Файл: Андреев, Г. С. Запорная арматура.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

влеиие, для уменьшения которого в некоторых конструкциях уста­ навливаются специальные направляющие трубы. Направляющие трубы не только уменьшают гидравлические потери напора, но и предотвращают выпадение в корпусе задвижек твердых частиц, со­ держащихся в потоке транспортируемой среды.

По принципу действия затвора задвижки могут быть с одно- и двусторонним принудительным уплотнением и самоуплотня­ ющиеся. В задвижках с односторонним принудительным уплотне­ нием герметичность создается на стороне выхода среды, а в задвижках с двусторонним принудительным уплотнением — в обоих соединениях затвора с седлами. Герметичность задвижек с двусторонним уплот­ нением при гидравлических испытаниях может быть проверена через дренажное отверстие, имеющееся во внутренней полости корпуса. В самоуплотняющихся задвижках между уплотнительной поверх­ ностью затвора и седла оставляется зазор, а герметичность обеспе­ чивается давлением среды со стороны входа.

По конструкции затвора задвижки наиболее распространенных конструкций разделяются на клиновые и параллельные. В клиновых задвижках затворные уплотнительные поверхности наклонены к вер­ тикальной оси корпуса; клиновидный затвор при закрытом проходе прижимается своими поверхностями к уплотнительным поверхно­ стям корпуса и создает нужную герметичность.

Затвор в клиновых задвижках может быть изготовлен в виде сплошного клина или в виде двух дисков, шарнирно соединенных между собой. Основное преимущество задвижек со сплошным клином состоит в простоте конструкции, поэтому они более надежны в экс­ плуатации. На боковых поверхностях клина имеются пазы, благо­ даря которым происходит фиксированная посадка затвора на седле корпуса и несколько уменьшается износ уплотнительных поверх­ ностей задвижки.

Недостатками таких задвижек являются трудность точной под­ гонки клина к корпусу, возможность заклинивания при резком изменении температуры и нарушение герметичности вследствие загрязнения уплотнительных поверхностей.

Уплотнительные поверхности клиновых задвижек с двухдиско­ вым затвором требуют меньшей точности в изготовлении, а шарнир­ ное крепление дисков создает лучшие условия для обеспечения гер­ метичности. Эти задвижки чаще изготовляются с выдвижным шпин­ делем, тогда как задвижки со сплошным клином изготовляются

сневыдвижным шпинделем.

Впараллельных задвижках уплотнительные поверхности парал­ лельны вертикальной оси, т. е. друг другу. В зависимости от кон­ струкции различают задвижки с распорпыми клиньями, самоуплот­ няющиеся без распорных устройств, с механически управляемыми дисками и задвижки со смазкой.

Наиболее широко распространены задвижки с распорными клиньями. В этих задвижках необходимое давление на уплотнитель­ ные поверхности достигается устройством принудительного затвора,

73


состоящего из одного пли двух распорных клиньев. Недостаток за­ движек — взаимное трепие уплотнительных поверхностей при частом открывании и закрывании, что приводит к сравнительно быстрому износу этих поверхностей и влечет за собой потерю герметичности.

Всамоуплотняющихся задвижках затвор состоит из двух дисков

ипружины между ними, которая прижимает эти диски к уплотни­ тельным поверхностям корпуса. Постоянное прижатие дисков к сед­ лам способствует очистке уплотнительных поверхностей от механи­ ческих частиц, содержащихся в потоке среды.

Задвижки с механически управляемыми дисками довольно сложны по устройству. При закрывании таких задвижек диски движутся вначале параллельно уплотняемым поверхностям, а затем раздви­ гаются, плотно закрывая проход. Широкого распространения эта конструкция ие получила из-за своей сложности и малой надежности

вэксплуатации.

Таблица 10

Строительные длины задвижек

 

 

 

 

 

Р у , КГС/СМ2

 

 

 

 

 

D y

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2,5

6

10

16

25

6;

10;

25

40

64

100

160

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З ад ви ж к и

ч у гу н н ы е

 

 

 

 

З ад в и ж к и

с та льн ы е

 

50

180

180

250

250

 

180

250

250

250

250

300

80

210

210

300

300

 

210

280

310

310

310

390

 

100

230

230

330

330

 

230

300

350

350

350

450

125

255

255

360

360

 

255

325

400

400

400

525

150

210

280

280

400

400

280

350

450

450

450

600

200

230

330

330

480

480

330

400

550

550

550

750

250

250

450

450

550

550

450

450

650

650

650

300

270

500

550

630

630

500

500

750

750

750

 

(350)

290

550

550

700

700

550

550

850

850

850

400

310

600

600

780

780

600

600

950

950

950

(450)

330

650

650

850

850

650

650

500

350

700

700

930

930

700

700

1150

1150

600

390

390

800

800

1000

800

800

1350

1350

(7 0 0 )

430

430

900

900

И ЗО

900

900

1550

80 0

470

470

1000

1000

1250

1000

1000

1750

(9 0 0 )

510

510

1100

1100

1380

1100

1100

1000

550

550

1200

1200

1500

1200

1900

 

1200

700

700

1400

1400

1400

2200

 

1400

900

900

1600

1900

1600

2500

1600

1000

1000

1800

2200

1800

2000

1500

1500

2200

2900

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и я . 1. Для задвижек стальных на ру менее 6 кгс/см2 строи­ тельные длины принимаются по установленным длппам для чугунных задви­ жек на соответствующее условное давление. 2. Задвижки, условный проход которых заключен в скобки, по возможности ие применять. 3. Строительные длины для задвижек на ру= 6 кгс/см2 и более приняты с учетом возможности устанавливать на них обводы. В случае необходимости применить для задви­ жек на ру = 1 и 2,5 кгс/см2 обводы их устанавливают на трубопроводе.

74


Повышенные требования к герметичности запорной арматуры при эксплуатации ее в течение длительного времени, особенно на газопроводах, по которым транспортируется газ, содержащий влагу и твердые частицы, привели к созданию специальной запорной арма­ туры, в которой герметичность достигается принудительным подво­ дом смазки к уплотнительным поверхностям. В последнее время получили распространение и задвижки со смазкой.

Смазка, постоянно находящаяся в корпусе, способствует созда­ нию непроницаемого соединения между уплотнительными поверх­ ностями, уменьшает их трение и износ. Кроме того, внутренняя поверхность такой задвижки защищена от засорения со стороны протекающей среды. Задвижки со смазкой обладают наиболее удо­ влетворительной герметичностью запирания прохода, но довольно сложны и требуют тщательного ухода в процессе эксплуатации.

Строительные длины чугунных и стальных задвижек на ру до 160 кгс/см2 и Dy до 2000 мы по ГОСТ 3706—67 устанавливаются в соответствии с табл. 10.

УСТРОЙСТВО ЗАДВИЖЕК

На газопроводах находят применение в качестве запорной арма­ туры как стальные задвижки, так и чугунные с условным давлением от 1 до 64 кгс/см2. Ниже рассмотрено устройство наиболее распро­ страненных задвижек.

Задвижки чугунные

Задвижки типов ЗОчббк и ЗОчббр параллельные с выдвижным"

шпинделем фланцевые чугунные с ручным управлением (рис. 43) выпускаются на ру = 10 кгс/см2 диаметром от 50 до 400 мм. Для установки на трубопроводах для воды, пара и других жидких чистых сред задвижка выпускается с латунными уплотнительными коль­ цами, а для нефти, мазута, газа — без уплотнительных колец.

Задвижки с затвором без колец по особому заказу изготовляются для сред с температурой до 225° С. Задвижки для газа изготовляются на Ру = 4 кгс/см2 и по особому заказу — на ру до 10 кгс/см2. Раз­ меры присоединительных фланцев задвижек должны соответство­ вать ГОСТ 1235—67 на ру = 10 кгс/см2.

По требованию потребителей задвижки должны изготовляться с электромеханическими и гидравлическими приводами для дистан­ ционного управления. Задвижка с ручным приводом открывается вращением маховика по часовой стрелке. В собранных задвижках должна быть обеспечена плавность хода шпинделя, а перемещение затвора должно происходить без заедания при открывании и закры­ вании задвижки. В качестве сальниковой набивки применяется пенька просаленная или асбест сухой. Затяжка сальника должна обеспечивать герметичность и в то же-время не препятствовать сво­ бодному движению шпинделя.

75


Обычно задвижки поставляются со сверлеными отверстиями в присоединительных фланцах, ио по требованию потребителя допу­

скается поставка задвижек без отверстий.

 

 

задвижка типа

 

 

Конструктивно

 

 

ЗОчббк

состоит

из

следующих

 

 

основных деталей: корпуса 1 из

 

 

литого чугуна, имеющего верхнюю

 

 

чугунную крышку 4, установлен­

 

 

ную иа корпусе с помощью шпилек

 

 

с сальниковым

устройством

5,

 

 

шпинделя 6 и втулки S, обеспечи­

 

 

вающих при вращении маховика 7

 

 

поступательное движение затвора

 

 

задвижки, состоящего из двух дис­

 

 

ков 3 и распорного клина 2 между

 

 

ними.

При закрывании задвижки

 

 

распорный

клин

опирается

на

 

 

выступ

в нижней части корпуса

 

 

и прижимает запорные диски к уп­

 

 

лотнительным поверхностям кор­

 

 

пуса. При подъеме и опускании

 

 

запорные диски движутся по на­

 

 

правляющим, имеющимся на кор­

 

 

пусе крана. В случае применения

 

 

задвижек этого типа на трубопро­

 

 

водах для воды и пара в корпус

 

 

крана запрессовываются латунные

 

 

уплотнительные кольца. В табл. 11

 

 

приведены основные размеры за­

 

 

движек

ЗОчббк и

параллельных

 

 

с выдвижным шпиндедем фланце­

 

 

вых чугунных по ГОСТ 8437—63.

 

 

Задвижка ЗОчЗОбкру=10 кгс/см2

 

 

чугунная клиновая с иевыдвпж-

 

 

ным

шпинделем

показана

на

 

 

рис. 44. Задвижка применяется на

 

 

газопроводах при

температуре до

 

 

50° С и выпускается иа условные

 

 

проходы Dy от 125 до 600 мм. При

Рис. 43. Задвижка

параллельная

открывании

задвижки

резьбовая

с выдвижным шпинделем ЗОчббк.

втулка,

связанная с клином,

на­

при его вращении,

 

ворачивается на резьбу шпинделя

увлекая за собой клип.

 

 

 

 

 

Затвор задвижки состоит из сплошного клина, имеющего напра­ вляющие поверхности. Уплотнительные поверхности затвора вы­ полнены непосредственно на корпусе и клине. Сальник подтягивается

анкерными

болтами.

Задвижки с диаметром

Dy — 250 мм

и более

имеют обвод

для снижения усилий

при открывании

76


 

 

 

 

Т абли ца

11

 

 

 

 

 

Основные размеры н масса задвижек ЗОчббк

 

 

Dy

L

Н

Их

D

А

В

Do

Масса, кг,

не более

50

180

350

295

160

134

162

160

18,4

80

210

435

' 350

195

157

224

160

32,5

100

230

515

405

215

210

262

200

41,5

125

255

635

495

245

228

292

240

60,0

150

280

715

560

280

262

337

240

73,0

200

330

900

690

335

305

400

280

125,0

250

450

1080

825

390

345

460

320

185,0

300

500

1265

955

440

370

508

360

260,0

350

550

1490

ИЗО

500

408

564

400

360,0

400

600

1675

1250

565

442

620

500

490,0

задвижки путем выравнивания давления по обе стороны затвора. Материал деталей: корпуса, крышки, клина, сальника, махо­ вика — чугун; шпиделя — сталь; прокладки — паронит. Корпус задвижки соединяется с крышкой болтами. В качестве сальникового

уплотнения применяется асбестовая пропитанная набивка. В табл. 12 приведены основные размеры задвижек.

Задвижка ЗОчЗвбк ру = 10 кгс/см2 чугунная запорная клиновая с выдвижным шпинделем фланцевая предназначена для газопровода коксового газа при температуре до 90° С; может применяться и при топливном газе. Условия применения этих задвижек те же, что и задвижек 30ч27бк. Технические условия по ГОСТ 5762—65 *.

Материал деталей: корпуса, крышки и клина — чугун; шпин­ деля — нержавеющая сталь; прокладки — паронит; набивки саль­ никовой — пропитанный асбест.

В табл. 13 приведены основные размеры задвижек.

Задвижка 30ч21бк ру — 4 кгс/см2 запорная клиновая с выдвиж­ ным шпинделем фланцевая чугунная предназначена для газопрово­ дов коксового газа при температуре до 120° С; ее можно устанавли­ вать на газопроводах с топливным газом при том же давлении и тем­ пературе. Корпус с крышкой соединен болтами, сальник подтяги­ вается накидной гайкой.

Материал деталей: корпуса, крышки, клина, маховика — чугун; шпинделя — нержавеющая сталь; прокладки — паронит; сальни­ ковой набивки — сухой асбест.

В табл. 14 приведены основные размеры задвижек.

Задвижка 30ч7бк ру = 4 кгс/см2 чугунная параллельная с выдвиж­ ным шпинделем по конструкции и основным деталям мало чем отли­ чается от задвижки ЗОчббк. Предназначена для установки на газо­ проводах при температуре до 100° С и выпускается с Dy от 50 до 400 мм. Присоединительные фланцы выполняются по ГОСТ 1235—67 на ру = 10 кгс/см2.

77