Файл: Дедков, В. Л. Техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
Рис. 26. Схема определения границ |
опасной зоны при |
||
падении зачаленной стропом строительной конструкции. |
|||
строительной площадке |
(рис. 27). |
Опасная зона огра |
|
ничивается шириной 2R |
(R = r + s, |
где г |
— наибольший |
вылет стрелы) и длиной L (L=2R + l, |
где I — длина |
подкранового пути).
В верхней части опасная зона ограничивается высо той подъема крюка H при наименьшем вылете стрелы
с учетом расстояния от предельно поднятого крюка до
конца стрелы, т. е.
H = h + a.
В опасной зоне работы башенного крана запрещается
устраивать бытовые помещения, располагать основные транспортные пути и пешеходные дорожки, склады, хра нить горюче-смазочные материалы и баллоны, сварочные трансформаторы, вводные (распределительные) шкафы и другое оборудование с тем, чтобы исключить нахож
дение рабочих, не связанных с производимыми работа-
75
Рис. 27. Схема определения опасной зоны работы башенного крана:
1 — строящийся объект; 2 — подкрановый путь; 3 — площадка склади рования грузов; 4 — автодорога.
ми, в этой зоне. Для передвижения людей и транспорт ных средств в опасной зоне должны предусматриваться проходы (проезды), обозначенные предупредительными знаками.
Опасные зоны для безрельсовых кранов определяются максимальным вылетом стрелы плюс 3—5 м в зависи мости от габаритов перемещаемых материалов (рис. 28).
В проектах производства работ следует указывать конструкцию ограждений опасных зон кранов и подкра
новых путей башенных кранов. Для этой цели лучше всего использовать инвентарные переносные ограждения
(рис. 29).
76
ОСВЕЩЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК И РАБОЧИХ МЕСТ
При использовании кранов в период недостаточ
ного естественного освещения места производства строительно-монтажных работ должны хорошо освещать ся. Освещение является важным средством безопас ности, поэтому работа кранов при недостаточном осве щении запрещается. Например, крановщик обязан пре кратить работу при сильном тумане или снегопаде, а
также в случаях, когда плохо виден перемещаемый груз и становятся неразличимыми сигналы стропальщиков.
При производстве строительно-монтажных работ пре дусматривается устройство рабочего, охранного и ава
рийного освещения. Для нормальной работы в темное время суток в проектах производства работ по каждому объекту должны конкретно указываться требования по
электрическому освещению строительных площадок,
участков работ и рабочих мест.
Известно, что за единицу освещенности принимается люкс (лк), который равен световому потоку силой в 1 люмен (лм) на площади в 1 м2. Минимальная освещен ность в люксах строительных площадок в зависимости от сложности выполняемых работ принимается по «Нор-
77
а
Рис. 29. Инвентарные ограждения:
a — звено инвентарного штакетного барьера: / стойка сечением 80×80 мм; 2 — перекладина сечением 80X80 мм: 3 — крест из брусков сечением 80X80 мм; 4 — обрешетка сечением 40X30 мм; 5 — металлические угольники сечением 50X8 мм (черные места на рисунке закрашиваются красным); б — звено инвентарного металлического ограждения из обрезков труб и прутков круглого сечения.
мам электрического освещения строительно-монтажных работ» (CH 81—70) Госстроя СССР.
Расчет искусственного наружного освещения произ водится точечным методом по формуле:
IOOOFfefe2
где E ■— требуемая нормативная |
освещенность в лк; |
F — световой поток лампы в |
лм; |
78
k — коэффициент запаса (на загрязненность све тильника) ;
h — высота подвеса лампы в м;
E0 — относительная освещенность в лк.
Под относительной освещенностью понимается осве щенность, создаваемая светильником, подвешенным на высоте 1 м с мощностью светового потока 1000 лм. Вве
дение понятия «относительная освещенность» дает воз
можность с помощью специальных кривых определять соотношение между высотой подвешивания светильника и расстоянием (по горизонтали), на котором находится светильник от освещаемой точки.
Коэффициент запаса k, при протирке светильников не реже одного раза в месяц принимается 1,3, при более редкой протирке—1,5.
Расчетом определяется количество светильников (про жекторов), которое необходимо устанавливать для создания нормальной освещенности на строительной площадке.
Количество прожекторов для освещения строитель ной площадки можно определять более простым, но менее точным методом по их удельной мощности:
P = 0,25K⅛,
где P — удельная мощность в Bt m2∙,
E — наименьшая горизонтальная освещенность в лк\ k — коэффициент запаса (равен 1,5, а при газораз
рядных источниках—1,7).
Зная удельную мощность, можно определить количе ство прожекторов по формуле:
P ■ S п —------ ,
где S — освещаемая площадь в л-і2;
Рл — мощность лампы прожектора в Вт.
Для ориентировочных подсчетов за освещенность в
1 люкс можно принимать мощность светильника 0,25 Вт, приходящуюся на 1 л«2 освещаемой площади.
Согласно нормам, наименьшая (общая) освещенность в районе производства строительных и монтажных работ должна быть не менее 2 лк. В зависимости от вида
79
выполняемых работ освещенность отдельных участков должна обеспечиваться в пределах от 10 до 50 лк. Это достигается дополнительными источниками локализо
ванного освещения, которые устанавливаются на зда
ниях, стрелах кранов или на специальных конструкциях
(мачтах).
Места работ, выполняемых с помощью грузоподъем ных кранов (такелажные работы, погрузка и разгрузка
строительных конструкций и материалов), должны иметь
освещенность не менее 10 лк; освещенность на местах
монтажа строительных конструкций (колонн, ферм, ба лок, плит и т. п.) при их установке в проектное поло жение должна быть не менее 30 лк.
Искусственное освещение должно быть установлено так, чтобы световые лучи не мешали крановщику следить за перемещаемым грузом. Это осуществляется правиль но подобранными углами установки светильников и на личием защитных экранов на объекте. Например, про жекторы обычно устанавливаются с уклоном к горизон тали 10—15°. Высота установки прожекторов над осве щаемой площадкой принимается по CH 81—70.
Установка светильников на стрелах кранов позволяет
хорошо освещать крюковую обойму крана, площадку под ней и перемещаемый груз при любых возможных поворотах крана.
Для обеспечения безопасности производства работ при эксплуатации кранов важно, чтобы крюковые обой мы кранов, грузозахватные приспособления окрашива лись в яркие цвета (красный, желтый), а такелажники работали в цветных куртках и касках. Яркие цвета уве личивают контрастность и лучше различаются даже на неблагоприятном зрительном фоне.
Поскольку рабочие места строителей меняются по
мере возведения зданий и сооружений, освещенность этих
мест тоже меняется. В процессе строительства нужно следить за своевременной регулировкой высоты уста новки осветительных приборов и их перестановкой. Осве щенность рабочих мест необходимо периодически изме рять при помощи специального прибора-люксметра.
ВЫБОР И УСТАНОВКА КРАНОВ
Одноэтажные промышленные здания монтируют ся, как правило, одним гусеничным или пневмоколесным краном. Небольшие по размеру сооружения с легкими сборными элементами лучше монтировать автомобильными кранами.
Для монтажа многоэтажных промышленных, жилых и гражданских зданий используются башенные краны. Чаще всего строительство ведется с использованием как стреловых самоходных, так и башенных кранов. Напри мер, нулевой цикл работ выполняется гусеничным кра ном, а наземная часть — башенным.
Зона работы башенного крана должна охватывать
по высоте, ширине и длине строящееся здание, а также площадку для складирования монтируемых элементов и дорогу, по которой подвозятся грузы.
При выборе крана для производства строительно монтажных работ необходимо следить за тем, чтобы вес поднимаемого груза с учетом грузозахватных приспо соблений и тары не превышал допустимую (паспортную) грузоподъемность крана. Для этого нужно учитывать максимальный вес монтируемых конструкций и необхо димость их подачи краном для монтажа в наиболее от даленное проектное положение с учетом допустимой
грузоподъемности крана на данном вылете стрелы. Сле
дует избегать случаев подтягивания груза с косым на тяжением канатов или перегрузом крана. Для монтажа конструкций или изделий, требующих плавной и точной
установки, должны выбираться краны, имеющие малые (посадочные) скорости.
Соответствие крана высоте подъема крюка опре
деляется исходя из необходимости подачи на макси мальную высоту изделий и материалов с учетом их раз меров.
При выборе крана для строительных работ пользу ются рабочими чертежами возводимого объекта, при этом учитываются размеры, форма и вес сборных эле ментов, подлежащих монтажу. Затем, с учетом места
установки крана, определяется наибольший требуемый
вылет стрелы и необходимая максимальная высота подъема.
Для выбора кранов можно пользоваться методикой
4 Зак. 858 |
81 |
Рис. ЗО. Выбор крана для монтажа строительных конструкций:
а — схема определения необходимой высоты подъема крюка крана; б — схема определения оптимальной длины стрелы крана; в — схема проверки вылета стрелы башенного крана.
(рис. ЗО), приведенной в книге «Основы строительного производства»1.
Высота подъема (H) крюка крана определяется по формуле (рис. 30, а):
H /iɪ ф- а ф- b ф- с м,
где /iɪ — проектная отметка опор монтируемого элемента;
а — превышение нижней точки подвешенного на крю
ке |
элемента перед установкой его на опоры |
(α = 0,5÷ |
|
÷1,5 м) ; |
|
|
|
|
b •— конструктивная высота захватных приспособле |
||
ний в рабочем |
положении; |
|
|
до |
с — высота монтируемого элемента от нижней точки |
||
места строповки. |
|
||
|
Если величина H будет равна или меньше значения, |
||
указанного в |
технической характеристике |
крана, то |
последний пригоден для монтажа.
При монтаже здания стреловыми кранами (рис. 30, б)
длину стрелы крана |
определяют по |
формуле: |
||
т |
—ʌ і |
⅛ + 2S |
„ |
|
Л — • |
; |
I----- |
М, |
|
|
sιnα |
|
2cosa |
|
где H↑ — высота здания;
h2 — расстояние от уровня стоянки крана до оси пяты
его стрелы;
a — угол наклона стрелы к горизонту;
S — расстояние от края здания или монтируемой де тали до оси стрелы крана.
Оптимальный угол наклона стрелы определяют из выражения:
. ɜ/ (tf1-ʧ
tga “ V ~d + 2S~ ■
где d — длина (ширина или толщина) монтируемой кон струкции, м.
По габаритам наиболее крупной детали необходимо
производить проверку положения поднятой детали по
1 См.: «Основы |
строительного производства». Под редакцией |
С. Μ. Вареника. Μ., |
«Высшая школа», 1973. |
83