Файл: Бураков, В. А. Применение гибких оболочек на транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
По I варианту овощи из съемного кузова выгружали за период следующего рейса. Количество съемных кузовов—два на один ав томобиль (шасси); по II варианту овощи не выгружаются, а про даются непосредственно со съемного кузова. Оборот съемных ку зовов принят равным одним суткам.
Результаты сравнения приведены в табл. 20 (в коп/ткм).
Из данных табл. 20 видно, что съемные кузова экономически целесообразно использовать только по II варианту.
Т а б л и ц а 20
|
Затраты, коп/ткм, при расстоянии |
|||
Автомобиль |
Вариант использования |
перевозки, |
км |
|
съемного кузова и разгрузки |
|
|
|
|
|
груза |
10 |
20 |
30 |
|
5 |
ГАЗ-51А |
Погрузка 1 |
и |
разгрузка |
13,66 |
10,73 |
9,68 |
ГАЗ-51А БС со съемным |
вручную |
I |
20,35 |
|||
|
20,30 |
14,29 |
11,31 |
10,33 |
||
кузовом |
|
II |
12,39 |
10,37 |
9,32 |
8,97 |
1 Затраты на погрузку не учтены.
Во втором случае сравнение проводилось при перевозке бах чевых культур п овощей (рис. 32):
автомобилем марки ЗИЛ-164А навалом с разгрузкой вручную; автомобилем марки ЗИЛ-164АБС в контейнерах с выдвижны
ми опорами с учетом затрат на приобретение контейнеров; то же, без учета затрат иа приоб
ретение контейнеров.
Рассмотренные примеры показыва ют, что при соответствующем исполь зовании автомобилей, оборудованных самосвальными устройствами■'из гиб ких оболочек, экономическая эффек тивность их повышается и при перевоз ке тарно-штучных грузов.
Рис. 32. Графики зависимо сти приведенных затрат на 1 ткм перевозки овощей от дальности доставки:
I — автомобилем марки ЗИЛ-164А с разгрузкой вручную; 2 — авто мобилем марки ЗИЛ-164А БС в контейнерах с выдвижными опо рами с учетом затрат иа приоб ретение контейнеров; 3 — то же, без учета затрат на приобрете
ние контейнеров
Внедрение самосвальных устройств из гибких оболочек на автомобильном транспорте
Внедрению самосвальных устройств из гибких оболочек предшествовала экспериментальная работа сначала в лабораторных, а затем в производст венных условиях.
Экспериментальная работа в лабо раторных условиях проводилась для проверки принципа работы гибких обо лочек, оценки трудоемкости, сложности
68
Plfc. 33. Общий вид автомобиля ГАЗ-53Ф БС, оборудованного самосвальным устройством из гибких оболочек
их изготовления и отбора наиболее перспективных конструкции.
С этой целью были изготовлены гибкие оболочки ряда конструкций
иими оборудованы бортовые автомобили и опрокидыватели. Обо лочки изготовлялись из синтетических и резино-тканевых материа
лов в сочетании с жесткими пластмассовыми, ф'анерными и дюра люминиевыми листами. Для склеивания применялся клен № 88.
Модели загружались углем, песком и щебнем. Груз выгружал ся с помощью оболочки, уложенной в кузов по схеме 1, б (см. табл. 1) и в основном на одну сторону.
Проведенная работа по моделированию различных схем обо лочек позволила установить, что:
имеется возможность изготовления оболочки в производствен ных условиях;
обеспечивается нормальный процесс выгрузки груза;
Рис. 34. Общин вид автопоезда, оборудованного самосвальными устройствами из гибких оболочек
69
целесообразно изгото вить опытно-производствен ные образцы и всесторонне их испытать.
В качестве опытно-произ водственных образцов были изготовлены оболочки приз матической формы, подушеч ной с одним и несколькими баллонами, цилиндрической формы из камер и покрышек
Рис. 35. Общий вид тракторного прицепа, |
и |
цельнолитые |
из чефера |
оборудованного самосвальным устройством |
и |
расслоенных |
покрышек. |
из гибких оболочек |
Эта экспериментально-про |
||
|
изводственная работа прово |
дилась на автобазе Главного ботанического сада АН СССР; на ав тобазе в г. Пушкино Главленавтотранса; на автобазах в городах Щелково, Тушино и Яхрома Московского территориально-транс портного управления; в совхозах Порецкий, Борисово и Можайский Московской обл.; на автобазах в Киеве, Симферополе, Сафоиово; на Московском опытном шиноремонтном заводе ВНИИШПа, Киев ском и Коломенском шиноремонтных заводах.
Показанные на рис. 33—35 опытно-производственные образцы испытывали на перевозке сельскохозяйственных грузов (картофе ля, зерна, торфа, удобрений), снега и мусора, а также песка н щеб ня. При этом было установлено, что наиболее надежными являют ся оболочки, изготовленные из изношенных авиационных покры шек, а наиболее целесообразными грузами для перевозки — сельскохозяйственные.
Автомобили оборудовали в основном на авторемонтных пред приятиях и автобазах. Гибкие оболочки в большинстве случаев из готовлялись на шиноремонтных заводах. По неполным данным, было оборудовано около 3000 автомобилей.
Анализ эксплуатации автомобилей, оборудованных гибкими оболочками, в БССР показал экономическую целесообразность их использования на перевозке сельскохозяйственных грузов (зерна, картофеля, свеклы, силосной массы, торфа, удобрений, комбикор мов и др.), опилок, мусора, снега и других грузов, а также при доставке топлива населению городов (Гомель). При такой эксплуатации автомобилей годовая экономия, по данным Мини стерства автомобильного транспорта БССР, составляет 300— 400 руб. на один автомобиль марки ГАЗ-51АБС при перевозке грузов на расстояние 10—30 км," а при доставке топлива населению городов 700—800 руб. в год.
В системе Краснодарского управления, автомобильного транс порта (РСФСР) самосвальными устройствами из гибких оболочек в 1967 г. оборудовано 282 автомобиля и 86 прицепов, а в Ростов ском транспортном тресте — 214 автомобилей.
70
Дневная выработка автомобиля, оборудованного самосвальны ми устройствами, колеблется в пределах 19—40 т. Затраты на обо рудование автомобиля (себестоимость) составляют 100 руб., а средний годовой экономический эффект — 750 руб.
Эксплуатация бортовых автомобилей, оборудованных само свальными устройствами из гибких оболочек, в Винницком обла стном производственном автотресте показала, что на этих авто мобилях можно перевозить 80% номенклатуры сельскохозяйствен ных, сыпучих и других народнохозяйственных грузов и что эти автомобили в эксплуатации лучше, чем автомобили-самосвалы КАЗ-600.
Производительность этих автомобилей повышается на 25%. Опыт эксплуатации автомобилей марок Урал-ЗИЛ-355М, обо
рудованных гибкими оболочками, с обивкой кузова металлическим листом, показал высокую экономическую целесообразность их ис пользования на перевозке сельскохозяйственных и строительных грузов на предприятиях Южуралстроя, Средневолжскстроя и Южно-Уральского транспортного управления.
В этом случае автомобили используются на перевозке сыпучих грузов, лесо- и пиломатериалов, железобетонных и других строи тельных грузов.
Куйбышевстройтрансом было изготовлено 20 самосвалов-раст- воровозов с двумя дозирующими кузовами и оборудовано гибкими оболочками 13 бортовых автомобилей МАЗ-200.
Использование бортовых автомобилей, оборудованных гибкими оболочками, на перевозке строительных грузов без обивки кузова металлическим листом в первый период эксплуатации дало хоро шие результаты, однако в последующие периоды обнаружился по вышенный износ деревянных кузовов.
Так, в Луганском' областном производственном автотресте 12 автомобилей, оборудованных подъемными устройствами из гибких оболочек, использовались в течение 10 месяцев на перевозке песка, грунта, щебня, угля, камня и других грузов и сравнивались в ана логичных условиях с работой стандартных самосвалов ЗИЛ- ММЗ-585 и ГАЗ-93. За время наблюдений автомобили с подъемны ми устройствами из гибких оболочек работали безотказно, в то время как у стандартных самосвалов, в том числе и новых, за это же время наблюдались отказы в работе по подъему кузова, течь жидкости через сальники подъемного механизма и др.
Черновицкий областной производственный автотрест испыты вал автомобили, оборудованные гибкими оболочками, на перевоз ке сыпучих грузов из карьеров. Результаты испытаний показали: при среднем расстоянии ездки 7—10 км за 7-часовой рабочий день выработка в тоннах повысилась с 25—30 до 45—50, выработка в тонно-километрах — со 170 до 280, количество груженых ездок с 7
до 12—15.
Испытания в течение девяти месяцев 22 автопоездов в Крым ском областном производственном автотресте дали хорошие ре зультаты на перевозке строительных и сельскохозяйственных гру
71
зов. За время эксплуатации аварийных случаев и отказов в работе подъемных устройств из гибких оболочек не было.
Высокая эффективность достигается при использовании авто поездов, оборудованных гибкими оболочками, для перевозки лег-, ковесных грузов — комбикормов, опилок, хлопка и других. Приме нение автопоезда, состоящего из бортового автомобиля ЗИЛ-150 и двухосного прицепа, в автотранспортном предприятии № 5 Главприволжскстроя (г. Энгельс Саратовской обл.) позволило снизить себестоимость перевозки 1 ткм на 4,2 коп.
С целью более детального определения основных технико-эко номических показателей подъемного устройства из гибких оболо чек и выявления надежности его работы на перевозке сельскохо зяйственных грузов Всероссийское объединение «Россельхозтехника» направило автомобиль ЗИЛ-150 БС на Центральную государственную машиноиспытательную станцию (г. Солнечно горск Московской обл.) для проведения всесторонних испытаний. Автомобиль был оборудован на автобазе в г. Щелкове Московской обл. Испытания проводились лабораторные, хозяйственные и ими* тационные.
Испытания показали, что подъемное устройство из гибких обо лочек обеспечивает подъем платформы автомобиля ЗИЛ-150, за груженной до номинальной грузоподъемности, и имеет при этом большой запас мощности. Температура в оболочках составляла + 20, +40° С при температуре окружающей среды —j6° С и +10°.С. Испытания в хозяйственных условиях на перевозке различных сельскохозяйственных грузов показали, что автомобиль может об служивать все саморазгружающиеся сельскохозяйственные убо рочные машины (зерноуборочные, силосоуборочные, картофеле уборочные комбайны). Он может также загружаться всеми типа ми погрузчиков (ПГ-35, ПЭ-0,8, Э-153).
При перевозке различных.сыпучих грузов общее время разгруз ки составляет 3 мин 20 с, при этом более 60% общего времени идет на замыкание и размыкание чек, открытие и закрытие борта.
Имитационные испытания проводились при загрузке кузова до полной грузоподъемности (4 т). Всего было проведено 5000 циклов (подъемов и опусканий кузова). С целью исключения влияния по сторонних факторов на автомобиле был установлен новый дви гатель.
После окончания имитационных испытаний были сняты голов ка цилиндров двигателя, крышки клапанного механизма и разоб рана часть впускных и выпускных клапанов. При этом было уста новлено, что использование отработавших газов для наполнения оболочки не оказывает отрицательного влияния на работу двига теля.
При разборке оболочек обнаружено на ее внутренней поверх ности и на нижнем днище незначительное количество сажи и кон денсата. Признаков набухания резины и расслоения корда не об наружено.
72