Файл: Будяну, А. Л. Совершенствование планирования и экономического стимулирования промышленного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
типизациями |
для . промышленных |
предприятии, и но |
|||||||
менклатуры |
продукции, по которой |
составляются проек |
|||||||
ты планов предприятий, министерств и ведомств. |
|
||||||||
Перед каждой отраслью |
промышленности |
ставится |
|||||||
прежде всего задача |
наиболее |
полного |
удовлетворе |
||||||
ния потребностей народного |
хозяйства |
в производимой |
|||||||
продукции. При этом учитываются |
реальные |
возмож |
|||||||
ности отрасли в решении этой |
задачи |
в каждом |
кон |
||||||
кретном плановом периоде. |
|
|
|
|
|
|
|
||
На министерства возложена обязанность изучения |
|||||||||
потребностей |
народного хозяйства |
в |
выпускаемой от |
||||||
раслью продукции и |
нахождения |
путей ких |
более |
пол |
|||||
ному удовлетворению. |
Возможности |
министерств |
и их |
осведомленность в данном вопросе в целом значитель но шире, чем возможности предприятий.
Ассортимент продукции в значительной мере опре деляется потребителем. Распределение продукции, осо бенно фондируемой, осуществляется в настоящее время специализированными снабженческо-сбытовыми органи зациями. По существу, если не вышестоящая хозяйст венная организация, управляющая промышленным предприятием, то сбытовая организация устанавливает ему довольно подробный план по производству продук ции в ассортименте. Последний доводится предприя тиям -в различных формах: в виде наряда-заказа, ассор тиментных заявок, плана поставок и т. д. Это по сути тот же план в ассортиментном разрезе. Специализация производства и отсутствие постоянных прямых и дли тельных хозяйственных связей также зачастую обуслов ливают необходимость установления предприятиям пла на в детальной номенклатуре по кооперированным по ставкам.
На степеньдетализации номенклатуры продукции на стадии составления проектов плана в значительной
37
мере влияет и система материально-технического снаб жения. Без конкретного перечня и объема планируемой продукции и расчетов по соответствующим утвержден
ным нормам ни |
одно предприятие не может |
|
реально |
|
обосновать |
свои потребности в материальных |
ресурсах |
||
и получить |
нужное их количество для выполнения |
плана. |
||
Из перечисленных факторов, обусловливающих сте |
||||
пень детализации |
номенклатуры продукции |
в |
планах, |
утверждаемых вышестоящими организациями промыш ленным предприятиям, наибольшее значение имеет си стема организации ее сбыта.
В тех случаях, когда предприятие непосредственно реализует свою продукцию потребителям, без участия вышестоящих организаций, не возникает необходимости в планировании подробной номенклатуры изделий со стороны министерств и главков. Так, например, швей ные предприятия реализуют продукцию через специаль ные оптовые организации Министерства торговли СССР. Вопросы ассортимента, количества и качества изделий согласовываются между сбытовой организацией и пред приятием. Министерство легкой промышленности в данном случае может ограничиться лишь утверждением плана по общему объему производства швейных изде лий, предоставляя предприятию самостоятельно, на основе заключенных договоров, определить разверну тый ассортимент продукции. Однако и здесь возникает вопрос о возможности обеспечения программы тканями, фурнитурой и т. п., который решается министерством.
По-иному подходят к вопросу об ассортименте в ви нодельческой и консервной промышленности Молдав ской ССР. Основная часть продукции этих отраслей реализуется большому числу торгующих организаций, расположенных в различных экономических районах
38
страны. Функции сбыта продукции возложены на соот ветствующие республиканские промышленные объеди нения, которые определяют совместно с потребителями групповой ассортимент продукции, подлежащей постав ке в планируемом периоде. Естественно, что им и предоставлено право устанавливать предприятиям план по выпуску продукции в групповом ассортименте. Разработка же внутригруппового ассортимента осуще ствляется самими предприятиями.
Таким образом, из сказанного следует, что степень детализации ассортимента продукции в планах, утвер ждаемых вышестоящими организациями для предприя тий, должна определяться конкретными условиями, а главное — значением каждого вида продукции для на родного хозяйства в данный период и системой органи зации ее сбыта. Это, однако, не отрицает общего поло жения о необходимости разумного сокращения числа
утверждаемых сверху показателей |
и расширения прав |
и инициативы коллективов предприятий. |
|
Заслуживает, на наш взгляд, |
также рассмотрения |
и вопрос о показателях по капитальному строительству,
устанавливаемых вышестоящими |
организациями под |
||||
ведомственным предприятиям. |
Как |
известно, указан |
|||
ным постановлением ЦК КПСС и |
Совета |
Министров |
|||
СССР от 4 октября |
1965 года |
в области |
капитального |
||
строительства |
предприятиям |
утверждался |
лишь план |
||
по общему |
объему |
централизованных |
капитальных |
вложений и план ввода основных фондов и производст венных мощностей за счет этих вложений. План нецентрализованных капитальных вложений, финансируе мый предприятием за счет собственных целевых фондов и ссуд Государственного банка, разрабатывался самим предприятием. С 1971 года в этот порядок внесены су щественные изменения, согласно которым предприятия
39
могут производить децентрализованные капитальные вложения только при. наличии соответствующего плана по их объему, утвержденного вышестоящей организаци ей. Хотя эта мера существенно сужает права предприя тия в области самостоятельного решения вопроса о не централизованных капитальных затратах, ееследует признать целесообразной.
Дело в том, что за последние годы удельный вес нецентрализованных капитальных вложений в общей массе капитальных вложений резко возрос. Это связано с тем, что в распоряжение предприятий были предо ставлены значительные источники финансирования • ка питального строительства в виде фонда развития произ водства, кроме того, увеличились возможности получе
ния ими ссуд Государственного банка на |
расширение |
производства и внедрение новой техники. |
что стройки |
В ряде случаев это приводило к тому, |
|
не всегда обеспечивались необходимыми |
материальны |
ми ресурсами. Осложнялся вопрос о прикреплении строек к подрядным строительным организациям, по скольку строительно-монтажные работы планировались им централизованно (через союзные и союзно-респуб ликанские министерства), а часть объема капитальных вложений — непосредственно на местах. Предприятия, рассчитывавшие на банковские кредиты для вложения в основные фонды, не всегда могли их получить, так как общий размер ссуд лимитировался кредитным' планом
Госбанка СССР.
Установление в планах министерств и ведомств предельных объемов нецентрализоваиных -капитальных вложений и доведение лимитов по ним до предприятий наряду с усилением контроля за их эффективностью позволяют полнее обеспечить нецентрализованные ка питальные вложения материальными ресурсами и нс-
40
точииками финансирования. Одновременно более четко решаются вопросы прикрепления строек к подрядным строительным организациям для выполнения намечен ного объема работ. Наряду с этим следует учесть, что план капитальных вложений является важным инстру ментом [изменения пропорций в народном хозяйстве. Охват в государственном плане объемов капитального строительства, ведущегося по всем источникам финан сирования (централизованным и нецентрализованным), позволяет более полно решать эту народнохозяйствен ную задачу.
3. Разработка отдельных разделов плана
Составление плана производства продукции
Важнейшим разделом пятилетнего плана предприя тия является план производства продукции.
При составлении производственной программы осо бое внимание обращается на:
а) обеспечение выполнения заданий вышестоящей организации по выпуску продукции в установленной но менклатуре; детализацию последней с учетом длитель ных хозяйственных связей, изучение и учет тенденций в
намечаемых изменениях спроса на продукцию, |
анализ |
||
заявок |
потребителей |
и торгующих организаций |
и т. п.; |
б) |
установление |
объема производства, ассортимента |
и номенклатуры продукции, утверждаемых самим пред приятием;
в) определение наиболее эффективных путей, обес печивающих выполнение намеченной программы с наи
41
меньшими капитальными |
и |
текущими затратами, и раз |
||
работка необходимых для |
этого |
мероприятий. |
|
|
Процессу разработки |
плана |
производства |
продук |
|
ции, как и любого раздела |
пятилетнего плана, |
должен |
||
предшествовать тщательный |
экономический анализ фак |
тического положения дел на предприятии в целях более
полного |
выявления |
внутрипроизводственных |
резервов. |
||||||
В ходе такого |
анализа |
выявляются: |
технический |
||||||
уровень |
производства, |
качество |
и |
ассортимент вы |
|||||
пускаемой продукции и их соответствие |
современным |
||||||||
требованиям; |
степень |
прогрессивности |
технологии |
||||||
производства |
и связанного |
с нею |
качества |
продукции, |
|||||
использования |
сырьевых |
и трудовых |
ресурсов; |
степень |
использования производственных мощностей предприя тия.
Затем определяются наиболее эффективные направ ления улучшения использования основных производст венных фондов предприятия. Этот вопрос освещается более подробно.
План производства тесно связан со всеми разделами
пятилетнего |
плана предприятия, что наглядно видно |
из приводимой ниже схемы. |
|
Одним |
из важнейших направлений повышения |
эффективности производства является снижение фондо емкости продукции. Именно при разработке производ ственной программы предприятия и определении путей ее выполнения по существу решается вопрос и об уров не фондоемкости продукции.
Фондоемкость продукции представляет собой обрат ную величину фондоотдачи. Рост последней означает снижение фондоемкости продукции.
Абсолютный размер фондоотдачи, исчисленной по валовой продукции, зависит в основном от трех факто-
42