Файл: Дедков, В. Л. Техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
локонструкций стреловых и башенных кранов с приме нением сварки должны производиться на специализиро
ванном ремонтном предприятии. Проведение ремонта или реконструкции металлоконструкций таких кранов силами владельца может быть допущено в единичных случаях по разрешению органа технадзора.
Техническое обслуживание и ремонт строительных кранов должно производиться по указаниям и нормам, содержащимся в Инструкции по проведению планово предупредительного ремонта строительных машин (СП 207—68). Для выполнения этих работ краны останав ливают согласно заранее разработанному и утвержден
ному графику. Для составления графиков используются нормативы из инструкции и сведения о количестве от
работанных краном часов.
Ежесменное техническое обслуживание кранов (EO) и периодическое обслуживание (ТО) проводятся с целью предупреждения преждевременного износа путем свое временного выявления дефектов и их устранения. Еже сменное техническое обслуживание проводится каждую смену и специально не планируется. В ежесменное тех
ническое обслуживание входят такие работы, как осмотр металлоконструкций, механизмов, канатов и приборов безопасности; очистка крана, смазка его узлов, проверка действия механизмов, тормозов и приборов безопасно
сти. Обнаруженные дефекты устраняются без разборки механизмов и узлов крана.
Для каждого типа крана должен составляться по дробный перечень работ по техническому обслужи ванию.
При периодическом техническом обслуживании (ТО) производится более тщательная и детальная проверка
металлоконструкций и сварных швов, болтовых соедине ний; вскрываются редукторы механизмов и проверяется состояние осей, валов, подшипников и шестерен; контро лируется состояние муфт, электродвигателей и всего электрооборудования, проверяется состояние канатов и крюковой подвески; осматриваются подкрановые пути башенных кранов; производится смазка в соответствии
стаблицей смазки; регулируются тормоза, ограничители
изащитные устройства. После проверки и устранения неисправностей опробуется работа механизмов на хо
лостом ходу и под нагрузкой.
60
Работы по периодическому техническому обслужи ванию кранов выполняются согласно требованиям ин струкции заводов-изготовителей в сроки, установленные системой планово-предупредительных ремонтов (ППР). Так, периодическое техническое обслуживание строи тельных кранов в зависимости от их типа и грузовой характеристики проводится после отработки 120—300
часов. Результаты выполненных работ записываются в
журнал периодических осмотров. За своевременное про ведение технического обслуживания кранов отвечают лица, назначенные приказом ответственными за содер жание кранов в исправном состоянии.
Ремонт строительных кранов подразделяется на те кущий (T) и капитальный (К). Периодичность ремонта
строительных кранов (в машино-часах) установлена нормами периодичности, трудоемкости и продолжитель ности ремонта. Например, кран на гусеничном ходу с дизель-электрическим приводом грузоподъемностью 16— 25 т должен подвергаться текущему ремонту после от
работки 1500 машино-часов и капитальному — после
отработки 18 000 машино-часов.
При текущем ремонте проводится частичная разборка кранов, устраняются неисправности в агрегатах и уз лах, заменяются по необходимости отдельные агрегаты, узлы и детали (кроме базовых) новыми или отремон
тированными.
При капитальном ремонте кранов производится пол
ная разборка, восстанавливаются все начальные соеди нения и сопряжения в соответствии с указаниями по ка питальному ремонту, заменяются изношенные агрегаты и узлы новыми или отремонтированными.
Капитальный ремонт производится после осмотра кранов комиссией, возглавляемой главным инженером или главным механиком организации, на балансе кото рой находятся краны. Если кран по своему техническому
состоянию не нуждается в ремонте после отработки установленных часов, комиссия может увеличить меж ремонтный период. Удовлетворительное техническое состояние кранов в этом случае должно быть подтвер ждено актом, подписанным главным инженером орга низации.
Проведение технического обслуживания и ремонта кранов планируется заранее. Для этого составляется по
61
установленной форме годовой план технического обслу живания и ремонта, годовой план-график капитального ремонта, месячный план-график технического обслужи вания и ремонта. Контроль за соблюдением графиков ремонта кранов осуществляется главным механиком строительной организации и главным инженером управ
ления механизации.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ КРАНОВ
Грузоподъемные краны во время эксплуатации должны подвергаться периодическому техническому ос видетельствованию: частичному через 12 месяцев и пол ному не реже одного раза в 3 года. Полное техническое
освидетельствование кранов должно производиться также после капитального ремонта крана, установки вновь полученного от завода-изготовителя сменного
стрелового оборудования, замены крюка, механизма
подъема, ремонта металлоконструкций с заменой рас четных элементов или узлов. После замены грузовых, стреловых и других канатов, а также в случае их перепасовки проверяется крепление концов канатов и про изводится их обтяжка рабочим грузом.
Техническое освидетельствование устанавливает, на ходится ли кран в исправном состоянии, обеспечивающем
его безопасную эксплуатацию, и правильно ли ведется
обслуживание крана.
При полном техническом освидетельствовании про изводится осмотр крана, статическое и динамическое испытание. При частичном освидетельствовании испы
тание крана грузом не производится. Освидетельствова ние кранов проводится инженерно-техническими работ никами, осуществляющими надзор за кранами, при участии лица, ответственного за их исправное состояние.
При осмотре крана проверяются в рабочем состоянии все механизмы и оборудование, приборы безопасности, тормоза и аппараты управления. Особенно тщательно осматриваются металлоконструкции крана и сварные соединения на отсутствие трещин, деформаций; крепле
ние кабин, лестниц, площадок и ограждений; крюк и детали его подвески; крепление канатов, состояние бло
62
ков, осей и деталей их крепления. Проверяется также состояние заземления электрического крана, соответствие
веса, противовеса и балласта, состояние путей башенных кранов.
После устранения всех неисправностей кран можно подвергать испытанию грузом.
Статическое испытание крана производится нагруз
кой, на 25% превышающей грузоподъемность, при этом
проверяется прочность всех элементов и устойчивость стреловых кранов. Статическое испытание стрелового крана нужно производить в положении стрелы, соответ ствующем наибольшей грузоподъемности, т. е. при ми
нимальном вылете стрелы.
Устанавливать стрелу при испытании следует в по ложение наименьшей устойчивости; груз поднимается на высоту 100—200 мм.
Динамическое испытание крана производится на грузкой, на 10% превышающей грузоподъемность. Это испытание можно выполнять рабочим грузом путем поднятия и опускания последнего на небольшую высоту. Одновременно проверяется действие всех механизмов, а действие ограничителя высоты подъема проверяется крюковой обоймой без груза.
После испытания кран повторно осматривают с тем,
чтобы убедиться в исправности металлоконструкций крана, узлов и механизмов, выдержавших повышенные нагрузки. Результаты освидетельствования заносятся в паспорт крана за подписью лица, проводившего осви детельствование.
ОБСЛУЖИВАНИЕ КРАНОВ
Непрерывный рост объемов строительных ра
бот, сложность возводимых объектов требует повышения уровня механизации строительно-монтажных работ, со вершенствования управления грузоподъемными кранами в процессе их эксплуатации. От этого зависит не только
повышение производительности, но и безопасности труда. Практика показывает, что одним из главных требо ваний по обеспечению безопасности при эксплуатации кранов является обученность п высокая квалификация рабочих, знание и соблюдение инженерно-техническими
63
работниками строек правил, норм и инструкций по ор ганизации безопасной эксплуатации кранов.
Действующими правилами и положениями определен порядок обучения, аттестации, инструктажа и допуска к самостоятельной работе рабочих по управлению и об
служиванию кранов. Главными лицами по обслужива нию и управлению кранами являются крановщики (ма шинисты), к которым в первую очередь предъявляются высокие требования.
Крановщики современных башенных, гусеничных и пневмоколесных кранов работают в условиях постоян ного напряжения. Большие усилия, необходимые для переключения рычагов управления, вибрация рабочего места, постоянный шум от работающих двигателей и механизмов, особенно двигателей внутреннего сгорания, вызывают у крановщиков повышенное утомление и сни жают точность работы1.
Это подтверждается случаями травмирования рабо чих по вине крановщиков. Так, например, в 1972 году на стройках Белоруссии имели место два случая, когда по вине крановщиков башенных кранов при перемещении свободно висящих на крюке грузозахватных приспособ
лений над строящимся зданием были сбиты рабочие,
находившиеся на зданиях. В обоих случаях крановщики объясняли, что они не заметили рабочих и им казалось, что крюковая обойма поднята достаточно высоко.
По данным института сельскохозяйственного произ
водства и техники им. Макса Планка (ГДР), при работе на грузоподъемных машинах физическая нагрузка на человека снижается, но общая нагрузка, оцениваемая по затратам не только физической, но и нервной энергии,
во многих случаях достигает порядка 1000 кДж ч12. По санитарным нормам работы с такими затратами энергии относятся к тяжелым. Поэтому крановщики и их по мощники перед назначением на работу проходят меди цинское освидетельствование для определения соответ
ствия их |
физического состояния выполняемой работе. |
|||
Сложную, |
ответственную и подчас |
опасную |
работу |
|
1 См.: |
А. В. |
Виноградов. Условия |
труда на |
башенных |
кранах. Μ., |
«Механизация строительства», 1969, № 8. |
|
||
2 См.: |
К. X и ч к е. Эргономические проблемы при разработке |
требований на конструирование строительных машин. Μ., «Механи зация строительства», 1970, № 2.
64
выполняют монтажники-такелажники, стропальщики и зацепщики. Строповка и расстроповка грузов, переме щаемых кранами, требует специальных знаний и опре деленных навыков в работе. И хотя удельный вес опе раций строповки и освобождения строп в общем коли честве погрузочно-разгрузочных и монтажных работ незначительный, небрежность их выполнения недопу стима.
К такелажникам-верхолазам, выполняющим работы на высоте, предъявляются повышенные требования. Вер
холазными считаются работы, выполняемые на высоте
более 5 м от поверхности грунта, перекрытия или настила с временных монтажных приспособлений или непосред ственно с элементов конструкций, оборудования, машин и механизмов. Такелажники-верхолазы подлежат также
медицинскому осмотру в сроки, установленные Мини стерством здравоохранения СССР.
Если зона, обслуживаемая стреловым краном, пол ностью не обозревается из кабины крановщика и в случае отсутствия между крановщиком и стропальщиком радио или телефонной связи, назначается сигнальщик.
Для обслуживания и ремонта кранов выделяются слесари и электромонтеры.
Подготовка и аттестация крановщиков, машинистов, их помощников, стропальщиков, слесарей и электромон теров должна производиться в профессионально-техни
ческих учебных заведениях, а также на курсах и в
технических школах, создаваемых на стройках и пред приятиях, располагающих условиями для качественного теоретического и практического обучения. Обучение должно вестись по программам, утвержденным Госу дарственным комитетом Совета Министров СССР по профтехобразованию или министерствами и ведомства ми. При аттестации крановщиков, машинистов и их помощников обязательно участие инспектора котлонад зора.
Всем лицам, выдержавшим экзамен, выдаются удо
стоверения за подписью председателя комиссии, а кра новщикам, машинистам и их помощникам — за подписью председателя комиссии и инспектора. Удостоверение крановщика и стропальщика должно иметь фотокарточку и всегда находиться у рабочего.
Придавая большое значение качеству обучения, при
3 Зак. 858 |
65 |
обретению рабочими прочных знаний для обеспечения безопасного производства работ, ВЦСПС и Госкомитет Совета Министров СССР по профтехобразованию запре тили индивидуально-бригадную подготовку крановщиков и стропальщиков.
Рабочие, обученные по профессиям, квалификацион ной характеристикой которых предусмотрено выполнение работ по строповке грузов (такелажники, монтажники и т. п.), могут допускаться для работы в качестве стро пальщиков без дополнительного обучения.
Допуск к самостоятельной работе персонала, обслу живающего краны, оформляется приказом по предприя тию после выдачи на руки производственных инструкций,
определяющих их права, обязанности и порядок без опасного производства работ. Без соблюдения этих тре бований рабочие к обслуживанию грузоподъемных машин не допускаются.
Кроме того, крановщики и стропальщики, обслужи вающие электрические краны, должны иметь квалифи кационную группу по электробезопасности. Все кранов щики электрических кранов должны иметь квалифи кационную группу не ниже II. Если же крановщики
выполняют самостоятельную работу по эксплуатации электрооборудования, то они должны иметь квалифика ционную группу не ниже III. К обслуживанию и ремонту электрооборудования кранов крановщики допускаются лишь с разрешения главного энергетика строительной организации в порядке, установленном Правилами тех нической эксплуатации электроустановок потребителей.
Стропальщики, обслуживающие электрические грузо подъемные машины, должны иметь элементарные понятия об опасности электрического тока, знать и уметь при менять правила оказания первой помощи пострадавшему от электрического тока. Им присваивается квалифика ционная группа I, кроме того, с ними проводится ин
структаж по электробезопасности непосредственно на рабочем месте (с росписью в журнале).
Допущенные к обслуживанию кранов рабочие должны вести тщательное наблюдение за порученным оборудо ванием, т. е. производить осмотр, ремонт и проверку действия всех механизмов, поддерживать оборудование в исправном состоянии. Так, крановщики перед началом работы обязаны производить осмотр кранов, а резуль-
66