Файл: Грекало, Н. Е. Ремонт высоковольтных линий электропередачи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

способления и такелажные средства». В графе «Дополнитель­ ные меры безопасности при выполнении работ и особые условия» необходимо записать следующие основные требо­ вания:

перед началом производства работ должны быть провере­ ны на загнивание приставки, стойки и раскосы;

выполнение работ «в два этажа» запрещается; производитель работ не должен принимать непосредствен­

ного участия в работах при опускании и подъеме траверсы. Кроме этого, должны быть оговорены меры, исключающие рывки тягового механизма во время производства работ. Ме­

тодика составления ПОР приведена в приложении 2.

В процессе производства работ телескопическую вышку устанавливают в двух положениях:

промежуточное — телескопическую вышку, находящуюся в транспортном положении, устанавливают перпендикулярно оси линии рядом с опорой со стороны крепления траверсы. Поднимают телескоп в вертикальное положение и подводят вышку под крайний провод таким образом, чтобы при выдви­ жении телескопа провод лег на внешний край корзины;

стационарное — телескопическую вышку с опущенным и уложенным телескопом устанавливают вдоль оси линии под проводом средней фазы со стороны, противоположной крепле­ нию траверсы к стойкам, на расстоянии h + 5 м, где h — вы­

сота опоры.

Замену траверс П-образных деревянных опор с помощью телескопической вышки производят в следующей последова­

тельности:

разгружают инструмент, приспособления и такелаж; устанавливают защитные заземления; проверяют на загнивание приставки, стойки и раскосы;

устанавливают телескопическую вышку в промежуточное положение у одного из крайних проводов;

два электромонтера поднимаются в корзину телескопа, после чего телескоп выдвигается вдоль стойки опоры до тех пор, пока корзина телескопа не упрется в провод;

27

крепят к проводу конец хлопчатобумажного каната, от­ соединяют ослабленную гирлянду от траверсы и с помощью каната опускают провод с гирляндой на землю, после чего при­ крепляют оттяжку к консоли траверсы;

укрепляют на стойке опоры бесконечный канат, с помощью которого поднимают наголовник на верх опоры и устанавливают его на стойке;

Рис. 7. Уравнительный блок:

/ — уравнительный

канат; 2 —■блок;

3 — коуш;

4 — сжимы;

5 — тяговый канат.

поднимают на верх опоры один конец уравнительного ка-

ната, пропускают его через блоки

наголовника, после чего

крепят канат к консоли траверсы;

фаз,

а на второй стойке

опускают провода двух

других

устанавливают монтажные приспособления и такелаж; к приставкам у основания опоры крепят нижние отводные

блоки, после чего пропускают через них уравнительный канат; устанавливают телескопическую вышку в стационарное

положение вдоль оси линии; уравнительный канат пропускают через блок. Тяговый

канат грузовой лебедки телескопа присоединяют к уравнитель­ ному блоку (рис. 7);

с помощью грузовой лебедки воспринимают вес сменяемой траверсы;

два электромонтера поднимаются по стойкам до верха опо­ ры, после чего выбивают болты, крепящие траверсу к стойкам, и опускаются вниз;

опускают траверсу до уровня среднего провода, развора­ чивают ее оттяжками и затем опускают на землю;

28


размечают новую траверсу (по отверстиям старой) и с по­ мощью бурава сверлят отверстия;

переносят концы уравнительного каната и оттяжки со старой траверсы на новую;

поднимают наверх новую траверсу и крепят ее к стойкам опоры;

устанавливают вышку в промежуточное положение, после чего поднимают провода и крепят гирлянды к траверсе;

снимают монтажные приспособления и такелаж; убирают рабочее место; снимают защитные заземления;

укладывают телескоп вышки в транспортное положение, после чего телевышка отъезжает от опоры.

При работах по замене траверс П-образных опор должны выполняться организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, а также соблюдаться ме­ ры безопасности при работах на линиях с при менением грузоподъемных машин и механизмов [15]. Провода всех трех фаз линии должны быть отключены и заземлены. (Места и по­ рядок наложения заземлений для различных категорий работ см. в работе [15], гл. 3).

При сечениях проводов 95 мм2 (и выше) и весовых пролетах, превышающих 100 м, рекомендуется провода с гирляндами опускать на землю с помощью блока, установленного на тра­ версе. Схема опускания провода имеет следующий вид: грузо­

вая

лебедка — направляющий

валик

лебедки — отводной

блок,

установленный на первом

звене

телескопа — верхний

отводной блок — вайма, закрепленная на гирлянде. При этом корзину телескопа устанавливают между гирляндой изолято­ ров и стойкой, затем подводят вплотную к траверсе для под­ страховки.

При опускании и подъеме траверсы ее горизонтальное по­ ложение регулируется оттяжками. Для разворота траверсы при переносе ее через провод средней фазы оттяжка, прикреп­ ленная к отрубу траверсы, предварительно должна быть пе­ реброшена через средний провод.

29

Чтобы избежать нежелательных перегрузок и рывков в элементах такелажной схемы, необходимо не допускать каса­ ния траверсы торцевых частей распорок, а также вниматель­ но следить за надежностью работы такелажа, монтажных при­ способлений и тяговых механизмов. При опускании и подъеме траверсы производитель работ не должен принимать непо­ средственного участия в работе.

 

 

НОРМЫ И ДОПУСКИ

 

 

При выполнении работ по замене траверс должны соблю­

даться следующие нормы и эксплуатационные допуски:

1, 2,

3,

нормы и допуски, указанные в разделе 1

(с. 20. пп.

8,

9);

горизонтали

5°;

 

предельное отклонение оси траверсы от

 

отклонение длины траверсы от проектной

допускается не

более 1% ее длины;

 

 

 

отклонение диаметра траверсы от проектных размеров не

должно превышать — 1 см (плюсовой допуск

не ограничива­

ется);

 

 

 

 

при наличии загнивания наименьший допустимый

диа­

метр здоровой части траверсы рекомендуется принимать рав­ ным: для ВЛ 35 кВ — 10 см, для ВЛ 110 кВ — 14 см.

3. РЕМОНТ ПРОВОДА ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ ЕГО

В ПРОМЕЖУТОЧНОМ ПРОЛЕТЕ

Объем ремонтных работ на проводах ЛЭП зависит от ха­ рактера повреждения. При незначительном повреждении про­ водов производится ремонт без вырезки поврежденного участ­ ка. Оборванные единичные жилы провода закрепляют банда­ жами из концов этих же проволок или наложением на провод в месте повреждения плотного проволочного бандажа. Наложе­ ние проволочных бандажей в месте обрыва не восстанавливает прочности провода и допускается, если имеется запас его

30



прочности. При большем объеме повреждения (до 34% сече­ ния алюминиевой части сталеалюминиевых проводов) на про­ вод устанавливают ремонтные зажимы, что значительно вос­ станавливает его прочность (прочность провода с установленным на нем ремонтным зажимом составляет не менее 90% прочности целого провода).

При большем числе оборванных жил установка ремонт­ ного зажима не обеспечивает восстановления необходимой механической прочности провода. В этом случае, а также при наличии значительного повреждения провода (обрывы, оплав­ ления, «фонари», «баранки») следует вырезать дефектный учас­ ток и заменить его вставкой нового провода той же марки. Во избежание раскручивания наружных повивов вставки от­ резок нового провода должен иметь то же направление свив­ ки, что и ремонтируемый. При небольших длинах вставок воз­ никает неравномерное натяжение отдельных проволок, и с течением времени в проводе изменяется длина шага свивки повивов. Чтобы этого не происходило, длина вставки провода должна быть не менее: 5 м —для проводов сечением до 50 мм2

включительно, 10 м — 70—95 мм2, 15 м — 120—185 мм2, 30 м — для проводов сечением 240 мм2 и более.

Соединение поврежденных проводов ЛЭП производится двумя способами: скручиванием овального соединителя (тип СОАС) и опрессовкой (тип САС). Соединители необходимо устанавливать в соответствии со специальными инструкциями по монтажу для каждого типа соединителей. Основные требо­ вания к соединению сталеалюминиевых проводов в пролетах приведены в разделе 4 (см. с. 62).

В большинстве случаев провод с вырезкой поврежденного участка ремонтируют, опуская его на землю. Для правильного выбора тяговых механизмов, монтажных приспособлений и та­ келажных средств необходимо знать величины действующих при этом тяжений в проводах. При опускании провода напря­ жение в нем постепенно возрастает до тех пор, пока провод не ляжет на землю. В тех случаях, когда провод при опускании его с опоры не касается земли, происходит как бы увеличение

81

пролета до величины, равной сумме длин двух смежных про­ летов (за вычетом величин отклонений поддерживающих гирлянд на смежных опорах). Тяжение в проводе возрастает

в1,5—1,8 раза, и поэтому в месте повреждения может про­ изойти разрыв. Чтобы избежать этого, надо снять тяжение с ремонтируемого провода. Для этого сначала опускают провод

всмежных пролетах, а затем в ремонтируемом.

Чтобы снять тяжение с ремонтируемого провода, часто предварительно усиливают место повреждения перемычкой. Перемычку следует ставить, если ремонт провода по какимлибо причинам не может быть организован сразу же после вы­ явления повреждения, а также в тех случаях, когда опуска­ ние его на землю сопряжено со значительными трудностями. Для этого по обе стороны от места повреждения с помощью телескопической вышки устанавливают монтажные клиновые зажимы. Между этими зажимами монтируется отрезок таке­ лажного троса и один или два стяжных болта, с помощью которых тяжение с провода переносится на трос. После раз­ грузки дефектного участка провод в месте повреждения раз­ резается и монтируется вставка.

Применяется несколько способов производства ремонт­ ных работ на проводе с вырезкой поврежденного участка, что объясняется сложностью рельефа трассы линии, наличием пересечений и т. п. При повреждении провода в промежуточ­ ном пролете ремонтные работы с монтажом вставки произво­ дятся с опусканием его на землю.

 

 

ТРУДОЗАТРАТЫ

 

 

 

 

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ

 

 

 

 

 

РЕСУРСЫ

 

 

При повреждении провода в промежуточном пролете для

выполнения работ с монтажом вставки

рекомендуется

следу­

ющий

с о с т а в

б р и г а д ы : электромонтеры

IV

разря­

да — 1

чел., III

разряда — 2 чел., II

разряда —

1

чел.

32


Н о р м а в р е м е н и на выполнение одной

вставки,

чел.-ч:

185 мм2

для сталеалюминиевых проводов сечением до

включительно: ВЛ 35 кВ — 8, ВЛ ПО кВ — 10; ВЛ

150 кВ —

12;

 

для сталеалюминиевых проводов сечением более 185 мм2:

ВЛ ПО кВ — 15, ВЛ 150 кВ — 17, ВЛ 330 кВ — 21.

Инструменты, приспособления и материалы

Пресс гидравлический типа ПО-100 (для проводов сече­

1

шт.

нием 240 мм2 и выше) ........................................................

Монтажное приспособление типа МИ-189А, МИ-190 или

 

 

 

 

МИ-230А (для проводов сечением до 185 мм2) . . .

 

1

 

шт.

Прибор для контроля положения сердечника типа ПКС

1

шт.

ОРГРЭС (для соединителей типа САС) ......................

Соединительный зажим типа САС или С О А С ..................

2

шт.

П олиспаст..........................................................................................

 

1

шт.

Монтажный клиновой за ж и м ....................................................

2

шт.

Блок отводной однороликовый с откидной щекой

 

3

шт.

Скоба для соединения клиновых зажимов (для проводов

 

 

 

сечением 300

мм2 и б о л е е ) ...............................................

 

2

шт.

Хомут для подъема г и р л я н д ................. ..................................

2

шт.

Провод сталеалюминиевый (по сечению провода ВЛ)

5—30 м

Канат стальной типа ТК (6 X 37 = 222 проволоки) .

100

м

Бесконечный канат (хлопчатобумажный или капроновый)

2

 

шт.

Пояс монтерский .........................................................................

4

шт.

Тросоруб (или

ножовочный станок сполотнами) . . .

1

шт.

К ардощ етка......................................................................................

 

2

шт.

Ерш стал ь н ой ..................................................................................

2

шт.

Напильник трехгранны й............................................................

2

шт.

Пассатижи универсальные 200 м м ...........................................

2

шт.

Плоскогубцы 200 мм .................................................................

2

шт.

Рулетка РС-20

ст.............................................................................а л ь н о й

1

шт.

Метр складной

1

шт.

Лом стальной

0 2 8 м м .................................................................

2

шт.

Сумка с монтерским инструм ентом .......................................

3

шт.

Бидон для бензина 2 л .................................................................

1

шт.

Бензин авиационный (1 с о р т ),....................................................2,0

л

Смазка ЗЭС (или технический вазелин) ...............................

2,0

 

кг

Ветошь

(или чистые т р я п к и ).............................. ....

 

1,0

кг

Краска

атмосферостойкая ........................................... ....

 

0,5

кг

3

1413

33