ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
Итак, колесной формулой автомобиля называется соотношение между общим числом колес автомобиля и числом ведущих колес (условно считается, что каждая ось имеет по два колеса).
Автомобили в зависимости от числа осей и ведущих колес подразделяются на три основные группы:
1) ограниченной проходимости по бездорожью или нормальной проходимости по дорогам с твердым покры тием. Сюда относятся многочисленные двухосные маши ны с одной ведущей осью и колесной формулой 4X2;
2) повышенной проходимости типа 4X4, 6X4 и 6X6
сдвумя или тремя ведущими осями;
3)высокой проходимости типа 8 x 8 . Иногда к этой группе причисляют вездеходы 6X6.
Контрольный расход топлива
Топливная экономичность автомобилей определяется удельным расходом топлива на единицу пути. В техни ческих характеристиках обычно приводится контроль ный расход, т. е. расход топлива на 100 км пробега при экономичной скорости.
Так, например, у «Москвича-407» контрольный рас ход бензина — 6,5 л/100 км. Следовательно, на его про бег в летний период от Москвы до Ленинграда протяжен
ностью около |
800 км потребуется израсходовать 6,5X |
Х 800:100= 52 |
л бензина. А. так как емкость его бензо |
бака 35 л, то в пути придется дозаправиться. Существует еще один показатель, присущий граждан
ским и военным автомашинам,— запас хода |
по топливу, |
|
т. е. максимальный пробег без заправки и |
дозаправки. |
|
Его легко определить, зная |
вместимость топливных ба |
|
ков и контрольный расход |
горючего. |
|
56
Например, у «Москвича-407» запас хода по бензину составляет 100x35:6,5=538 км. Зато у грузовика КрАЗ214Б при емкости двух баков 550 л и контрольном расхо де дизельного топлива 65 л/100 км запас хода будет 100x550:65 = 846 км. Значит, на нем можно совершить марш на одной заправке от Ленинграда до Москвы.
Краткая классификация автомобилей
Автомобили общего назначения по конструктивным признакам и особенностям, а также по характеру выпол няемых перевозок, как правило, подразделяются на лег ковые, автобусы, грузо-пассажирские и грузовые. При чем грузовые автомобили различаются по типу и кон струкции кузова: у обычных грузовиков кузова сделаны
в |
виде неподвижных платформ с откидными бортами, а |
у |
автомобилей-самосвалов, например, они могут припод |
ниматься для саморазгрузки сыпучих грузов. Самосва лы, цементовозы, панелевозы, цистерны и им подобные машины принято называть специализированными.
Особое место среди транспортных средств занимают автопоезда, в состав которых входят либо седельные тя гачи с полуприцепами, либо автомобили-тягачи с прице пами (см. главу XI).
К обширной группе специальных машин относятся автокраны, автопогрузчики, топливозаправщики, авто компрессоры, пожарные и другие машины, оборудован ные механизмами, агрегатами и сложными приспособле ниями. Номенклатура специальных автомобилей исчис ляется трехзначным числом.
Небольшую, но оригинальную группу представляют гоночные и рекордно-гоночные автомобили, предназна ченные для скоростных гонок и рекордных заездов.
57
По типу двигателей и применяемому топливу автомо били подразделяют на следующие разновидности: бензи новые, или карбюраторные; дизельные; многотоплйвные; газогенераторные; газобаллонные, с роторными дви гателями внутреннего сгорания; электрические — элек тромобили; паровые; газотурбинные и реактивные,преи мущественно рекордно-гоночные.
Глава VI. ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
По комфортабельности, числу мест и конструктивным признакам легковые автомобили делятся на три класса:
1) |
четырехместные микроавтомобили типа |
ЗАЗ-966; |
2) |
автомобили среднего класса типа «Волга»; |
3)* семи |
местные автомобили высшего класса или экстра-класса типа ЗИЛ-114. А по рабочему объему двигателя на четы ре группы: микролитражные с рабочим объемом до 1,0 л, малолитражные — от 1,0 л до 1,7 л, среднелитражные — от 1,7 л до 3,0 л и большелитражные — свыше 3,0 л.
Микроавтомобиль ЗАЗ-966В
Легковой автомобиль ЗАЗ-966В создан на базе пред шественника ЗАЗ-965А. Силовой агрегат, состоящий из двигателя, коробки передач, главной передачи и диффе ренциала, расположен в заднем отсеке кузова. Новый, более удлиненный, двухдверный кузов типа «седан» с
элегантным силуэтом придает автомобилю современ ный вид.
58
Изготовитель — Запорожский автомобильный завод.
Колесная |
формула . . . |
. 4 X 2 |
|
||||||||
Число |
|
мест . . . . . . |
. 4 |
|
|||||||
Вес |
автомобиля |
с |
заправ |
|
|
||||||
кой, |
|
к |
г ............................... |
|
|
|
|
|
740 |
|
|
Габаритные размеры, мм . |
|
. 3730Х 1535Х 1370 1 |
|||||||||
Дорожный |
просвет2,1 |
мм . |
|
. 190 |
|
||||||
Максимальная |
скорость, |
|
100 |
|
|||||||
к м / ч а с ................................ |
|
расход |
|
|
|
||||||
Контрольный |
|
бензина, |
|
|
|||||||
л/100 |
км'. |
|
|
км/час . |
. 6,2, |
|
|||||
при |
скорости 60 |
|
|||||||||
при скорости 100 км/час . |
. |
10,2 |
|
||||||||
Марка |
|
бен зи н а......................... |
|
|
|
А-72 |
|
||||
Модель |
двигателя.................... |
|
|
МеМЗ-966А |
|
||||||
Тип д в и г а т е л я ............................ |
|
|
|
|
Карбюраторный |
||||||
Число и расположение цилинд |
4, У-образное |
||||||||||
ров |
|
|
........................................ |
|
|
распредели |
|||||
Расположение |
|
|
|
||||||||
тельного .........................в а л а |
|
|
. |
Нижнее |
|
||||||
Расположение |
клапанов |
. |
Верхнее |
|
|||||||
Диаметр цилиндров, мм . . |
. |
72 |
|
||||||||
Ход поршня ...................., м м |
|
|
|
54,5 |
|
||||||
Литраж, ...................................... |
л |
|
|
|
|
|
|
0,887 |
|
||
Степень |
сж .........................ати я |
|
|
|
6,5 |
|
|||||
Порядок |
работы цилиндров |
|
1—2—4—3 |
|
|||||||
Максимальная |
мощность, |
л. с. |
30 при 4000— |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4200 об/мин |
|
1 Здесь |
и далее первая |
цифра |
указывает длину, |
вторая — ши |
|||||||
рину, а третья — высоту-автомобиля. |
|
|
|||||||||
2 Дорожный |
просвет, или клиренс,— наименьшее |
расстояние от |
|||||||||
земли до самой |
низкой |
точки автомобиля. |
|
59
Система смазки |
|
|
Комбинированная. |
с |
|||||
|
|
|
|
|
|
центрифугой |
на |
колен |
|
|
|
|
|
|
|
чатом валу |
и масляным |
||
Охлаждение |
двигателя . . . |
радиатором |
с |
помощью |
|||||
Воздушное |
|||||||||
Система |
электрооборудования |
осевого вентилятора |
|||||||
12 а |
|
|
|
||||||
Аккумуляторная батарея |
. 6-СТ-421 |
|
|
|
|||||
Сцепление |
. . . . . . . |
|
Однодисковое |
|
|
||||
Коробка |
передач .................... |
передач |
Четырехступенчатац |
||||||
Управление |
коробкой |
Рычагом, |
расположен |
||||||
Передаточные числа |
коробки |
ным на полу |
кузова |
||||||
|
|
|
|
||||||
передач: |
|
|
|
3,73 |
|
|
|
||
первой |
передачи ............... |
|
|
|
|
|
|||
второй |
передачи .................... |
|
|
2,29 |
|
|
|
||
третьей |
передачи . . . . |
|
1,39 |
|
|
|
|||
четвертой |
передачи . . |
|
. 0,964 |
|
|
|
|||
заднего |
хода ......................... |
главной |
4,76 |
|
|
|
|||
Передаточное число |
4,63 |
|
|
|
|||||
передачи |
.............................. |
|
|
|
|
|
|||
Число |
к о л е с .............................. |
|
|
4+1 |
|
|
|
||
Размер |
ш и н .............................. |
|
|
5,20—13 |
|
|
|
||
Давление воздуха в шинах, |
|
|
|
|
|
||||
кГ/см2: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
передних |
.............................. |
|
|
1,5-1,7 |
|
|
|
||
задних |
................................... |
|
|
|
1,7-1,9 |
|
|
|
|
Ножной торм оз......................... |
|
|
Колодочный, на все ко |
||||||
|
|
|
|
|
|
леса, с гидравлическим |
|||
|
|
|
|
|
|
приводом |
и |
автомати- |
1 Это означает: 6 — .в батарее шесть двухвольтовых аккумуля торов с общим напряжением 12 в; СТ — батарея стартерного типа; 42 — емкость батареи в а.-ч.
6»
|
|
|
|
|
ческой |
регулировкой за |
||
|
|
|
|
|
зоров |
между |
колодками |
|
Ручной |
тормоз . . . . . |
и барабанами |
на |
задние |
||||
Колодочный, |
||||||||
|
|
|
|
|
колеса, с механическим |
|||
Тип рулевого |
механизма . |
приводом |
|
червяк |
||||
Глобоидальный |
||||||||
|
|
|
|
|
с двухгребневым |
роли |
||
Передняя |
подвеска . . . |
ком |
|
торсион |
||||
Независимая, |
||||||||
|
|
|
|
|
ная с |
цилиндрическими |
||
Задняя |
подвеска . . . . |
пружинами |
пружин |
|||||
Независимая, |
||||||||
А м о р ти зато р ы |
|
ная |
|
|
|
|||
|
Четыре, гидравлические |
|||||||
Заправочные объемы, л: |
телескопического |
типа |
||||||
30 |
|
|
|
|||||
топливного |
бака |
. . . . |
|
|
|
|||
системы |
смазки |
двигателя |
2,8 |
|
|
|
||
Регулировочные данные, мм: |
|
|
|
|
||||
зазор у впускных клапанов 0,08 |
|
|
|
|||||
зазор у выпускных клапанов 0,10 |
|
|
|
|||||
свободный ход педали сцеп |
25—35 |
|
|
|||||
ления |
|
...................................... |
' ход |
тормозной |
|
|
||
свободный |
3—6 |
|
|
|
||||
п е д а л и .............................. |
передних колес..... |
|
|
|
||||
схождение |
1—2 |
|
|
|
Микроавтомобиль ЗАЗ-966
Внешне легковой автомобиль ЗАЗ-966 почти не от личается от своего собрата ЗАЗ-966В, но на нем уста новлен новый силовой агрегат М.еМЗ-968 с более мощ
61