Файл: Андреев, Г. С. Запорная арматура.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дистанционному управлению запорной арматурой оператор может нажатием соответствующих кнопок регулировать потоки газа при ^запуске и остановке компрессорных агрегатов.

ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРАНАМИ С ПНЕВМОПРИВОДОМ

Схема дистанционного управления краном с пневмоприводом,

Рис. 32. Схема дистанционного управления кранами.

з — ирам; 2 — мультипликатор; s — пневмопривод; 4

— фильтр; 5 — олектропневмоклапан

■в — конечный

выключатель;

7 — ручной привод;

8 — кнопка

открытия; 9 — соленоид

•кнопки; ю

— кпопка сброса;

11 — добавочное сопротивление;

12

— педаль ручного упра­

вления; 13,

14,

15 — соленоиды электропневмоклапанов; И Б О ,

К В З — контакты конечного

 

выключателя; С Д — сопротивление; РО , Р З , P M ,

Р В — реле.

лрнменяемая как на линейной части газопровода, так и иа межце­ ховых газовых коммуникациях, компрессорных и газораспредели­ тельных станциях, приведена на рис. 32. Пробковый край 1 иа схеме показан в открытом положении. При этом на щите управления горит

■56

зеленая лампа ЛЗ . Крап закрывается дистанционно пажатнем кнопки КЗ. Кнопка остается втянутой до конца операции, удержи­ ваемая собственным электромагнитом.

При нажатии кнопки включаются соленоид закрытия 15, реле управления мультипликатором РМ и соленоид мультипликатора 14. Для облегчения открытия крана 1 его пробка предварительно отжи­ мается давлением смазки из мультипликатора 2 и под действием газа, поступившего через клапан закрытия в полость пневмопри­ вода 3, начинает поворачиваться. В начале поворота обесточиваются соленоид 14, реле РМ, сигнальное реле РО и загорается белая лампа ЛБ. Одновременное горение белой и зеленой ламп означает, что пробка находится в движении. При подходе пробки крана к ко­ нечному положению обесточивается соленоид закрытия 15 и сраба­ тывает сигнальное реле РЗ. При этом гаспет зеленая лампа.

После закрытия крана замыкается контакт реле времени и вновь открывается пневмоклапан с соленоидом 14. При этом смазка под давлением поступает в продольные канавки па пробке и заполняет зазоры между пробкой и корпусом крана, обеспечивая его герметич­ ность.

Электроппевматпческий узел автоматического управления кра­ нами ЭПУУ-2 в комплекте с конечными выключателями ВК-700 или ВВ-5 обеспечивает дистанционное управление отключающими кранами с пневматическим приводом и мультипликатором.

Узел управления выполнен с повышенной надежностью против взрыва и предназначен для эксплуатации в наружных установках, содержащих взрывоопасные газы. Рабочей средой в пневмосистеме клапанов узла управления является природный газ, транспортиру­ емый по магистральному газопроводу. Перед поступлением в узел управления газ проходит через фильтр-осушитель.

Уаел управления ЭПУУ-2 разработан на базе электропневмокла­ панов ЭК-48 и выполнен в виде сварной коробки (рис. 33), внутри которой в верхней части укреплены три электропиевмоклапаиа с общим коллектором. К коллектору подводится газ из магистраль­ ного газопровода с- рабочим давлением до 55 кгс/см2. Два крайних клапана предназначены для управления краном (открытия и закры­ тия), третий клапан служит для подачи газа в пневмоцнлиндр муль­ типликатора как в момент выполнения операций по управлениюкраном, так и независимо от них.

Узел ЭПУУ-2 позволяет управлять краном как дистанционно, так и с места его установки. Причем после каждой операции обеспе­ чивается герметизация крана опережающим включением электропневматического клапана, управляющего подачей газа в мульти­ пликатор. В случае необходимости можно герметизировать край независимо от положения его пробки, например при выполнении ремонтных работ на участке газопровода.

В нижней части коробки размещен клеммник, который соединен кабелем или проводами, проложенными в трубе, со щитом управле­ ния компрессорной или газораспределительной станции и конечным

57


выключателем, установленным на кране. Узлом можно управлять как дистанционно (со щита управления), так н вручную — рыча­ гами ручного управления электропневмоклапаиов.

Узел управления крана работает по следующей схеме (рис. 34): при подаче сигнала иа открытие одновременно срабатывают кла­ пан СО для подачи газа в пиевмоцилиидр привода на открытие

1 — общий коллектор; 2 — сварпая коробка;

3 — электропкевмоклапан

ЭК-48; 4 — клеммник; 5 — штуцер для ввода

кабеля.

и клапан СМ для подачи газа в мультипликатор. При подаче смазки

в край пробка отжимается, чем облегчается ее поворот. Как только

пробка крана начнет поворачиваться, подача газа в пиевмоцилиидр

мультипликатора

прекращается.

 

 

п

Техническая характеристика ЭПУУ-2

Номинальное напряжение катушек соленоидов по­

 

стоянного тока, в ..................................................

 

110]± 10%

Максимальная потребляемая мощность, вт . . . .

55

Диапазон рабочих температур, ° С ...........................

От —40 до +40

Время нахождения под током (при цикле 6 мин), сек

До 90

Масса узла, кг ..........................................................

 

13

Размеры, мм

.............................................................

 

500 X 270 X 220

58

При подаче сигнала на закрытие также срабатывают два кла­ пана: СЗ — для подачи газа в пневмоцилиндр привода на закрытие и СМ — для подачи газа в пиевмоцгашпдр мультипликатора. В на­

чале поворота пробки кла­

ц

пан СМ отключается и вновь

включается только после по­

CQT

 

ворота пробки для гермети­

 

зации затвора.

 

Э л е к тр опиев мок л апан

 

ЭК-48 (рис. 35) является ос­

 

новной деталью узла управ­

 

ления и обеспечивает пере­

 

пуск газа в соответствии

 

с электросигналом управле­

 

ния. Работает он следующим

 

образом. Газ, проходя через

 

входное отверстие корпуса 3

 

в полость А , прижимает верх­

 

ний запорный клапан перепу­

 

скного устройства 2 к седлу 13.

 

1

 

управления.

1 — соленоид; 2 — клеммник.

Седло имеет уплотнительное резиновое кольцо 12, перекрывающее доступ газу в выходное отверстие клапана. Из полости А газ одно­ временно проходит через металлическую сетку — фильтр 11, через поперечные отверстия и продольный канал перепускного устрой­ ства. Клапан перепускного устройства оканчивается седлом 7, кото­ рое перекрывается запорным устройством 4. Запорное устройство

суплотнительным резиновым вкладышем 14 на конце, прилегающем

кперепускному устройству, прижимается к седловине возвратной

59



пружиной 9. Благодаря малому диаметру продольного канала усилия возвратной пружины 9 достаточно для плотного перекрытия перепускного устройства.

При включении солеиопда 10 сердечник S втягивается, преодоле­ вая усилие возвратной пружины. Сердечник, соединенный со штоком запорного устройства 4, подтягивает его и открывает отверстие пере­ пускного устройства. Запорное устройство запирающим конусом 6 перекрывает отверстие кольца 21, плотно прилегая к его поверх­ ности. Проходя через отверстие 19 внутри перепускного устройства, газ поступает в полость Б, где создается высокое давление. В резуль­ тате того, что диаметр нижнего конца перепускного устройства больше диаметра верхнего, перепускное устройство за счет разницы создаваемых давлением газа усилий поднимается вверх. При этом седло 13 открывается, а седло 15 закрывается, и газ проходит в по­ лость цилиндра пневмопривода или мультипликатора.

При выключении соленоида клапана пружина 9 возвращает сердечник S в исходное положение. В этот момент открывается отвер­ стие запорного кольца 21 и газ, скопившийся в полости Б, сбрасы­ вается через отверстия 16 и 5. Затем пружиной 1 перепускное устрой­ ство возвращается в первоначальное положение. Газ в полости А продолжает оказывать давление на верхний клапан перепускного устройства 2, благодаря чему перекрывается седло 13. Из полости пневмоцилиндров привода и мультипликатора газ проходит через выходное отверстие в обратном направлении и сбрасывается в атмо­ сферу через отверстие 16.

В случае ручного управления необходимо поднять вверх ры­ чаг 22, который, находясь в зацеплении с сердечником S соленоида 10, тянет за собой запорное устройство 4. Дальнейший процесс проте­ кает так же, как и при включении соленоида. Уплотнительные ман­ жеты 17, 18, 20 обеспечивают герметичность клапана.

Узел управления обычно монтируют на сварной раме, располо­ женной вблизи от крана, пли на корпусе редуктора. Рабочие полости пневмоцилиндра и мультипликатора присоединяются к узлу управле­ ния шлангами высокого давления РВД-4М. Шланги изготовлены из резины с металлической п хлопчатобумажной оплеткой, концы которой заделаны в металлические перазборные наконечники, со­ стоящие из муфты, ниппеля и накидной гайки.

К коллектору узла управления газ может подводиться как рези­ новым шлангом РВД-4М, так и стальной трубой диаметром 1/ 2—3/4" с накидными гайками, присоединяемыми к штуцерам на байпасе крана или специально вваренными в газопровод. Подводящий трубо­ провод обязательно должен иметь отключающий вентиль.

Электрическую подводку к соленоидам узла управления выпол­ няют кабелем КСРБ8 X 1,5 или проводом ПРГ500ж1,5, проложен­ ным в трубе в соответствии с правилами устройства электроуста­ новок. Узел управления заземляют при помощи внутренних и наруж­ ных зажимов. Смонтированный и подключенный к газовым и элек­ трическим коммуникациям узел управления пломбируется.

60


Подключать узел управления к газопроводу необходимо только через фильтр-осушитель, так как из-за попадания механических частиц и воды перепускные клапаны плотно не закрываются и это вызывает значительную утечку газа.

Кроме того, для надежной эксплуатации узла управления необ­ ходимо тщательно уплотнять кабельные и трубные вводы, а также стыки корпуса с дверкой, ие допускать пропуска газа в трубопро­ водах обвязки ЭПУУ-2, так как в местах пропуска происходит дрос­ селирование, что приводит к образованию гпдратных пробок и заку­ порке импульсных линий.

Необходимо периодически в зависимости от влажности и загряз­ ненности газа перезаряжать фильтры-осушители свежим силикаге­ лем и продувать трубопроводы от загрязнений и влаги.

КОНЕЧНЫЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛИ ВК-700 И ВВ-5

Конечные выключатели служат для отключения электромагнит­ ных клапанов узла управления в конечных положениях пробки крана. Кроме того, они выключают сигнальные лампы, указывающие на положение затвора (пробки): «Открыто» пли «Закрыто».

Конечный выключатель типа ВК-700 показан на рис. 36, а и типа ВВ-5 — па рис. 36, б. Опи имеют рычажный привод двусторон­ него прямого действия с двумя кнопочными элементами. Каждый ■элемент имеет один контакт на открытие и один — на закрытие, которые срабатывают в одном из крайних положений рычага. Кон­ такты рассчитаны на номинальный ток 15 а. По конструкции и ка­ честву изготовления конечный выключатель типа ВВ-5 превосхо­ дит ВК-700. Механизм с киопочиым элементом конечного выклю­ чателя типа ВК-700 заключен в корпус, заполненный маслом. У вы­ ключателя ВВ-5 масляного заполнения нет, кнопочные элементы его имеют по два контактных мостика, кинематическая часть выпол­ нена более надежно, а корпус имеет лучшее уплотнение.

ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ УЗЛЫ УПРАВЛЕНИЯ

СКВ Газприборавтоматика разработало узел управления газо­ выми кранами с пневмоприводом и мультипликатором, устанавли­ ваемыми на обвязках компрессорных и газораспределительных станций и газопроводах с давлением газа ру = 64 кгс/см2. Кранами можно управлять дистанционно от системы пневмоавтоматики и вруч­ ную с помощью кнопок па корпусе узла управления.

Конструктивно узел УУП-1 (рис. 37) состоит из корпуса 4, трех пневматических усилителей 1 типа УП-2, связанных общим кол­ лектором 3, трех пневматических кнопок 5 типа КУП-4 и трех пере­ кидных клапанов 2 типа КП-2. Пневматические усилители подают газ или воздух давлением до 55 кгс/см2 в рабочие полости пневмо­ привода для открытия или закрытия крана и в полость пневмо­ цилиндра мультипликатора для подачи уплотнительной смазки.

61