Файл: Дедков, В. Л. Техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
тэты записывать в вахтенный журнал. Стропальщик перед применением съемных грузозахватных приспособ лений должен производить их осмотр.
НАДЗОР ЗА КРАНАМИ
Содержание грузоподъемных кранов и съемных грузозахватных приспособлений в исправном состоя нии, создание безопасных условий эксплуатации кранов при производстве строительно-монтажных и погрузочноразгрузочных работ возможно при надлежащем надзоре за кранами со стороны должностных лиц — механиков, мастеров и прорабов. C этой целью в Правилах устрой
ства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кра нов Госгортехнадзора СССР говорится о назначении
конкретных инженерно-технических работников, ответ
ственных за безопасную эксплуатацию кранов.
Так, в каждом управлении механизации, эксплуати
рующем строительные краны, должен назначаться ин женерно-технический работник (при наличии более 50
кранов — группа работников) по надзору за грузоподъ емными кранами. В его обязанности входит следить за
своевременным проведением технического освидетель ствования кранов; проверять выполнение графиков ос мотров и ремонтов кранов и подкрановых путей; контро лировать соблюдение правил производства работ кра
нами, правильность установки кранов, способов стропов
ки грузов, габаритов складирования, приемов работы
и личной безопасности рабочих; проверять порядок до пуска рабочих к управлению и обслуживанию кранов, наличие у них удостоверений и производственных ин
струкций; контролировать выполнение своих и органов технадзора предписаний. Этому работнику предоставля
ется право останавливать работу кранов в случае обна ружения неисправностей и нарушений, могущих привести к аварии и травмированию рабочих.
Если управления механизации или строительства
имеют небольшое количество грузоподъемных кранов (до 20), то лицо по надзору за ними должно назначаться
из инженерно-технических работников вышестоящей хозяйственной организации (треста, объединения, ком бината) для осуществления надзора в нескольких под чиненных организациях.
3* |
67 |
Практика показывает, что лица по надзору из выше
стоящих организаций |
более эффективно ведут |
работу |
по содержанию кранов |
в исправном состоянии |
и орга |
низации безопасного производства работ. Если в группе надзора работают механики и строители, то в этом случае обеспечивается исправное состояние кранов, ремонт и
обслуживание, а также контролируется соблюдение тех нологии строительства с использованием кранов.
Ответственность за содержание грузоподъемных кра нов в исправном состоянии в управлении механизации (строительства) возлагается на инженерно-технического работника, в подчинении которого находится обслужи вающий персонал — крановщики, слесари и электромон теры. Обычно это начальник участка механизации и реже механик.
Обязанность работника, ответственного за исправное содержание кранов, — обеспечивать регулярность ремон та и осмотра кранов в установленные графиком сроки,
своевременно устранять выявленные неисправности и
периодически лично осматривать краны и грузозахватные
приспособления; обеспечивать своевременную проверку
знаний персонала, выполнение персоналом своих произ водственных инструкций; подготавливать краны к тех ническому освидетельствованию, хранить паспорта кра нов и другую техническую документацию; не допускать выезда неисправных кранов на строящиеся объекты. Фа милия, имя и отчество лица, ответственного за исправное состояние крана, его должность записываются в паспорт крана с указанием номера и даты приказа о назначении и личной росписи.
Придавая большое значение правильной организации ведения строительно-монтажных работ с использованием
кранов, на каждой строительной площадке или другом
участке работ, в каждой смене назначаются инженернотехнические работники, ответственные за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами — мастера, прорабы или начальники участков.
В целях обеспечения безопасности этот работник должен организовать выполнение строительно-монтаж ных работ с точным соблюдением проекта и технологии строительства, инструктировать в местах производства
работ крановщиков, монтажников и других рабочих о
правильном и безопасном ведении работ, указывать
68
места установки стреловых кранов, не допускать к ра ботам необученный персонал, в необходимых случаях назначать сигнальщиков, следить за правильным ис пользованием съемных грузозахватных приспособлений, лично руководить работами при эксплуатации кранов вблизи ЛЭП и в случае подъема груза одновременно
двумя кранами.
Все инженерно-технические работники трестов, ком
бинатов, строительных управлений и управлений ме
ханизации обязаны сдавать экзамены на знание ими правил, норм и инструкций по технике безопасности, после чего им выдаются удостоверения. Периодическая проверка знаний ИТР должна производиться не реже одного раза в год.
Права и обязанности лиц, ответственных за безопас ную эксплуатацию кранов, определяются положением или инструкцией, утвержденными в установленном по рядке.
ГЛАВА IV
ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНЫХ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ
C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРАНОВ
Строительство новых объектов, реконструкция и расширение действующих предприятий должны начи наться только после выполнения соответствующей орга низационно-технической подготовки, обеспечивающей безопасное производство работ. К выполнению этих
работ следует приступать после предварительной разра ботки проектной документации, а именно: проекта ор ганизации строительства предприятия, сооружения, жи лого массива и проекта производства работ на их строи тельство. Объем, порядок разработки, оформления и утверждения этих проектов регламентирован действую щими нормативными документами Госстроя СССР. По дробные рекомендации по разработке отдельных во просов в проектах производства работ изложены в ме тодических и справочных материалах Центрального на учно-исследовательского и проектно-экспериментального института организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП) и других научно-
исследовательских организаций.
Проект производства работ, в котором отражаются вопросы рациональной и безопасной эксплуатации кра
нов, должен содержать:
календарный план производства работ для неслож ных объектов, а по всему комплексу — сетевой график;
перечень и объем подготовительных работ в соответ ствии с проектом организации строительства;
графики поступления на объект строительных конст рукций и материалов, движения рабочих и работы ос новных строительных машин, в том числе грузоподъем ных кранов;
70
стройгенплан с уточненным расположением транс портных путей, сетей энерго- и теплоснабжения, мест установки кранов, подвоза и складирования строитель ных конструкций и материалов;
технологические карты на сложные виды работ и схемы производства на несложные работы;
инженерные решения по технике безопасности
(устройство подкрановых путей, определение опасных зон, ограждение строительной площадки в целом, под крановых путей и опасных зон, крепление выемок, устрой ство лесов, освещение рабочих мест и др.);
пояснительную записку, содержащую необходимые обоснования принятых в проекте решений.
При строительстве технически несложных объектов (одно- и двухэтажные здания, складские помещения,
монтаж конструкций до 1000 т и т. п.) проекты произ
водства работ могут состоять только из календарного плана производства работ, стройгенплана и краткой
пояснительной записки.
На объекты массового строительства проектными
организациями должны разрабатываться типовые про екты производства работ с последующей их привязкой строительными организациями.
Индивидуальные проекты производства работ (при отсутствии типовых) разрабатываются строительными организациями или по их заказу Оргтехстроями или специализированными проектными организациями.
Проекты производства работ должны быть утвержде ны главным инженером строительного треста или от дельного строительного управления, не входящего в состав треста. При хозяйственном способе строительства они утверждаются главным инженером управления или
отдела капитального строительства. Проекты производ
ства строительно-монтажных работ в действующих цехах и предприятиях должны быть согласованы с дирекцией действующего предприятия.
Во всех случаях производить строительно-монтажные работы с использованием грузоподъемных кранов без наличия утвержденных проектов производства работ запрещается.
В проектной документации кроме всего комплекса вопросов по организации и производству строительно монтажных работ должны отражаться вопросы техники
71
безопасности, рационального и безопасного использова
ния строительных машин и в первую очередь грузо подъемных кранов.
Некоторые строительные организации, выполняя тре бования органов Госгортехнадзора о том, что грузо подъемные краны должны устанавливаться в соответ ствии с проектом производства работ, прибегают к раз работке отдельных проектов или разделов в проектах производстваработ по установке и использованию гру зоподъемных кранов. Такое рашение является неправиль ным, так как мероприятия по безопасному использова
нию кранов должны органически входить в комплекс вопросов организации строительства и производства работ и быть их неотъемлемыми частями. Нельзя пра вильно и безопасно организовать эксплуатацию кранов вне связи со всем технологическим процессом строи тельства.
Вопросы безопасного использования кранов в проек
тах не следует излагать в виде определений или выдер жек из действующих правил и инструкций, а решать их конкретно в соответствии с реальными условиями дан ного строительства. Организация и выполнение строи тельно-монтажных работ кранами конкретизируется в
технологических картах, входящих составной |
частью |
в проект производства работ. |
|
Анализ травматизма при эксплуатации грузоподъем |
|
ных кранов в строительстве показывает, что |
все не |
счастные случаи происходят по техническим и организа ционным причинам. Поэтому в проектах производства
работ должны содержаться подробные и конкретные не только технические, но и организационные мероприятия по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. В
частности, в проектах производства работ должны найти отражение такие вопросы, как ограждения строительных
площадок, опасных зон и крановых путей; выбор систе
мы освещения строительной площадки, проходов и ра бочих мест; выбор грузоподъемных кранов по грузо подъемности и высоте подъема груза и их правильная установка; устройство подкрановых путей для установки башенных кранов или площадок для установки гусенич ных, пневмоколесных и автомобильных кранов; опреде ление мест и порядка складирования строительных кон струкций и материалов; разработка технологических
72
карт или схем организации работ на производство от дельных видов строительно-монтажных работ с исполь зованием кранов и некоторые другие.
ОГРАЖДЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК И ОПАСНЫХ ЗОН
После отвода земельного участка для строитель ства и получения разрешения на выполнение строи тельных работ одним из первых мероприятий является ограждение территории, предусмотренное строительными нормами и правилами (глава III-A. 11—70 «Техника безопасности в строительстве»).
Конструкция ограждения и его расположение отра жается в проекте производства работ. При проектирова нии ограждений следует руководствоваться утвержден ными Госстроем СССР «Указаниями по проектированию ограждений территорий и участков предприятий, зданий и сооружений». Так, в населенных местах или на терри тории действующих промышленных предприятий строи тельную площадку необходимо ограждать сплошным за бором. В ненаселенных местах разрешается ограждать строительную площадку проволокой (в три нитки) или решетчатым забором (в две-три доски). На ограждениях нужно вывешивать предупредительные надписи (плака
ты), |
хорошо видимые в любое время суток. |
В |
местах, где строительная площадка граничит с |
улицами, проездами и проходами, следует устанавливать сплошной забор. При расположении строящегося объек та на расстоянии не более 10 м от мест движения пеше ходов забор должен оборудоваться защитным козырьком
над пешеходной дорожкой. Козырек устанавливают с наклоном 20° к горизонту по направлению к территории строительства и обшивают бортовой доской. Удобно и экономично строительной организации иметь готовые инвентарные сборно-разборные ограждения (рис. 25).
При производстве строительно-монтажных работ должны ограждаться также опасные зоны как строя щихся зданий, так и грузоподъемных кранов. Опасная зона по периметру строящегося здания (сооружения)
высотой до 20 м устанавливается шириной не менее 7 м\
73
Рис. 25. Конструкция сборно-разборного забора с ко зырьком.
при высоте здания до 100 м — не менее 10 м. При строи
тельстве зданий большой высоты опасная зона рассчи тывается исходя из специфических условий монтажа. Во всех случаях опасные зоны вокруг здания должны ука зываться в проектах производства работ.
Граница опасной зоны работы стрелового грузоподъ емного крана определяется с учетом расстояния отлета конструкций (предметов), транспортируемых краном на наибольшем вылете стрелы (рис. 26). Расстояние S от лета конструкции при падении на землю определяется по формуле:
S=V h[m(l—cosa) + а] м,
где h — расстояние от земли до поднятой конструкции;
т —• длина ветви стропа;
а— расстояние от центра тяжести конструкции до
еекрая;
a — угол между ветвью стропа и вертикальной
осью.
В книге «Охрана труда при эксплуатации строи тельных машин»1 приводится пример определения
опасной зоны |
для башенного крана, установленного на |
||
1 CiM.: Б. |
И. |
Филиппов. Охрана |
труда при эксплуатации |
строительных |
машин. Μ., «Высшая школа», |
1970. |
74