Файл: Брусиловский, Д. В. Механизация вспомогательных работ на калийных рудниках.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
Без защитных средств люди могут находиться на рас стоянии не менее 60 м от места напыления, при этом в выра ботку должно подаваться не менее 10 м3/с воздуха.
В случае попадания веществ на незащищенные участки тела необходимо немедленно промыть пораженные участки водой с мылом или протереть их тампоном, смоченным в растворителе. Особую осторожность следует проявлять при промывке распылителя растворителем, не допуская проли вания его на почву. Если пролился изоцианат, то его сле дует засыпать песком или опилками и закопать. Можно также собрать его в отдельную тару и выдать на поверх ность.
Отработанный растворитель сливают в специальную гер метичную емкость, имеющуюся на агрегате. По окончании работы содержимое этой емкости необходимо вылить в дру гой герметичный сосуд и выдать на поверхность.
Помимо правил, соблюдение которых необходимо при обращении с токсичными веществами, следует выполнять
ипротивопожарные меры.
1.Не допускать попадания компонентов на узлы агре гата и почву.
2.Иметь наготове в доступном месте исправные средства пожаротушения — ящик с песком, пенные огнетушители, асбестовые кошмы и пр.
3.Во избежание взрыва не пользоваться металлическими
предметами |
и инструментами при открывании емкостей |
с растворителями. |
|
4. Иметь |
наготове исправные шланговые противогазы |
или кислородно-изолирующие приборы, необходимые при тушении пожара и для защиты людей от отравляющих газов, образующихся при горении пенопласта.
Точное соблюдение правил безопасности обеспечивает успешную эксплуатацию агрегата АНР и эффективную гер метизацию вентиляционных сооружений в руднике.
Гла ва МОНТАЖ
VИ ДЕМОНТАЖ ОБОРУДОВАНИЯ
На высокомеханизированных калийных рудни ках, насыщенных большим количеством машин, монтаж и демонтаж оборудования (комбайнов, самоходных вагонов, скреперных лебедок и других механизмов) составляет зна чительную часть вспомогательных работ.
Существующими правилами приемки большинства меха низмов, поступающих на шахту с завода-изготовителя, пре дусмотрена проверка комплектности машины и обкатка ее на холостом ходу на поверхности для установления работо способности машины в делом и отдельных узлов перед спуском ее в шахту. Для этого машину собирают на поверх ности, подключают к сети и опробывают на холостом ходу. Замеченные неисправности устраняют, а поврежденные узлы и детали заменяют. После обкатки на поверхности механизм при необходимости разбирают на отдельные транспортабель ные узлы, размеры и вес которых должны позволять бес препятственно спустить их по шахтному стволу и доставить по подземным выработкам к месту монтажа. Необходимость разборки машины определяется: поперечным сечением ствола и подземных выработок; габаритами шахтных кле тей, платформ и вагонеток, в которых предполагается транспортирование машины или ее узлов к месту монтажа. В отдельных случаях при наличии крупногабаритных метал локонструкций приходится разрезать их на поверхности перед спуском в шахту, а затем в шахте разрезанные части сваривать.
В табл. 4 для примера приведены характеристики основ ных узлов, на которые разбирается комбайн ПК-Ю перед спуском его в шахту. Здесь же даны габариты и вес узлов.
Скреперные и маневровые лебедки «Калий-4», как правило, спускают в шахту целиком, предварительно сняв рычаги тормоза и притормаживающее устройство (у скреперных лебедок). Скреперные лебедки КЮ0ЛС-2С разбирают
61
Т а б л и ц а |
4 |
Характеристика основных узлов комбайна ПК-10 |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Габариты, |
мм |
|
|
|
Узел |
комбайна |
|
|
Вес, т |
длина |
ширина |
высота |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Верхнее отбойное устройство |
. . |
. |
8,12 |
4210 |
2530 |
800 |
|||||
К о р п у с |
................................................центрального |
бура |
. . |
. |
5,5 |
3920 |
1180 |
1675 |
|||
Редуктор |
6,7 |
3212 |
1220 |
1380 |
|||||||
Редуктор |
|
бокового бура |
(правый |
4,85 |
2388 |
1435 |
1380 |
||||
и |
левый) ...................................... |
|
( правая |
и |
|||||||
Гусеничная |
тележка |
7,4 |
4760 |
940 |
983 |
||||||
левая) |
............................................... |
(разгрузочная) |
часть |
||||||||
Приводная |
2,6 |
3925 |
1810 |
840 |
|||||||
конвейера ....................................... |
|
|
сборе |
||||||||
Редуктор |
|
маслонасосов в |
|
|
|
|
|||||
с электродвигателями, кронштей |
|
|
|
|
|||||||
ном и электрогидропультом управ- |
2,7 |
2000 |
1100 |
1000 |
|||||||
ления |
комбайном |
........................ |
|
|
|||||||
Бур |
центральны й............................ |
|
|
. |
1,53 |
2600 |
700 |
532 |
|||
Бур боковой (правый и левый) . |
1,34 |
2400 |
510 |
532 |
|||||||
Станция |
управления ....................... |
|
|
|
1,72 |
1815 |
955 |
920 |
на три-четыре части: двигатель, редуктор и привод, блоки рабочего и холостого барабанов. У конвейеров отдельно спускают: приводной и натяжной барабаны; редукторы; электродвигатели; рулоны конвейерной ленты при цепи со скребками; роликоопоры или рештаки скребкового кон вейера.
Перед спуском любого оборудования необходимо прочно и надежно увязать его тросом, за который цепляют крюки подъемных устройств (например, кранов, талей) и маневро вых лебедок при погрузке и подтаскивании узлов в клеть и на платформы в шахте. Выходные концы валов, места установки подшипников и другие ответственные места обер тывают матерчатыми тканями (мешковиной) или закрывают специальными кожухами — во избежание их загрязнения и повреждения при транспортировании оборудования к месту монтажа. Из редукторов и гидросистем машин сливают масло, а в заливные и сливные отверстия плотно вставляют деревянные заглушки с целью предохранения внутренних полостей редуктора, маслобаков и других узлов гидроси стемы от попадания в них грязи. Концы кабелей и шлангов маркируют и также обматывают; это позволяет в дальней-
62
шем быстро и правильно соединить узлы, а также подсоеди нить механизм к электрической сети или магистральным' трубопроводам.
Для спуска по стволу оборудование грузят в вагонетки,, на рельсовые платформы или устанавливают непосредст венно на полу клети. Во всех случаях следует надежно кре пить узлы на платформе или в клети, во избежание разбал
тывания и повреждения во время |
спуска по стволу и при |
|
дальнейшем транспортировании по |
подземным выработкам |
|
в шахте. |
дворе вагонетки |
или колесные платформы |
В рудничном |
||
с оборудованием |
цепляют к электровозу, который и достав |
ляет их к месту монтажа. Узлы, спускавшиеся по стволу не в вагонетках и не на платформах, вытягивают на клети маневровой лебедкой, установленной в околоствольной выра ботке, и затем перегружают с помощью талей, тельферов или других грузоподъемных средств на платформы или авто машины. При вытаскивании оборудования из клети, как правило, пользуются металлическими листами, деревянными лагами, шпалами и пр. Это облегчает перемещение грузов по неровной почве выработки. После загрузки платформы также с помощью электровозов или автомашин доставляют к месту монтажа. В любом случае следует надежно крепить узлы на платформе или в кузове машины; для этого узлы
тросами прикрепляют |
к основанию |
или бортам |
платформ |
и кузовов. |
типа монтаж |
машины |
производят |
В зависимости от |
либо непосредственно на месте ее применения, либо в спе циальной монтажной камере, пройденной неподалеку от места работы. В камере монтируют только крупногабаритные машины (комбайны, самоходные вагоны), когда размеры рабочего места машины не позволяют вести сборку непо средственно на нем. Из камеры смонтированное оборудова ние доставляют тягачом или самоходом к рабочему месту — в забой. В любом случае место монтажа должно быть оборудовано необходимыми грузоподъемными устройствами и инструментом. Место монтажа должно быть очищено от посторонних предметов, хорошо освещено и просторно. В качестве грузоподъемных устройств при монтаже оборудо вания в калийных рудниках используют в основном ручные тали и лебедки грузоподъемностью до 5—10 т.
Ручная таль с червячным самотормозящимся приводом (рис. 18, а) состоит из крюка 1, на котором ее подвешивают
63-
к конусу в кровле выработки, и приводного колеса 3, свя занного с червяком. Сварная калиброванная цепь 4 пере-
Рис. 18. Тали.
а — Ручная с |
червячным приводом, б —кошка: / — крюк; |
||
2 — червячное |
колесо; 3, 8 — приводное колесо; 4 — цепи; |
||
5 — нижний блок; 6 — грузовая цепь; |
7 — цепь для передви |
||
жения кошки; |
9 — ролики |
ходовой |
тележки; 10 — моно |
рельс; 11—ось |
для крепления тали. |
кинута через колеса. Цепь выполнена бесконечной; переви рание цепи вызывает вращение приводного колеса, а это, в свою очередь, приводит во вращение червячную ше
64
стерню 2, соединенную со звездочкой. Через нижний блок 5 тали и звездочку проходит грузовая цепь 6, при вращении червячной шестерни со звездочкой она сокращается по длине и поднимает груз. Для подъема груза посредством ручной тали необходимо приложить к цепи тяговое усилие 33—65 кгс. В табл. 5 приведены основные технические параметры выпускаемых ручных талей.
Т а б л и ц а 5 |
Техническая характеристика ручных талей |
|
|||
Грузо |
Длина |
Тяговое |
Скорость |
Вес |
|
в стянутом |
подъема |
||||
подъемность, |
усилие, |
с цепями, |
|||
положении, |
груза, |
||||
т |
кгс |
кг |
|||
мм |
м/мин |
||||
|
|
|
|||
0,5 |
440 |
33 |
1,2 |
27 |
|
1 |
700 |
33 |
0,6 |
35 |
|
2 |
880 |
55 |
0,4 |
62 |
|
3 |
1000 |
65 |
0,3 |
80 |
|
5 |
1200 |
65 |
0,2 |
127 |
Радиус действия ручных талей ограничен, т. е. они могут поднимать груз только в том месте, где закреплены. Чтобы расширить радиус действия таль подвешивают к тележке, которая передвигается по монорельсам, выполненным из дву тавровых балок и подвешенным на скобах к кровле. Тележки, посредством которых тали передвигаются по моно рельсам, называются кошками.
Кошка (рис. 19,6) передвигается при помощи цепи 7, которая огибает приводное колесо 8, связанное шестернями
сроликами 9 ходовой тележки. Кошка движется по моно рельсу 10. Таль крепится к кошке через ось 11.
Всвязи с тем, что работу с талями выполняют вручную
сприложением больших усилий, их применение следует
ограничивать. Более совершенное грузоподъемное приспособ ление— тельфер (рис. 19), т. е. электрическая таль с тележ кой, передвигающейся по монорельсу 4. Подъемным меха низмом у тельфера является электрический привод <?; пере двигают тельфер вручную или электрическим приводом, а управляют его подъемом и перемещением кнопками, рас положенными на пульте 1, который подвешен на гибком кабеле 2. Отечественная промышленность выпускает тель
5—302 |
65 |