Число

 

мест . . . . . .

. 4

 

Вес

автомобиля

с

заправ­

 

 

кой,

 

к

г ...............................

 

 

 

 

 

740

 

Габаритные размеры, мм .

 

. 3730Х 1535Х 1370 1

Дорожный

просвет2,1

мм .

 

. 190

 

Максимальная

скорость,

 

100

 

к м / ч а с ................................

 

расход

 

 

 

Контрольный

 

бензина,

 

 

л/100

км'.

 

 

км/час .

. 6,2,

 

при

скорости 60

 

при скорости 100 км/час .

.

10,2

 

Марка

 

бен зи н а.........................

 

 

 

А-72

 

Модель

двигателя....................

 

 

МеМЗ-966А

 

Тип д в и г а т е л я ............................

 

 

 

 

Карбюраторный

Число и расположение цилинд­

4, У-образное

ров

 

 

........................................

 

 

распредели­

Расположение

 

 

 

тельного .........................в а л а

 

 

.

Нижнее

 

Расположение

клапанов

.

Верхнее

 

Диаметр цилиндров, мм . .

.

72

 

Ход поршня ...................., м м

 

 

 

54,5

 

Литраж, ......................................

л

 

 

 

 

 

 

0,887

 

Степень

сж .........................ати я

 

 

 

6,5

 

Порядок

работы цилиндров

 

1—2—4—3

 

Максимальная

мощность,

л. с.

30 при 4000—

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4200 об/мин

 

1 Здесь

и далее первая

цифра

указывает длину,

вторая — ши­

рину, а третья — высоту-автомобиля.

 

 

2 Дорожный

просвет, или клиренс,— наименьшее

расстояние от

земли до самой

низкой

точки автомобиля.

 

59



Система смазки

 

 

Комбинированная.

с

 

 

 

 

 

 

центрифугой

на

колен­

 

 

 

 

 

 

чатом валу

и масляным

Охлаждение

двигателя . . .

радиатором

с

помощью

Воздушное

Система

электрооборудования

осевого вентилятора

12 а

 

 

 

Аккумуляторная батарея

. 6-СТ-421

 

 

 

Сцепление

. . . . . . .

 

Однодисковое

 

 

Коробка

передач ....................

передач

Четырехступенчатац

Управление

коробкой

Рычагом,

расположен­

Передаточные числа

коробки

ным на полу

кузова

 

 

 

 

передач:

 

 

 

3,73

 

 

 

первой

передачи ...............

 

 

 

 

 

второй

передачи ....................

 

 

2,29

 

 

 

третьей

передачи . . . .

 

1,39

 

 

 

четвертой

передачи . .

 

. 0,964

 

 

 

заднего

хода .........................

главной

4,76

 

 

 

Передаточное число

4,63

 

 

 

передачи

..............................

 

 

 

 

 

Число

к о л е с ..............................

 

 

4+1

 

 

 

Размер

ш и н ..............................

 

 

5,20—13

 

 

 

Давление воздуха в шинах,

 

 

 

 

 

кГ/см2:

 

 

 

 

 

 

 

 

передних

..............................

 

 

1,5-1,7

 

 

 

задних

...................................

 

 

 

1,7-1,9

 

 

 

Ножной торм оз.........................

 

 

Колодочный, на все ко

 

 

 

 

 

 

леса, с гидравлическим

 

 

 

 

 

 

приводом

и

автомати-

1 Это означает: 6 — .в батарее шесть двухвольтовых аккумуля­ торов с общим напряжением 12 в; СТ — батарея стартерного типа; 42 — емкость батареи в а.-ч.


 

 

 

 

 

ческой

регулировкой за­

 

 

 

 

 

зоров

между

колодками

Ручной

тормоз . . . . .

и барабанами

на

задние

Колодочный,

 

 

 

 

 

колеса, с механическим

Тип рулевого

механизма .

приводом

 

червяк

Глобоидальный

 

 

 

 

 

с двухгребневым

роли­

Передняя

подвеска . . .

ком

 

торсион­

Независимая,

 

 

 

 

 

ная с

цилиндрическими

Задняя

подвеска . . . .

пружинами

пружин­

Независимая,

А м о р ти зато р ы

 

ная

 

 

 

 

Четыре, гидравлические

Заправочные объемы, л:

телескопического

типа

30

 

 

 

топливного

бака

. . . .

 

 

 

системы

смазки

двигателя

2,8

 

 

 

Регулировочные данные, мм:

 

 

 

 

зазор у впускных клапанов 0,08

 

 

 

зазор у выпускных клапанов 0,10

 

 

 

свободный ход педали сцеп­

25—35

 

 

ления

 

......................................

' ход

тормозной

 

 

свободный

3—6

 

 

 

п е д а л и ..............................

передних колес.....

 

 

 

схождение

1—2

 

 

 

Микроавтомобиль ЗАЗ-966

Внешне легковой автомобиль ЗАЗ-966 почти не от­ личается от своего собрата ЗАЗ-966В, но на нем уста­ новлен новый силовой агрегат М.еМЗ-968 с более мощ­

61