Файл: Боренштейн, Ю. П. Исполнительные механизмы со сложным движением рабочих органов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕХАНИЗМ С ПОСТУПАТЕЛЬНО ДВИЖУЩЕЙСЯ КУЛИСОЙ

Пусть со — угловая скорость кривошипа OA (рис. 29). Пред­ полагается, что все размеры звеньев механизма известны. Основ­ ную задачу кинематического анализа составляет исследование

закона движения кулисы 3 в- зависимости от времени. Та к ка к кривошип вращается равномерно, то р = со/, а следовательно, время t пропорционально углу поворота Р кривошипа OA. Таким образом, будем искать закон движения звена 3 ка к функцию угла поворота кривошипа р.

Из

рис. 30' следует,

что s =

г sin р,

где s — расстояние

от

точки

А

до оси Ох; г—длина

 

кривошипа

OA. Очевидно,

что

^тах = '

2/".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звено 2 совершает сложное движение. Скорость этого движе­

ния складывается

из переносной

vAe

и относительной vA скоро­

стей .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определим скорость

переносного

движения,

или, что то ж е ,

скорость

кулисы

3

 

ds

ds

dB _

ds

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VAe

~lt -

~dj Ж

1 0

"Зр •

 

 

 

Дифференцируя, уравнение

перемещения

s,

получим

=

= г cos р, тогда

vAe

=

ar cos Р

и | vAe\maK

=

ar.

 

Выражение дл я ускорения кулисы получим аналогичным ме­ тодом:

dv4

dvA

WAc = - d T = a - d f = - ™2 5 І П Р-

Очевидно, что максимальное

значение ускорения будет

| * Ч к * = т ~ -

МЕХАНИЗМ ЭЛЛИПСОГРАФА

Задача анализа механизма эллипсографа включает в. себя

определение закона

движения шатуна

АВ.

 

Найдем перемещение sB точки В ползуна в зависимости от угла

поворота

р кривошипа

OA

(см. рис. 34): % =

2r cos р и sA

= 2r -sin р, та к к а к г =

~ ,

то sB

— I cos р и sA

= I sin p.

Тогда:.

 

 

 

dsR

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

vB

=

= — со/sin P;

 

 

 

 

I °B I max =

®l

И

 

 

 

 

 

dsR

 

 

 

 

 

vA=

- 5 f - =

co/cosp;

 

 

 

 

! VA Lax = ^ -

 

 

Очевидно,

что У д =

vA tg p.

 

 

 

50


Ускорение точек А и В определится

из следующих выражений:

dv ,

 

I ЮЛ lm a x = ( Л

И

dvR

wB = -ar = — «Wcosp ;

I Lax = a 2 / .

Тогда

t<yB = wAtg p.

КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ

Вэтом механизме движение любой точки ползуна С опреде­ ляется уравнением

 

 

 

 

 

 

sc

Г COS ф +

/

cos

р ,

 

 

 

 

 

 

где

г =

OA

 

и

/ =

АС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Найдем

Р =

Р (ф): Из

Д

ОАС

s i n р

=

X s i n ф ,

где

X =

- у - .

Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_i_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р =

 

 

X2 sin2 Ф =

(1 — Л,2 sin2

 

 

 

 

 

 

 

cos

" j / l

ф ) 2 .

 

 

 

Р а з л о ж и м полученное выражение

 

в ряд,

оставив

в

разложе­

нии

из-за

малости

величины

X

(X

=

 

1/3-^-1/10)

 

два

слагаемых,

 

 

 

 

 

 

cos р =

1 j

X2

sin2

ф .

 

 

 

 

 

 

Подставляя

значение

cos

Р

в

уравнение д л я

sc

и

заменяя

s i n 2

ф =

- і - (1 — cos 2ф),

после

упрощения

получим

 

 

 

 

 

 

%

=

( l

|-A,2

j / - f r ( cos

 

ф +

-^-Х cos2 ф ^ .

 

 

 

При

ф =

0

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

sCmax

Г

~\-

 

I.

 

 

 

 

 

 

 

Та к

как

 

vc

= - ^ Ч

то, дифференцируя выражение s,

получим

 

 

 

 

 

vc

= —cor ^sin ф -4- у

Xs'm2

ф ^ .

 

 

 

 

 

 

 

 

<

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

нахождения

и С т а х

продифференцируем

полученное

урав ­

нение, приравняем

результат

к

нулю

и найдем

корни

уравнения

 

 

 

 

 

 

cos

ф * +

X cos

2ф* =

0.

 

 

 

 

 

4*

51


Это уравнение можно представить в следующем виде:

Откуда

 

 

2А, cos2

ср* +

cos ср* — К = 0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

=

— 1 ± І Л + 8Г-

 

 

 

 

 

cos ср"'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно

из

полученного

уравнения,

искомый

уголЧ>* зависит

от параметра механизма X. Имея численное значение Я, нетрудно

подставить

в

уравнение

vc

значение ср =

ср*

и

найти величину

у С т а х -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Величина

ускорения

wc

 

определится

из

выражения

 

 

wc

= —jf- = — со2/- (cos ф -f- X cos 2ф).

 

 

 

dt

 

 

 

 

 

 

 

 

Откуда

 

 

ІЗДсЦах =

W S r ( l

Л-Ц-

 

 

 

 

 

 

 

МЕХАНИЗМ

С

КАЧАЮЩЕЙСЯ

КУЛИСОЙ

 

 

 

Зависимость между углами поворота кривошипа и шатуна опре­ деляется выведенным ранее уравнением (14). Д л я нахождения угловой скорости сор поворота шатуна продифференцируем выра­ жение (14) по времени:

С0р COSeC2 Р =

^ С О . ф ( 1 - Х с « ф ) + ^ . П ф > . 5 . П ф % .

С 0 р С О 5 Є С 2 р Я ( ^ Ф 7 и ° Г 2 ( Р ) -

Р

г

(1 — Хсоэф)-

З а м е н яя cosec р из уравнения (14) и произведя соответствующие упрощения, получим

ШфЯ. (cos ф Я, cos 2ф)

а р

й ^ я Т с о Т ф + Т 2 - '

Угловое ускорение шатуна определится из выражения

 

 

 

_

rfcop

 

 

Ь Р

~~

dt '

После

дифференцирования

получим

S P =

со^Я. [2Я, sin 2ф (1 — 2Я, cos ф +

А,2) sin ф (1

'

(1 — 2Я cosf + Я.2 )2

-f U 2 2 cos 2ф)]

*

ЧЕТЫРЕХЗВЕННЫЙ ШАРНИРНЫЙ МЕХАНИЗМ

Вп. 9 рассматривалось движение шатуна, как состоящее из переносного и относительного движения . При этом в системе

координат хОу

(рис. 42) шатун совершает переносное

движение

по

уравнению

(17), а в системе хгО'ух — относительное

движение

по

уравнению

(3).

 


Такое разложение сложного движения шатуна четырехшарнирного механизма дает возможность более ясно представить физическую сущность образования шатунной кривой, которую можно рассматривать как результат переносного движения эл­ липса. Найдем выражение для скорости точки К шатуна. С этой целью введем следующие обозначения:

V X K и V,JK — составляющие скорости точки К в относительном

движении;

vKQ,

и

vVQ,

—• составляющие

скорости точки

К в пере­

носном движении;

и* и и * — с у м м а р н ы е составляющие

скорости.

Б е р я производную по времени от уравнений (3) и (17),

получим:

 

 

 

V X K .

=

сор sin (Р +

а) —

sin р ] ;

 

 

 

 

v,j'K

=

сор

cos (Р +

а) +

-g- cos р]

 

 

 

 

 

 

vX(),

= — r%

sin

Ф;

 

 

 

 

 

Vy t — соф г cos ф сор/ cos p.

 

Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

vx

= vx^

+

vXQ.

= — гаф

sin ф — o)g ^-g-sin P — P sin (P - f a)J -

vu

= Х } У К ^

% '

= / " Ю ф С 0 5 ф сор

ycos p Pcqs(P +

a)J .

В этих формулах угол р вычисляется по уравнению (20) Уравнения, полученные д л я определения соответствующих ско­ ростей точки К, могут быть использованы при определении ско­ рости любой точки шатуна и угловой скорости вращения коро­ мысла. Найдем выражение для скорости середины шатуна. В этом, случае Р = 0. Тогда:

V X Q = — гсоф sin ф СОр -у sin Р; vy = гаф cos ф — со

или

vc = V'°2* + vh

Vc = ] / Г2С0ф - f -L Cup + /ГСОфШр COS (ф -J- P).


Если предположить, что а

=

0 и Р —

 

то получим, что

точка

К,

совпадает с точкой А

шатуна,

и

тогда:

 

 

 

 

 

 

 

 

и Х д

=

соф г sin

ср;

 

 

 

 

 

 

 

 

vuA

=

гаф

cos

ф.

 

 

 

Откуда

получим

известную

 

зависимость

 

 

 

 

 

 

 

VA=V ^А+44=^'

 

 

 

П р и а

=. п

и Р

=

 

конец отрезка

Р —

точка /С

совпадает

с точкой В .

Тогда:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VXB

=

гсоф sin ф —

сор/ sin

Р;

 

 

 

 

 

 

VyB

= г а ф

С 0 5 ф —

Ир/cos

р

 

 

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'ов =

] / " г с о Ф

- f /2со'р +

2/-/сйфС0р COS ( ф + Р).

 

 

Так как конец шатуна АВ

(точка В) принадлежит коромыслу

ОгВ,

то угловую скорость коромысла нетрудно определить из зависи­ мости

Д л я

определения

ускорения шатуна

следует

продифференци­

ровать

по времени выражение для составляющих

скоростей

vx и

vy. Д л я

нахождения

ж е ускорений точек

К, С, А

и В надо

при­

дать Р и а соответствующие значения,

которые были рассмотрены

л р и нахождении скоростей этих ж е

точек.

12. ПЯТИЗВЕННЫЙ

ШАРНИРНЫЙ МЕХАНИЗМ

А н а л из рассмотренных

механизмов позволил обнаружить оди­

наковый закон образования

шатунных

кривых, заключающийся

в том, что в относительном

движении

точки шатунов описывают

эллипсы, которые переносным движением трансформируются в шатунные кривые; при этом переносное движение шатунов раз­ личных механизмов описывается одинаковыми уравнениями .

Следует -отметить, что разница в форме шатунных кривых ме­ ханизмов объясняется различным значением углов р т а х и р ш 1 п наклона шатунов к оси Ох: величина этих углов зависит от струк­ туры механизма.

Как было показано, точки шатунных кривых кривошипно-ша- тунных, кулисных и четырехшарнирных механизмов отстоят от