Файл: Дедков, В. Л. Техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
Рис. 20. Чалочные крюки |
с |
замками: |
|
а — общий вид; |
І — крюк; |
2 |
— подвижная ось; 3 — фиксатор; 4 — |
рычаг; бив — |
закрытые замки после зацепки груза. |
домостроении и в тех случаях, когда опускаемый груз
может находиться в неустойчивом положении.
После изготовления деталей грузоподъемных
устройств ковкой или штамповкой они должны быть
нормализованы и очищены от окалины. На поверхностях деталей, изготовленных гибкой, ковкой и штамповкой,
не допускается трещин, волосовин и надрывов. Устра
нять эти дефекты заваркой запрещается. Местные зару бины должны быть запилены до создания плавного пе
рехода к остальной поверхности детали, заусенцы и подрезы зачищены, острые кромки притуплены.
Располагая нормализованными канатными стропами (рис. 21, таблица 9), подвесками и карабинами, из них можно комплектовать унифицированные грузозахватные приспособления — двух-, четырех- и шестиветвевые стро пы (рис. 22).
На практике не всегда можно ограничиться исполь зованием нормализованных палочных крюков. В грузо захватных приспособлениях допускается применение других крюков, изготовленных ковкой, штамповкой или вырезкой из толстолистового проката. Конструкция и размеры таких крюков должны определяться расчетом, а пх изготовление производиться по техническим усло виям, утвержденным па предприятии.
51
Рис. 21. Стропы канатные нормализованные:
а — соединение концов каната заплеткой; б — соединение кон цов каната гильзо-клиновым способом; 1 — крюк; 2 — коуш; 3 — канат; 4 — заплетка с оплеткой цловолокой.
До начала изготовления ненормализованных вспо могательных грузозахватных приспособлений их нужно
рассчитывать для определения усилий, возникающих в ветвях в зависимости от веса поднимаемого груза, и под
бора соответствующих канатов. Расчет канатных стропов производится по той же формуле, что и канатов, причем с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали. Расчетный угол между ветвями стропов
52
Рис. 22. Унифицированные приспособления из нормализованных грузозахватных устройств:
1 — строп двухветвевой с одной подвеской; 2 — строп четырехветвевой с одной подвеской; 3 — строп четырехветвевой с двумя подвесками; 4 — строп шестиветвевой с двумя подвесками.
Рис. 23. Схема натяжения палочных ка натов.
общего назначения принимают равным 90° (рис. 23). При известном весе груза P натяжение S, возникающее в каждой ветви, определяется по формуле:
S = ------- - |
— = т ■ — кгс, |
|
cosa |
п |
п |
53
Таблица 9
Нормализованные канатные стропы
CD
S
S
ф
о
с
и
S
1
1
2
1
2
1
2
1
2
Грузо подъем ность,
тс, при на клоне к вер тикали под углом «,
град
О45
2 3
0,25 0,18
0,4 0,28
0,63 0,45
1 0,7
стр о |
|
зап лет |
Д лина па, L |
Д лина ки I |
|
|
ям |
|
|
4 |
5 |
1 |
630 |
150 |
000 |
||
1 |
600 |
— |
2 000 |
||
2 500 |
|
|
1 |
630 |
170 |
000 |
||
1 |
600 |
— |
2 000 |
||
2 500 |
|
|
1 |
000 |
250 |
1 |
600 |
|
2 000 |
— |
|
2 500 |
1 000
1 600 300
2000
2500
3150 —
4000
|
Вес, |
кг |
Канат dκ , |
Н-160-1 |
|
|||
г; |
|
|
|
|
|
|
|
|
S |
|
|
|
|
|
|
|
|
ι~, |
|
|
|
|
|
длина |
|
|
от |
|
|
диаметр |
|
|
|||
я - |
исполнение |
⅛ |
|
|
|
|
|
|
ς -я |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
исполнение |
|||
|
|
|
«5 |
ю |
|
строп |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
1 |
2 |
CO |
uɔ |
|
ɪ |
|
2 |
|
ь I |
h і |
|
|
||||
|
|
|
U "^^l |
(J σ> |
_______ |
|
|
|
|
|
|
o⅛ |
О£ |
|
|
MM |
|
|
|
|
U со |
и со |
|
|
||
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
12 |
|
|
0,4 |
0,58 |
|
|
1 |
230 |
|
880 |
— |
0,45 |
0,63 |
|
— |
1 |
600 |
1 |
250 |
65 |
0,53 |
0,71 |
6,1 |
2 600 |
1 |
850 |
||
0,58 |
0,76 |
|
|
2 600 |
2 250 |
|||
|
0,64 |
0,84 |
|
|
3 100 |
2 750 |
||
|
0,69 |
0,86 |
|
|
1 |
220 |
|
910 |
— |
0,76 |
0,93 |
|
— |
1 |
600 |
1280 |
|
|
0,87 |
1,05 |
7,4 |
2 200 |
1 |
880 |
||
65 |
0,95 |
1,12 |
|
|
2 600 |
2 280 |
||
|
1,04 |
1,22 |
|
|
3 100 |
2 780 |
||
|
1,72 |
2,13 |
|
|
1 |
900 |
1 |
350 |
|
1,97 |
2,38 |
|
— |
2 500 |
1 |
950 |
|
|
2,13 |
2,54 |
11 |
2 900 |
2 350 |
|||
80 |
2,33 |
2,75 |
|
|
3 400 |
2 850 |
||
|
2,78 |
3,94 |
|
|
2 070 |
1 |
350 |
|
— |
3, ɪ |
4,29 |
13 |
— |
2 670 |
1 |
970 |
|
|
3,37 |
4,53 |
3 070 |
2 370 |
||||
|
3,67 |
4,82 |
|
|
3 570 |
2 870 |
||
80 |
4,05 |
5,21 |
|
|
4 220 |
3 520 |
||
|
4,55 |
5,71 |
|
|
5 070 |
4 370 |
|
|
1 |
000 |
|
— |
5,04 |
5,1 |
|
|
|
1 |
380 |
1 |
|
1 |
600 |
360 |
5,58 |
|
|
2810 |
1 |
980 |
||
1,6 |
1,13 |
2 000 |
|
|
5,36 |
5,98 |
15,5 |
15 |
3210 |
2 380 |
||
2 |
|
2 500 |
— |
|
5,78 |
6,3 |
|
|
3710 |
2 880 |
||
|
|
3 150 |
80 |
6,28 |
6,92 |
|
|
4 360 |
3 530 |
|||
|
|
4 000 |
|
|
6,96 |
7,51 |
|
|
5210 |
4 380 |
54
Продолжение
ɪ |
I 2 |
з |
|
4 |
S |
6 |
7 |
8 |
9 |
іо |
п |
|
12 |
1 |
2,5 |
1,77 |
1 |
000 |
|
— |
|
9,5 |
|
|
|
1 |
420 |
1 |
600 |
420 |
10,02 10,3 |
19,5 |
19 |
3 100 |
2 020 |
||||||
|
|
|
2 000 |
|
|
10,5 |
10,82 |
|
|
3 500 |
2 420 |
||
|
|
|
2 500 |
|
|
11,17 11,5 |
19,5 |
19 |
4 000 |
2 920 |
|||
2 |
|
|
3 150 |
— |
80 |
12,04 12,34 |
|
|
4 650 |
3 570 |
|||
|
|
4 000 |
13,15 13,47 |
|
|
5 500 |
4 420 |
||||||
|
|
|
5 000 |
|
|
13,48 14,8 |
|
|
6 500 |
5 420 |
|||
|
|
|
1 |
600 |
|
|
17,34 |
|
|
|
3 450 |
|
|
|
|
|
2 000 |
|
|
18,14 |
|
|
|
3 850 |
|
|
|
1 |
4 |
2,83 |
2 500 |
530 |
— |
19,13 |
— |
|
|
4 350 |
— |
||
3 150 |
20,42 |
24 |
22,5 |
5 000 |
|||||||||
|
|
|
4 000 |
|
|
22,12 |
|
|
|
5 850 |
|
|
|
|
|
|
5 000 |
|
|
24,11 |
|
|
|
6 850 |
|
|
|
|
|
|
6 300 |
|
|
26,72 |
|
|
|
8 150 |
|
|
|
|
|
|
2 500 |
|
|
37,88 |
|
|
|
4 980 |
|
|
|
1 |
|
4,45 |
3 150 |
|
— |
39,93 |
—. |
|
|
5 630 |
__ |
||
6,3 |
4 000 |
710 |
42,63 |
30,5 |
28 |
6 480 |
|||||||
|
|
|
5 000 |
|
|
45,9 |
|
|
|
7 480 |
|
|
|
|
|
|
6 300 |
|
|
50,11 |
|
|
|
8 780 |
|
|
|
|
|
|
2 500 |
|
|
66,05 |
|
|
|
5 380 |
|
|
|
1 |
10 |
7,07 |
3 150 |
850 |
— |
69,05 |
— |
|
|
6 030 |
__ |
||
4 000 |
73,15 |
37 |
37,5 |
6 880 |
|||||||||
|
|
|
5 000 |
|
|
77,85 |
|
|
|
7 880 |
|
|
|
|
|
|
6 300 |
|
|
84,05 |
|
|
|
9 180 |
|
|
|
|
|
|
3 150 |
|
|
121,15 |
|
|
|
6 860 |
|
|
|
|
|
|
4 000 |
|
|
137,85 |
— |
|
|
7710 |
__ |
||
1 |
16 |
11,3 |
5 000 1120 |
■—■ |
146,9 |
47,5 |
45 |
8 710 |
|||||
|
|
|
6 300 |
|
|
156,48 |
|
|
|
10010 |
|
|
|
|
|
|
10 000 |
|
|
185,75 |
|
|
|
13710 |
|
|
|
|
|
|
5 000 |
|
|
274,4 |
|
|
|
960 |
__ |
||
1 |
25 |
17,7 |
6 300 1400 |
— 291,1 |
|
60,5 |
56 |
10 900 |
|||||
|
|
|
10 000 |
|
|
338,8 |
|
|
|
14 600 |
|
|
Примечание: 1 — исполнение |
стропов с |
заделкой концов |
канатов заплеткой; 2—то же, гильзо-клиновым способом. |
||
где коэффициент т при α = 0o; |
30°; 45° |
соответственно |
равен 1; 1,15; 1,42. |
|
|
Для стропов, предназначенных для подъема опреде-
55
Рис. 24. Распределение усилий в ветвях стропа в за висимости от угла их наклона.
ленного груза, при расчете может приниматься факти
ческий угол между ветвями.
Усилие в ветвях стропа меняется в зависимости от угла между ними (рис. 24): чем больше угол, тем больше будет усилие. Наибольшее усилие будет при угле 120°, наименьшее — при угле 60°.
При расчете стропов, предназначенных для подъема грузов с обвязкой или зацепкой крючьями, кольцами или серьгами, коэффициент запаса прочности канатов должен приниматься не менее 6. Конструкция многоветвевых стропов должна обеспечивать равномерное натяжение всех ветвей.
При подборе двух- и четырехветвевых стропов можно пользоваться таблицей 10, в которой приведены резуль таты расчета стропов для грузов весом до 25 т.
Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, клещи) после изготовления и ремонта подлежат техническому освидетельствованию, при кото
ром они осматриваются и испытываются нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъем
ность. Тара после изготовления должна подвергаться тщательному осмотру. Испытание тары грузом не обя зательно.
Сведения об изготавливаемых съемных грузозахват ных приспособлениях и таре должны заноситься в жур нал их учета. В этом журнале должны быть указаны: наименование грузозахватного приспособления или тары, грузоподъемность, номер нормали (технологической кар ты или чертежа), сертификаты на примененные материа
лы, результаты проверки качества сварки, результаты
испытания съемного приспособления или осмотра тары.
Съемные грузозахватные приспособления должны снаб жаться клеймом или прочно прикрепленной металличе ской биркой с указанием номера, грузоподъемности и
56
Таблица 10
Выбор палочного приспособления в зависимости от веса поднимаемого груза
предназна- |
ю дъем у, к г |
c≡ |
⅛i |
≥> о
o<⅛
о “
Нагрузка, приходящаяся на одну ветвь чалочного приспособления, в зависимости от числа ветвей и угла между ними, кг
Угол между їєтвями, град
0 |
60 |
90 |
Число ветвей
И р" |
|
2 |
|
4 |
|
2 |
|
4 |
|
2 |
|
4 |
|
|
100 |
|
50 |
|
25 |
|
50 |
|
25 |
|
75 |
|
50 |
|
200 |
|
100 |
|
50 |
|
125 |
|
50 |
|
150 |
|
75 |
|
300 |
|
150 |
|
75 |
|
175 |
|
100 |
|
225 |
|
100 |
|
400 |
|
200 |
|
100 |
|
225 |
|
125 |
|
300 |
|
150 |
|
500 |
|
250 |
|
125 |
|
300 |
|
150 |
|
350 |
|
175 |
|
600 |
|
300 |
|
150 |
|
350 |
|
175 |
|
425 |
|
225 |
|
700 |
|
350 |
|
175 |
|
400 |
|
200 |
|
500 |
|
250 |
|
800 |
|
400 |
|
200 |
|
450 |
|
225 |
|
575 |
|
300 |
|
900 |
|
450 |
|
225 |
|
525 |
|
250 |
|
650 |
|
325 |
1 |
000 |
|
500 |
|
250 |
|
575 |
|
300 |
|
700 |
|
350 |
1 |
250 |
|
625 |
|
325 |
|
725 |
|
350 |
1 |
900 |
|
450 |
1 |
500 |
|
750 |
|
350 |
|
875 |
|
450 |
050 |
|
550 |
|
1 |
750 |
|
875 |
|
450 |
1 |
000 |
|
500 |
1 |
250 |
|
625 |
2 000 |
1 |
000 |
|
500 |
1 |
150 |
|
575 |
1 |
425 |
|
700 |
|
2 500 |
1 |
250 |
|
625 |
1 |
450 |
|
725 |
1 |
775 |
|
900 |
|
3 000 |
1 |
500 |
|
750 |
1 |
725 |
|
875 |
2 125 |
1 |
075 |
||
3 500 |
1 |
750 |
|
875 |
2 025 |
1 |
000 |
2 500 |
1 |
250 |
|||
4 000 |
2 000 |
1 |
000 |
2 300 |
1 |
150 |
2 850 |
1 |
425 |
||||
4 500 |
2 250 |
1 |
125 |
2 600 |
1 |
300 |
3 200 |
1 |
600 |
||||
5 000 |
2 500 |
1 |
250 |
2 875 |
1 |
450 |
3 550 |
1 |
775 |
||||
6 000 |
3 000 |
1 |
500 |
3 450 |
1 |
725 |
4 250 |
2 125 |
|||||
7 000 |
3 500 |
1 |
750 |
4 025 |
2 000 |
4 975 |
2 500 |
||||||
8 000 |
4 000 |
2 000 |
4 600 |
2 300 |
5 675 |
2 850 |
|||||||
9 000 |
4 500 |
2 250 |
5 175 |
2 600 |
6 400 |
3 200 |
|||||||
10 000 |
5 000 |
2 500 |
5 750 |
2 875 |
7 100 |
3 550 |
|||||||
15 000 |
7 500 |
3 750 |
8 625 |
4 325 |
10 650 |
5 325 |
|||||||
20 000 |
10 000 |
5 000 |
11 |
500 |
5 750 |
14 200 |
7 100 |
||||||
25 000 |
12 500 |
6 250 |
14 400 |
7 200 |
17 750 |
8 875 |
даты испытания. Съемные грузозахватные приспособле ния, изготавливаемые для других (сторонних) органи заций, кроме клейма должны иметь паспорт.
На таре должны быть указаны ее назначение, номер,
собственный вес и наибольший вес груза, для транспор
тировки которого она предназначена. Это требование не обязательно для специальной технологической тары.
57
Емкость тары должна исключать возможность перегруза крана.
В целях снижения травматизма и повышения куль туры строительного производства грузоподъемные при способления следует окрашивать в цвета, предупреж дающие об опасности. Крюки, серьги, кольца, блоки гру зоподъемных приспособлений окрашиваются в красный цвет, балочные траверсы и нижние пояса решетчатых
траверс — чередующимися полосами белого и красного
цветов под углом 45°; верхний пояс, стойки и раскосы
решетчатой траверсы — в красный цвет.
В процессе эксплуатации все вспомогательные грузо
захватные приспособления должны подвергаться перио дическому осмотру: стропы —• через каждые 10 дней; клещи, тара и захваты — каждый месяц; траверсы — через каждые 6 месяцев.
Осмотр вспомогательных грузозахватных приспособ лений должен производиться крановщиком перед нача лом смены и в указанные сроки квалифицированным рабочим, ответственным за содержание приспособлений в исправном состоянии.
Браковка стальных канатов стропов производится так же, как и самих стальных канатов, — по обрыву проволочек на шаге свивки и износу.
Результаты осмотра приспособлений должны зано ситься в журнал учета и осмотра. Забракованные грузо захватные приспособления и приспособления, не имею щие клеймения, а также немаркированная и повреж
денная тара не должны находиться в местах производ ства работ.
ГЛАВА III
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВИЛ
БЕЗОПАСНОСТИ ПО РЕМОНТУ
И ОБСЛУЖИВАНИЮ КРАНОВ
РЕМОНТ КРАНОВ
В процессе эксплуатации механизмы, электро оборудование и металлоконструкции строительных кра нов изнашиваются. Для поддержания их в работоспо собном состоянии, увеличения срока эксплуатации и обеспечения надежности и безопасности проводится техническое обслуживание и ремонт.
Ремонт и реконструкция несущих металлоконструк ций кранов с применением сварки должны выполняться предприятиями, имеющими разрешение органа технад
зора, которое выдается в порядке, установленном Ин струкцией по надзору за изготовлением подъемных сооружений (кранов, лифтов и эскалаторов) на пред
приятиях, подконтрольных Госгортехнадзору.
Предприятию, выполняющему ремонт и реконструк цию металлоконструкций кранов, нужно руководство ваться техническими условиями, содержащими указания о применяемых металлах и сварочных материалах, спо собах контроля качества сварки, нормах браковки свар ных соединений и приемки отдельных узлов и готовых изделий, а также по оформлению документации.
Все выполненные работы по ремонту, реконструкции крана, а также сведения о примененном материале
должны быть отражены в паспорте. В необходимых слу чаях на подвергнутый ремонту или реконструкции кран должен быть составлен новый паспорт.
Документы, подтверждающие качество примененного материала и сварки, должны храниться на предприятии, производящем ремонтные работы.
Ремонт и реконструкция несущих элементов метал-
59