Файл: Соколов, Н. И. Годы, люди, катера страницы истории Костромского судомеханического завода.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
комил нас с общей характеристикой будущего катера. Действительно, для малых сплавных рек он был незаме ним: осадка всего четверть метра, на подводной части не имеет ни рулей, ни гребного вала, ни винта, ему не страшен топляк, он может ходить и по древесине, за просто проходит мелководье, чрезвычайно устойчив и маневренен... После всестороннего обсуждения, чертежи будущего катера были розданы по цехам. И здесь люден поразила необычность конструкции нового катера. Рабо чим захотелось узнать о нем поподробнее. Пришлось профессору Кужме в каждом цехе читать лекции о гидрореактивном движении и принципиальной схеме гидро движителя. Многое прояснилось, коллектив загорелся желанием первыми в стране изготовить подобный ка тер— такую честь костромские корабелы не хотели усту пать никому. На изготовление опытного образца были выделены лучшие мастера и рабочие завода, подключи лись к делу молодые специалисты. На освоение самых от ветственных узлов гидродвижителя поставили бригаду лучших слесарей во главе с Александром Николаевичем Хазовым. Новый катер так заинтересовал коллектив, что многие инженеры и техники завода встали к станкам и слесарным тискам, чтобы помочь быстрее изготовить опытный образец.
В июне — через два месяца после приезда Кужмы — первый водометный катер «ВБК-30» был спущен на воду в устье реки Костромы. На берегу собралась масса любо пытных. Некоторые жители Трудовой слободы, не связан ные с заводом и не знающие, что мы готовим совершенно новый катер, были настроены весьма скептически. Коекто с видом знатока говорил:
—Плавать будет, а двигаться вряд ли...
—Как это так: гребного винта нет, вода будет выли ваться из каких-то труб, а катер пойдет вперед? Такого не бывает!
Как на грех, в первый момент из-за мелкой неисправ-
48
Бригада из деревооб раб аты ваю щ его цеха. Слева направо : столяр Н иколай Ф едорович МОСИН,
Лев И ванович МОСКВИН, б р и га д и р Н иколай В асильевич У Ш А К О В , Е вгений П авлович ЛЕОНТЬЕВ и Г р и го р и й Н иколаевич СМИРНОВ.
ности водоводов катер при запущенном двигателе не смог двинуться с места. На берегу —смех, шуточки... Сидящий за рулем конструктор Кужма нервничает. Наконец, уст ранили неисправность. Профессор говорит:
—Вот я им сейчас покажу! Смеется тот, кто смеется последним...
И направил катер с полного хода в запань с молевой древесиной. На берегу все замерли: кто-то охнул:
—Да что они там, с ума посходили? Конец катеру!
4 Зак. 5297 |
49 |
Но катер легко перескочил через бревна запани и стал спокойно разгуливать по молевой древесине, подми ная ее под себя. На берегу раздались аплодисменты.
Вот так, пятнадцать лет назад, на Костромском судо механическом заводе был изготовлен первый водомет ный катер для работы в условиях мелководья и молево го сплава по проекту инженера Кужмы.
Катер «ВБК-30» по своим конструктивным данным явился незаменимым для работы на мелких реках в усло виях плывущей древесины, но мощность его была мала, и он не имел лебедки, необходимой при сплаве для стас кивания леса с мели и с берегов. Более совершенным стал катер «ПС-1», имеющий уже на своем вооружении более сложное оборудование и лебедку. Но и он не полностью удовлетворял сплавщиков и потому скоро был заменен еще более мощным катером «ПС-5».
С 1961 года завод перешел на серийное изготовление этого катера. Мощность двигателя равнялась 90 лошади ным силам. Скорость была доведена до 16,5 километра в час. Коллективу конструкторского отдела и рационали заторам завода пришлось немало потрудиться и улуч шить конструкцию этого катера. Почти 80 процентов чер тежей проекта, присланного Центральным научно-иссле довательским институтом леса и сплава, изменили и пе реработали на заводе в ходе производства.
В течение восьми лет изготовлялся заводом водомет ный катер этого типа. А в 1963 году Министерству лесной промышленности потребовались более мощные мелкоси дящие водометные катеры для сплавных работ на горных и полуторных реках. Проектированием его занялись од новременно ЦНИИлесосплава и конструкторское бюро нашего завода. Разгорелось негласное соревнование. И вот по плану ^швой техники к концу 1963 года была из готовлена первая промышленная партия таких катеров типа «КС-100» с фирменной маркой судомеханического завода. На катер установили мощный водометный дви-
50
I*
51
Первенец» водомедного катеро стр оени я — катер «ВБК-30» (строительны й N8 1, ию ль, 1954 года).
житель, обеспечивающий ему скорость до 29 километров в час, двухбарабанную лебедку с тяговым усилием до 5 тонн и механическим приводом. В Москве по разрабо танному ЦНИИлесосплавом 'проекту построили катер «ПС-6» такого же назначения.
«¡КС-100» и «ПС-6» прошли испытания в производст венных условиях на горных и полуторных реках.
Три месяца испытывался «КС-100» на реке Абакан Хакасской автономной области Красноярского края.
Абакан — полуторная река с очень быстрым тече нием, с массой протоков и перекатов, имеющих глубину всего 50—70 сантиметров. По ней ведется молевой сплав древесины.
«КС-100» с самого начала своего появления на реке поломал все установленные там нормы на сплавные ра боты. Прибывшие на испытания ведущий конструктор катера инженер Л. С. Панков и ст. мастер эксперимен тального участка К. Н. Мельников по телефону уведоми ли руководителей перевалочного участка, что они выхо дят к ним на новом катере. Этот участок находился вверх по течению, в 137 километрах от устья. Катера «Т-63» мощностью 150 лошадиных сил преодолевали это расстояние в течение 3—4 суток. «КС-100» прошел его за девять часов. Катер благополучно прошел все перека ты, миновал «заломы» молевого сплавного леса и сразу же пошел дальше, преодолевая идущий навстречу моле вой сплав. Это расстояние прошли за четыре часа, в то время как патрульным катером «ПС-5» проходили за двое суток.
Решением грсударственной комиссии «КС-100» был рекомендован для серийного производства. В дальней шем и он претерпел модернизацию: в конструкторском отделе был спроектирован более совершенный катер «КС-100А». Но о нем речь впереди...
Растет и совершенствуется производство водометных катеров. Многие, все более совершенные типы их сходили
52
со стапелей завода за эти годы. Достаточно сказать, что за это время мощность их увеличилась в шесть раз, а скорость поднялась с 13 до 30 километров. С ростом ско рости катеров увеличивается и коэффициент полезного действия водометных движителей.
На заводе выросли многочисленные кадры инженеров, техников и рабочих — специалистов водометного катеро строения. Молодой инженер-конструктор Л. С. Панков, автор проекта катера «КС-100», стал опытным специа листом по проектированию водометных катеров. Моло дые инженеры В. А. Макаров, В. П. Широков — также специалисты в проектировании катеров этого типа. От. мастер экспериментального участка К. Н. Мельников — специалист по изготовлению опытных образцов. Пионе рами водометного катеростроения можно назвать и
бригадира слесарей механического цеха А. Н. Хазова, брига дира корпусного це ха Г. А. Бажено ва, электросварщика Ф. Д. Попова, брига дира слесарей монтажио - сборочного деха В. Н. Тарасова и многих других, чей труд был вложен еще в первый водо метный катер, сде ланный в Костроме.
В последующие три года завод нара щивал свои произ водственные мощно сти, совершенство вал производство,
53
неуклонно повышал производительность труда, улучшал качество продукции, создавал новые типы катеров. Среди передовиков появились новые имена: электросварщиков В. А. Шахова и Ф. Д. Попова, бригады слесарей Ю. П. Шошина, мотористов-испытателей П. Н. Трухачева, слесарей-водопроводчиков Л. И. Смирнова, столяров Н. В. Ушакова. Они славно потрудились в эти «крутые» для завода годы. Рационализаторы и изобретатели Л. Н. Сорокин, К. Ф. Шутов, В. П. Кокушенков, Е. А. Васильев, П. Г. Лавин, М. В. Гузанов и другие внесли сотни предложений на сумму более полутора миллионов рублей. Завод вышел в ряд крупных предприятий горо да, все весомее становился вклад костромских судо строителей в народное хозяйство страны.
VI. НА ПОДЪЕМЕ
ЕМИЛЕТНИИ ПЛАН разви тия народного хозяйства стра ны явился для коллектива су домеханического завода следу ющим этапом создания, освое ния и производства новой тех ники, которая обеспечивала бы дальнейший рост и удешевле ние лесозаготовок и лесоспла
ва. За годы семилетки на заводе были созданы, освоены и пущены в серийное производство водометные катера— буксирные, патрульные, разъездные; сплоточные маши ны «Иртыш», топливо-заправочные- установки, мощные автолесовозы и автолесовозные поезда, землесосно-рефу лерные снаряды. Однако по-прежнему основной и глав ной продукцией были катера.
На заводе широко развернулось движение за ком мунистическое отношение к труду. Среди коллективов первыми высокого звания были удостоены бригады: элек тросварщиков— В. К- Смирнова, слесарей — А. В. Коне ва, столяров — Н. В. Ушакова; на следующий год это зва ние завоевали бригады: слесарей — В. П. Зорина и К- К. Сорокина, кузнецов — В. Ф. Никольского и электросвар щиков---В. К. Смурова.
Технический прогресс мощной волной захватил и ко стромской судомеханический завод. Невозможно пере-
55
М о щ ны й тр е хсо тси л ь н ы й катер «Т-135» с бульдозерной уста н о вко й р а счи щ ае т «залом» на сплаве.
числить все новшества, которые внедрены на заводе за годы семилетки. Хочется отметить наиболее прогрессив ные: полуавтоматическая сварка в среде углекислого га за и сварка алюминиево-магниевых сплавов в среде арго на; установка ТВЧ для термообработки деталей; камера для сушки катеров после покраски с применением ламп инфракрасного излучения; создан участок химической очистки листовой и сортовой стали; внедрена в производ ство газовая резка металла с применением пропан-бута на; в кузнице установлены нагревательные печи, рабо тающие на жидком топливе...
Это далеко неполный перечень всего, что сделано, по тому что хотя и не достаточно высокими темпами, но методически шла реконструкция завода. Самой крупной
56