Файл: Брусиловский, Д. В. Механизация вспомогательных работ на калийных рудниках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Без защитных средств люди могут находиться на рас­ стоянии не менее 60 м от места напыления, при этом в выра­ ботку должно подаваться не менее 10 м3/с воздуха.

В случае попадания веществ на незащищенные участки тела необходимо немедленно промыть пораженные участки водой с мылом или протереть их тампоном, смоченным в растворителе. Особую осторожность следует проявлять при промывке распылителя растворителем, не допуская проли­ вания его на почву. Если пролился изоцианат, то его сле­ дует засыпать песком или опилками и закопать. Можно также собрать его в отдельную тару и выдать на поверх­ ность.

Отработанный растворитель сливают в специальную гер­ метичную емкость, имеющуюся на агрегате. По окончании работы содержимое этой емкости необходимо вылить в дру­ гой герметичный сосуд и выдать на поверхность.

Помимо правил, соблюдение которых необходимо при обращении с токсичными веществами, следует выполнять

ипротивопожарные меры.

1.Не допускать попадания компонентов на узлы агре­ гата и почву.

2.Иметь наготове в доступном месте исправные средства пожаротушения — ящик с песком, пенные огнетушители, асбестовые кошмы и пр.

3.Во избежание взрыва не пользоваться металлическими

предметами

и инструментами при открывании емкостей

с растворителями.

4. Иметь

наготове исправные шланговые противогазы

или кислородно-изолирующие приборы, необходимые при тушении пожара и для защиты людей от отравляющих газов, образующихся при горении пенопласта.

Точное соблюдение правил безопасности обеспечивает успешную эксплуатацию агрегата АНР и эффективную гер­ метизацию вентиляционных сооружений в руднике.

Гла ва МОНТАЖ

VИ ДЕМОНТАЖ ОБОРУДОВАНИЯ

На высокомеханизированных калийных рудни­ ках, насыщенных большим количеством машин, монтаж и демонтаж оборудования (комбайнов, самоходных вагонов, скреперных лебедок и других механизмов) составляет зна­ чительную часть вспомогательных работ.

Существующими правилами приемки большинства меха­ низмов, поступающих на шахту с завода-изготовителя, пре­ дусмотрена проверка комплектности машины и обкатка ее на холостом ходу на поверхности для установления работо­ способности машины в делом и отдельных узлов перед спуском ее в шахту. Для этого машину собирают на поверх­ ности, подключают к сети и опробывают на холостом ходу. Замеченные неисправности устраняют, а поврежденные узлы и детали заменяют. После обкатки на поверхности механизм при необходимости разбирают на отдельные транспортабель­ ные узлы, размеры и вес которых должны позволять бес­ препятственно спустить их по шахтному стволу и доставить по подземным выработкам к месту монтажа. Необходимость разборки машины определяется: поперечным сечением ствола и подземных выработок; габаритами шахтных кле­ тей, платформ и вагонеток, в которых предполагается транспортирование машины или ее узлов к месту монтажа. В отдельных случаях при наличии крупногабаритных метал­ локонструкций приходится разрезать их на поверхности перед спуском в шахту, а затем в шахте разрезанные части сваривать.

В табл. 4 для примера приведены характеристики основ­ ных узлов, на которые разбирается комбайн ПК-Ю перед спуском его в шахту. Здесь же даны габариты и вес узлов.

Скреперные и маневровые лебедки «Калий-4», как правило, спускают в шахту целиком, предварительно сняв рычаги тормоза и притормаживающее устройство (у скреперных лебедок). Скреперные лебедки КЮ0ЛС-2С разбирают

61


Т а б л и ц а

4

Характеристика основных узлов комбайна ПК-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Габариты,

мм

 

 

 

Узел

комбайна

 

 

Вес, т

длина

ширина

высота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верхнее отбойное устройство

. .

.

8,12

4210

2530

800

К о р п у с

................................................центрального

бура

. .

.

5,5

3920

1180

1675

Редуктор

6,7

3212

1220

1380

Редуктор

 

бокового бура

(правый

4,85

2388

1435

1380

и

левый) ......................................

 

( правая

и

Гусеничная

тележка

7,4

4760

940

983

левая)

...............................................

(разгрузочная)

часть

Приводная

2,6

3925

1810

840

конвейера .......................................

 

 

сборе

Редуктор

 

маслонасосов в

 

 

 

 

с электродвигателями, кронштей­

 

 

 

 

ном и электрогидропультом управ-

2,7

2000

1100

1000

ления

комбайном

........................

 

 

Бур

центральны й............................

 

 

.

1,53

2600

700

532

Бур боковой (правый и левый) .

1,34

2400

510

532

Станция

управления .......................

 

 

 

1,72

1815

955

920

на три-четыре части: двигатель, редуктор и привод, блоки рабочего и холостого барабанов. У конвейеров отдельно спускают: приводной и натяжной барабаны; редукторы; электродвигатели; рулоны конвейерной ленты при цепи со скребками; роликоопоры или рештаки скребкового кон­ вейера.

Перед спуском любого оборудования необходимо прочно и надежно увязать его тросом, за который цепляют крюки подъемных устройств (например, кранов, талей) и маневро­ вых лебедок при погрузке и подтаскивании узлов в клеть и на платформы в шахте. Выходные концы валов, места установки подшипников и другие ответственные места обер­ тывают матерчатыми тканями (мешковиной) или закрывают специальными кожухами — во избежание их загрязнения и повреждения при транспортировании оборудования к месту монтажа. Из редукторов и гидросистем машин сливают масло, а в заливные и сливные отверстия плотно вставляют деревянные заглушки с целью предохранения внутренних полостей редуктора, маслобаков и других узлов гидроси­ стемы от попадания в них грязи. Концы кабелей и шлангов маркируют и также обматывают; это позволяет в дальней-

62


шем быстро и правильно соединить узлы, а также подсоеди­ нить механизм к электрической сети или магистральным' трубопроводам.

Для спуска по стволу оборудование грузят в вагонетки,, на рельсовые платформы или устанавливают непосредст­ венно на полу клети. Во всех случаях следует надежно кре­ пить узлы на платформе или в клети, во избежание разбал­

тывания и повреждения во время

спуска по стволу и при

дальнейшем транспортировании по

подземным выработкам

в шахте.

дворе вагонетки

или колесные платформы

В рудничном

с оборудованием

цепляют к электровозу, который и достав­

ляет их к месту монтажа. Узлы, спускавшиеся по стволу не в вагонетках и не на платформах, вытягивают на клети маневровой лебедкой, установленной в околоствольной выра­ ботке, и затем перегружают с помощью талей, тельферов или других грузоподъемных средств на платформы или авто­ машины. При вытаскивании оборудования из клети, как правило, пользуются металлическими листами, деревянными лагами, шпалами и пр. Это облегчает перемещение грузов по неровной почве выработки. После загрузки платформы также с помощью электровозов или автомашин доставляют к месту монтажа. В любом случае следует надежно крепить узлы на платформе или в кузове машины; для этого узлы

тросами прикрепляют

к основанию

или бортам

платформ

и кузовов.

типа монтаж

машины

производят

В зависимости от

либо непосредственно на месте ее применения, либо в спе­ циальной монтажной камере, пройденной неподалеку от места работы. В камере монтируют только крупногабаритные машины (комбайны, самоходные вагоны), когда размеры рабочего места машины не позволяют вести сборку непо­ средственно на нем. Из камеры смонтированное оборудова­ ние доставляют тягачом или самоходом к рабочему месту — в забой. В любом случае место монтажа должно быть оборудовано необходимыми грузоподъемными устройствами и инструментом. Место монтажа должно быть очищено от посторонних предметов, хорошо освещено и просторно. В качестве грузоподъемных устройств при монтаже оборудо­ вания в калийных рудниках используют в основном ручные тали и лебедки грузоподъемностью до 5—10 т.

Ручная таль с червячным самотормозящимся приводом (рис. 18, а) состоит из крюка 1, на котором ее подвешивают

63-


к конусу в кровле выработки, и приводного колеса 3, свя­ занного с червяком. Сварная калиброванная цепь 4 пере-

Рис. 18. Тали.

а — Ручная с

червячным приводом, б —кошка: / — крюк;

2 — червячное

колесо; 3, 8 — приводное колесо; 4 — цепи;

5 — нижний блок; 6 — грузовая цепь;

7 — цепь для передви­

жения кошки;

9 — ролики

ходовой

тележки; 10 — моно­

рельс; 11—ось

для крепления тали.

кинута через колеса. Цепь выполнена бесконечной; переви­ рание цепи вызывает вращение приводного колеса, а это, в свою очередь, приводит во вращение червячную ше­

64

стерню 2, соединенную со звездочкой. Через нижний блок 5 тали и звездочку проходит грузовая цепь 6, при вращении червячной шестерни со звездочкой она сокращается по длине и поднимает груз. Для подъема груза посредством ручной тали необходимо приложить к цепи тяговое усилие 33—65 кгс. В табл. 5 приведены основные технические параметры выпускаемых ручных талей.

Т а б л и ц а 5

Техническая характеристика ручных талей

 

Грузо­

Длина

Тяговое

Скорость

Вес

в стянутом

подъема

подъемность,

усилие,

с цепями,

положении,

груза,

т

кгс

кг

мм

м/мин

 

 

 

0,5

440

33

1,2

27

1

700

33

0,6

35

2

880

55

0,4

62

3

1000

65

0,3

80

5

1200

65

0,2

127

Радиус действия ручных талей ограничен, т. е. они могут поднимать груз только в том месте, где закреплены. Чтобы расширить радиус действия таль подвешивают к тележке, которая передвигается по монорельсам, выполненным из дву­ тавровых балок и подвешенным на скобах к кровле. Тележки, посредством которых тали передвигаются по моно­ рельсам, называются кошками.

Кошка (рис. 19,6) передвигается при помощи цепи 7, которая огибает приводное колесо 8, связанное шестернями

сроликами 9 ходовой тележки. Кошка движется по моно­ рельсу 10. Таль крепится к кошке через ось 11.

Всвязи с тем, что работу с талями выполняют вручную

сприложением больших усилий, их применение следует

ограничивать. Более совершенное грузоподъемное приспособ­ ление— тельфер (рис. 19), т. е. электрическая таль с тележ­ кой, передвигающейся по монорельсу 4. Подъемным меха­ низмом у тельфера является электрический привод <?; пере­ двигают тельфер вручную или электрическим приводом, а управляют его подъемом и перемещением кнопками, рас­ положенными на пульте 1, который подвешен на гибком кабеле 2. Отечественная промышленность выпускает тель­

5—302

65