Файл: Бураков, В. А. Применение гибких оболочек на транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
Рис. 36. Общий вид автомобиля ЗИЛ-ММЗ-585, оборудованного гибкой оболоч кой
До начала имитационных испытаний и после их окончания бы ли проведены замеры деталей шарнирного крепления платформы. Анализ показал, что износ деталей незначителен (0,1—0,9 мм).
В результате проведенных испытаний установлены: безотказность работы подъемного устройства при -любой тем
пературе окружающего воздуха; высокая надежность узлов и отдельных деталей устройства;
отсутствие отрицательного влияния на работу двигателя; простота конструкции подъемного устройства; эффективность использования’ бортовых автомобилей, оборудо
ванных гибкими оболочками, на перевозке сыпучих сельскохозяй ственных грузов;
целесообразность оборудования гибкими оболочками части бор товых автомобилей для перевозки сельскохозяйственных грузов.
Наряду с оборудованием бортовых автомобилей и прицепов бы ли также оборудованы гибкими оболочками стандартные автомо били-самосвалы (рис. 36) и прицепы (см. рис. 35), у которых были сняты гидроподъемники. В совхозе Можайский Московской обл. испытывались одноосные тракторные прицепы-самосвалы, а в БССР — автомобиль-самосвал марки ЗИЛ-ММЗ-585 с питанием гибкой оболочки сжатым воздухом от компрессора через воздуш ный баллон. На автобазе Псебай Краснодарского автоуправления Министерства автомобильного транспорта РСФСР и на автобазе № 1 Министерства строительства СССР в г. Сафоново Смоленской обл. оборудовали гибкими оболочками стандартные автомобилисамосвалы.
Имеющийся опыт эксплуатации таких автомобилей-самосвалов показал целесообразность замены гибкими оболочками отказав ших в работе гидроподъемников и возможность использования
73
гибких оболочек в качестве подъемных механизмов при выпуске новых стандартных автомобилей-самосвалов, например сельскохо зяйственного назначения и северного исполнения.
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГИБКИХ ОБОЛОЧЕК НА ТРАНСПОРТЕ
ПРИМЕНЕНИЕ ГИБКИХ ОБОЛОЧЕК ДЛЯ ПОГРУЗКИ, ВЫГРУЗКИ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ КОНТЕЙНЕРОВ
Контейнерные перевозки во многих странах мира, в-том числе и в нашей стране, переживают бурный процесс своего развития. Раз витие контейнерных перевозок обусловливается их высокой эконо мической эффективностью, а область погрузочно-разгрузочных ра бот является одной из важнейших сфер повышения производитель ности труда на транспорте, в промышленности и крупным резервом сокращения транспортных издержек в народном хозяйстве.
В нашей стране вопрос механизации погрузочно-разгрузочных работ со среднетоннажными контейнерами в основном решен. Од нако внедрение в практику большегрузных контейнеров поста вило новые проблемы по механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Большегрузные контейнеры уже обращаются между 70 горо дами нашей страны, а решение вопроса снятия таких контейнеров с подвижного состава и постановки на него находится еще в на чальной стадии своего развития. Вопросы же обеспечения погруз ки, выгрузки контейнеров на промышленных предприятиях вообще пока не решены. Так, на московских предприятиях контейнеры с полуприцепов не снимают и грузы из контейнеров выгружают без снятия его с полуприцепа, а на ленинградских предприятиях и без отцепки тягача. В других городах, куда прибывают контейнеры на железнодорожных платформах, груз выгружают так же, как из крытых вагонов, что противоречит смыслу контейнеризации.
Тем не менее механизация погрузочно-разгрузочных работ с большегрузными контейнерами может быть сравнительно просто решена с помощью гибких оболочек. Ниже приводится ряд устройств, обеспечивающих . погрузку, выгрузку и перемещение большегрузных контейнеров.
Крановые устройства
. Подъемный механизм крана (рис. 37) включает четыре гибкие оболочки 5, установленные на опоре 6. -Воздух подается по двум шлангам 7, каждый из которых присоединен к двум оболочкам, что позволяет обеспечивать регулировку подачи воздуха в них при неравномерной загрузке контейнера. Под стрелой 4 крана уложе ны направляющие 1 для колес автопоезда.
74
Работает кран следующим образом. Автопоезд с контейнером 2 подъезжает под поднятую стрелу и благодаря фиксирующим под кладкам 11 останавливается точно под спредером <3. Затем воздух немного стравливается из оболочек, стрела опускается, спредер 3 ложится на контейнер и происходит его захват за верхние фитин ги. После этого откры »ают краны 8, 9 и 10, воздух поступает в обо лочки и поворачивает стрелу по часовой стрелке. Вместе со стре лой поднимается контейнер и освобождает полуприцеп. Автопоезд выезжает из-под контейнера. Затем воздух стравливается из обо лочек через краны 8, 9, и контейнер опускается на направляющие 1, где он может разгружаться. При необходимости дальнейшего перемещения контейнера под него подводится тележка на роликах или катках, и контейнер опускается на эту тележку. Далее тележ ка с контейнером доставляется до склада или цеха завода тяга чом. На полуприцеп контейнер грузят в обратной последователь ности.
Кран должен обеспечивать ход стрелы 1700 мм. При таком хо де стрелы hi контейнер будет подниматься на 200 мм над рамой полуприцепа. Если принять размеры стрелы, приведенные на рис. 37, то потребное избыточное давление в оболочках можно определить по следующей формуле:
Ар = Q (li + к) cos а |
(26) |
N SJ2 |
|
где Q — масса контейнера, спредера и стрелы, кг;
к, к — плечи стрелы, см;
а— угол наклона стрелы, град;
S3— эффективная площадь оболочки, см2;
N — количество гибких оболочек.
Рис. 37. Кран с подъемным механизмом из гибких оболочек:
, а — контейнер поднят над полуприцепом; б — контейнер опущен на землю
75
)
Эффективная площадь одной оболочки определяется по сле- дующей формуле:
|
|
5Э |
/ |
d0 |
nlh |
|
nhdz |
|
|
(27) |
|||
|
|
\ |
2 |
4пэ |
4«3(/i + / 2) |
|
|||||||
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
где |
гэ— эффективный радиус оболочки, см; |
|
|
|
|
||||||||
d0— начальный диаметр оболочки, см; |
|
|
|
|
|||||||||
h\ — высота подъема стрелы, см; |
|
состоянии (при |
а= 0), см, |
||||||||||
Л-2 — высота оболочки |
в сложенном |
||||||||||||
пэ— количество гибких элементов в оболочке. |
|
|
|||||||||||
Объем комплекта оболочек составит: |
|
|
|
|
|
||||||||
|
У = N [ Ээ ( fh + |
|
, |
г ) |
+ |
л2пэЯЦгэ+ 0AR)] , |
|
(28) |
|||||
|
|
L |
' |
|
I i — to i , |
|
j |
* |
-1 |
|
|
||
где |
|
|
|
2пэ |
|
2/гэ |
(U |
/2) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Отсюда расход воздуха, приведенного к атмосферному давле |
|||||||||||||
нию (р0) «а погрузку или |
разгрузку |
одного |
контейнера, |
соста |
|||||||||
вит, |
м3: |
|
«=( |
|
Ро |
1) ^та: - V |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
(Аршах |
+ |
n |
|
|
(29) |
|||
где ртах, |
17тах — соответственно |
избыточное |
давление |
воздуха в |
|||||||||
|
|
|
оболочках и их объем при максимальной высоте |
||||||||||
|
|
|
подъема стрелы, кгс/см2, см3; |
состоянии, |
см3, |
||||||||
|
|
Va — объем оболочки в сложенном |
|||||||||||
где |
' |
Va = |
N £ |
+ |
п2пэ |
|
^ г3 ~\~0,4-^——jj . |
|
(30) |
Если взять исходные данные: /t = 300 см; /о = 500 см; /и = 170 см; Аг=60 см; N —4; ла = 5; d0=100 см; высота опоры крана Н = 430 см; масса груза Q= 22 т, произвести расчеты по вышеприведенным формулам и построить зависимости изменения избыточного давле ния воздуха в оболочках Ар, объема V комплекта оболочек и эф фективной площади 5Эодной оболочки от высоты подъема стрелы, то получим графики, приведенные на рис. 38.
Для изготовления подъемного крана, по приведенным выше ис ходным данным, требуются: авиационные покрышки размером 900X300 мм, швеллер № 14—20, стальной лист толщиной 5—6 мм. Воздух в оболочки может подаваться от промышленной пневмати ческой системы. При отсутствии такой системы требуется компрес сорная установка.
76
На рис. 39 приведен край с |
|
|
размещением |
гибких оболочек |
|
на передвижной тележке. |
|
|
Подъемный механизм крана |
|
|
имеет четыре оболочки 5, рас |
|
|
положенные по четырем углам |
|
|
тележки. Подъемная рама 4 |
|
|
опирается на оболочки и имеет |
|
|
четыре тяги 14, которые с од |
|
|
ной стороны шарнирно крепят |
Рнс. 38. Графики изменения избыточ |
|
ся к продольным балкам подъ |
||
емной рамы, |
а с другой — к |
ного давления воздуха в оболочках |
(Др), объема (Г) комплекта оболо |
||
спредеру 15. Воздух подается в |
чек и эффективной площади одной |
|
оболочки и выпускается из них |
оболочки {NSa) в зависимости от вы |
|
через шланги 8 и 13 при помо |
соты подъема стрелы (/ц) |
щи кранов 11 и 12, отдельно обслуживающих каждую оболочку. Механизм передвижения те
лежки 6 имеет свои две оболочки 10, расположенные по торцам опо ры 1. Оболочки попеременно приводят в движение рычаги 9, шар нирно закрепленные внизу. Верхние концы рычагов снабжены роли ками 2, через которые перекинуты тросы 3, закрепленные с двух; сторон к тележке и опоре. При подаче воздуха в правую оболочку 10 тележка перЬмещается в крайнее правое положение II до упо ра 7. При подаче воздуха в левую оболочку 10 тележка переме щается в крайнее левое положение I. В таком положении тележки автопоезд с контейнером подъезжает под кран для'разгрузки и оста навливается под спредером. Из оболочек 5 воздух немного выпуска ют, и спредер ложится на контейнер. После его захвата по шлан гам 8 'подается воздух в оболочки 5 и контейнер поднимается над рамой полуприцепа. Затем по шлангам 13 подается воздух в пра вую оболочку 10, и тележка вместе с контейнером перемещается в крайнее правое положение до упора 7, после чего воздух выпус,-
Рис. 39. Кран с размещением гибких оболочек на передвижной тележке
кают из оболочек 5, и контейнер опускается на стандартную рампу высотой 1100 мм (рампа на рис. 39 не показана).
На полуприцеп контейнер грузят в обратной последовательно сти,, за исключением того, что после подъема контейнера воздух подается в левую оболочку 10, тележка вместе с контейнером воз вращается в положение /■и устанавливается над полуприцепом.
Такая конструкция крана может использоваться и для пере грузки контейнеров с железнодорожных платформ на автополунрицепы.
При наличии на предприятии грузовых тележек для развоза контейнеров по складам и цехам конструкция крана может быть значительно упрощена. В этом случае длина опоры сокращается почти вдвое и оболочки 2 устанавливаются на жесткой раме без тележки. Работает такой кран следующим образом.
После подъема контейнера с полуприцепа автопоезд выезжает и на его место подается грузовая тележка 16 (см. рис. 39). Тележ ка может быть оборудована подъемной платформой на гибких обо лочках 17, которые при перегрузке наполняются воздухом и при нимают на себя контейнер от крана. Затем воздух из оболочек 17 выпускают, верхняя рама тележки опускается, и в таком положе нии тележка с контейнером транспортируется тягачом до склада или цеха завода. После выгрузки груза из контейнера тележка возвращается, ставится под кран, в оболочки 17 подается, а с обо дочек 5 стравливается воздух, в результате контейнер поднимает ся вверх и передается крану. Грузовая тележка убирается, и на ее место подается автополуприцеп, на который и грузится контейнер.
Приведенный на рис. 39 кран может использоваться также и для перегрузки контейнеров с железнодорожных платформ на ав тополуприцепы или на стандартные рампы высотой 1100 мм над уровнем головки рельса.
Для рассмотренного крана давление воздуха в оболочках и их объем в зависимости от высоты подъема оболочек (!ц) можно рас считать по следующим формулам:
2
(32)
Расход воздуха (У0) определяется по формуле (29).
Подставляя .в приведенные выше формулы следующие исход
ные данные Q--= 21 500 кг; Ai = 106 |
см; /г2 = 36 см; d0=100 см; N = 4; |
||
яэ = 3, получим максимальное |
избыточное |
давление |
А^тах = |
= 3,5 кгс/см2; максимальный объем комплекта |
оболочек |
Угаах= |
= 1,64 м3 и расход воздуха на погрузку или выгрузку одного кон тейнера У0 = 6,4 м3, а с учетом подъема тележки расход воздуха увеличится до 11,0 м3.
78
Расчет усилий в тросе механизма передвижения тележки опре деляется по формуле
|
F = |
|
^эо^Лр |
(33) |
|
|
|
+ 4 |
)cosa |
||
|
2(/i |
м |
|
||
|
' |
|
м ' |
|
|
где /im /2м,— размер |
плеч рычага |
механизма |
передвижения (см. |
||
рис. 39), см; |
|
|
|
|
|
a —угол Наклона рычага, град; |
|
||||
5оо'—эффективная площадь оболочки 10, см2. |
|||||
Приняв значения |
/1м= 140 |
см; /2м = 110 см; |
/г)ы=160см; /г2м= |
= 30 см; й?о = 90 см; /гэ= 3, |
получим наибольшее и наименьшее уси |
лие в тросе: Em,™ = 434 кгс |
и -Fmln = 215 кгс. |
Если принять сопротивление качению равным 215 кгс, то дав ление воздуха в оболочке 10 (см. рис. 39) в начале хода рычага со ставит 0,22 кгс/см2 и в конце хода — 0,60 кгс/см2. При этих усло виях расход воздуха на перемещение контейнера из положения/в положение 11 составит 0,4 м3. Таким образом, общий расход возду ха на одну грузовую операцию с контейнером весом брутто 20 т составит 11,4 м3.
Устройства для горизонтального и наклонного перемещения контейнеров
К таким устройствам относятся эстакады или траншеи с роли ковыми тележками, платформы иа воздушной подушке и домкра ты на роликах. Эстакада (рис. 40) изготовлена из опор 3, разне сенных несколько шире габарита автопоезда, и двух уголков 2. приваренных к опорам с внутренней стороны. Горизонтальные пол ки уголков размещаются на высоте 1800 мм от основания эстака ды и'служат в качестве рельсов, по которым перемещается тележ ка 4 на роликах. Эстакада имеет наклонный спуск до уровня раз грузочной площадки. Посередине эстакады уложены направляющие 6 для колес автопоезда.
Полуприцепы, на которых доставляются к эстакаде контейне ры, оборудуются двумя гибкими оболочками 5, которые разме щаются по продольной оси полуприцепа между продольными бал ками или четырьмя оболочками, размещенными по четырем углам рамы полуприцепа. Контейнер с такого полуприцепа выгружают следующим образом. Полуприцеп подается к переднему торцу эстакады и останавливается. В заднюю оболочку 5 от тормозноймагистрали тягача подается воздух, и контейнер наклоняется (по ложение /). Затем полуприцеп въезжает во внутрь эстакады, и контейнер становится напротив тележки 4. Воздух из оболочки выпускается, и контейнер спускается на тележку. После этого воз дух подается в переднюю оболочку, контейнер становится в гори зонтальное положение. В передние фитинги снизу вставляются съемные ролики 1 (положение II), затем полуприцеп въезжает в эстакаду, с передней оболочки выпускается воздух, и контейнер
79