Файл: Печенюк, И. Л. Ритмы АСУ автоматизация управления производством.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
строение людей, работающих там, внизу, в цехе,— словно
инастроение передается через счетчики.
Влюбой момент оператор знает, насколько выдержи вается ритмичность, равномерность рабочего процесса на каждом участке. Нина даже пыталась предсказывать, как пойдет дело на том или ином участке в следующий час. Пожалуй, верно говорил Владимир Викторович Бриль: здесь, в диспетчерской, определяется, «прощупывается» пульс цеха.
Впрочем, установить этот пульс удалось лишь недавно,
стого дня, когда решено было снимать показания счет чиков каждый час в течение смены. Табуляграммы, ко торые поступают из информационно-вычислительного центра лишь наутро, не устраивают руководителей цеха. Уж коль система датчиков позволяет получать данные о выпуске продукции в любое время дня, то руководство хочет иметь их регулярно, каждый час. Тем более, что оператору собрать эти данные проще простого: пять ми нут — и сводка на столе начальника цеха.
Да, часовые показания нужны. Часовой график слов но «просвечивает» весь ход работы. Действительно, если регулярно, час за часом получаешь четкие данные о том, сколько и где сделано продукции,— тогда ясней вырисо вывается общая обстановка, наглядно видны «узкие» места производства, требующие срочного вмешательства. Уж тогда не забудешь про партию заготовок токарям, вовремя отправишь на сборку ящик иголок. Да и шли фовальный участок на виду...
Из соседней комнаты донесся стук пишущей машин ки. Она трещала яростно, захлебываясь, как будто не успевала принять, перевести на бумагу наплыв посту пающих сведений.
Нина подошла к машинке. Мелькали на бумаге чер ные спицы, стремительно перебегала каретка. Из аппара та, извиваясь, выползало длинное бумажное полотнище.
51
Нина наклонилась, разглядывая печатные строчки, потом оторвала одну полосу, другую... На бумаге — ровные ли нии цифр. Вот она, сводка. Выпуск продукции за час и с начала смены, простои станков, брак. Самые необхо димые данные.
График и вправду помогает более вдумчиво управлять цехом, распределять материальные ресурсы, людей. Осо бенно когда дело касается трудных участков...
Нина усмехнулась про себя. Нет, спокойной жизни здесь не будет... С этим графиком все больше и больше забот. И ее, Нину, он заставляет тревожиться, пережи вать вместе со всеми...
Подписав сводки, Нина понесла их начальнику цеха. Еще у входа в его кабинет услышала громкие голоса, доносящиеся из-за двери. Голоса прорывались сквозь треск пишущей машинки — секретарь Оля Фролова со средоточенно печатала, не отрывая взгляда от бумаг.
Когда Нина вошла, она сразу же поняла, о чем шел разговор. «Снова часовой график... Всех он волнует...» За длинным столом сидели мастера, инженеры. Гово рил Владимир Васильевич Комолов. Руки его то и дело взлетали над столом. Руководитель производства — пер
вый защитник идеи часового графика.
— Сколько раз бывало — вся смена идет, казалось бы, нормально. А в конце дня, глядишь, нет плана, недобрали пять-семь тысяч колец.— Владимир Васильевич взял в руку пачку листков, положил на стол, снова взял. Его эта проблема, видимо, очень беспокоила — ведь он непосред ственно отвечал за ход производства.— По этим свод кам,— он поднял руку, потряс бланками,— видно, сколько идет продукции в течение всего дня, час за часом виден ход работы. Не спорю — сейчас, с новой системой, учет налажен неплохо. Вы скажете: хороший учет — порядок в хозяйстве. Но в том-то и дело, что. порядка-то насто ящего пока нет.— Владимир Васильевич хлопнул по
52
столу пачкой бумажек, словно подчеркивал важность своего вывода. Яркие рыбки в зеленом аквариуме испу ганно бросились в стороны, заколыхалась ряска на по верхности. Владимир Васильевич собрал, сложил листоч ки. Посмотрел на Нину.
—Вот и Нина скажет...
Все обернулись к ней.
Нина почувствовала, как краснеет.
—Да, конечно...— Она положила на стол сводки, ко торые все еще держала в руках, и быстро вышла из ка бинета, плотно прикрыв за собой дверь. «Могла бы ска зать и больше... Прав Владимир Васильевич...»— корила она себя за стеснительность.
Все так же быстро, не поднимая головы, отстукивала на машинке Оля.
Нина подошла к ее столу.
—■ Что они так расшумелись сегодня?
—Совещание по НОТ.— Оля не переставала печа
тать.
Нина посмотрела на расчерченный белый лист, ви сящий сбоку на стене: «Порядок проведения производ
ственных совещаний».
—Среда,— прочла она,— девять тридцать: день ка чества или день НОТ. Состояние производства. А почему опять разговор о часовом графике?— Вопрос она задала скорей себе, чем Оле.
—Наверное, не все ладно с твоими графиками.— Оля перестала печатать, откинулась на стуле, засмея лась.— Брось переживать. Пойдем-ка лучше вечером в кино, здесь, в клубе...
...А за дверью кабинета шел громкий разговор. Пого
ворить было о чем.
Какую роль призван сыграть часовой график? Еще одна сводка для руководителей цеха? Чтобы дать указа ния, принять какие-то срочные меры? И только?
53
— И начальство тоже бывает бессильно, хоть и во оружено точной табулей — это нам всем хорошо извест но.— Главный инженер цеха Борис Иванович Якимов говорил спокойно, уверенно, словно взвешивая каждое слово.— Теперь пришел на помощь часовой график. Он стал как бы дополнением — очень нужным и полезным — к действующей АСУ . Без нее в нашем автоматическом це хе решать проблемы развития производства невозмож но — это теперь понимают все.
На сегодняшнем совещании главный инженер Яки мов — ответственный и, конечно же, хорошо продумал, что надо сказать.
— Восемь лет кряду, с первого дня своего существо вания, наш цех не выполнял план. Зарплата возрастала быстрей, чем производительность труда,— и это счита лось в порядке вещей. Не блестящи были и другие пока затели. Сейчас, с введением новой системы управления, цех ожил. Мы впервые сделали годовой план и, что очень важно, начали работать ритмично.
Когда говорил Борис Иванович, всегда казалось, буд то фразы свои он складывает заранее, отбрасывая, от сеивая лишние, малозначительные слова. В его сужде ниях и в самой манере говорить была определенная за конченность, некоторая даже категоричность.
—Да, А СУ делает наш автоматический цех еще более автоматическим. Однако система не вмешивается в ра бочий процесс. Она подает сигналы, посылает информа цию, и на сегодня нам этого вполне достаточно. Сама она не регулирует ход производства. Эта функция пока, вре менно, как я считаю, оставлена людям, нам с ва'ми.
Борис Иванович помолчал немного. Выводы, которые он делал, бывали неожиданны, но всегда последователь ны. Он обвел всех взглядом и произнес твердо, с на жимом:
—Вот почему наше участие в работе цеха, в управле
54
нии производственным процессом надо сделать более действенным. Часовой график предоставляет для этого большие возможности. Особенно мастерам.
Он остановился. Все молчали. Казалось, будто Борис Иванович недоговорил, остались за ним какие-то послед ние слова.
Начальник цеха постучал карандашом по столу.
—Высказывайтесь, прошу. Какие у кого конкретные предложения?
Сразу загудели, заговорили. Конечно, все это пра вильно... Есть над чем подумать... Но не так все просто...
Начальник цеха подождал минуту-другую, снова по стучал карандашом.
—Стоит вопрос о том, как лучше, эффективней ис пользовать часовой график. Найти ему применение в рамках всего цеха...— Он примолк, подождал.—Часовой график стал сегодня частью автоматизированной систе мы управления. Собственно, сама система вызвала к жиз
ни этот график, он появился благодаря быстрому и точному счету. Но чтобы график сыграл свою роль, надо сделать его достоянием всех. Нужна гласность. Почасовой график необходимо направить в цех, чтоб каждый мог видеть, сравнить часовые показатели, отражающие работу участ ка, с плановыми, и тем самым контролировать самого се бя. Тогда рабочий сможет правильнее распределять свои силы, время, лучше использовать оборудование. Каждый почувствует больше ответственности за дела всей линии, за свою выработку и будет активнее влиять на положение дел участка, да и всего цеха. Почасовой график — звено А СУ , и к нему надо шире привлекать людей, через него прививать вкус к управлению производством.
Владимир Викторович выжидательно оглядел сидя щих за столом.
Мастера пожимают плечами. Управление? Не отходя от станка? Как это будет выглядеть- в натуре?
55
—Заставишь пацанов-наладчиков думать за весь цех, как же,— ворчит мастер Тихонов.
—Начать с одного участка, с нашего хотя бы.— Это говорит старший .мастер Вячеслав Старков.— Попробо вать ввести часовой график для шлифовальщиков, рас пределить им плановую работу по часам.— Старков не совсем еще ясно представлял себе, как этот график мож но приложить к напряженному, неровному ритму шлифо вального участка. Но он чувствовал, что эта строгая почасовая сетка подойдет его «шлифовке» больше, чем ка кому-либо другому участку. Зарядить бы ее новой дейст венной, динамичной силой.
—А что ж, завести для шлифовки лишних несколько бланков — и дело сделано.— Тихонов повернулся к Сер гею Левкину.— Глядишь, бумажка и поможет...
Но Левкин не поддержал шутки, —• Нет, без смеха, Вячеслав, пожалуй, прав — сетка
такая нам подойдет. Всегда виден ход работы...
Комолов резко поднялся со стула.
—Что толку в лишней бумажке? Старшие мастера
могут и сейчас получить сведения на каждый час. Важно подключить наладчиков, ремонтников...
—■ Объявлять всем по радио — и дело с концом.—
УТихонова, видимо, был целый запас предложений.
—Радио кто-то услышит, а кто-то и нет.— Комолов поднял руку.— Предлагаю выставить на участках доски и на них каждый час выписывать результаты работы.
—Опять доски?..
—Без раскачки бы только...
Комолова решительно поддержал начальник цеха.
— Правильно предлагает Владимир Васильевич — вывесить доски для общего обозрения. Через каждый час в цех приходит оператор и отмечает количество деталей, сделанных участком. На доску — для ясности — нанесены и плановые показатели, сколько продукции должно быть
56
выпущено на этот час. Тут же — плюс или минус: сдела но больше или меньше. И каждый видит положение сво его участка, может сравнить, прикинуть. Эти цифры бу дут подстегивать неповоротливых, упрекать нерадивых, они помогут выровнять пульс цеха. А начать, и вправду, можно с шлифовального участка.
Так и решили.
ЭКОНОМЬТЕ ПАМЯТЬ
Огромный светлый зал встретил Комолова мягким гу лом машин. «Как цех»,— подумал он. Среди невысоких шкафчиков неторопливо расхаживали люди в белых ха латах. В глубине зала, у стены, чернели коробки прибо ров, за стеклом стремительно разматывалась широкая магнитная лента. Подмигивала многозначными светящи мися цифрами доска пульта управления.
Заходя сюда, в информационно-вычислительный центр, Комолов всегда испытывал некоторую растерянность пе ред загадочными и такими неброскими внешне машинами. А чувство это вроде бы не должно быть ему свойственно: за последние два-три года он насмотрелся на электрон ные приборы, устанавливая, отлаживая их во втором автоматическом цехе. Тем не менее всякий раз он не доумевал: «Удается как-то этим простеньким ферритовым кристалликам запоминать, считать, перебирать цифры!»
Работала электронная вычислительная машина «Минск-23». Ее размеренный электронный ритм носил в себе глубокий смысл: он словно ужимал, концентрировал великое множество привычных, употребляемых нами каж додневно слов и понятий, переводил их в высший поря док, более ясный и четкий.
Девушка в белом халате подошла к одному из шка фов, приоткрыла стеклянное окошко и вложила — как в паз — кассету с магнитной лентой. Комолов знал: это —
57
Программа, заранее разработанная форма будущей свод ки. Как должно быть, как есть... Детальная сетка кон
трольных расчетов. |
него поползла |
|
...Телетайп |
включился внезапно. Из |
|
узкая, вся в |
проколах бумажная лента. |
Проколы — в |
строго определенном порядке. Ну да, это — код для ЭВМ , понятный ей язык. Перфорационную ленту введут в ма шину, и та просчитает, подытожит все данные, разнесет их по графам и клеточкам обширной табуляграммы.
Да, ЭВМ выдает продукцию, от которой зависит чет кость управления всем громадным предприятием, успеш ный ход заводского производства.
«Какой из этих аппаратов принимает наши цифры, передает нам сводки?»— Комолов с любопытством раз глядывал приземистые, свободно расставленные аппара ты. В один из этих хитрых шкафчиков поступают по про водам материалы из второго автоматического. Где-то здесь они перерабатываются, сопоставляются с норма тивными данными, что хранятся в машинной ферритовой «памяти», согласовываются с программой, «записанной» в этом толстом коричневом рулоне. Машина держит в «уме» нормы расхода металла на одну деталь, время изготовления, число деталей на одно изделие, стоимость изделия и многое другое.
Просчитываются здесь и данные ночной смены второго автоматического. Правда, ночью не работает И ВЦ , без действуют каналы связи, молчит диспетчерская. А вот термический участок закрыть нельзя — газовые печи го рят круглые сутки, продукция идет беспрерывно..И счи тать кольца приходится «на глазок»— поштучно или кас сетами — и только утром приплюсовывать к общей выработке, к цифрам, идущим на ИВЦ . Нет в термичке автоматических счетчиков.
А поставить их вот как необходимо! Об этом разговор идет не первый день. Так же, как и о приборах, отмеча
58