ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
Заводы-помощники
Их очень много. Например, Волжскому автозаводу поставляют комплектующие изделия и материалы около 70 предприятий страны. Они выпускают свыше тысячи наименований узлов и деталей, около 300 размеров нор малей и более полутора тысяч названий и сортов различ ных материалов.
Основными поставщиками карбюраторов для отечест венных автомобилей являются Московский и Ленинград ский карбюраторные заводы, а электроприборов — Мос ковский, Куйбышевский, Тюменский, Орджоникидзевский заводы автотракторного электрооборудования, Риж ский завод «Автоэлектроприбор» и многие другие пред приятия страны.
Аккумуляторные батареи для комплектования авто мобилей изготовляют Подольский и другие специальные заводы.
Глава V. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ АВТОМОБИЛЯ
Законы физики и теория автомобиля тесно взаимо связаны. Только отличное знание законов физики помо жет надежно освоить многие принципиальные положения теории автомобиля. Поэтому каждый, кто собирается стать автомобилистом, должен особенно тщательно изу чать эту древнюю науку еще со школьной скамьи.
Два цикла двигателя
Предварительно вспомним, что циклом, или рабочим циклом, называется ряд последовательных процессов, пе
48
риодически повторяющихся в цилиндрах двигателя во время его работы. Различают два теоретических цикла поршневых двигателей, применяемых на современных ав томобилях:
1)с подводом теплоты при постоянном объеме;
2)с подводом теплоты при постоянных объеме и дав лении, то есть со смешанным подводом теплоты.
Цикл с подводом теплоты при постоянном объеме— самый распространенный в автомобильных двигателях карбюраторного типа. В них горючая смесь, подготовлен ная в карбюраторе, поступает в цилиндры, затем сжима ется и воспламеняется от электрической искры. Причем процесс горения протекает вблизи верхней мертвой точки и продолжается тогда, когда поршень меняет направле ние своего движения. Следовательно, объем, в очаге ко торого происходит горение, выделение теплоты и повы шение давления остаются почти те же.
В последующий рабочий ход поршень производит по лезную работу — вращение коленчатого вала с помощью кривошипно-шатунного механизма. В конце рабочего хо да наступает четвертый такт, и цилиндр очищается от отработавших газов. Цикл таких двигателей называется четырехтактным с внешним смесеобразованием.
Цикл со смешанным подводом теплоты характерен для двигателей дизельных автомобилей. При этом в ци линдры впускается лишь воздух, который сжимается, нагреваясь до температуры 600—700°С. Затем через форсунки в цилиндры впрыскивается дизельное топливо, которое тотчас воспламеняется и гори г, обильно выделяя теплоту. Здесь подвод теплоты осуществляется при по стоянном объеме и давлении. Так происходит рабочий ход с последующим вращением коленчатого вала. При чем процессы могут завершаться либо за лва такта, ли
49
бо за четыре такта и называются они циклами с внутрен ним смесеобразованием и воспламенением от сжатия. На современных автомобилях чаще всего встречаются четы рехтактные дизельные двигатели.
Действительные циклы и в карбюраторных, и в ди зельных двигателях несколько отличаются от теорети ческих.
Литраж двигателя
Литраж двигателя, или рабочий объем, — это сум марный рабочий объем всех цилиндров, выраженный в кубических сантиметрах или литрах.
Литраж определяется по формуле:
|
'О 2 |
|
( 1) |
где |
|
V н— литраж двигателя; |
|
я |
— округленно равно 3,14; |
Д |
—диаметр цилиндров; |
5 |
— ход поршня; |
1 |
— число цилиндров. |
Если диаметр цилиндров и ход поршня будут выра |
жены в миллиметрах, то для перевода рабочего объема
двигателя |
в литры следует полученный результат раз |
делить на |
1 000 000 (столько кубических миллиметров |
содержится в одном литре), а для перевода в кубические сантиметры — на 1000.
Пример. У четырехцилиндрового двигателя диаметр цилиндров
равен 76 мм, а ход поршня — 75 мм. Чему равен рабочий объем дви- ■ гателя?
50
Подставляя известные данные ь формулу (1) и разделив полу ченный результат еще на 1000, найдем рабочий объем двигателя, выраженный в кубических сантиметрах1:
3,14-762-75-4
= 1360слг3, или 1,36 л.
4-1000
Такой литраж у двигателя автомобиля «Москвич-407>.
Таким образом, чем больше литраж, тем больше мо щность. Кроме того, она зависит еще от степени сжатия.
Степенью сжатия называется отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания, т. е. число, показывающее, во сколько раз сжимается рабочая смесь в цилиндрах карбюраторного двигателя (у дизелей — воздух). Поэтому чем оно выше, тем больше мощность.
Усовременных автомобилей оно приближается к 10. Двигатели с особо высокой степенью сжатия принято
называть форсированными. Как правило, они работают на автобензинах высшего сорта (см. технические харак теристики автомобилей).
Мощность двигателя
К подсчету мощности иногда прибегают перед сорев нованиями спортивно-гоночных автомобилей, особенное тех случаях, когда гонщики применяют не стандартные двигатели, а с увеличенными рабочими объемами, сте пенью сжатия и. следовательно, повышенной мощностью.
Эффективной мощностью двигателя называют мощ ность, снимаемую с маховика работающего двигателя при определенных оборотах коленчатого вала. Напри
1 Здесь и в последующих примерах получаемые результаты ок ругляются до целых чисел.
51
мер, максимальная мощность двигателя автомобиля «Москвич-407» равна 45 л. с. при 4500 об/мин.
Максимальную эффективную мощность четырехтакт ного двигателя можно определить по формуле:
Уи п |
(2) |
|
900 |
||
|
||
Д/е — максимальная мощность двигателя, л. с.; |
|
|
р е— среднее эффективное давление, кГ/см2; |
|
V„— литраж двигателя, л\
п — число оборотов коленчатого вала при максималь ной мощности, об/мин;
900 — суммарный переводной коэффициент.
Пример. Определить эффективную мощность двигателя по сле дующим данным: среднее эффективное давление равно 6,66 /сГ/сл«2, литраж — 1,36 л, а число оборотов—4500 об¡мин.
Подставляя известные данные в формулу (2), получим эффек тивную мощность:
6,66-1,36-4500
Это мощность двигателя «Москвич-407».
Для различных двигателей характерна и различная литровая мощность, т. е. мощность, получаемая с одно го литра рабочего объема двигателя и определяемая де
лением максимальной эффективной мощности на литраж двигателя.
Например, литровая мощность двигателя «Москвич407» при максимальной эффективной мощности 45 л. с. и литраже 1,36 л составит:
45:1,36 = 33 л. с./л.
Таким образом, среднее значение литровой мощнос ти у автомобильных двигателей карбюраторного типа
52
находится в пределах 20—50 л. с ¡л, у автомобильных дизелей — 15—30 л. с.!л, зато у гоночных автомобилей достигает 150 л. с./л.
Тяговые качества автомобиля
Они характеризуют динамичность, или быстроход ность автомобиля, его способность перевозить груз и пассажиров с максимально допустимой средней ско ростью.
Скорость автомобиля определяется по формуле:
(3)
где
Vа — скорость движения автомобиля, км/час; п — число оборотов двигателя, об/мин;
гк— радиус качения колеса автомобиля, с некоторым приближением равный наружному радиусу шины
*колеса, м;
г0 — передаточное число главной передачи автомо биля;
/к— передаточное число коробки передач автомобиля.
Пример. Определить скорость автомобиля, если число оборотов двигателя равно 2000 об/мин, радиус шины колеса — 335 мм, или 0,335 м, передаточное число главной передачи—4,55. Автомобиль движется на прямой передаче, то есть передаточное число коробки передач равно единице.
Подставляя известные данные в формулу (3), получим скорость автомобиля на заданном режиме работы двигателя:
—55 км/час
53
В технических характеристиках обычно указывается максимальная скорость автомобиля на горизонтальном участке пути.
Тормозной путь — это путь автомобиля с начала тор можения до полной остановки. И на прямом горизон тальном участке дороги его можно приближенно опреде лить по формуле:
\Л2 5т= 254ср ’
где
5Т — тормозной путь автомобиля, м; 1/а — скорость автомобиля, км/час;
254— цифровой коэффициент;
Ф— коэффициент сцепления шин с дорогой, равный
0,7 для сухого асфальтобетонного покрытия; 0,4— для мокрого и 0;2 для дороги с укатанным снеж ным покрытием.
Пример. Определить тормозной путь автомобиля, движущегося со скоростью 75 км/час по сухому асфальтобетонному шоссе, а за тем по дороге с укатанным снежным покровом.
Подставляя в формулу (4) скорость автомобиля—75 км/час и коэффициент сцепления шин — 0,7, получим тормозной путь автомо биля при движении по сухой асфальтобетонной дороге:
752
254-0,7 —31 м '
а тормозной путь по укатанной снежной дороге при коэффициенте сцепления 0,2 будет равен:
752
254-0,2 1=110 м -
^Таким образом, тормозной путь автомобиля на снеж ной укатанной дороге увеличивается более чем в 3 раза.
Согласно «Правилам движения» у автомобилей без на
54
грузки, движущихся со скоростью 30 км/час по сухой асфальтовой дороге, тормозной путь при действии нож ного тормоза должен быть не более:
— для легковых а в то м о б и л е й .........................7,2 м,
— для |
грузовых автомобилей грузоподъемно |
||
стью до 4,5 ти автобусов длиной до 7,5 м . |
. |
. ■ 9,5 м. |
|
— для грузовых автомобилей грузоподъемностью |
|||
свыше 4,5 |
г и автобусов длиной более 7,5 м |
. |
11,0 м. |
Современные автомобили для безопасности движения имеют независимые ножные тормоза с раздельным при водом к передним и задним колесам. Такое устройство часто называют двухконтурной системой привода ножно го тормоза.
Проходимость автомобиля
Проходимость — одно из важнейших эксплуатаци онных качеств автомобиля, от которого зависит возмож ность продвижения по труднопроходимым дорогам и без дорожью, преодоление крутых подъемов и спусков, вод ных преград и таких препятствий, как пни, камни, ямы и канавы.
Проходимость зависит от конструкции и типа автомо биля, от типа шин и давления в них, от состояния дорог и местности и, конечно, от мастерства водителя.
Степень проходимости автомобиля часто обозначают так называемой колесной формулой — условным обо
значением, состоящим из двух цифр. |
Так, например, |
4 x 2 — колесная формула автомобиля |
«Москвич-407», |
где первая цифра — общее число колес, а вторая — чис ло ведущих колес. Если разделить обе цифры на 2, то первый результат укажет число осей автомобиля, а вто рой — число ведущих осей.
55