Файл: Дедков, В. Л. Техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тэты записывать в вахтенный журнал. Стропальщик перед применением съемных грузозахватных приспособ­ лений должен производить их осмотр.

НАДЗОР ЗА КРАНАМИ

Содержание грузоподъемных кранов и съемных грузозахватных приспособлений в исправном состоя­ нии, создание безопасных условий эксплуатации кранов при производстве строительно-монтажных и погрузочноразгрузочных работ возможно при надлежащем надзоре за кранами со стороны должностных лиц — механиков, мастеров и прорабов. C этой целью в Правилах устрой­

ства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кра­ нов Госгортехнадзора СССР говорится о назначении

конкретных инженерно-технических работников, ответ­

ственных за безопасную эксплуатацию кранов.

Так, в каждом управлении механизации, эксплуати­

рующем строительные краны, должен назначаться ин­ женерно-технический работник (при наличии более 50

кранов — группа работников) по надзору за грузоподъ­ емными кранами. В его обязанности входит следить за

своевременным проведением технического освидетель­ ствования кранов; проверять выполнение графиков ос­ мотров и ремонтов кранов и подкрановых путей; контро­ лировать соблюдение правил производства работ кра­

нами, правильность установки кранов, способов стропов­

ки грузов, габаритов складирования, приемов работы

и личной безопасности рабочих; проверять порядок до­ пуска рабочих к управлению и обслуживанию кранов, наличие у них удостоверений и производственных ин­

струкций; контролировать выполнение своих и органов технадзора предписаний. Этому работнику предоставля­

ется право останавливать работу кранов в случае обна­ ружения неисправностей и нарушений, могущих привести к аварии и травмированию рабочих.

Если управления механизации или строительства

имеют небольшое количество грузоподъемных кранов (до 20), то лицо по надзору за ними должно назначаться

из инженерно-технических работников вышестоящей хозяйственной организации (треста, объединения, ком­ бината) для осуществления надзора в нескольких под­ чиненных организациях.

3*

67

Практика показывает, что лица по надзору из выше­

стоящих организаций

более эффективно ведут

работу

по содержанию кранов

в исправном состоянии

и орга­

низации безопасного производства работ. Если в группе надзора работают механики и строители, то в этом случае обеспечивается исправное состояние кранов, ремонт и

обслуживание, а также контролируется соблюдение тех­ нологии строительства с использованием кранов.

Ответственность за содержание грузоподъемных кра­ нов в исправном состоянии в управлении механизации (строительства) возлагается на инженерно-технического работника, в подчинении которого находится обслужи­ вающий персонал — крановщики, слесари и электромон­ теры. Обычно это начальник участка механизации и реже механик.

Обязанность работника, ответственного за исправное содержание кранов, — обеспечивать регулярность ремон­ та и осмотра кранов в установленные графиком сроки,

своевременно устранять выявленные неисправности и

периодически лично осматривать краны и грузозахватные

приспособления; обеспечивать своевременную проверку

знаний персонала, выполнение персоналом своих произ­ водственных инструкций; подготавливать краны к тех­ ническому освидетельствованию, хранить паспорта кра­ нов и другую техническую документацию; не допускать выезда неисправных кранов на строящиеся объекты. Фа­ милия, имя и отчество лица, ответственного за исправное состояние крана, его должность записываются в паспорт крана с указанием номера и даты приказа о назначении и личной росписи.

Придавая большое значение правильной организации ведения строительно-монтажных работ с использованием

кранов, на каждой строительной площадке или другом

участке работ, в каждой смене назначаются инженернотехнические работники, ответственные за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами — мастера, прорабы или начальники участков.

В целях обеспечения безопасности этот работник должен организовать выполнение строительно-монтаж­ ных работ с точным соблюдением проекта и технологии строительства, инструктировать в местах производства

работ крановщиков, монтажников и других рабочих о

правильном и безопасном ведении работ, указывать

68


места установки стреловых кранов, не допускать к ра­ ботам необученный персонал, в необходимых случаях назначать сигнальщиков, следить за правильным ис­ пользованием съемных грузозахватных приспособлений, лично руководить работами при эксплуатации кранов вблизи ЛЭП и в случае подъема груза одновременно

двумя кранами.

Все инженерно-технические работники трестов, ком­

бинатов, строительных управлений и управлений ме­

ханизации обязаны сдавать экзамены на знание ими правил, норм и инструкций по технике безопасности, после чего им выдаются удостоверения. Периодическая проверка знаний ИТР должна производиться не реже одного раза в год.

Права и обязанности лиц, ответственных за безопас­ ную эксплуатацию кранов, определяются положением или инструкцией, утвержденными в установленном по­ рядке.


ГЛАВА IV

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНЫХ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ

C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРАНОВ

Строительство новых объектов, реконструкция и расширение действующих предприятий должны начи­ наться только после выполнения соответствующей орга­ низационно-технической подготовки, обеспечивающей безопасное производство работ. К выполнению этих

работ следует приступать после предварительной разра­ ботки проектной документации, а именно: проекта ор­ ганизации строительства предприятия, сооружения, жи­ лого массива и проекта производства работ на их строи­ тельство. Объем, порядок разработки, оформления и утверждения этих проектов регламентирован действую­ щими нормативными документами Госстроя СССР. По­ дробные рекомендации по разработке отдельных во­ просов в проектах производства работ изложены в ме­ тодических и справочных материалах Центрального на­ учно-исследовательского и проектно-экспериментального института организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП) и других научно-

исследовательских организаций.

Проект производства работ, в котором отражаются вопросы рациональной и безопасной эксплуатации кра­

нов, должен содержать:

календарный план производства работ для неслож­ ных объектов, а по всему комплексу — сетевой график;

перечень и объем подготовительных работ в соответ­ ствии с проектом организации строительства;

графики поступления на объект строительных конст­ рукций и материалов, движения рабочих и работы ос­ новных строительных машин, в том числе грузоподъем­ ных кранов;

70

стройгенплан с уточненным расположением транс­ портных путей, сетей энерго- и теплоснабжения, мест установки кранов, подвоза и складирования строитель­ ных конструкций и материалов;

технологические карты на сложные виды работ и схемы производства на несложные работы;

инженерные решения по технике безопасности

(устройство подкрановых путей, определение опасных зон, ограждение строительной площадки в целом, под­ крановых путей и опасных зон, крепление выемок, устрой­ ство лесов, освещение рабочих мест и др.);

пояснительную записку, содержащую необходимые обоснования принятых в проекте решений.

При строительстве технически несложных объектов (одно- и двухэтажные здания, складские помещения,

монтаж конструкций до 1000 т и т. п.) проекты произ­

водства работ могут состоять только из календарного плана производства работ, стройгенплана и краткой

пояснительной записки.

На объекты массового строительства проектными

организациями должны разрабатываться типовые про­ екты производства работ с последующей их привязкой строительными организациями.

Индивидуальные проекты производства работ (при отсутствии типовых) разрабатываются строительными организациями или по их заказу Оргтехстроями или специализированными проектными организациями.

Проекты производства работ должны быть утвержде­ ны главным инженером строительного треста или от­ дельного строительного управления, не входящего в состав треста. При хозяйственном способе строительства они утверждаются главным инженером управления или

отдела капитального строительства. Проекты производ­

ства строительно-монтажных работ в действующих цехах и предприятиях должны быть согласованы с дирекцией действующего предприятия.

Во всех случаях производить строительно-монтажные работы с использованием грузоподъемных кранов без наличия утвержденных проектов производства работ запрещается.

В проектной документации кроме всего комплекса вопросов по организации и производству строительно­ монтажных работ должны отражаться вопросы техники

71


безопасности, рационального и безопасного использова­

ния строительных машин и в первую очередь грузо­ подъемных кранов.

Некоторые строительные организации, выполняя тре­ бования органов Госгортехнадзора о том, что грузо­ подъемные краны должны устанавливаться в соответ­ ствии с проектом производства работ, прибегают к раз­ работке отдельных проектов или разделов в проектах производстваработ по установке и использованию гру­ зоподъемных кранов. Такое рашение является неправиль­ ным, так как мероприятия по безопасному использова­

нию кранов должны органически входить в комплекс вопросов организации строительства и производства работ и быть их неотъемлемыми частями. Нельзя пра­ вильно и безопасно организовать эксплуатацию кранов вне связи со всем технологическим процессом строи­ тельства.

Вопросы безопасного использования кранов в проек­

тах не следует излагать в виде определений или выдер­ жек из действующих правил и инструкций, а решать их конкретно в соответствии с реальными условиями дан­ ного строительства. Организация и выполнение строи­ тельно-монтажных работ кранами конкретизируется в

технологических картах, входящих составной

частью

в проект производства работ.

 

Анализ травматизма при эксплуатации грузоподъем­

ных кранов в строительстве показывает, что

все не­

счастные случаи происходят по техническим и организа­ ционным причинам. Поэтому в проектах производства

работ должны содержаться подробные и конкретные не только технические, но и организационные мероприятия по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. В

частности, в проектах производства работ должны найти отражение такие вопросы, как ограждения строительных

площадок, опасных зон и крановых путей; выбор систе­

мы освещения строительной площадки, проходов и ра­ бочих мест; выбор грузоподъемных кранов по грузо­ подъемности и высоте подъема груза и их правильная установка; устройство подкрановых путей для установки башенных кранов или площадок для установки гусенич­ ных, пневмоколесных и автомобильных кранов; опреде­ ление мест и порядка складирования строительных кон­ струкций и материалов; разработка технологических

72


карт или схем организации работ на производство от­ дельных видов строительно-монтажных работ с исполь­ зованием кранов и некоторые другие.

ОГРАЖДЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК И ОПАСНЫХ ЗОН

После отвода земельного участка для строитель­ ства и получения разрешения на выполнение строи­ тельных работ одним из первых мероприятий является ограждение территории, предусмотренное строительными нормами и правилами (глава III-A. 11—70 «Техника безопасности в строительстве»).

Конструкция ограждения и его расположение отра­ жается в проекте производства работ. При проектирова­ нии ограждений следует руководствоваться утвержден­ ными Госстроем СССР «Указаниями по проектированию ограждений территорий и участков предприятий, зданий и сооружений». Так, в населенных местах или на терри­ тории действующих промышленных предприятий строи­ тельную площадку необходимо ограждать сплошным за­ бором. В ненаселенных местах разрешается ограждать строительную площадку проволокой (в три нитки) или решетчатым забором (в две-три доски). На ограждениях нужно вывешивать предупредительные надписи (плака­

ты),

хорошо видимые в любое время суток.

В

местах, где строительная площадка граничит с

улицами, проездами и проходами, следует устанавливать сплошной забор. При расположении строящегося объек­ та на расстоянии не более 10 м от мест движения пеше­ ходов забор должен оборудоваться защитным козырьком

над пешеходной дорожкой. Козырек устанавливают с наклоном 20° к горизонту по направлению к территории строительства и обшивают бортовой доской. Удобно и экономично строительной организации иметь готовые инвентарные сборно-разборные ограждения (рис. 25).

При производстве строительно-монтажных работ должны ограждаться также опасные зоны как строя­ щихся зданий, так и грузоподъемных кранов. Опасная зона по периметру строящегося здания (сооружения)

высотой до 20 м устанавливается шириной не менее 7 м\

73

Рис. 25. Конструкция сборно-разборного забора с ко­ зырьком.

при высоте здания до 100 м — не менее 10 м. При строи­

тельстве зданий большой высоты опасная зона рассчи­ тывается исходя из специфических условий монтажа. Во всех случаях опасные зоны вокруг здания должны ука­ зываться в проектах производства работ.

Граница опасной зоны работы стрелового грузоподъ­ емного крана определяется с учетом расстояния отлета конструкций (предметов), транспортируемых краном на наибольшем вылете стрелы (рис. 26). Расстояние S от­ лета конструкции при падении на землю определяется по формуле:

S=V h[m(l—cosa) + а] м,

где h — расстояние от земли до поднятой конструкции;

т —• длина ветви стропа;

а— расстояние от центра тяжести конструкции до

еекрая;

a — угол между ветвью стропа и вертикальной

осью.

В книге «Охрана труда при эксплуатации строи­ тельных машин»1 приводится пример определения

опасной зоны

для башенного крана, установленного на

1 CiM.: Б.

И.

Филиппов. Охрана

труда при эксплуатации

строительных

машин. Μ., «Высшая школа»,

1970.

74