Файл: Шаповаленко, О. Г. Резервы снижения накладных расходов в промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ние прибыли. План снижения себестоимости продукции, установленный предприятиями в 1970 году, выполнен. Сверхплановая экономия составила более одного милли арда рублей. Прибыль по сравнению с 1969 годом воз росла на 15 процентов, план накоплений перевыполнен.
Опыт работы промышленных предприятий свидетель ствует о том, что в ходе осуществления экономической реформы усилилось внимание к экономике производства, росту производительности труда, повышению качества выпускаемой продукции, стали лучше использоваться ре зервы производства и основные фонды.
Большинство предприятий, работающих по-новому, увеличили темпы роста объема производства, реализа ции продукции, прибыли, добились улучшения основных технико-экономических показателей. Предприятия, пере веденные на новые условия, за три года дали дополни
тельно к плану продукции более чем на 9 |
миллиардов |
||
рублей и более двух миллиардов рублей прибыли. |
|||
Успешное выполнение заданий позволило образовать |
|||
фонды экономического стимулирования, |
что повысило |
||
заинтересованность работников |
как |
в |
результатах |
своего труда, так и в общих итогах |
деятельности пред |
||
приятия. |
|
|
|
Для достижения высокой экономической эффективно сти производства предстоит еще многое сделать. Партия учит трезво оценивать хозяйственную обстановку, всесто ронне анализировать экономические процессы, видеть не только успехи, но и недостатки.
В нашем социалистическом хозяйстве имеются объек тивные предпосылки для ускоренного роста производст ва, повышения его эффективности. Необходимо только умело использовать преимущества социалистической си стемы хозяйства, его огромные возможности и резервы, постоянно улучшать организаторскую и экономическую
28
работу, снижать прямые и накладные расходы в затратах на производство продукции.
Наряду с ежегодным сокращением расходов на управ ление проводятся мероприятия по централизации ремон та оборудования промышленных предприятий на специа лизированных заводах, транспортного обслуживания, по улучшению организации труда вспомогательных рабо чих, внедрению более рациональной организации и уп равления производством за счет применения средств оргтехники. При этом затраты на охрану труда, технику безопасности, производственную санитарию, выдачу бес платной спецодежды, повышение профессионально-техни ческого уровня трудящихся, культурно-массовую и физ культурную работу из года в год возрастают.
Главная задача новой пятилетки состоит в том, что бы обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких тем пов развития социалистического производства, повыше ния -его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда.
Для повышения эффективности всего общественного производства .предусмотрено более рациональное исполь зование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, совершенствование управления производством.
Одной из важнейших задач девятой пятилетки явля ется ускорение темпов роста производительности труда во всех отраслях народного хозяйства на базе широко го внедрения и использования достижений науки и техни ки, всемерной механизации производственных процес сов, сокращения применения ручного труда, в первую очередь на вспомогательных и подсобных работах, а так же улучшения организации производства и труда. За счет роста производительности труда планом на 1971—1975 годы предусмотрено получить 87—90 процентов
29
общего прироста промышленной продукции. При этом внедрение научной организации труда в промышленности дало в 1971 году экономию почти в 400 миллионов руб лей и позволило направить для работы в другие отрас ли более 275 тысяч человек.
Осуществляемые партией и правительством меропри ятия по сокращению накладных расходов в народном хозяйстве дают большой экономический эффект. Вместе с тем на каждом предприятии должна проводиться по стоянная работа, направленная на изыскание возмож ностей сокращения накладных расходов путем совершен ствования и улучшения управления и обслуживания про изводства.
Снижение накладных расходов за счет совершенствования управления производством
Планирование расходов на управление
Социалистический способ производства открывает большие возможности для сокращения накладных расхо дов, в первую очередь расходов на управление.
В работе «Критика Готской программы» К. Маркс указывал, что доля издержек управления будет все более уменьшаться по мере развития нового общества, посколь ку будут ликвидированы паразитические расходы на со держание аппарата эксплуатации трудящихся.
В. И. Ленин требовал систематического удешевления советского аппарата управления путем сокращения и бо лее совершенной его организации, уничтожения волоки ты, бюрократизма, уменьшения непроизводительных рас ходов.
Коммунистическая партия и Советское правительство придают большое значение сокращению накладных рас ходов в народном хозяйстве и постоянно проводят ши рокие мероприятия в этом направлении.
31
Считая рациональное и бережливое расходование де нежных и материальных ресурсов важнейшей задачей, Совет Министров СССР в 1966 году образовал комиссию для разработки мероприятий по экономии государствен ных средств и сокращению непроизводительных расхо дов. Комиссии было предложено обратить особое внима ние на сокращение административно-управленческих рас ходов.
Одной из крупных мер является проводимое в стра не сокращение расходов на содержание административ но-управленческого, цехового и другого непроизводст венного персонала. Получаемая в связи с этим экономия средств будет использоваться на нужды народного хо зяйства и социально-культурные мероприятия.
В народнохозяйственном плане и Государственном бюджете СССР на 1968 и 1969 годы были учтены воз можности дополнительного сокращения расходов, на со держание аппарата управления предприятий, хозяй ственных организаций и бюджетных учреждений на 2,7 миллиарда рублей, которые и были использованы на финансирование расширенного социалистического вос производства и повышение жизненного уровня со ветского народа.
В принятом ЦК КПСС и Советом Министров СССР
13 октября 1969 года постановлении «О совершенство вании и удешевлении аппарата управления» особо под черкнута необходимость дальнейшего повышения органи зующей роли аппарата управления и экономного расхо дования средств на его содержание. Осуществление отра слевого принципа управления, указывается в постановле нии, претворение в жизнь новой системы планирования и экономического стимулирования, все более широкое внедрение автоматических систем управления, элек тронных и вычислительных машин создают необходи
32
мые условия для дальнейшего совершенствования аппа рата управления и сокращения расходов на его содержа ние.
Вместе с этим Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отметили, что руководители многих министерств, ведомств, советских и хозяйственных орга нов, предприятий и организаций не уделяют должного внимания вопросам улучшения работы аппарата управле ния и его удешевления, в результате он все еще; оста ется большим и дорогостоящим.
В отдельных отраслях хозяйства сохраняется много ступенчатая система управления и создаются ненужные и параллельно действующие организации. Структура управления на мнших предприятиях является громозд кой. Все это усложняет руководство производством, от влекает значительное количество специалистов от ре шения основных производственных задач и приводит к из лишним расходам на управление.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР намечено провести конкретные мероприятия по совершенствованию аппарата управления. Министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных респуб лик должны пересмотреть сеть трестов, комбинатов, уп равлений и контор, ликвидировать параллельно действу ющие и излишние организации, устранить излишества в штатах организаций и учреждений.
Осуществление указанных мероприятий позволило со кратить в 1970 году расходы на содержание администра
тивно-управленческого, цехового (линейного) |
персонала |
|
и охраны, а также на все виды служебных |
командиро |
|
вок на 1,7 миллиарда рублей против |
предусмотренных |
|
в 1969 году ассигнований на эти цели |
по |
уточненным |
сметам административно-управленческих расходов. |
||
Для предприятий и организаций, |
подведомственных |
2 О. Г. Шаповаленко |
33 |
Совету Министров РСФСР, было установлено на 1970 год задание по сокращению расходов на содержание аппа рата управления в сумме 326 миллионов рублей. Кроме того, союзно-республиканские министерства РСФСР по заданиям союзных министерств были обязаны сократить указанные расходы на 99,7 миллиона рублей.
Постановлением |
ЦК КПСС и Совета |
Министров |
|
СССР вменено в обязанность |
министерств, |
ведомств и |
|
Советов Министров |
союзных |
республик |
начиная с |
1970 года устанавливать предельные ассигнования на со держание аппарата управления для подведомственных предприятий, организаций и учреждений. Руководители должны утверждать сметы расходов в пределах этих ас сигнований.
Дальнейшее совершенствование и улучшение управле ния во всех отраслях народного хозяйства привело к сокращению управленческих расходов в 1971 году на 1,5 миллиарда рублей.
Директивами XXIV съезда ’КПСС по девятому пяти летнему плану предусмотрено продолжить работу, направленную на дальнейшее совершенствование и уде шевление административно-управленческого аппарата, решительно сокращать излишние звенья. В 1972 году экономия от сокращения расходов на управление соста вит 0, 7 миллиарда рублей.
От величины затрат на управление производством в значительной степени зависит уровень накладных расхо дов, в конечном счете себестоимость промышленной продукции. Удельный вес расходов на управление в на циональном доходе нашей страны пока что довольно вы сок — около 8 процентов, причем около трети приходится на управление промышленным производством.
В аппарате управления промышленных предприятий заняты руководящие, инженерно-технические работники
34
и служащие, затраты на содержание которых достигают 20—25 процентов общей величины накладных расходов. Преобладающую часть расходов на содержание аппара
та управления составляет фонд заработной |
платы (от |
70 до 90 процентов). |
|
Расходы по фонду заработной платы зависят от чис |
|
ленности административно-управленческого, |
общезавод |
ского, цехового персонала и размеров их должностных окладов.
Внашей стране должностные оклады работников уп равления устанавливаются решениями партии и прави тельства или по их поручению Государственным комите том Совета Министров СССР по вопросам труда и зара ботной платы.
Воснове определения уровня заработной платы лежит социалистический принцип оплаты по количеству и ка честву труда, а также достигнутый объем национально го дохода, часть которого может быть направлена го сударством на потребление.
Утвержденные союзными органами схемы должност ных окладов без их разрешения не могут быть изменены.
На сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС под черкивалось, что государство, расширяя хозяйственную самостоятельность предприятий, будет и впредь прово дить единую политику в области оплаты труда. Само вольное изменение должностных окладов приводит к необоснованному различию в оплате труда работников,
кперерасходу фондов заработной платы и, таким обра зом, к нарушению планового распределения националь ного дохода.
За последние пятнадцать лет в нашей стране прове дены мероприятия по упорядочению заработной платы в промышленности и других отраслях народного хозяйст ва, а также в органах государственного управления.
2* |
35 |
Для руководящих и инженерно-технических работни ков утверждены отдельные по каждой отрасли промы шленности схемы окладов, в которых предусмотрены на именования должностей и размеры заработной платы в зависимости от группы (категории) предприятия. Утвер жденные схемы окладов определяют номенклатуру долж ностей, которые могут содержаться на предприятии оп ределенной группы.
Большинство окладов руководящих, инженерно-техни ческих работников и служащих установлены от мини мальных до максимальных размеров, в пределах которых руководитель предприятия утверждает размер оклада по каждой должности в зависимости от степени квалифика ции работника. При этом оклады не могут утверждаться ниже минимальных и выше максимальных размеров. Б целом по штатному расписанию аппарата заводоуправ ления и цехов фонд заработной платы не может превы шать исчисленный по средним окладам схемы.
Для применения схем должностных окладов мини стерства, ведомства, исполкомы присваивают предприя тиям соответствующие группы по оплате труда в соот ветствии с показателями, утвержденными для каждой отрасли промышленности постановлениями Государст венного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС. В показателях предусмотрено такое же количество групп или категорий, как в схемах должностных окладов соответствующей отрасли.
Необходимо отметить, что в некоторых отраслях про мышленности действуют очень сложные показатели для отнесения предприятий к группам по оплате труда ру ководящих и инженерно-технических работников. Это приводит иногда к ошибкам, увеличивающим расходы на содержание аппарата управления и накладные расходы.
3 6