Файл: Бураков, В. А. Применение гибких оболочек на транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По I варианту овощи из съемного кузова выгружали за период следующего рейса. Количество съемных кузовов—два на один ав­ томобиль (шасси); по II варианту овощи не выгружаются, а про­ даются непосредственно со съемного кузова. Оборот съемных ку­ зовов принят равным одним суткам.

Результаты сравнения приведены в табл. 20 (в коп/ткм).

Из данных табл. 20 видно, что съемные кузова экономически целесообразно использовать только по II варианту.

Т а б л и ц а 20

 

Затраты, коп/ткм, при расстоянии

Автомобиль

Вариант использования

перевозки,

км

съемного кузова и разгрузки

 

 

 

 

груза

10

20

30

 

5

ГАЗ-51А

Погрузка 1

и

разгрузка

13,66

10,73

9,68

ГАЗ-51А БС со съемным

вручную

I

20,35

 

20,30

14,29

11,31

10,33

кузовом

 

II

12,39

10,37

9,32

8,97

1 Затраты на погрузку не учтены.

Во втором случае сравнение проводилось при перевозке бах­ чевых культур п овощей (рис. 32):

автомобилем марки ЗИЛ-164А навалом с разгрузкой вручную; автомобилем марки ЗИЛ-164АБС в контейнерах с выдвижны­

ми опорами с учетом затрат на приобретение контейнеров; то же, без учета затрат иа приоб­

ретение контейнеров.

Рассмотренные примеры показыва­ ют, что при соответствующем исполь­ зовании автомобилей, оборудованных самосвальными устройствами■'из гиб­ ких оболочек, экономическая эффек­ тивность их повышается и при перевоз­ ке тарно-штучных грузов.

Рис. 32. Графики зависимо­ сти приведенных затрат на 1 ткм перевозки овощей от дальности доставки:

I — автомобилем марки ЗИЛ-164А с разгрузкой вручную; 2 — авто­ мобилем марки ЗИЛ-164А БС в контейнерах с выдвижными опо­ рами с учетом затрат иа приоб­ ретение контейнеров; 3 — то же, без учета затрат на приобрете­

ние контейнеров

Внедрение самосвальных устройств из гибких оболочек на автомобильном транспорте

Внедрению самосвальных устройств из гибких оболочек предшествовала экспериментальная работа сначала в лабораторных, а затем в производст­ венных условиях.

Экспериментальная работа в лабо­ раторных условиях проводилась для проверки принципа работы гибких обо­ лочек, оценки трудоемкости, сложности

68


Plfc. 33. Общий вид автомобиля ГАЗ-53Ф БС, оборудованного самосвальным устройством из гибких оболочек

их изготовления и отбора наиболее перспективных конструкции.

С этой целью были изготовлены гибкие оболочки ряда конструкций

иими оборудованы бортовые автомобили и опрокидыватели. Обо­ лочки изготовлялись из синтетических и резино-тканевых материа­

лов в сочетании с жесткими пластмассовыми, ф'анерными и дюра­ люминиевыми листами. Для склеивания применялся клен № 88.

Модели загружались углем, песком и щебнем. Груз выгружал­ ся с помощью оболочки, уложенной в кузов по схеме 1, б (см. табл. 1) и в основном на одну сторону.

Проведенная работа по моделированию различных схем обо­ лочек позволила установить, что:

имеется возможность изготовления оболочки в производствен­ ных условиях;

обеспечивается нормальный процесс выгрузки груза;

Рис. 34. Общин вид автопоезда, оборудованного самосвальными устройствами из гибких оболочек

69

целесообразно изгото­ вить опытно-производствен­ ные образцы и всесторонне их испытать.

В качестве опытно-произ­ водственных образцов были изготовлены оболочки приз­ матической формы, подушеч­ ной с одним и несколькими баллонами, цилиндрической формы из камер и покрышек

Рис. 35. Общий вид тракторного прицепа,

и

цельнолитые

из чефера

оборудованного самосвальным устройством

и

расслоенных

покрышек.

из гибких оболочек

Эта экспериментально-про­

 

изводственная работа прово­

дилась на автобазе Главного ботанического сада АН СССР; на ав­ тобазе в г. Пушкино Главленавтотранса; на автобазах в городах Щелково, Тушино и Яхрома Московского территориально-транс­ портного управления; в совхозах Порецкий, Борисово и Можайский Московской обл.; на автобазах в Киеве, Симферополе, Сафоиово; на Московском опытном шиноремонтном заводе ВНИИШПа, Киев­ ском и Коломенском шиноремонтных заводах.

Показанные на рис. 33—35 опытно-производственные образцы испытывали на перевозке сельскохозяйственных грузов (картофе­ ля, зерна, торфа, удобрений), снега и мусора, а также песка н щеб­ ня. При этом было установлено, что наиболее надежными являют­ ся оболочки, изготовленные из изношенных авиационных покры­ шек, а наиболее целесообразными грузами для перевозки — сельскохозяйственные.

Автомобили оборудовали в основном на авторемонтных пред­ приятиях и автобазах. Гибкие оболочки в большинстве случаев из­ готовлялись на шиноремонтных заводах. По неполным данным, было оборудовано около 3000 автомобилей.

Анализ эксплуатации автомобилей, оборудованных гибкими оболочками, в БССР показал экономическую целесообразность их использования на перевозке сельскохозяйственных грузов (зерна, картофеля, свеклы, силосной массы, торфа, удобрений, комбикор­ мов и др.), опилок, мусора, снега и других грузов, а также при доставке топлива населению городов (Гомель). При такой эксплуатации автомобилей годовая экономия, по данным Мини­ стерства автомобильного транспорта БССР, составляет 300— 400 руб. на один автомобиль марки ГАЗ-51АБС при перевозке грузов на расстояние 10—30 км," а при доставке топлива населению городов 700—800 руб. в год.

В системе Краснодарского управления, автомобильного транс­ порта (РСФСР) самосвальными устройствами из гибких оболочек в 1967 г. оборудовано 282 автомобиля и 86 прицепов, а в Ростов­ ском транспортном тресте — 214 автомобилей.

70


Дневная выработка автомобиля, оборудованного самосвальны­ ми устройствами, колеблется в пределах 19—40 т. Затраты на обо­ рудование автомобиля (себестоимость) составляют 100 руб., а средний годовой экономический эффект — 750 руб.

Эксплуатация бортовых автомобилей, оборудованных само­ свальными устройствами из гибких оболочек, в Винницком обла­ стном производственном автотресте показала, что на этих авто­ мобилях можно перевозить 80% номенклатуры сельскохозяйствен­ ных, сыпучих и других народнохозяйственных грузов и что эти автомобили в эксплуатации лучше, чем автомобили-самосвалы КАЗ-600.

Производительность этих автомобилей повышается на 25%. Опыт эксплуатации автомобилей марок Урал-ЗИЛ-355М, обо­

рудованных гибкими оболочками, с обивкой кузова металлическим листом, показал высокую экономическую целесообразность их ис­ пользования на перевозке сельскохозяйственных и строительных грузов на предприятиях Южуралстроя, Средневолжскстроя и Южно-Уральского транспортного управления.

В этом случае автомобили используются на перевозке сыпучих грузов, лесо- и пиломатериалов, железобетонных и других строи­ тельных грузов.

Куйбышевстройтрансом было изготовлено 20 самосвалов-раст- воровозов с двумя дозирующими кузовами и оборудовано гибкими оболочками 13 бортовых автомобилей МАЗ-200.

Использование бортовых автомобилей, оборудованных гибкими оболочками, на перевозке строительных грузов без обивки кузова металлическим листом в первый период эксплуатации дало хоро­ шие результаты, однако в последующие периоды обнаружился по­ вышенный износ деревянных кузовов.

Так, в Луганском' областном производственном автотресте 12 автомобилей, оборудованных подъемными устройствами из гибких оболочек, использовались в течение 10 месяцев на перевозке песка, грунта, щебня, угля, камня и других грузов и сравнивались в ана­ логичных условиях с работой стандартных самосвалов ЗИЛ- ММЗ-585 и ГАЗ-93. За время наблюдений автомобили с подъемны­ ми устройствами из гибких оболочек работали безотказно, в то время как у стандартных самосвалов, в том числе и новых, за это же время наблюдались отказы в работе по подъему кузова, течь жидкости через сальники подъемного механизма и др.

Черновицкий областной производственный автотрест испыты­ вал автомобили, оборудованные гибкими оболочками, на перевоз­ ке сыпучих грузов из карьеров. Результаты испытаний показали: при среднем расстоянии ездки 7—10 км за 7-часовой рабочий день выработка в тоннах повысилась с 25—30 до 45—50, выработка в тонно-километрах — со 170 до 280, количество груженых ездок с 7

до 12—15.

Испытания в течение девяти месяцев 22 автопоездов в Крым­ ском областном производственном автотресте дали хорошие ре­ зультаты на перевозке строительных и сельскохозяйственных гру­

71


зов. За время эксплуатации аварийных случаев и отказов в работе подъемных устройств из гибких оболочек не было.

Высокая эффективность достигается при использовании авто­ поездов, оборудованных гибкими оболочками, для перевозки лег-, ковесных грузов — комбикормов, опилок, хлопка и других. Приме­ нение автопоезда, состоящего из бортового автомобиля ЗИЛ-150 и двухосного прицепа, в автотранспортном предприятии № 5 Главприволжскстроя (г. Энгельс Саратовской обл.) позволило снизить себестоимость перевозки 1 ткм на 4,2 коп.

С целью более детального определения основных технико-эко­ номических показателей подъемного устройства из гибких оболо­ чек и выявления надежности его работы на перевозке сельскохо­ зяйственных грузов Всероссийское объединение «Россельхозтехника» направило автомобиль ЗИЛ-150 БС на Центральную государственную машиноиспытательную станцию (г. Солнечно­ горск Московской обл.) для проведения всесторонних испытаний. Автомобиль был оборудован на автобазе в г. Щелкове Московской обл. Испытания проводились лабораторные, хозяйственные и ими* тационные.

Испытания показали, что подъемное устройство из гибких обо­ лочек обеспечивает подъем платформы автомобиля ЗИЛ-150, за­ груженной до номинальной грузоподъемности, и имеет при этом большой запас мощности. Температура в оболочках составляла + 20, +40° С при температуре окружающей среды —j6° С и +10°.С. Испытания в хозяйственных условиях на перевозке различных сельскохозяйственных грузов показали, что автомобиль может об­ служивать все саморазгружающиеся сельскохозяйственные убо­ рочные машины (зерноуборочные, силосоуборочные, картофеле­ уборочные комбайны). Он может также загружаться всеми типа­ ми погрузчиков (ПГ-35, ПЭ-0,8, Э-153).

При перевозке различных.сыпучих грузов общее время разгруз­ ки составляет 3 мин 20 с, при этом более 60% общего времени идет на замыкание и размыкание чек, открытие и закрытие борта.

Имитационные испытания проводились при загрузке кузова до полной грузоподъемности (4 т). Всего было проведено 5000 циклов (подъемов и опусканий кузова). С целью исключения влияния по­ сторонних факторов на автомобиле был установлен новый дви­ гатель.

После окончания имитационных испытаний были сняты голов­ ка цилиндров двигателя, крышки клапанного механизма и разоб­ рана часть впускных и выпускных клапанов. При этом было уста­ новлено, что использование отработавших газов для наполнения оболочки не оказывает отрицательного влияния на работу двига­ теля.

При разборке оболочек обнаружено на ее внутренней поверх­ ности и на нижнем днище незначительное количество сажи и кон­ денсата. Признаков набухания резины и расслоения корда не об­ наружено.

72