Файл: Дедков, В. Л. Техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
отношению к стреле крана. Монтируемая деталь не будет касаться стрелы крана в том случае, когда будет соблюдено следующее условие:
h3 ≤ Asina — tga-^ɪ^ _|_ fr2 м>
где Нз — расстояние верхней плоскости монтируемого элемента от уровня стоянки крана, м.
При монтаже строительных конструкций башенными кранами и расположении крана с одной стороны здания (рис. 30, в) вылет стрелы г определяют по формуле:
r≥aι + ^ι м,
где «і — расстояние от оси движения крана до здания; bi — ширина здания по осям.
Величину aɪ устанавливают исходя из необходимости максимально приблизить кран к зданию и обеспечить при этом безопасное расстояние не менее 0,7 м между
выступающими частями крана и плоскостью стены. При расположении кранов с двух сторон здания
вылет стрелы определяют по формуле:
Грузоподъемность монтажного крана определяется по формуле:
Q>P + P↑ тс,
где P — наибольший вес монтируемых конструкций;
Р\ — вес захватного приспособления.
Оценка выбора крана по грузоподъемности произво дится на основе расчета коэффициентов:
P
____ 1 макс .
где Kri, Kr2 — коэффициенты использования крана по грузоподъемности;
84
73waκc — вес наиболее тяжелого элемента; ∕3cp — средний вес поднимаемого элемента.
Чем больше значение коэффициентов /<г, и КГг, тем
лучше используется грузоподъемность кранов.
После расчета основных параметров по кривым тех нических характеристик подбирается оптимальный тип крана.
Правильный выбор крана и соблюдение безопасных расстояний при его установке имеют важное значение
для безопасного производства работ. В проектах произ
водства работ характеристики кранов должны приво
диться в виде таблиц или графиков грузоподъемности в зависимости от вылета стрелы, а установка кранов по отношению к строениям должна изображаться на чер
тежах. Ошибки в выборе крана или неправильная их установка приводят к тому, что в процессе эксплуатации не соблюдаются условия безопасной работы.
До установки башенного крана должны быть закон чены все работы по устройству подземной части (нуле вого цикла), засыпаны и уплотнены траншеи и пазухи,
спланирована площадка.
При необходимости установки башенного крана у
неукрепленного откоса котлована (рис. 31) подкрановый
путь (основание земляного полотна) должен выпол няться так, чтобы расстояние L от нижнего края бал
ластной призмы подкранового пути до подошвы откоса котлована составляло:
а) для песчаных или супесчаных грунтов:
L≥ 1,5Hκ + 400 мм;
б) для глинистых грунтов:
L≥∕7κ+400 мм,
где Hk — глубина выемки котлована.
Такие же расстояния должны выдерживаться при на
хождении котлована с торцов подкранового пути. При необходимости установки крана на более близком рас стоянии должен быть укреплен откос.
Башенные краны всегда следует устанавливать с той стороны строящегося здания, где нет входов; в случае
невозможности такой установки в проекте должны быть указаны дополнительные мероприятия по безопасному
85
проходу рабочих через опасные зоны (ограждения в опасных зонах проходов с козырьками или сплошным перекрытием).
Установка на строительной площадке гусеничных, пневмоколесных и автомобильных кранов должна про изводиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана (при любом его положении) и строениями, штабелями грузов и т. д. было не менее 1 м. Кран нужно устанавливать на все имеющиеся до
полнительные опоры. Под опоры следует подкладывать прочные и устойчивые подкладки, которые должны быть
на кране как инвентарная принадлежность.
Стреловые самоходные краны следует размещать так, чтобы можно было с одного места выполнить мак
86
симум операций по подъему и перемещению строитель ных конструкций и других грузов. При этом безопаснее
работу выполнять |
с минимальными вылетами крюка |
и углами поворота |
платформы. |
Стреловые самоходные краны можно устанавливать |
|
на краю котлована |
(рис. 32) только при условии соблю |
дения безопасных расстояний, приведенных в таблице
11. При невозможности соблюдения этих расстояний
должен быть укреплен откос.
Таблица 11
Наименьшие допустимые расстояния от основания откоса котлована до ближайших опор крана
Грунт (ненасыпной)
Глубина |
песчаный и |
супесчаный |
суглинис |
глинис |
лёссовидный |
гравийный |
|
тый |
тый |
сухой |
|
выемки Ht |
м |
|
|
|
|
|
расстояние по горизонтали от подошвы до |
||||
|
|
ближайшей опоры L, м |
|
||
1 |
1,5 |
1,25 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2,4 |
2 |
1,5 |
2 |
3 |
4 |
3,6 |
3,75 |
1,75 |
2,5 |
4 |
5 |
4,4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
6 |
5,3 |
4,75 |
3,5 |
3,5 |
В проектах производства работ детально должны
разрабатываться мероприятия по устранению возможности поражения персонала электрическим током при работах вблизи воздушных линий электропередачи (ЛЭП). Существующие правила регламентируют порядок работы кранов вблизи ЛЭП, при соблюдении которых обеспечивается безопасная эксплуатация кранов.
Однако, несмотря на то, что в настоящее время краны оснащаются автоматическими сигнализаторами напря жений, травматизм при работах вблизи ЛЭП еще имеет место. Исследования показывают, что 76,3% всего ко
личества травм при эксплуатации строительных машин вблизи ЛЭП приходится на стреловые самоходные кра
ны, причем больше всего |
(70%) — на |
автомобильные |
краны1. |
|
|
* См.: Н. В. Ш п к у н о в, |
Л. О. П е т р и, |
А. А. Ш а й м ер- |
ген о в, Л. А. Бахрах. Электротравматизм |
на строительных |
работах вблизи воздушных линий электропередачи. «Механизация строительства», 1972, № 2.
87
Из общего количества электротравм 73,8% их проис ходит при работе кранов вблизи ЛЭП напряжением выше 1000 В. При этом имеют место случаи поражения рабочих электрическим током, когда стрела крана не касается провода ЛЭП, но находится на недопустимо
близком расстоянии от него или же когда рабочий находится на определенном расстоянии от крана, нахо дящегося под напряжением (под действием шагового напряжения).
На рис. 33 показано действие напряжения на человека в зоне растекания электрического тока при замыкании фазы на землю. Это происходит в том случае, когда стрела крана касается провода ЛЭП, а выносные опоры опущены на землю. В данном случае шаговое напряже ние равно:
vm = v2-%,
где vɪ, V2 — напряжение в точках нахождения ног че ловека.
88
Рис. 33. Схема действия шагового напряжения.
Чем шире шаг, тем выше будет шаговое напряжение, которое может достигнуть опасной величины (поэтому
выходить из опасной зоны необходимо короткими ша
гами).
При удалении от центра замыкания на землю шаговое напряжение уменьшается. Если на расстоянии 1 м от центра напряжение шага равно 68% полного напряже ния, то на расстоянии 20 м оно приближается к нулю. Шаговое напряжение ниже 40 В не представляет опас ности.
При необходимости установки кранов для производ ства строительно-монтажных или иных работ в охранной зоне ЛЭП возможность выполнения таких работ должна быть согласована с организацией, эксплуатирующей ли
нию. Охранные зоны линий электропередачи определя ются двумя параллельными вертикальными плоскостями, расположенными от крайних проводов линии на рас стоянии (в м) : для липин напряжением от 1 до 20 кВ
включительно — 10; |
до 35 кВ— 15; до |
НО кВ — 20; до |
220 кВ — 25; до 500 |
кВ — 30 и до 750 |
кВ — 40. |
89
В любом случае установка и работа стрелового крана па расстоянии меньше 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети на пряжением свыше 36 В должна производиться только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия такой работы. В частности, в наряде-допуске должна быть предусмотрена установка крана в таком положе нии, чтобы расстояние по воздуху от стрелы крана, а
также от поднимаемого груза при максимальном вылете стрелы или высоте подъема груза до ближайшего про вода ЛЭП, находящегося под напряжением, было
не менее (в м): |
при напряжении линии до 1 кВ — 1,5; от |
1 до 20 кВ — 2; |
от 35 до 110 кВ — 4; от 150 до 220 кВ — |
5; до 300 кВ — 6; до 500 кВ — 9; до 800 кВ постоянного
тока — 9.
Наряд-допуск должен подписывать начальник или главный инженер строительной организации или по их указанию другой инженерно-технический работник и вы даваться крановщику на руки перед началом работы. По рядок выдачи наряда-допуска и порядок инструктажа рабочих должен устанавливаться приказом по строитель ной организации.
Работа кранов вблизи ЛЭП всегда должна произ водиться под непосредственным руководством инженер но-технического работника, ответственного за безопас
ное производство работ по перемещению грузов кранами.
УСТРОЙСТВО ПОДКРАНОВЫХ ПУТЕЙ И ПЛОЩАДОК
Подкрановые пути для установки строитель
ных башенных кранов должны выполняться в соответ ствии с Инструкцией по устройству, эксплуатации и пе ревозке рельсовых путей для строительных башенных кранов (CH 78—67), утвержденной Государственным Комитетом Совета Министров СССР по делам строи тельства и согласованной с Госгортехнадзором СССР.
Устройство подкрановых путей для башенных кранов, не указанных в инструкции, и в случаях эксплуатации их при специфических условиях должно производиться
по специальным проектам. В частности, это |
относится |
к случаям работы строительных башенных |
кранов на |
90
конструкциях зданий и сооружений; на площадках с не-
фильтрирующими грунтами в местностях, где бывают
ливневые дожди; на площадках со слабым или пере
увлажненным грунтовым основанием, а также при на личии в последнем выходов родников; в местностях,
имеющих карстовые явления; на косогорах с поперечным уклоном более 1/10; на одном объекте постоянно; на криволинейных участках пути.
В проекте наземного рельсового пути для башенных кранов должно указываться следующее:
тип рельсов; тип, сечение и длина шпал;
расстояние между шпалами; способ крепления рельсов между собой и к шпалам;
наличие подкладок между рельсами и шпалами, кон струкция подкладок и способ их крепления;
зазор между рельсами;
материал и размер балластного слоя;
допустимый минимальный радиус кривой на криво линейных участках пути;
предельно допустимая величина общего продольного уклона, упругой просадки под колесами и допуски на ширину колеи и на разность уровней головок рельсов;
конструкция тупиковых упоров;
устройство заземления рельсового пути.
Допуски на укладку рельсов крановых путей башен
ных кранов, не описанных в инструкции Госстроя СССР,
и максимально допустимые отклонения при их эксплуа тации приведены в таблице 12.
В проекте производства строительно-монтажных ра
бот с использованием стреловых самоходных кранов нужно предусматривать их свободный доступ на строи тельную площадку путем устройства дорог с временным или постоянным покрытием. Для проезда кранов г .„естах
пересечения дорог с рельсовыми путями должны соору жаться переезды в виде Сплошных настилов. Временные коммуникации по обеспечению стройки электроэнергией, водой, теплом, сжатым воздухом в местах проездов кранов должны быть убраны под землю или же подняты на высоту для безопасного проезда.
Строительную площадку перед установкой кранов необходимо очистить от мусора и строительных отходов,
поверхность спланировать, выровнять; ямы, канавы и
91
Таблица 12
Допуски на укладку рельсов крановых путей башенных кранов и допустимые отклонения при эксплуатации
Наименование допуска |
При |
Во время |
|
укладке |
эксплуатации |
||
Разность отметок головок |
крановых |
рельсов |
|
в одном поперечном сечении под нагрузкой |
25—60 |
||
для колеи 2,5—6 м |
|
20—25 |
|
Отклонение в расстоянии между осями кра |
10 |
||
новых рельсов |
|
5 |
|
Взаимное смещение торцов |
стыкуемых рель |
3 |
|
сов в плане и по высоте |
|
2 |
|
Зазоры в стыках рельсов при температуре O0C |
|
||
и длине рельса 12,5 м1 |
рельсов на |
6 |
6 |
Разность отметок головок |
длине |
100 |
|
10 м пути (общая) |
|
40 |
1 При изменении температуры на 10° допуск па зазор изменяется на 1,5 мм.
выбоины засыпать и утрамбовать. В зимнее время года площадку необходимо очищать от снега до грунта и посыпать песком или щебнем.
Стреловые самоходные краны следует устанавливать
на строительных площадках лишь после проверки несу щей способности грунтового основания, которая должна соответствовать максимальному опорному давлению крана при наибольшей нагрузке. Максимальные опорные давления гусеничных кранов со стреловым и башенно стреловым исполнением указаны соответственно в таб лицах 13 и 14, а пневмоколесных кранов при работе без аутригеров —• в таблице 15.
На практике для определения прочностных данных грунтового основания (несущей способности и модуля деформации) под стреловой самоходный кран можно пользоваться упрощенной методикой с помощью плот номера-ударника ДорНИИ, модернизированного ВНИИ Монтажспецстроя (рис. 34). Ударник представляет собой тонкий стержень, по которому перемещается ци линдрический груз весом 2,5 кг.
Для определения прочностных характеристик грунта
ударник устанавливают вертикально на грунтовом ос новании. Поднимая груз в верхнее положение и свободно
92