ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
влеиие, для уменьшения которого в некоторых конструкциях уста навливаются специальные направляющие трубы. Направляющие трубы не только уменьшают гидравлические потери напора, но и предотвращают выпадение в корпусе задвижек твердых частиц, со держащихся в потоке транспортируемой среды.
По принципу действия затвора задвижки могут быть с одно- и двусторонним принудительным уплотнением и самоуплотня ющиеся. В задвижках с односторонним принудительным уплотне нием герметичность создается на стороне выхода среды, а в задвижках с двусторонним принудительным уплотнением — в обоих соединениях затвора с седлами. Герметичность задвижек с двусторонним уплот нением при гидравлических испытаниях может быть проверена через дренажное отверстие, имеющееся во внутренней полости корпуса. В самоуплотняющихся задвижках между уплотнительной поверх ностью затвора и седла оставляется зазор, а герметичность обеспе чивается давлением среды со стороны входа.
По конструкции затвора задвижки наиболее распространенных конструкций разделяются на клиновые и параллельные. В клиновых задвижках затворные уплотнительные поверхности наклонены к вер тикальной оси корпуса; клиновидный затвор при закрытом проходе прижимается своими поверхностями к уплотнительным поверхно стям корпуса и создает нужную герметичность.
Затвор в клиновых задвижках может быть изготовлен в виде сплошного клина или в виде двух дисков, шарнирно соединенных между собой. Основное преимущество задвижек со сплошным клином состоит в простоте конструкции, поэтому они более надежны в экс плуатации. На боковых поверхностях клина имеются пазы, благо даря которым происходит фиксированная посадка затвора на седле корпуса и несколько уменьшается износ уплотнительных поверх ностей задвижки.
Недостатками таких задвижек являются трудность точной под гонки клина к корпусу, возможность заклинивания при резком изменении температуры и нарушение герметичности вследствие загрязнения уплотнительных поверхностей.
Уплотнительные поверхности клиновых задвижек с двухдиско вым затвором требуют меньшей точности в изготовлении, а шарнир ное крепление дисков создает лучшие условия для обеспечения гер метичности. Эти задвижки чаще изготовляются с выдвижным шпин делем, тогда как задвижки со сплошным клином изготовляются
сневыдвижным шпинделем.
Впараллельных задвижках уплотнительные поверхности парал лельны вертикальной оси, т. е. друг другу. В зависимости от кон струкции различают задвижки с распорпыми клиньями, самоуплот няющиеся без распорных устройств, с механически управляемыми дисками и задвижки со смазкой.
Наиболее широко распространены задвижки с распорными клиньями. В этих задвижках необходимое давление на уплотнитель ные поверхности достигается устройством принудительного затвора,
73
состоящего из одного пли двух распорных клиньев. Недостаток за движек — взаимное трепие уплотнительных поверхностей при частом открывании и закрывании, что приводит к сравнительно быстрому износу этих поверхностей и влечет за собой потерю герметичности.
Всамоуплотняющихся задвижках затвор состоит из двух дисков
ипружины между ними, которая прижимает эти диски к уплотни тельным поверхностям корпуса. Постоянное прижатие дисков к сед лам способствует очистке уплотнительных поверхностей от механи ческих частиц, содержащихся в потоке среды.
Задвижки с механически управляемыми дисками довольно сложны по устройству. При закрывании таких задвижек диски движутся вначале параллельно уплотняемым поверхностям, а затем раздви гаются, плотно закрывая проход. Широкого распространения эта конструкция ие получила из-за своей сложности и малой надежности
вэксплуатации.
Таблица 10
Строительные длины задвижек
|
|
|
|
|
Р у , КГС/СМ2 |
|
|
|
|
|
|||
D y |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2,5 |
6 |
10 |
16 |
25 |
6; |
10; |
25 |
40 |
64 |
100 |
160 |
|
|
16 |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
З ад ви ж к и |
ч у гу н н ы е |
|
|
|
|
З ад в и ж к и |
с та льн ы е |
|
||||
50 |
— |
— |
180 |
180 |
250 |
250 |
|
180 |
250 |
250 |
250 |
250 |
300 |
80 |
— |
— |
210 |
210 |
300 |
300 |
|
210 |
280 |
310 |
310 |
310 |
390 |
— |
|
||||||||||||
100 |
— |
230 |
230 |
330 |
330 |
|
230 |
300 |
350 |
350 |
350 |
450 |
|
125 |
— |
— |
255 |
255 |
360 |
360 |
|
255 |
325 |
400 |
400 |
400 |
525 |
150 |
— |
210 |
280 |
280 |
400 |
400 |
280 |
350 |
450 |
450 |
450 |
600 |
|
200 |
— |
230 |
330 |
330 |
480 |
480 |
330 |
400 |
550 |
550 |
550 |
750 |
|
250 |
— |
250 |
450 |
450 |
550 |
550 |
450 |
450 |
650 |
650 |
650 |
— |
|
300 |
— |
270 |
500 |
550 |
630 |
630 |
500 |
500 |
750 |
750 |
750 |
— |
|
|
|||||||||||||
(350) |
— |
290 |
550 |
550 |
700 |
700 |
550 |
550 |
850 |
850 |
850 |
— |
|
400 |
— |
310 |
600 |
600 |
780 |
780 |
600 |
600 |
950 |
950 |
950 |
— |
|
(450) |
— |
330 |
650 |
650 |
850 |
850 |
650 |
650 |
— |
— |
— |
— |
|
500 |
— |
350 |
700 |
700 |
930 |
930 |
700 |
700 |
1150 |
1150 |
— |
— |
|
600 |
390 |
390 |
800 |
800 |
1000 |
— |
800 |
800 |
1350 |
1350 |
— |
— |
|
(7 0 0 ) |
430 |
430 |
900 |
900 |
И ЗО |
— |
900 |
900 |
1550 |
— |
— |
— |
|
80 0 |
470 |
470 |
1000 |
1000 |
1250 |
— |
1000 |
1000 |
1750 |
— |
— |
— |
|
(9 0 0 ) |
510 |
510 |
1100 |
1100 |
1380 |
— |
1100 |
1100 |
— |
— |
— |
— |
|
1000 |
550 |
550 |
1200 |
1200 |
1500 |
— |
1200 |
1900 |
— |
— |
— |
— |
|
|
|||||||||||||
1200 |
700 |
700 |
1400 |
1400 |
— |
— |
1400 |
2200 |
— |
— |
|
— |
|
1400 |
900 |
900 |
1600 |
1900 |
— |
— |
1600 |
2500 |
— |
— |
— |
— |
|
1600 |
1000 |
1000 |
1800 |
2200 |
— |
— |
1800 |
— |
— |
— |
— |
— |
|
2000 |
1500 |
1500 |
2200 |
2900 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П р и м е ч а н и я . 1. Для задвижек стальных на ру менее 6 кгс/см2 строи тельные длины принимаются по установленным длппам для чугунных задви жек на соответствующее условное давление. 2. Задвижки, условный проход которых заключен в скобки, по возможности ие применять. 3. Строительные длины для задвижек на ру= 6 кгс/см2 и более приняты с учетом возможности устанавливать на них обводы. В случае необходимости применить для задви жек на ру = 1 и 2,5 кгс/см2 обводы их устанавливают на трубопроводе.
74
Повышенные требования к герметичности запорной арматуры при эксплуатации ее в течение длительного времени, особенно на газопроводах, по которым транспортируется газ, содержащий влагу и твердые частицы, привели к созданию специальной запорной арма туры, в которой герметичность достигается принудительным подво дом смазки к уплотнительным поверхностям. В последнее время получили распространение и задвижки со смазкой.
Смазка, постоянно находящаяся в корпусе, способствует созда нию непроницаемого соединения между уплотнительными поверх ностями, уменьшает их трение и износ. Кроме того, внутренняя поверхность такой задвижки защищена от засорения со стороны протекающей среды. Задвижки со смазкой обладают наиболее удо влетворительной герметичностью запирания прохода, но довольно сложны и требуют тщательного ухода в процессе эксплуатации.
Строительные длины чугунных и стальных задвижек на ру до 160 кгс/см2 и Dy до 2000 мы по ГОСТ 3706—67 устанавливаются в соответствии с табл. 10.
УСТРОЙСТВО ЗАДВИЖЕК
На газопроводах находят применение в качестве запорной арма туры как стальные задвижки, так и чугунные с условным давлением от 1 до 64 кгс/см2. Ниже рассмотрено устройство наиболее распро страненных задвижек.
Задвижки чугунные
Задвижки типов ЗОчббк и ЗОчббр параллельные с выдвижным"
шпинделем фланцевые чугунные с ручным управлением (рис. 43) выпускаются на ру = 10 кгс/см2 диаметром от 50 до 400 мм. Для установки на трубопроводах для воды, пара и других жидких чистых сред задвижка выпускается с латунными уплотнительными коль цами, а для нефти, мазута, газа — без уплотнительных колец.
Задвижки с затвором без колец по особому заказу изготовляются для сред с температурой до 225° С. Задвижки для газа изготовляются на Ру = 4 кгс/см2 и по особому заказу — на ру до 10 кгс/см2. Раз меры присоединительных фланцев задвижек должны соответство вать ГОСТ 1235—67 на ру = 10 кгс/см2.
По требованию потребителей задвижки должны изготовляться с электромеханическими и гидравлическими приводами для дистан ционного управления. Задвижка с ручным приводом открывается вращением маховика по часовой стрелке. В собранных задвижках должна быть обеспечена плавность хода шпинделя, а перемещение затвора должно происходить без заедания при открывании и закры вании задвижки. В качестве сальниковой набивки применяется пенька просаленная или асбест сухой. Затяжка сальника должна обеспечивать герметичность и в то же-время не препятствовать сво бодному движению шпинделя.
75
Обычно задвижки поставляются со сверлеными отверстиями в присоединительных фланцах, ио по требованию потребителя допу
скается поставка задвижек без отверстий. |
|
|
задвижка типа |
|||||
|
|
Конструктивно |
||||||
|
|
ЗОчббк |
состоит |
из |
следующих |
|||
|
|
основных деталей: корпуса 1 из |
||||||
|
|
литого чугуна, имеющего верхнюю |
||||||
|
|
чугунную крышку 4, установлен |
||||||
|
|
ную иа корпусе с помощью шпилек |
||||||
|
|
с сальниковым |
устройством |
5, |
||||
|
|
шпинделя 6 и втулки S, обеспечи |
||||||
|
|
вающих при вращении маховика 7 |
||||||
|
|
поступательное движение затвора |
||||||
|
|
задвижки, состоящего из двух дис |
||||||
|
|
ков 3 и распорного клина 2 между |
||||||
|
|
ними. |
При закрывании задвижки |
|||||
|
|
распорный |
клин |
опирается |
на |
|||
|
|
выступ |
в нижней части корпуса |
|||||
|
|
и прижимает запорные диски к уп |
||||||
|
|
лотнительным поверхностям кор |
||||||
|
|
пуса. При подъеме и опускании |
||||||
|
|
запорные диски движутся по на |
||||||
|
|
правляющим, имеющимся на кор |
||||||
|
|
пусе крана. В случае применения |
||||||
|
|
задвижек этого типа на трубопро |
||||||
|
|
водах для воды и пара в корпус |
||||||
|
|
крана запрессовываются латунные |
||||||
|
|
уплотнительные кольца. В табл. 11 |
||||||
|
|
приведены основные размеры за |
||||||
|
|
движек |
ЗОчббк и |
параллельных |
||||
|
|
с выдвижным шпиндедем фланце |
||||||
|
|
вых чугунных по ГОСТ 8437—63. |
||||||
|
|
Задвижка ЗОчЗОбкру=10 кгс/см2 |
||||||
|
|
чугунная клиновая с иевыдвпж- |
||||||
|
|
ным |
шпинделем |
показана |
на |
|||
|
|
рис. 44. Задвижка применяется на |
||||||
|
|
газопроводах при |
температуре до |
|||||
|
|
50° С и выпускается иа условные |
||||||
|
|
проходы Dy от 125 до 600 мм. При |
||||||
Рис. 43. Задвижка |
параллельная |
открывании |
задвижки |
резьбовая |
||||
с выдвижным шпинделем ЗОчббк. |
втулка, |
связанная с клином, |
на |
|||||
при его вращении, |
|
ворачивается на резьбу шпинделя |
||||||
увлекая за собой клип. |
|
|
|
|
|
Затвор задвижки состоит из сплошного клина, имеющего напра вляющие поверхности. Уплотнительные поверхности затвора вы полнены непосредственно на корпусе и клине. Сальник подтягивается
анкерными |
болтами. |
Задвижки с диаметром |
Dy — 250 мм |
и более |
имеют обвод |
для снижения усилий |
при открывании |
76
|
|
|
|
Т абли ца |
11 |
|
|
|
|
|
Основные размеры н масса задвижек ЗОчббк |
|
|
||||
Dy |
L |
Н |
Их |
D |
А |
В |
Do |
Масса, кг, |
не более |
||||||||
50 |
180 |
350 |
295 |
160 |
134 |
162 |
160 |
18,4 |
80 |
210 |
435 |
' 350 |
195 |
157 |
224 |
160 |
32,5 |
100 |
230 |
515 |
405 |
215 |
210 |
262 |
200 |
41,5 |
125 |
255 |
635 |
495 |
245 |
228 |
292 |
240 |
60,0 |
150 |
280 |
715 |
560 |
280 |
262 |
337 |
240 |
73,0 |
200 |
330 |
900 |
690 |
335 |
305 |
400 |
280 |
125,0 |
250 |
450 |
1080 |
825 |
390 |
345 |
460 |
320 |
185,0 |
300 |
500 |
1265 |
955 |
440 |
370 |
508 |
360 |
260,0 |
350 |
550 |
1490 |
ИЗО |
500 |
408 |
564 |
400 |
360,0 |
400 |
600 |
1675 |
1250 |
565 |
442 |
620 |
500 |
490,0 |
задвижки путем выравнивания давления по обе стороны затвора. Материал деталей: корпуса, крышки, клина, сальника, махо вика — чугун; шпиделя — сталь; прокладки — паронит. Корпус задвижки соединяется с крышкой болтами. В качестве сальникового
уплотнения применяется асбестовая пропитанная набивка. В табл. 12 приведены основные размеры задвижек.
Задвижка ЗОчЗвбк ру = 10 кгс/см2 чугунная запорная клиновая с выдвижным шпинделем фланцевая предназначена для газопровода коксового газа при температуре до 90° С; может применяться и при топливном газе. Условия применения этих задвижек те же, что и задвижек 30ч27бк. Технические условия по ГОСТ 5762—65 *.
Материал деталей: корпуса, крышки и клина — чугун; шпин деля — нержавеющая сталь; прокладки — паронит; набивки саль никовой — пропитанный асбест.
В табл. 13 приведены основные размеры задвижек.
Задвижка 30ч21бк ру — 4 кгс/см2 запорная клиновая с выдвиж ным шпинделем фланцевая чугунная предназначена для газопрово дов коксового газа при температуре до 120° С; ее можно устанавли вать на газопроводах с топливным газом при том же давлении и тем пературе. Корпус с крышкой соединен болтами, сальник подтяги вается накидной гайкой.
Материал деталей: корпуса, крышки, клина, маховика — чугун; шпинделя — нержавеющая сталь; прокладки — паронит; сальни ковой набивки — сухой асбест.
В табл. 14 приведены основные размеры задвижек.
Задвижка 30ч7бк ру = 4 кгс/см2 чугунная параллельная с выдвиж ным шпинделем по конструкции и основным деталям мало чем отли чается от задвижки ЗОчббк. Предназначена для установки на газо проводах при температуре до 100° С и выпускается с Dy от 50 до 400 мм. Присоединительные фланцы выполняются по ГОСТ 1235—67 на ру = 10 кгс/см2.
77