Файл: Амстибовицкий, М. А. Планирование - центральное звено управления строительным производством.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
стороны которой взаимосвязаны. Ее решение требует прежде всего системного подхода, всестороннего учета взаимодействия связанных с этим факторов.
Для развертывания 'работ по теоретическому иссле дованию и практическому применению (принципов опти мального планирования и управления необходимо осу ществить ряд организационных мероприятий: коренным образом улучшить и расширить подготовку и переподго товку кадров, ускорить создание специализированных подразделений в министерствах и ведомствах, упорядо чить и централизовать сбор, подготовку и хранение ин формации. Необходимо также значительно увеличить производство современных вычислительных машин и разработать меры, обеспечивающие наиболее рацио нальное и широкое их использование во всех звеньях на родного хозяйства.
План капитального строительства является важней шей органической частью государственного плана раз вития народного хозяйства СССР. Его разработка вклю чает планирование капитальных вложений, проектноизыскательских работ и работ проектных организаций, а также строительного производства и развития мощно стей строительно-монтажных организаций.
II. ПЛАНИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИИ
Планы капитальных вложений предусматривают за дания но созданию производственных мощностей и ос новных фондов, необходимых для обеспечения выполне ния намечаемых в народнохозяйственном плане темпов и пропорций развития промышленности, сельского хо зяйства, транспорта, связи, торговли, расширения жило го фонда и сети учреждений просвещения, культуры, на уки и здравоохранения. Они составляются по отраслям, министерствам, ведомствам и союзным республикам.
Планы капитальных вложений разрабатываются от дельно на строительство объектов производственного на значения и на строительство объектов непроизводствен ного назначения.
18
ПЛАНИРОВАНИЕ ВВОДА В ДЕЙСТВИЕ ОБЪЕКТОВ
И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ
Главным показателем планов капитального строи тельства являются задания по вводу в действие мощно стей, сооружений и объектов.
Выполнение этих заданий наряду с улучшением ис пользования действующих мощностей должно обеспечи вать намеченный в государственном плане рост произ водства продукции.
Размер необходимого ©вода в действие мощностей на плановый период определяется на основе расчетов ба лансов производственных мощностей.
При расчете балансов производственных мощностей устанавливается максимально возможный выпуск про дукции на мощностях, действующих к началу планово го периода, с учетом полного освоения имеющихся, а также увеличения мощностей благодаря проведению ор ганизационно-технических мероприятий на действующих предприятиях.
В результате разработки балансов мощностей уста навливается размер ввода производственных мощностей за счет строительства новых, расширения и реконструк ции действующих предприятий, который необходим для обеспечения выполнения задания по объему производст ва.
После тога как с помощью балансов производствен ных мощностей выявлены общие размеры ввода новых, определяется возможный их ввод прежде всего путем расширения и реконструкции действующих предприятий. Затем определяется размер необходимого ввода в дейст вие мощностей за счет строительства новых предприя тий.
При наращивании мощностей за счет расширения и реконструкции действующих предприятий выбирается вариант, который является более эффективным по стои
мости строительства, |
срокам ввода в действие мощно |
|||
стей и окупаемости капитальных |
вложений по сравне |
|||
нию со строительством новых предприятий. |
При этом |
|||
учитываются существующие ограничения |
строительства |
|||
новых и расширения |
и реконструкции |
действующих |
||
предприятий в крупных городах |
и отдельных |
районах. |
До последнего времени показатель ввода мощностей планировался только для министерств и ведомств-заказ- чиков.
Начиная с 1970 с., задания по вводу в действие про изводственных мощностей и объектов предусматривают ся в планах развития народного хозяйства как минис терствам и ведомствам-заказчикам, тан и подрядным министерствам и ведомствам.
Наряду с планированием ввода в действие объектов и производственных мощностей в плане устанавлива ется показатель ввода в действие основных производст венных и непроизводственных фондов. Задание по вводу в действие основных фондов определяется сметной стои мостью вводимых в действие предприятий (очередей
или комплексов), а также отдельных сооружений, зда ний и других объектов. Сроки ввода в действие основ ных фондов увязываются со сроками ввода в действие предприятий, сооружений, зданий. Эти сроки определя ются исходя из установленных норм продолжительности строительства.
Задания по вводу в действие основных фондов уста навливаются в делом в планах по народному хозяйству, министерствам и ведомствам СССР, советам минист ров союзных республик, отдельным стройкам и предпри ятиям с выделением основных фондов производственно го и непроизводственного назначения и с распределением их по основным отраслям.
К производственным основным фондам относятся: производственные здания и сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, рабочие
машины и оборудование, измерительные приборы и ре гулирующие устройства, лабораторное оборудование, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный окот, птица, пчелосемьи и многолетние насаждения производ ственного назначения.
К непроизводственным основным фондам относятся: основные фонды жилищного и коммунального хозяйст ва, учреждений науки, просвещения, искусства, культу ры, здравоохранения, а также административные и об щественные здания.
При планировании заданий по вводу в действие ос новных фондов определяется также объем незавершен ного строительства на начало и конец планируемого пе риода.
20
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИИ
Объем 'капитальных вложений предусматривает ас сигнования, которые должны обеспечить выполнение за даний по вводу (Мощностей, основных фондов и создание необходимых строительных заделов.
Важнейшее значение имеет включение в план капи тального строительства такого количества строек и объ
ектов, которые позволили бы обеспечить |
концентрацию |
ресурсов на каждой стройке и объекте, |
рациональное |
распределение капитальных вложений по годам в соот ветствии с нормами продолжительности строительства, предотвратить распыление материальных и финансовых ресурсов, резко сократить сроки строительства, ускорить ввод в действие объектов и производственных мощностей, а также обеспечить оптимальный ввод в действие основ ных фондов на рубль капитальных вложений и созда ние необходимого задела в строительстве.
При определении объема капитальных вложений рас считывается их структура, т. е. соотношение между раз ными видами затрат.
Планирование структуры капитальных вложений включает определение рациональных соотношений: стро ительно-монтажных работ, оборудования и прочих работ и затрат в общем объеме капитальных вложений.
Стоимость строительно-монтажных |
работ включает |
затраты по возведению, расширению, |
переустройству |
зданий и сооружений, санитарно-техническому устройст ву водоснабжения и канализации, по устройству освети тельных проводок, а также сооружению фундаментов под оборудование, сборе и установке оборудования, стро ительству нефтепроводов, газопроводов, линий электро передач и т. д.
К стоимости оборудования относится: стоимость тех нологического, энергетического, подъемно-транспортного и прочего производственного оборудования, а также сто имость инструмента и инвентаря.
Впрочие затраты входят: стоимость проектных, изы скательских работ, затраты по подготовке кадров строя щихся предприятий, содержанию дирекции этих пред приятий, расходы по отводу земельных участков и пере селению в связи со строительством и др.
Впланах должно предусматриваться повышение удельного веса машин и оборудования в объеме капи-
21
тальных вложений для увеличения активной части основ
ных производственных фондов, имея в виду, что это спо собствует росту выпуска продукции на рубль стоимости основных фондов.
Определяемые при планировании структуры капи тальных вложений объемы строительно-монтажных ра бот являются основой для разработки плана подрядных строительно-монтажных работ и плана ,по труду в стро ительстве. Исходя из объема строительно-монтажных ра бот, разрабатываются планы обеспечения строительства необходимыми материалами. Определение объемов ка питальных вложений на оборудование, инвентарь и ин струмент дает возможность осуществить увязку планов капитального строительства с планами производства и поставки оборудования, инвентаря и инструмента.
В зависимости от источников финансирования капи тальные вложения делятся на два вида: централизован ные, финансируемые за счет средств, объем которых определяется в централизованно утверждаемых планах, и нецентрализованные, финансируемые за счет средств, которые непосредственно накапливаются у заказчиков в виде различных фондов, а также за счет кредитов банка.
ПЛАНИРОВАНИЕ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ИЗАДЕЛА
Вцелях более эффективного использования капи тальных вложений и ускорения ввода в действие произ водственных мощностей в планах министерств и ведомств введен специальный показатель по объему незавершен ного строительства.
По стройкам, объектам и пусковым комплексам объ ем незавершенного строительства определяется на конец каждого года строительства. Планируемое незавершен ное строительство должно обеспечить непрерывность строительного производства в данном году (периоде), в следующем за планируемым годом (периодом) и в перс пективе.
Анализ показывает, что большие размеры незавер шенного строительства являются результатом серьезных недостатков в работе по составлению планов капиталь
ного строительства. Все еще имеет место порочная прак тика распыления финансовых, людских и материальных ресурсов по многим стройкам при необеспеченности ими своевременного ввода в действие важнейших пусковых объектов.
22
Для уменьшения объема незавершенного строитель ства в планах необходимо предусматривать: сосредото чение материальных ресурсов и финансовых средств на строительстве объектов, производственных мощностей и комплексов, подлежащих вводу в планируемом периоде, не допуская их распыления по многочисленным, одновре менно строящимся; широкое применение поточных и ин дустриальных методов в строительном производстве; комплектное и своевременное обеспечение пусковых объ ектов оборудованием; применение наиболее прогрессив ных и экономичных проектов для строительства.
В процессе планирования объема капитальных вло жений и ввода в действие основных фондов учитывается необходимость создания задела. Под заделом понима ется объем работ, который должен быть выполнен на переходящих объектах к концу планового года. Плани рование задела связано с обеспечением планомерного ввода в действие объектов, ритмичностью производства работ и эффективным использованием мощностей стро ительных организаций.
Строительный задел рассчитывается и обосновывает ся по мощности задельных объектов, их сметной стои мости и объему подлежащих выполнению капитальных вложений.
Задел по мощности представляет суммарную мощ ность предприятий и объектов, находящихся (или кото рые должны находиться) в строительстве.
•По жилищному строительству задел определяется в квадратных метрах общей площади и по капитальным вложениям.
Задел по капитальным вложениям—это объем работ, выраженный в сметных ценах, который должен быть выполнен к концу планируемого года на переходящих объектах, подлежащих вводу в эксплуатацию в следую щем плановом периоде. Норма задела определяется в процентах к сметной стоимости всех объектов, вводи мых в первом году следующего планового периода.
При комплексной застройке жилых массивов задел рассчитывается по строительству жилых домов, объек тов культурно-бытового назначения и инженерному оборудованию территории в соответствии со сроками ввода их в действие и общей продолжительностью за стройки микрорайона.
23
ОБОСНОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
При планировании капитальных вложений важное значение имеет обоснование размещения строительства. Выбор района и пункта строительства определяется в схемах развития и размещения соответствующих отрас лей и производств. Они в свою очередь разрабатываются
на основе схем развития хозяйства экономических райо нов и союзных республик, являющихся составной частью генеральной схемы развития производительных сил страны.
При обосновании выбора района и пункта строитель ства учитываются основные требования, определяющие территориальную структуру капитальных вложений. Они вытекают из принципов социалистического размещения производительных сил на территории страны. Это:
максимальное приближение производства к источни кам сырья, топлива и энергии, к поставщикам исходных материалов и полуфабрикатов и к районам потребления готовой продукции;
первоочередное вовлечение в хозяйственный оборот наиболее богатых по содержанию и экономически вы годных по условиям эксплуатации природных ресурсов; специализация хозяйства экономических районов, союзных республик на выпуске продукции, производство которой, в силу природных и других условий, наиболее
целесообразно в данном районе;
комплексное развитие хозяйства районов, улучшение их отраслевой структуры, совершенствование внутри районных связей,специализации и кооперирования.
Генеральные схемы размещения производительных сил разрабатываются на основе предплановых и прог нозных данных о развитии экономики страны в будущем, важнейших тенденций технического прогресса, динамики использования природных ресурсов. В генеральных схе мах решаются проблемы территориальной организации производительных сил, заключающейся в рациональном использовании природных ресурсов, сопряженном разви тии промышленности, сельского хозяйства и транспорта, размещении населения и сферы услуг, эффективном ис пользовании трудовых ресурсов и основных фондов, прог рессивном развитии сложившихся и формирующихся городов и сельских населенных пунктов, в освоении но вых территорий, совершенствовании межрайонных хо-
24
зяйственных связей и научного экономического райони
рования страны.
Генеральные схемы основываются на региональных прогнозах использования производственных и естествен ных ресурсов, но более конкретны по технико-экономи ческим обоснованиям и включают территориальные ис следования не отдельных вопросов, а всех взаимосвязан ных проблем развития производительных сил страны.
На основе генеральных схем должно осуществляться комплексное текущее и перспективное территориальное планирование развития народного хозяйства, размеще ние территориально-производственных комплексов, раз работка районных планировок и проектирование про мышленных узлов и районов, агропромышленных комп лексов и предприятий.
ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИИ
Одна из важнейших задач планирования капиталь ного строительства — выбор наиболее рационального на правления капитальных вложений.
В планах необходимо обеспечивать повышение эф фективности использования капитальных вложений, концентрацию их на оптимальном для каждого плано вого периода количестве строящихся объектов, сокраще ние сроков строительства, ускорение ввода в действие производственных мощностей и основных фондов, а так же улучшение размещения производительных сил по районам страны. В соответствии с этим при планирова нии капитальных вложений имеют важное значение:
выбор наиболее выгодных в данное время направле ний капитальных вложений, обеспечивающий наиболь ший прирост общественного производства;
правильное размещение производительных сил на территории страны;
быстрое внедрение достижений науки и техники; сосредоточение капитальных вложений на важней
ших стройках; сокращение срока и повышение качества строитель
ства; тщательное технико-экономическое обоснование про
ектных решений; совершенствование организационных форм общест
венного производства;
25