Файл: Бураков, В. А. Применение гибких оболочек на транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
начальном объеме оболочки Ко и занимающими в конце наполне
ния объем Копр.
Максимальные давления на выпуске, которые могут создавать двигатели внутреннего сгорания, приведены в табл. 11.
Из данных табл. 11 видно, что величина создаваемого на вы пуске давления в основном зависит от коэффициента наполнения г]у п является практически одинаковой для всех карбюраторных
двигателей.
Некоторое повышение этого давления наблюдается у двигате лей с большими коэффициентами сжатия е и особенно у дизельно го двигателя ЯАЗ-204.
В результате приведенных расчетов были получены фактиче ские значения параметров работы двигателей в режиме противо давления. Анализ этих данных показал, что они не выходят за пре делы параметров работы двигателей в нормальном режиме. .Так, температура газов в конце расширения составляет 1400—1500° К, в то время как при нормальном режиме работы она достигает 1600° К. Коэффициент молекулярного изменения находится в пре делах 1,075—1,09, что несколько выше его значения при нормаль ном режиме сгорания топлива (1,07—1,08). Это указывает на вы сокое качество сгорания топлива. Температура газов в конце сго рания не превышает 2300—2400° К против 2600° К при нормальном режиме.
Таким образом, отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания в определенном диапазоне давлений могут использовать ся в качестве сжатой среды для питания гибких оболочек в само свальных устройствах, не оказывая при этом каких-либо отрица тельных воздействий на работу двигателя.
Однако при достижении определенного значения противодав ления на выпуске может нарушиться работа выпускных клапанов:
вмомент впуска оии остаются открытыми й вместо свежей смеси
вцилиндр поступают отработавшие газы. Такое состояние насту пает в тот момент, когда силы противодавления и разрежения, воздействуя на клапан, .преодолевают действие пружины клапана.. Максимальные значения этих противодавлений для различных, двигателей следующие:
Двигатель..................... |
проти |
ГАЗ-51 |
ГАЗ-53 |
ЗИЛ-130 |
ЯАЗ-204 |
Максимальное |
1,7 |
1,7 |
1,4 |
1,2.'- |
|
водавление, |
кгс/см2 |
Приведенные значения противодавления являются максималь ными в силу того, что они значительно меньше противодавления, ограниченного давлением выпуска.
Таким образом, сфера возможного применения отработавших газов в качестве сжатой среды для питания гибких оболочек на ходится в пределах давлений, приведенных выше. При необходи мости повышения давления следует переходить к питанию гибких
оболочек воздухом от компрессора посредством воздушного бал лона.
2* |
35 |
|
Сопоставление показателей работы гибких оболочек, наполняемых отработавшими газами
В качестве основных показателей работы гибких оболочек при няты время наполнения и расход топлива, которые определены графо-аналитическим методом для некоторых марок автомобилей и представлены на рис. 11.
Из полученных зависимостей Ав=/(/?тах, d0) и GTp=/(Pmax. dQ) видно, что с увеличением давления в оболочках время наполнения и расход топлива снижаются. Так, при установке на автомобиле ЗИЛ-130БС одной оболочки (AM) с тремя гибкими ■элементами (пэ = 3) диаметром rf0= 1200 мм время наполнения оболочки и рас ход топлива составляют 25 с и 58 г, а при d0= 1000 мм — 19 с и 52 г. При этом давление в оболочках увеличивается с 0,78 до 1,38 кгс/см2. Повышение частоты вращения коленчатого вала дви гателя с 2000 до 2400 об/мин снижает время наполнения оболочек в обоих случаях — соответственно до 19 и 15 с и незначительно сказывается на снижении расхода топлива.
С увеличением числа гибких оболочек, устанавливаемых на ав томобиле, и количества гибких элементов в оболочке показатели времени наполнения и расхода топлива ухудшаются. Так, с уве личением числа гибких элементов в оболочке с трех до четырех время наполнения и расход топлива повышаются для автомобиля на 2—3 с и 3—7 'г. При установке на автомобиле второй гибкой оболочки время наполнения и расход топлива возрастают на 6—
10 с и 10—20 г при пэ = 3 и увеличении |
диаметра |
do с 1000 до |
1200 мм (см. рис. 11). |
|
|
Повышение грузоподъемности автомобилей оказывает незна |
||
чительное влияние на время наполнения |
оболочек |
одинакового |
размера, однако расход топлива при этом существенно увеличи вается.
С г р .г . N " 1 ; Д г 4
ts,csHn-
|
800 000 1000 1100 d0lm |
Рис. 11. Сравнительные зависимости |
Отр от N и па для автомобилей |
ЗИЛ-430 |
БС |
36
Очевидно, что при уменьшении числа и размеров гибких" обо лочек указанные показатели улучшаются. При этом следует пом нить, что выбранная оболочка (по лучшим показателям времени наполнения и расхода топлива) должна быть проверена по раз меру внутреннего диаметра d0о и величине максимального давле ния, создаваемого двигателем.
КОНСТРУКЦИИ ПОДЪЕМНЫХ УСТРОЙСТВ ИЗ ГИБКИХ ОБОЛОЧЕК
Конструкции гибких оболочек
Конструкции гибких оболочек для автомобилей-самосвалов разработаны автором впервые. Было рассмотрено большое коли чество схем гибких оболочек и из них отобрано несколько для детальной разработки конструкций. К ним относятся оболочки ци линдрической формы цельнолитые и секционные.
Цельнолитая оболочка (рис. 12) цилиндрической формы пред ставляет собой четыре гибких элемента 1, выполненных в виде цельнолитой гофрированной поверхности с двумя бортами. Сверху гибкой оболочки закреплен щит 3, а снизу щит 10, через отверстие которого выведен патрубок 11, законтренный гайкой 12. Оболочка своими бортами присоединяется к щитам при помощи колец 4,
3 Ч 5 8 7 |
8 |
Рлс. 12. Цельнолитая оболочка цилиндрической формы
37
болтов 5, гаек 6 и шайб 7. Герметизация со стороны щитов и в местах соединений обеспечена прокладками 8 из сырой резины. Нижний щит снабжен угольниками 9. Щиты крепятся к раме и подъемной платформе болтами, которые вставляются в отверстия 13. Щиты выполняют из стального листа толщиной 4—б мм.
В наиболее узких местах оболочки размещены опоясывающие кольца 2, служащие для сохранения гофрированной поверхности н восприятия усилий, возникающих в корде в связи с изменением ихнаправления.
Собственно гибкая оболочка выполнена из двухили четырех слойного корда 16 с перекрестным размещением нитей в смежных слоях, внешнего 15 (покровного) и внутреннего 17 (герметизирую щего) слоев резины. Под опоясывающие кольца дополнительно уложены ленты из резийы, исключающие перетирание кольцом корда. Борта 14 выполнены из стальной проволоки, вокруг которой завернут корд. Перекрестное размещение кордных нитей в смеж ных слоях и закрепление их в бортах обеспечивает хорошую про дольную устойчивость оболочки в любых плоскостях.
В сложенном состоянии оболочка вместе со щитами занимает высоту около 200 мМ.
Секционная оболочка (рис. 13) представляет собой три гибких элемента 1, соединенных между собой профильными кольцами 2 и болтами 7. Каждый гибкий элемент выполнен из двух или четы рех слоев корда, внутреннего и наружного слоев резины и имеет два борта с буртиками. Нижний и верхний борта крайних гибких
Узел А
Узел В
Рис. 13. Секционная обо лочка цилиндрической формы с соединением секций при помощи ко лец
38
У зе л А
1
Рис. И. Секционная оболочка 'цилиндрической формы с соединением секций . при помощи профилированных колец
элементов прикреплены к днищам 5 при помощи профильных ко лец и болтов 6. Днища 5 крепятся к щитам 3 при помощи крон штейнов 9 и болтов 4. Через отверстие нижнего щита выведен пат рубок 8 для наполнения оболочки газом (воздухом).
Конструкция оболочки позволяет заменять отдельные ее эле менты. При этом необходимо снять верхнее или нижнее днище.
С целью упрощения сборки и обеспечения независимой смены отдельных гибких элементов конструкция секционной оболочки снабжена штампованными днищами 5 (рис. 14) и соединительны ми кольцами 2 специального профиля. При сборке оболочки борта гибких элементов 1 устанавливают в выемки профильных колец 2 и днищ 5. Места соединений уплотняются распорными кольцами 3 или жгутом 6. К щитам оболочка крепится аналогично предыду щей при помощи кронштейнов 4.
Разработаны конструкции оболочек, изготавливаемых не толь ко из новых материалов — корда и резины, но и из изношенных автомобильных, тракторных и авиационных покрышек.
Разработана и такая конструкция оболочки,- гибкие элементы которой изготовлены методом кольцевого расслоения покрышек (рис. 15). Полученные таким образом гибкие элементы 6 соеди-
39
Рис. 15. Оболочка из материала из |
Рис. 16. Оболочка из материала из |
ношенных покрышек, гибкие элемен |
ношенных .покрышек, гибкие элемен |
ты которой получены методом коль |
ты которой получены методом коль |
цевого расслоения и соединены при |
цевого расслоения и соединены вулка |
помощи колец и болтов |
низацией |
немы между собой и со щитами 1 и 9 при помощи плоских колец 4 и 8 и болтов 2 и 7. Герметизация днищ и соединений обеспечи вается при помощи прокладок из чефера, пластмассы или жести 3 и сырой резины 5. В качестве щитов 1, 9 могут служить стальные листы 3 толщиной 4—6 мм.
Существует также конструкция оболочки, у которой гибкие элементы 1 (рис. 16), изготовленные из расслоенных покрышек, соединены между собой при помощи кольцевых манжетов 2. По следние изготовлены из прорезиненного корда и привулканизованы к гибким элементам 1. Сверху на манжеты наложены опоясываю щие кольца 3. Щиты 4 выполнены из листовой стали. Борта край них гибких элементов прикреплены к щитам при помощи колец 6 и болтов 5.
На рис. 17 приведена конструкция секционной оболочки, со стоящей из изношенных покрышек 1 (рис. 18), у которых снят только протектор и часть каркаса 2. В этом случае борта не обре зают. Такие гибкие элементы (покрышки) соединяют в оболочку болтами 2 (см. рис. 17), которые пропускают через борта с наруж-
40
ной |
стороны |
бортовых |
колец |
А-А |
||||
(см. рис. 18). Количество бол |
|
|||||||
тов |
по |
кругу |
ставится |
12 |
16 |
|
||
при сборке оболочки из авиа |
|
|||||||
ционных покрышек и 24 при |
|
|||||||
сборке оболочки из автомо |
|
|||||||
бильных покрышек. |
Благодаря |
|
||||||
большой жесткости бортов от |
|
|||||||
падает необходимость в соеди |
|
|||||||
нительных кольцах. Их заменя |
|
|||||||
ют |
обычные |
шайбы. Щиты 3 |
|
|||||
(см. рис. 17) выполнены из |
|
|||||||
стального листа |
толщиной 4— |
|
||||||
6 мм. В сложенном положе |
|
|||||||
нии |
оболочка |
имеет ' |
высоту |
|
||||
около 300 мм. |
|
|
конст |
|
||||
Из |
рассмотренных |
|
||||||
рукций |
наиболее |
перспектив |
|
|||||
ными |
являются |
цельнолитые |
|
|||||
оболочки цилиндрической фор |
|
|||||||
мы. Производство их может |
|
|||||||
быть налажено на базе разви |
|
|||||||
той шинной промышленности с |
Рис. 17. Оболочка из материала из |
|||||||
использованием |
стандартных |
ношенных покрышек, гибкие элемен |
||||||
материалов, |
используемых для |
ты которой получены методом снятия |
||||||
протектора на копировалъно-шерохо* |
||||||||
изготовления |
покрышек. Одна |
вальном станке |
||||||
ко |
для |
их |
изготовления |
тре |
|
буется разработка и изготовление специального оборудования (сбо рочных станков, гофрированных вулканизаторов, форматоров с большим ходом поршня и др.).
Для секционных оболочек такого оборудования не требуется, а как показало изучение технологии изготовления, гибкие элемен ты для секционных оболочек могут • изготовляться на существую щем шинном оборудовании с широким использованием отходов — некондиционного корда.
Кроме того, производство оболочек может быть налажено из изношенных покрышек, представляющих собой неисчерпаемую сырьевую базу. Так, ежегодный остаток в народном хозяйстве не используемых изношенных покрышек составляет около 400 тыс. т, или свыше 10 млн. шт. С развитием автомобильного и авиацион ного транспорта, намеченным пятилетним планом 1971—1975 гг., ежегодный остаток неиспользованных покрышек будет значитель но возрастать.
Исследование показало, что. многие из этих покрышек пригод ны для изготовления гибких элементов. Прочность корда (от 4 до 8 кгс/нить) достаточна. Имеющиеся повреждения легко устрани мы путем местного ремонта.
Изготовляться гибкие элементы из изношенных покрышек мо гут на шиноремонтных заводах с использованием существующего
41