Файл: Шаповаленко, О. Г. Резервы снижения накладных расходов в промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ние прибыли. План снижения себестоимости продукции, установленный предприятиями в 1970 году, выполнен. Сверхплановая экономия составила более одного милли­ арда рублей. Прибыль по сравнению с 1969 годом воз­ росла на 15 процентов, план накоплений перевыполнен.

Опыт работы промышленных предприятий свидетель­ ствует о том, что в ходе осуществления экономической реформы усилилось внимание к экономике производства, росту производительности труда, повышению качества выпускаемой продукции, стали лучше использоваться ре­ зервы производства и основные фонды.

Большинство предприятий, работающих по-новому, увеличили темпы роста объема производства, реализа­ ции продукции, прибыли, добились улучшения основных технико-экономических показателей. Предприятия, пере­ веденные на новые условия, за три года дали дополни­

тельно к плану продукции более чем на 9

миллиардов

рублей и более двух миллиардов рублей прибыли.

Успешное выполнение заданий позволило образовать

фонды экономического стимулирования,

что повысило

заинтересованность работников

как

в

результатах

своего труда, так и в общих итогах

деятельности пред­

приятия.

 

 

 

Для достижения высокой экономической эффективно­ сти производства предстоит еще многое сделать. Партия учит трезво оценивать хозяйственную обстановку, всесто­ ронне анализировать экономические процессы, видеть не только успехи, но и недостатки.

В нашем социалистическом хозяйстве имеются объек­ тивные предпосылки для ускоренного роста производст­ ва, повышения его эффективности. Необходимо только умело использовать преимущества социалистической си­ стемы хозяйства, его огромные возможности и резервы, постоянно улучшать организаторскую и экономическую

28

работу, снижать прямые и накладные расходы в затратах на производство продукции.

Наряду с ежегодным сокращением расходов на управ­ ление проводятся мероприятия по централизации ремон­ та оборудования промышленных предприятий на специа­ лизированных заводах, транспортного обслуживания, по улучшению организации труда вспомогательных рабо­ чих, внедрению более рациональной организации и уп­ равления производством за счет применения средств оргтехники. При этом затраты на охрану труда, технику безопасности, производственную санитарию, выдачу бес­ платной спецодежды, повышение профессионально-техни­ ческого уровня трудящихся, культурно-массовую и физ­ культурную работу из года в год возрастают.

Главная задача новой пятилетки состоит в том, что­ бы обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких тем­ пов развития социалистического производства, повыше­ ния -его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда.

Для повышения эффективности всего общественного производства .предусмотрено более рациональное исполь­ зование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, совершенствование управления производством.

Одной из важнейших задач девятой пятилетки явля­ ется ускорение темпов роста производительности труда во всех отраслях народного хозяйства на базе широко­ го внедрения и использования достижений науки и техни­ ки, всемерной механизации производственных процес­ сов, сокращения применения ручного труда, в первую очередь на вспомогательных и подсобных работах, а так­ же улучшения организации производства и труда. За счет роста производительности труда планом на 1971—1975 годы предусмотрено получить 87—90 процентов

29



общего прироста промышленной продукции. При этом внедрение научной организации труда в промышленности дало в 1971 году экономию почти в 400 миллионов руб­ лей и позволило направить для работы в другие отрас­ ли более 275 тысяч человек.

Осуществляемые партией и правительством меропри­ ятия по сокращению накладных расходов в народном хозяйстве дают большой экономический эффект. Вместе с тем на каждом предприятии должна проводиться по­ стоянная работа, направленная на изыскание возмож­ ностей сокращения накладных расходов путем совершен­ ствования и улучшения управления и обслуживания про­ изводства.

Снижение накладных расходов за счет совершенствования управления производством

Планирование расходов на управление

Социалистический способ производства открывает большие возможности для сокращения накладных расхо­ дов, в первую очередь расходов на управление.

В работе «Критика Готской программы» К. Маркс указывал, что доля издержек управления будет все более уменьшаться по мере развития нового общества, посколь­ ку будут ликвидированы паразитические расходы на со­ держание аппарата эксплуатации трудящихся.

В. И. Ленин требовал систематического удешевления советского аппарата управления путем сокращения и бо­ лее совершенной его организации, уничтожения волоки­ ты, бюрократизма, уменьшения непроизводительных рас­ ходов.

Коммунистическая партия и Советское правительство придают большое значение сокращению накладных рас­ ходов в народном хозяйстве и постоянно проводят ши­ рокие мероприятия в этом направлении.

31

Считая рациональное и бережливое расходование де­ нежных и материальных ресурсов важнейшей задачей, Совет Министров СССР в 1966 году образовал комиссию для разработки мероприятий по экономии государствен­ ных средств и сокращению непроизводительных расхо­ дов. Комиссии было предложено обратить особое внима­ ние на сокращение административно-управленческих рас­ ходов.

Одной из крупных мер является проводимое в стра­ не сокращение расходов на содержание административ­ но-управленческого, цехового и другого непроизводст­ венного персонала. Получаемая в связи с этим экономия средств будет использоваться на нужды народного хо­ зяйства и социально-культурные мероприятия.

В народнохозяйственном плане и Государственном бюджете СССР на 1968 и 1969 годы были учтены воз­ можности дополнительного сокращения расходов, на со­ держание аппарата управления предприятий, хозяй­ ственных организаций и бюджетных учреждений на 2,7 миллиарда рублей, которые и были использованы на финансирование расширенного социалистического вос­ производства и повышение жизненного уровня со­ ветского народа.

В принятом ЦК КПСС и Советом Министров СССР

13 октября 1969 года постановлении «О совершенство­ вании и удешевлении аппарата управления» особо под­ черкнута необходимость дальнейшего повышения органи­ зующей роли аппарата управления и экономного расхо­ дования средств на его содержание. Осуществление отра­ слевого принципа управления, указывается в постановле­ нии, претворение в жизнь новой системы планирования и экономического стимулирования, все более широкое внедрение автоматических систем управления, элек­ тронных и вычислительных машин создают необходи­

32


мые условия для дальнейшего совершенствования аппа­ рата управления и сокращения расходов на его содержа­ ние.

Вместе с этим Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отметили, что руководители многих министерств, ведомств, советских и хозяйственных орга­ нов, предприятий и организаций не уделяют должного внимания вопросам улучшения работы аппарата управле­ ния и его удешевления, в результате он все еще; оста­ ется большим и дорогостоящим.

В отдельных отраслях хозяйства сохраняется много­ ступенчатая система управления и создаются ненужные и параллельно действующие организации. Структура управления на мнших предприятиях является громозд­ кой. Все это усложняет руководство производством, от­ влекает значительное количество специалистов от ре­ шения основных производственных задач и приводит к из­ лишним расходам на управление.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров

СССР намечено провести конкретные мероприятия по совершенствованию аппарата управления. Министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных респуб­ лик должны пересмотреть сеть трестов, комбинатов, уп­ равлений и контор, ликвидировать параллельно действу­ ющие и излишние организации, устранить излишества в штатах организаций и учреждений.

Осуществление указанных мероприятий позволило со­ кратить в 1970 году расходы на содержание администра­

тивно-управленческого, цехового (линейного)

персонала

и охраны, а также на все виды служебных

командиро­

вок на 1,7 миллиарда рублей против

предусмотренных

в 1969 году ассигнований на эти цели

по

уточненным

сметам административно-управленческих расходов.

Для предприятий и организаций,

подведомственных

2 О. Г. Шаповаленко

33

Совету Министров РСФСР, было установлено на 1970 год задание по сокращению расходов на содержание аппа­ рата управления в сумме 326 миллионов рублей. Кроме того, союзно-республиканские министерства РСФСР по заданиям союзных министерств были обязаны сократить указанные расходы на 99,7 миллиона рублей.

Постановлением

ЦК КПСС и Совета

Министров

СССР вменено в обязанность

министерств,

ведомств и

Советов Министров

союзных

республик

начиная с

1970 года устанавливать предельные ассигнования на со­ держание аппарата управления для подведомственных предприятий, организаций и учреждений. Руководители должны утверждать сметы расходов в пределах этих ас­ сигнований.

Дальнейшее совершенствование и улучшение управле­ ния во всех отраслях народного хозяйства привело к сокращению управленческих расходов в 1971 году на 1,5 миллиарда рублей.

Директивами XXIV съезда ’КПСС по девятому пяти­ летнему плану предусмотрено продолжить работу, направленную на дальнейшее совершенствование и уде­ шевление административно-управленческого аппарата, решительно сокращать излишние звенья. В 1972 году экономия от сокращения расходов на управление соста­ вит 0, 7 миллиарда рублей.

От величины затрат на управление производством в значительной степени зависит уровень накладных расхо­ дов, в конечном счете себестоимость промышленной продукции. Удельный вес расходов на управление в на­ циональном доходе нашей страны пока что довольно вы­ сок — около 8 процентов, причем около трети приходится на управление промышленным производством.

В аппарате управления промышленных предприятий заняты руководящие, инженерно-технические работники

34


и служащие, затраты на содержание которых достигают 20—25 процентов общей величины накладных расходов. Преобладающую часть расходов на содержание аппара­

та управления составляет фонд заработной

платы (от

70 до 90 процентов).

 

Расходы по фонду заработной платы зависят от чис­

ленности административно-управленческого,

общезавод­

ского, цехового персонала и размеров их должностных окладов.

Внашей стране должностные оклады работников уп­ равления устанавливаются решениями партии и прави­ тельства или по их поручению Государственным комите­ том Совета Министров СССР по вопросам труда и зара­ ботной платы.

Воснове определения уровня заработной платы лежит социалистический принцип оплаты по количеству и ка­ честву труда, а также достигнутый объем национально­ го дохода, часть которого может быть направлена го­ сударством на потребление.

Утвержденные союзными органами схемы должност­ ных окладов без их разрешения не могут быть изменены.

На сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС под­ черкивалось, что государство, расширяя хозяйственную самостоятельность предприятий, будет и впредь прово­ дить единую политику в области оплаты труда. Само­ вольное изменение должностных окладов приводит к необоснованному различию в оплате труда работников,

кперерасходу фондов заработной платы и, таким обра­ зом, к нарушению планового распределения националь­ ного дохода.

За последние пятнадцать лет в нашей стране прове­ дены мероприятия по упорядочению заработной платы в промышленности и других отраслях народного хозяйст­ ва, а также в органах государственного управления.

2*

35

Для руководящих и инженерно-технических работни­ ков утверждены отдельные по каждой отрасли промы­ шленности схемы окладов, в которых предусмотрены на­ именования должностей и размеры заработной платы в зависимости от группы (категории) предприятия. Утвер­ жденные схемы окладов определяют номенклатуру долж­ ностей, которые могут содержаться на предприятии оп­ ределенной группы.

Большинство окладов руководящих, инженерно-техни­ ческих работников и служащих установлены от мини­ мальных до максимальных размеров, в пределах которых руководитель предприятия утверждает размер оклада по каждой должности в зависимости от степени квалифика­ ции работника. При этом оклады не могут утверждаться ниже минимальных и выше максимальных размеров. Б целом по штатному расписанию аппарата заводоуправ­ ления и цехов фонд заработной платы не может превы­ шать исчисленный по средним окладам схемы.

Для применения схем должностных окладов мини­ стерства, ведомства, исполкомы присваивают предприя­ тиям соответствующие группы по оплате труда в соот­ ветствии с показателями, утвержденными для каждой отрасли промышленности постановлениями Государст­ венного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС. В показателях предусмотрено такое же количество групп или категорий, как в схемах должностных окладов соответствующей отрасли.

Необходимо отметить, что в некоторых отраслях про­ мышленности действуют очень сложные показатели для отнесения предприятий к группам по оплате труда ру­ ководящих и инженерно-технических работников. Это приводит иногда к ошибкам, увеличивающим расходы на содержание аппарата управления и накладные расходы.

3 6