ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
Таким образом, в крайних положениях пробки крана схема обвязки пневмопрпставкн позволяет включать пиевмодвигатель только на определенное направление вращения: в положении «открыто» — на закрытие, и наоборот. В промежуточном положении пробкп крана оба пневмоконечника будут находиться в открытом положении, что позволяет включать пиевмодвигатель па любое на правление вращения — на закрытие или открытие крана.
С механизированного управления на ручное кран переводится рукояткой переключения 3, с помощью которой муфта 4 выводится пз зацепления с выходным валом редуктора и сцепляется с червячным колесом 1-й ступени червячного редуктора крана.
Пневмопривод приставки состоит из реверсивного ротационного пневмодвпгателя и планетарного двухступенчатого редуктора. Ротор двигателя вращается вокруг осп, расположенной эксцентрично по отношению к оси цилиндра. Ротор с 8 пазами, в которых имеются текстолитовые лопатки, свободно перемещается в пазах. Во время работы двигателя лопаткн скользят по внутренней поверхности цилиндра. Ротор двигателя приводится во вращение транспортиру емым газом, подводимым через два отверстия: одно в крышке, другое в цилиндре. Направление вращения ротора зависит от того, в какое отверстие подается газ. Выхлопной газ выводится в атмосферу через прорезп в нижней части цилиндра и отверстие в корпусе.
Число оборотов ротора снижается с помощью двухступенчатого планетарного редуктора с общим передаточным отношением 1 : 240. Выходной вал редуктора имеет четыре выступа, с помощью которых он сцепляется с муфтой, передающей вращение на вторую ступень редуктора крапа. Более подробно работа приставки рассмотрена в заводской эксплуатационной инструкции.
Пневмоприставка может быть прпмепеиа для управления любым видом запорной арматуры: краном, задвижкой, заслонкой и т. д. При этом необходимы лишь незначительные переделки существу ющего ручного привода.
При монтаже пневмоприставки пе требуется остановка газопередачи. Для надежной работы пневмоприставки необходимо регулярно производить технические осмотры. Не реже одного раза в три месяца необходимо проверять герметичность всех соединений, проверять работоспособность пневмопрпставкн путем открытия и закрытия крана. Необходимо доливать масло АМГ-10 ГОСТ 6794—53 в редук тор в соответствии с инструкцией по эксплуатации пневмопрпставкн. Не допускается работа пневмодвигателя вхолостую, т. е. в положепии муфты, переключенной па управление крапом ручным дублером.
Применение пневмоприставок ППР-1 в комплекте с автоматами аварийного закрытия кранов пе только облегчит труд эксплуатацион ного персонала, ио и позволит автоматизировать управление маги стральными газопроводами, создаст предпосылки к освобождению эксплуатационного персонала, к увеличению надежности запорной арматуры.
68
АВТОМАТ АВАРИЙНОГО ЗАКРЫТИЯ КРАНА
Автомат модели АЗК-64 предназначен для подачи команды на закрытие линейной запорной арматуры с пневматическим или пневмогидравлическим приводом при резком падении давления газа в магистралытом газопроводе. Автомат разработан Востокгипрогазом.
Ряс. 42. Принципиальная схема автомата АЗК-64.
В х—В 7 — вентили; iX/j — М г — манометры.
Принцип действия автомата основан на создании посредством дросселирующего органа в мембранном приводе перепада давления, величина которого определяется скоростью падения давления в газо проводе.
Автомат состоит из следующих основных узлов: узла управления, мембранного привода, расширительной емкости, резервной емкости, пилотного клапана, клапана обратного двойного действия, фильтраосушителя.
На рис. 42 показана принципиальная схема автомата аварийного закрытия крана при нормальной работе газопровода. Подвижная система 13 мембранного привода 14 под действием пружины 12 занимает крайнее положение, и клапан 3 соединяет полость 2 ци линдра привода крана 1 с атмосферой.
69
|
Техническая характеристика АЗК-64 |
|
||
Условное давленпе, кгс/см2 ...................................................... |
|
64 |
||
Рабочее давленпе в магистрали, кгс/см2 ............................... |
20—55 |
|||
Минимальная скорость падения давления в газопроводе, |
|
|||
прп которой автомат устойчиво срабатывает, кгс/(см2 мпн) 1,0—1,2 |
||||
Минимальный перепад давления в мембранном приводе, |
||||
обеспечивающий срабатывание автомата, кгс/см2 . . . . |
0,4—0,5 |
|||
Размеры автомата, мм: |
|
|
||
|
длина ................................................................................. |
|
|
500 |
|
ширина........................................................................ |
|
|
150 |
|
вы сота ................................................................................. |
|
|
1500 |
Масса автомата, к г ............................................................................ |
|
Около40 |
||
Когда при большой утечке пли полном разрыве газопровода ско |
||||
рость падения давления в газопроводе достигает аварийной вели |
||||
чины 1—1,2 кгс/(см2-мпи), автоматическая подача давления в по |
||||
лость 2 цилиндра крана для его закрытия происходит следующим |
||||
образом: полости Т и П мембранного привода соединяются с газо |
||||
проводом через клапан 3, давление к которому подходит с двух точек |
||||
до и после крана. Полость П сообщается с газопроводом непосред |
||||
ственно, |
а полость |
Т — через |
дросселирующее отверстие в диа |
|
фрагме 15. |
|
|
|
|
Для увеличения объема полость Т соединена с расширительной |
||||
емкостью 16. Сечение дросселирующего отверстия подобрано таким |
||||
образом, что при работе газопровода в обычных условиях колебание |
||||
давления как в полости П, так и в полости Т происходит почти одно |
||||
временно. При резком падении давления в газопроводе падение да |
||||
вления в полости Т идет медленнее, чем в полости П, что приводит |
||||
к накапливанию перепада давления между ними. |
|
|||
При достижении перепада достаточной величины подвижная |
||||
система 13 мембранного привода 14, преодолевая усилие пружины 12, |
||||
смещается в крайнее правое положение и воздействует на клапан 9, |
||||
который открывает доступ газу высокого давления в полость 2 ци |
||||
линдра привода крана, и кран закрывается. По мере закрытия крана |
||||
клапан 3 автоматически отключает область высокого давления газо |
||||
провода от мембранного привода, соединяя его только с областью |
||||
низкого |
давления. |
|
|
|
При выравнивании давления в полостях П и Т мембранного при |
||||
вода 14 подвижная система 13 под действием пружины 12 возвра |
||||
щается |
в исходное |
положение. |
Клапан 9 закрывает |
доступ газу |
вполость цилиндра привода и соединяет ее с атмосферой.
Спомощью клапанов 8, 9, 10 предусмотрено ручное управление краном: закрытие, открытие и иабивка крана смазкой. Пневмоклапаны 8, 9, 10 при ручном управлении краном включаются ры
чагами 11 (пажатие по направлению стрелки). Давление к клапанам 8, 9, 10 подается от резервной емкости 7, которая в свою очередь через клапан 4 сообщается с газопроводом в двух точках до и после крапа. При резком падении давления в газопроводе клапан 4 герметично отсекает резервную емкость от газопровода, сохраняя в ней перво начальное высокое давление.
70
Поступающий к автомату газ очищается и осушается в фильтрах 5, 6. Автомат полностью отключается от газопровода посредством вентилей В г, В 2, что необходимо для производства монтажа, ухода и контрольных проверок в процессе эксплуатации. Вентили В4
иВъ предназначены для продувки фильтров 5, 6 и обвязочной арма туры автомата.
Для надежной работы автомата нужно регулярно проводить тех нические осмотры. Периодически, не реже одного раза в месяц, необходимо проверять герметичность всех мест соединений и уплот нений автомата, его работоспособность, проверять ручное управле ние пиевмоклапанами. Очень тщательпо нужно следить за очисткой
иосушкой газа, подаваемого для управления автоматом, регулярно
взависимости от влажности газа заменяя силикагель в фильтрах
иочищая обвязочную арматуру от конденсата и воды в осеннезимний период.
ГЛАВА V
ЗАДВИЖКИ ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Задвижки являются наиболее распространенным видом запорной арматуры. В газовой промышленности задвижки применяются при оборудовании устья скважин, на промысловых сборных пунктах, иа магистральных и распределительных газопроводах, на трубо проводах компрессорных и газораспределительных станций и т. д.
Задвижкой называется запорная арматура, в которой проход перекрывается путем подъема плоского диска в иаправленпи, пер пендикулярном к направлению движения среды.
В простейших задвижках плоский запорный диск имеет форму клина, который при опускании плотно прижимается к уплотнитель ным поверхностям корпуса задвижки, перекрывая ее проходное сечение. Для задвижек, устанавливаемых на подземных участках газопроводов, сооружаются колодцы, позволяющие обслуживать арматуру (набивать сальники, смазывать детали, красить и т. д.). Задвижки имеют небольшое гидравлическое сопротивление, для открытия и закрытия затвора достаточно незначительных усилий. Задвижки обеспечивают проход рабочей среды в обоих направлениях. Их можно изготавливать практически иа любые давлеиия и любых размеров.
К недостаткам задвижек следует отнести слояшость их изготовле ния, связанную с наличием двух седел в корпусе и двух уплотнитель ных поверхностей на затворе.
Уплотнительные поверхности седел корпуса труднодоступны для обработки и притирки, что значительно осложняет их произ водство и ремонт. В большинстве конструкций проход открывается
71
п закрывается в условиях трения уплотнительных поверхностей затвора и седел корпуса, которое возрастает при одностороннем давлении среды па затвор. Поэтому задвижки при непродолжитель ной эксплуатации теряют герметичность в результате износа, а иногда и задирания уплотнительных поверхностей.
"Управление задвижкой — работа весьма трудоемкая. Полное открытие прохода возможно только при подъеме затвора иа высоту, равную диаметру прохода в седле. Кроме того, через фланцевые соединения и сальниковые уплотнения в процессе эксплуатации часто возникают утечки, а при загрязнении уплотнительных поверх- ' ностей и засорении пазов внутри корпуса задвижка пропускает газ даже в закрытом положении.
Особенно трудно эксплуатировать задвижки в условиях транспор тировки полимерпзующпхся сред (сланцевый газ), когда на уплотни тельных поверхностях седел и затвора образуется очень плотная пленка полимеров, так что задвижку можно закрыть, лишь приме нив значительные усилия для вращения маховика.
Различаются задвижки с выдвижным, невыдвижиым и вращатель но-поступательным перемещением шпинделя.
В задвижках с выдвижным шпинделем резьбовая втулка распо ложена вне корпуса. Это делает ее доступной для осмотра и смазки и позволяет перемещать шпиндель путем вращения резьбовой втулки. Высота задвижек с выдвижным шпинделем увеличивается примерно на величину диаметра прохода в седле. В этих задвижках положение затвора можно определить по положению резьбового конца шпин деля.
В задвижках с невыдвижным шпинделем резьба, перемещающая затвор, расположена внутри корпуса и поэтому постоянно подвер жена воздействию транспортируемой среды, что исключает возмож ность применения смазки резьбы. Высота задвижек не изменяется при разных положениях затвора, поэтому ее габариты меньше, чем у задвижек с выдвижным шпинделем. Положение затвора задвижек с невыдвижиым шпинделем фиксируется специальным указателем.
Задвижки с вращательно-поступательным перемещением шпин деля встречаются реже и применяются в основном иа трубопроводах малых диаметров при низких давлениях транспортируемой среды. В этих задвижках иа шпинделе имеется две резьбы — правая и левая.
Существуют и другие конструкции привода, заменяющие собой резьбовой шпиндель: зубчатая рейка — в быстродействующих за движках, шток — в задвижках с пневматическим или гидравличе ским приводом.
В зависимости от проходного сечения задвижки могут быть равиопроходными и с суженным проходом. Задвижки равнопроходпые имеют небольшое гидравлическое сопротивление. Сужение прохода задвижки позволяет уменьшить ее размеры и значительно снизить усилие, необходимое для управления затвором. Задвижки с сужен ным проходом в седле имеют значительное гидравлическое сопроти-
72