Файл: Зеленский, В. А. НОТ в проектных организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

библиографическими картами следующие преимущест­ ва:

при поиске необходимой информации экономится почти 80% времени;

после проведения информационного поиска отпадает необходимость расставлять перфокарты в определенном порядке, так как место их нахождения для предстояще­ го поиска не имеет значения;

перфокарте можно придать ряд признаков, по кото­ рым при помощи ручных вибрационных или ударно-ди­ намических селекторов и металлических спиц легко най­ ти нужную информацию.

Так, например, на выполнение поиска необходимых данных по запросу «Подвесные толкающие конвейеры грузоподъемностью 125 кг, применяемые на автомобиль­ ных заводах в сборочных цехах», в массиве вторичной информации, состоящем из 1500 библиографических карточек, ранее требовалось 6 часов. Применение пер­ фокарт позволило сократить выполнение данного про­ цесса до нескольких минут. Ценность избранного метода возрастает также благодаря наличию чертежей, схем и фотографий, помещаемых на оборотной стороне карт

(рис. 15).

Внедрение системы ПРИ влечет за собой не только экономию рабочего времени инженеров-информаторов, но и создает условия для направления тематических информационных потоков по заранее определенным адре­ сам потребителей. Сущность данной системы заключает­ ся в том, что она позволяет систематически и оператив­ но обеспечивать абонентов «счерпывающей новой ин­ формацией (по текущим поступлениям) по наиболее важным, актуальным вопросам в соответствии с точно сформулированными запросами абонентов.

Система ПРИ — это особый вид информационного поиска, производимого в ограниченном массиве пись-

5 В. Зеленский

81

4) Г-

о 2 «с

к а. га а о д

С* юн", >>2X О. «О

« В « С

я.

ГО) ■

О со

сс

2 о

Л ЭЯ

о о

о,

Д: ¿о*

Ю[

и Йг1

 

л —

я

к —•

в

 

в

о 0

Я

о,

.

н

 

ж о

 

в

05Г'-

к

сз 0 5

£Т> —<

Он

с

2

я

в

I -

Я

я

I

к

а У-

СО

Он

X

о

о

СО

в №

« §

! Он 6

Он

о

ей

<15

я

*=с

я

*?

 

я

 

»&

 

г

Он 5Г

о

ч

Ге 8

о

 

&

 

а* Я ь ,

3 й о О) я >е- З-е- СП

р

§ £

О

С

§

О)

РН* со«д

Р Й

я:

г'

 

Он

 

 

о

 

 

Я

 

 

о.

 

 

О

 

 

*©-

 

 

ж

 

 

К

 

 

­

щено

я

возвра

н

 

 

о

 

 

СО

 

 

к

 

 

я

передана

ж

й>

 

 

С*

 

 

о

 

 

и

 

 

о

 

 

е

 

 

 

СО

О

н

2

*

со

ч

§

4

 

о

 

со

сч

я

8

СО

о

о

25/ХП зо /хп

|(

><

0 0

но­

 

используемой в качестве

 

перфорацией,

 

с двухрядной

информации

Содержание карты

сителя сигнальной

15.

 

Рис.

 

82


менных документов, который образуют материалы, пуб­ ликуемые лишь в текущей научно-технической литера­ туре. Кроме того, она также обеспечивает постоянную так называемую обратную связь между потребителями информации и информационным органом, что является очень важным обстоятельством в системе информацион­ ного обеспечения. Наличие обратной связи позволяет своевременно изменять направление поиска документов в зависимости от появления нового профиля интересов абонента.

Применяемая во Львовском ГПКБ по конвейеростроению система ИРИ в настоящее время заимствова­ на многими службами НТИ предприятий и организаций Министерства тяжелого, энергетического и транспортно­ го машиностроения СССР, а также отдельными ПКБ Бе­ лоруссии и западных областей Украины.

Основными слагаемыми этой системы являются:

1.Список ^абонентной сети с указанием фамилии, имени, отчества и должности абонента, тематики, ин­ тересующей его научно-технической информации.

2.Картотека абонентов для учета выданной им ин­ формации.

3.Источники информации — документы-оригиналы, подлежащие обработке информаторами отдела НТИ.

4.Рубрикатор СИФа, предназначенный для индек­ сирования источников, поступающих в отдел НТИ.

5.Носитель информации — перфокарта К-5-

6.Копии рефератов, выполненных на перфокарте.

7.Ксерокопии или фотокопии документов-оригина­

лов.

Отличительным элементом системы ИРИ в ГПКБ по конвейеростроению явилась разработка собственного рубрикатора СИФа, содержащего перечень основных

разделов выполняемой и предполагаемой тематики раз­ работок с дальнейшим их делением на подразделы

6 *

83

*3 3- 3

а

к.

I

2

5 X 0>

о

о.

(-

о

О

»X

О

еа

х

о

X

о

с

из

X

с

с«

■е 2

и

о.

о

н

л

а:

х

о.

о

Си

 

техноло­ гия и про­

изводство

 

элементы

и узлы

 

эксплуа­ тация

 

констру­ ирование и проек­ тирование

 

исследова­ ния и рас­ четы

СО >1

 

ч £г

 

& о

 

СП*таБ

 

X

 

а

к

 

о

^а

 

I*

Xо

Т 05

621 .867 .

157.002

Г 05

621 .867 .

17.002

К 05

621 .8 6 7 .

002

П 05

627 .86 .

06 .002

М. 05

6 2 5 54.

0 02

А 05

62 — 52 .

0 02

Т 04

621 .867 .

157.004.1

Г 04

621 .867 .

772 .4

К 04

621.867.

772.4

П 04

621 .86 .06

772.4

М 04

625.54

772.4

А 04

6 2 — 52.

7 72 .4

Ю З

621 .867.

157.004.1

Г 03

621 .867.

17.004.1

КОЗ

621 .867.

004.1

П О З

621 .86 .06 .

004.1

М 03

625 .54

004.1

А 03

62 — 52

004.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

02Т

.867621 .

2

02Г

.867621 .

.00117 .2

02К

.867621 .

.2001

02П

.86621.

.00106 .2

02М

.54626.

.2001

<

С О ©

.001157 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сч

Ю го

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

|

^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

1

- г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

м

о

 

 

157.001.24

 

 

 

 

!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т 01

621.867.

Г 0 1

621.867.

17.001.24

К 01

621 .867.

001.24

П 0 1

621.86.06.

001 .24

М 0 1

625.54

001,24

А 01

62— 52.

001 .24

 

 

Г'

 

со

 

Г—

СО

СО

о

 

СО

со

 

СО

оо

00

0 0

 

~ г-.

 

 

-, сгч

,

сч ю

г сч

А СО

Н

со —

и- со

< СО

я

х

 

 

 

со

сз

о.

•V

 

о

ас

а>

 

н

н

 

3

й

п

со

 

о

аз

о

о

1 е

О

^

о> ©

X

0

 

3

X

 

а

О.

 

 

 

Ч

С

аз

X

 

 

а> о

В5

а>

 

о

«о

о

 

 

О- X

аё

к

 

0) ^

о

н

а

 

 

х

си

 

о

 

 

 

 

О.*-

С

 

с

£

 

О

84


(табл. 15). Необходимость его разработки была вызвана тем, что применяемая в СССР Универсальная десятич­ ная классификация (УДК) является библиотечно-биб­ лиографической и лишь укрупненно охватывает все от­ расли знаний.

Использование ее в качестве рубрикатора СИФа це­ лесообразно в отраслевых, межотраслевых СИФах и в СИФах НИИ и ПКБ с многоаспектной тематикой. В ус­ ловиях же узкоспециализированной тематики ПКБ, где необходима более детальная классификация, примене­ ние УДК создает определенные трудности из-за слож­ ности и многозначности ее цифровых шифров, а также отсутствия отдельных разделов, что не позволяет спе­ циалистам в полной мере пользоваться информацией.

Применение собственного рубрикатора СИФа позво­ лило в простой и удобной для запоминания форме заиндексировать все разделы и подразделы тематики ГПКБ по конвейеростроению и перейти на новую форму отбора и хранения научно-технической информации в так называемых тематических досье, внедрение которых дало возможность в исключительно короткий срок вы­ давать из наиболее полного массива новейшую научнотехническую информацию по любому интересующему разработчиков вопросу.

Если до-внедрения данной формы отбора и хранения материалов НТИ при выдаче, скажем, 20 наименований источников информации по интересующему специалис­ тов разделу требовалось около одного часа рабочего времени, то с ее внедрением поиск и выдача первоисточ­ ников и рефератов на них отнимает не более 20—30 сек.

В тематических досье накапливается первичная ин­ формация по узкой тематике для решения локальных задач определенных групп специалистов. Фонд каждого досье является документальным и состоит из оригина­ лов и копий. Потребитель получает постоянно попол­

83

няющуюся подборку первичных информационных мате­ риалов, несущих недублированную непереизданную, не­ устаревшую информацию.

Такая система хранения информационных материа­ лов позволяет при пополнении досье новыми докумен­ тами производить их анализ, сравнение с уже имею­ щимися и, при необходимости, исключать из фонда устаревшие, потерявшие актуальность. Следовательно, проблема чистки фонда решается одновременно с его комплектованием.

В результате эффективной эксплуатации системы ИРИ в ГПК.Б по конвейеростроению сложился комплекс работ, направленных на выполнение основной задачи ОНТИ, выработалась методика научной организации ин­ формационного обеспечения специалистов, в основу ко­ торой положен годовой план работы подразделения и месячные планы инженеров-информаторов. Отобранная научно-техническая информация проходит соответствую­ щую обработку, сосредотачивается в местах хранения и по установившимся каналам доводится до работников ПКБ.

Внедрение системы ИРИ с включением в нее темати­ ческих досье позволило только за 1970 г. в ГПКБ по конвейеростроению получить значительный -экономичес­ кий эффект.

Неотъемлемой и составной частью НТИ следует счи­ тать патентную информацию, имеющую свои некоторые особенности, отличающие ее от других видов техничес­ кой литературы и информационных материалов. Патент­ ные описания (описания изобретений) являются самым оперативным источником научно-технической информа­ ции, располагающим наиболее полными данными, отра­ жающими современный уровень развития техники и на несколько лет опережающим все другие виды сведений о новых конструкциях. Использование их позволяет ус­

86


тановить истинное современное состояние любой отрас­ ли техники и определить перспективы ее развития на ближайшие годы. Патентные материалы также содер­ жат в себе сведения об изобретениях, еще не получивших практического применения, что создает благоприятные предпосылки для включения в разработки уже готовых частных технических решений.

Время и труд, затраченные на изобретение уже изо­ бретенного, а также на оформление заявок на предпо­ лагаемые изобретения, дорого обходятся нашему госу­ дарству. Большие убытки (по этой статье несут и капи­ талистические страны. В США и Англии считают, что ежегодно от 10 до 20% научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок можно было бы не делать, если бы имелись данные о их выполнении. Поэтому лишь от дублирования известных технических решений в 1966 г. эти страны потеряли соответственно 1,2 млрд, долларов и 12 млн. фунтов стерлингов.

В то же время опыт работы наших лучших ПК.Б сви­ детельствует о том, что можно избежать дублирования уже известных технических решений и проведения тео­ ретических и проектно-конструкторских разработок на уровне современных требований, а также широко ис­ пользовать изобретения при создании новой техники. Этого можно добиться лишь в том случае, когда каж­ дую разработку начинать с поиска, анализа и обобще­ ния не только материалов научно-технической, но и па­ тентной информации, которой в настоящее время в мире насчитывается около 15 млн. документов (описаний к патентам и авторских свидетельств).

Необходимость изучения патентного фонда в период предпроектного информационного исследования очевид­ на. Она доказана практикой многих ПКБ, в частности, Львовского ГПКБ по конвейеростроению, специализи­ рующегося на разработках новых отечественных автома­

87

тических систем подвесного транспорта — толкающих конвейеров, самоходных тележек и пр.

Опыт использования патентной информации позво­ лил выработать определенные рекомендации по выбору оптимального варианта машины, который следует осу­ ществлять в четыре этапа.

На первом этапе конструкторы, занимающиеся раз­ работкой новой техники, совместно со специалистамипатентоведами определяют масштабы работы (сроки давности патентов, их классы, перечень фирм, произво­ дящих идентичное оборудование).

На втором этапе осуществляется непосредственное изучение патентных фондов ПКБ и Всесоюзной патент­ но-технической библиотеки (ВПТБ).

Третий этап включает решение организационных воп­ росов: открытие заказов на изготовление ксерокопий па­ тентных описаний на предприятии «патент», их обработ­

ку, выполнение .переводов

(полных, частичных или ре­

феративных).

' ,

Составление отчета о

проведенных исследованиях и

выработка рекомендаций по выбору наиболее оптималь­ ных конструктивных решений выполняются на четвер­

том этапе.

Таким образом, предпроектные исследования вклю­ чают следующие работы: выдачу заданий на патентный поиск инженеру-патентоведу и ведущему конструктору, составление плана патентного поиска, акта об изучении патентных фондов с указанием отобранных описаний карт технического уровня и выводов по изучению па­ тентных материалов.

• Заключительным этапом деятельности специалистовпатентоведов признано считать выдачу патентного фор­ муляра, свидетельствующего о патентной чистоте разра­ ботки, что практически означает выход ее за грань ра­ нее известного в технике.

88