ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
библиографическими картами следующие преимущест ва:
при поиске необходимой информации экономится почти 80% времени;
после проведения информационного поиска отпадает необходимость расставлять перфокарты в определенном порядке, так как место их нахождения для предстояще го поиска не имеет значения;
перфокарте можно придать ряд признаков, по кото рым при помощи ручных вибрационных или ударно-ди намических селекторов и металлических спиц легко най ти нужную информацию.
Так, например, на выполнение поиска необходимых данных по запросу «Подвесные толкающие конвейеры грузоподъемностью 125 кг, применяемые на автомобиль ных заводах в сборочных цехах», в массиве вторичной информации, состоящем из 1500 библиографических карточек, ранее требовалось 6 часов. Применение пер фокарт позволило сократить выполнение данного про цесса до нескольких минут. Ценность избранного метода возрастает также благодаря наличию чертежей, схем и фотографий, помещаемых на оборотной стороне карт
(рис. 15).
Внедрение системы ПРИ влечет за собой не только экономию рабочего времени инженеров-информаторов, но и создает условия для направления тематических информационных потоков по заранее определенным адре сам потребителей. Сущность данной системы заключает ся в том, что она позволяет систематически и оператив но обеспечивать абонентов «счерпывающей новой ин формацией (по текущим поступлениям) по наиболее важным, актуальным вопросам в соответствии с точно сформулированными запросами абонентов.
Система ПРИ — это особый вид информационного поиска, производимого в ограниченном массиве пись-
5 В. Зеленский |
81 |
4) Г-
о 2 «с
к а. га а о д
С* юн", >>2X О. «О
« В « С
я.
ГО) ■
О со
сс
2 о
Л ЭЯ
о о
о,
Д: ¿о*
Ю[
и Йг1 |
||
|
л — |
|
я |
к —• |
|
в |
|
|
в |
о 0 |
|
Я |
о, |
. |
3» |
н |
|
|
ж о |
|
в |
05Г'- |
|
к |
сз 0 5 |
|
£Т> —< |
Он
с
2
я
в
I -
Я
я
I
к
а У-
СО
Он
X
о
о
СО
в №
« §
! Он 6
Он
о
ей
<15
я
*=с
я
*? |
|
я |
|
»& |
|
г |
Он 5Г |
о |
|
ч |
Ге 8 |
о |
|
& |
|
а* Я ь ,
3 й о О) я >е- З-е- СП
р
§ £
О
С
§
О)
РН* со«д
Р Й
я:
г'
|
Он |
|
|
о |
|
|
Я |
|
|
о. |
|
|
О |
|
|
*©- |
|
|
ж |
|
|
К |
|
|
|
щено |
я |
возвра |
|
н |
|
|
о |
|
|
СО |
|
|
к |
|
|
я |
передана |
|
ж |
||
й> |
|
|
С* |
|
|
о |
|
|
и |
|
|
о |
|
|
е |
|
|
|
СО |
О |
н |
2 |
* |
со |
||
ч |
§ |
4 |
|
о |
|
-Ф
со
сч
*я
я
8
СО
о
о
25/ХП зо /хп
|(
><
0 0
но |
|
используемой в качестве |
|
перфорацией, |
|
с двухрядной |
информации |
Содержание карты |
сителя сигнальной |
15. |
|
Рис. |
|
82
менных документов, который образуют материалы, пуб ликуемые лишь в текущей научно-технической литера туре. Кроме того, она также обеспечивает постоянную так называемую обратную связь между потребителями информации и информационным органом, что является очень важным обстоятельством в системе информацион ного обеспечения. Наличие обратной связи позволяет своевременно изменять направление поиска документов в зависимости от появления нового профиля интересов абонента.
Применяемая во Львовском ГПКБ по конвейеростроению система ИРИ в настоящее время заимствова на многими службами НТИ предприятий и организаций Министерства тяжелого, энергетического и транспортно го машиностроения СССР, а также отдельными ПКБ Бе лоруссии и западных областей Украины.
Основными слагаемыми этой системы являются:
1.Список ^абонентной сети с указанием фамилии, имени, отчества и должности абонента, тематики, ин тересующей его научно-технической информации.
2.Картотека абонентов для учета выданной им ин формации.
3.Источники информации — документы-оригиналы, подлежащие обработке информаторами отдела НТИ.
4.Рубрикатор СИФа, предназначенный для индек сирования источников, поступающих в отдел НТИ.
5.Носитель информации — перфокарта К-5-
6.Копии рефератов, выполненных на перфокарте.
7.Ксерокопии или фотокопии документов-оригина
лов.
Отличительным элементом системы ИРИ в ГПКБ по конвейеростроению явилась разработка собственного рубрикатора СИФа, содержащего перечень основных
разделов выполняемой и предполагаемой тематики раз работок с дальнейшим их делением на подразделы
6 * |
83 |
*3 3- 3
V©а
к.
I
2
5 X 0>
о
о.
(-
о
О
»X
О
еа
х
о
X
о
с
из
X
с
с«
■е 2
и
о.
о
н
л
а:
х
о.
о
>»
Си
|
техноло гия и про |
изводство |
|
элементы |
и узлы |
|
эксплуа тация |
|
|
констру ирование и проек тирование |
|
|
исследова ния и рас четы |
|
СО >1 |
|
|
ч £г |
|
|
& о |
|
|
СП*таБ |
|
|
<ЯX |
|
|
а |
к |
|
о |
^а |
|
I*
Xо
Т 05 |
621 .867 . |
157.002 |
Г 05 |
621 .867 . |
17.002 |
К 05 |
621 .8 6 7 . |
002 |
П 05 |
627 .86 . |
06 .002 |
М. 05 |
6 2 5 54. |
0 02 |
А 05 |
62 — 52 . |
0 02 |
Т 04 |
621 .867 . |
157.004.1 |
Г 04 |
621 .867 . |
772 .4 |
К 04 |
621.867. |
772.4 |
П 04 |
621 .86 .06 |
772.4 |
М 04 |
625.54 |
772.4 |
А 04 |
6 2 — 52. |
7 72 .4 |
Ю З |
621 .867. |
157.004.1 |
Г 03 |
621 .867. |
17.004.1 |
КОЗ |
621 .867. |
004.1 |
П О З |
621 .86 .06 . |
004.1 |
М 03 |
625 .54 |
004.1 |
А 03 |
62 — 52 |
004.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
, |
02Т |
.867621 . |
2 |
02Г |
.867621 . |
.00117 .2 |
02К |
.867621 . |
.2001 |
02П |
.86621. |
.00106 .2 |
02М |
.54626. |
.2001 |
< |
С О © |
|
.001157 . |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сч |
Ю го |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
1 |
- г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
м |
о |
|
|
157.001.24 |
|
|
|
|
! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т 01 |
621.867. |
Г 0 1 |
621.867. |
17.001.24 |
К 01 |
621 .867. |
001.24 |
П 0 1 |
621.86.06. |
001 .24 |
М 0 1 |
625.54 |
001,24 |
А 01 |
62— 52. |
001 .24 |
|
|
Г' |
|
со |
|
Г— |
СО |
СО |
о |
|
СО |
со |
||
|
СО |
оо |
00 |
0 0 |
|
~ г-. |
|
|
-, сгч |
, |
сч ю |
г сч |
А СО |
|
Н |
со — |
и- со |
< СО |
я |
х |
|
|
|
со |
сз |
о. |
•V |
>я |
|
о |
ас |
а> |
|
н |
||
н |
*я |
|
3 |
й |
п |
со |
|
о |
аз |
||
о |
о |
1 е |
О |
^ |
|
о> © |
X |
0 |
|
||
3 |
X |
|
а |
О. |
|
|
|
Ч |
С |
аз |
|
X |
|
|
а> о |
В5 |
|
а> <и |
|
о |
«о |
||
о |
|
|
О- X |
аё |
|
к |
|
0) ^ |
о |
н |
|
а |
|
|
х |
си |
|
о |
|
|
|
|
О.*- |
С |
|
с |
£ |
|
О |
84
(табл. 15). Необходимость его разработки была вызвана тем, что применяемая в СССР Универсальная десятич ная классификация (УДК) является библиотечно-биб лиографической и лишь укрупненно охватывает все от расли знаний.
Использование ее в качестве рубрикатора СИФа це лесообразно в отраслевых, межотраслевых СИФах и в СИФах НИИ и ПКБ с многоаспектной тематикой. В ус ловиях же узкоспециализированной тематики ПКБ, где необходима более детальная классификация, примене ние УДК создает определенные трудности из-за слож ности и многозначности ее цифровых шифров, а также отсутствия отдельных разделов, что не позволяет спе циалистам в полной мере пользоваться информацией.
Применение собственного рубрикатора СИФа позво лило в простой и удобной для запоминания форме заиндексировать все разделы и подразделы тематики ГПКБ по конвейеростроению и перейти на новую форму отбора и хранения научно-технической информации в так называемых тематических досье, внедрение которых дало возможность в исключительно короткий срок вы давать из наиболее полного массива новейшую научнотехническую информацию по любому интересующему разработчиков вопросу.
Если до-внедрения данной формы отбора и хранения материалов НТИ при выдаче, скажем, 20 наименований источников информации по интересующему специалис тов разделу требовалось около одного часа рабочего времени, то с ее внедрением поиск и выдача первоисточ ников и рефератов на них отнимает не более 20—30 сек.
В тематических досье накапливается первичная ин формация по узкой тематике для решения локальных задач определенных групп специалистов. Фонд каждого досье является документальным и состоит из оригина лов и копий. Потребитель получает постоянно попол
83
няющуюся подборку первичных информационных мате риалов, несущих недублированную непереизданную, не устаревшую информацию.
Такая система хранения информационных материа лов позволяет при пополнении досье новыми докумен тами производить их анализ, сравнение с уже имею щимися и, при необходимости, исключать из фонда устаревшие, потерявшие актуальность. Следовательно, проблема чистки фонда решается одновременно с его комплектованием.
В результате эффективной эксплуатации системы ИРИ в ГПК.Б по конвейеростроению сложился комплекс работ, направленных на выполнение основной задачи ОНТИ, выработалась методика научной организации ин формационного обеспечения специалистов, в основу ко торой положен годовой план работы подразделения и месячные планы инженеров-информаторов. Отобранная научно-техническая информация проходит соответствую щую обработку, сосредотачивается в местах хранения и по установившимся каналам доводится до работников ПКБ.
Внедрение системы ИРИ с включением в нее темати ческих досье позволило только за 1970 г. в ГПКБ по конвейеростроению получить значительный -экономичес кий эффект.
Неотъемлемой и составной частью НТИ следует счи тать патентную информацию, имеющую свои некоторые особенности, отличающие ее от других видов техничес кой литературы и информационных материалов. Патент ные описания (описания изобретений) являются самым оперативным источником научно-технической информа ции, располагающим наиболее полными данными, отра жающими современный уровень развития техники и на несколько лет опережающим все другие виды сведений о новых конструкциях. Использование их позволяет ус
86
тановить истинное современное состояние любой отрас ли техники и определить перспективы ее развития на ближайшие годы. Патентные материалы также содер жат в себе сведения об изобретениях, еще не получивших практического применения, что создает благоприятные предпосылки для включения в разработки уже готовых частных технических решений.
Время и труд, затраченные на изобретение уже изо бретенного, а также на оформление заявок на предпо лагаемые изобретения, дорого обходятся нашему госу дарству. Большие убытки (по этой статье несут и капи талистические страны. В США и Англии считают, что ежегодно от 10 до 20% научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок можно было бы не делать, если бы имелись данные о их выполнении. Поэтому лишь от дублирования известных технических решений в 1966 г. эти страны потеряли соответственно 1,2 млрд, долларов и 12 млн. фунтов стерлингов.
В то же время опыт работы наших лучших ПК.Б сви детельствует о том, что можно избежать дублирования уже известных технических решений и проведения тео ретических и проектно-конструкторских разработок на уровне современных требований, а также широко ис пользовать изобретения при создании новой техники. Этого можно добиться лишь в том случае, когда каж дую разработку начинать с поиска, анализа и обобще ния не только материалов научно-технической, но и па тентной информации, которой в настоящее время в мире насчитывается около 15 млн. документов (описаний к патентам и авторских свидетельств).
Необходимость изучения патентного фонда в период предпроектного информационного исследования очевид на. Она доказана практикой многих ПКБ, в частности, Львовского ГПКБ по конвейеростроению, специализи рующегося на разработках новых отечественных автома
87
тических систем подвесного транспорта — толкающих конвейеров, самоходных тележек и пр.
Опыт использования патентной информации позво лил выработать определенные рекомендации по выбору оптимального варианта машины, который следует осу ществлять в четыре этапа.
На первом этапе конструкторы, занимающиеся раз работкой новой техники, совместно со специалистамипатентоведами определяют масштабы работы (сроки давности патентов, их классы, перечень фирм, произво дящих идентичное оборудование).
На втором этапе осуществляется непосредственное изучение патентных фондов ПКБ и Всесоюзной патент но-технической библиотеки (ВПТБ).
Третий этап включает решение организационных воп росов: открытие заказов на изготовление ксерокопий па тентных описаний на предприятии «патент», их обработ
ку, выполнение .переводов |
(полных, частичных или ре |
феративных). |
' , |
Составление отчета о |
проведенных исследованиях и |
выработка рекомендаций по выбору наиболее оптималь ных конструктивных решений выполняются на четвер
том этапе.
Таким образом, предпроектные исследования вклю чают следующие работы: выдачу заданий на патентный поиск инженеру-патентоведу и ведущему конструктору, составление плана патентного поиска, акта об изучении патентных фондов с указанием отобранных описаний карт технического уровня и выводов по изучению па тентных материалов.
• Заключительным этапом деятельности специалистовпатентоведов признано считать выдачу патентного фор муляра, свидетельствующего о патентной чистоте разра ботки, что практически означает выход ее за грань ра нее известного в технике.
88