Файл: Соколов, Н. И. Годы, люди, катера страницы истории Костромского судомеханического завода.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

комил нас с общей характеристикой будущего катера. Действительно, для малых сплавных рек он был незаме­ ним: осадка всего четверть метра, на подводной части не имеет ни рулей, ни гребного вала, ни винта, ему не страшен топляк, он может ходить и по древесине, за­ просто проходит мелководье, чрезвычайно устойчив и маневренен... После всестороннего обсуждения, чертежи будущего катера были розданы по цехам. И здесь люден поразила необычность конструкции нового катера. Рабо­ чим захотелось узнать о нем поподробнее. Пришлось профессору Кужме в каждом цехе читать лекции о гидрореактивном движении и принципиальной схеме гидро­ движителя. Многое прояснилось, коллектив загорелся желанием первыми в стране изготовить подобный ка­ тер— такую честь костромские корабелы не хотели усту­ пать никому. На изготовление опытного образца были выделены лучшие мастера и рабочие завода, подключи­ лись к делу молодые специалисты. На освоение самых от­ ветственных узлов гидродвижителя поставили бригаду лучших слесарей во главе с Александром Николаевичем Хазовым. Новый катер так заинтересовал коллектив, что многие инженеры и техники завода встали к станкам и слесарным тискам, чтобы помочь быстрее изготовить опытный образец.

В июне — через два месяца после приезда Кужмы — первый водометный катер «ВБК-30» был спущен на воду в устье реки Костромы. На берегу собралась масса любо­ пытных. Некоторые жители Трудовой слободы, не связан­ ные с заводом и не знающие, что мы готовим совершенно новый катер, были настроены весьма скептически. Коекто с видом знатока говорил:

Плавать будет, а двигаться вряд ли...

Как это так: гребного винта нет, вода будет выли­ ваться из каких-то труб, а катер пойдет вперед? Такого не бывает!

Как на грех, в первый момент из-за мелкой неисправ-

48

Бригада из деревооб раб аты ваю щ его цеха. Слева направо : столяр Н иколай Ф едорович МОСИН,

Лев И ванович МОСКВИН, б р и га д и р Н иколай В асильевич У Ш А К О В , Е вгений П авлович ЛЕОНТЬЕВ и Г р и го р и й Н иколаевич СМИРНОВ.

ности водоводов катер при запущенном двигателе не смог двинуться с места. На берегу —смех, шуточки... Сидящий за рулем конструктор Кужма нервничает. Наконец, уст­ ранили неисправность. Профессор говорит:

Вот я им сейчас покажу! Смеется тот, кто смеется последним...

И направил катер с полного хода в запань с молевой древесиной. На берегу все замерли: кто-то охнул:

Да что они там, с ума посходили? Конец катеру!

4 Зак. 5297

49



Но катер легко перескочил через бревна запани и стал спокойно разгуливать по молевой древесине, подми­ ная ее под себя. На берегу раздались аплодисменты.

Вот так, пятнадцать лет назад, на Костромском судо­ механическом заводе был изготовлен первый водомет­ ный катер для работы в условиях мелководья и молево­ го сплава по проекту инженера Кужмы.

Катер «ВБК-30» по своим конструктивным данным явился незаменимым для работы на мелких реках в усло­ виях плывущей древесины, но мощность его была мала, и он не имел лебедки, необходимой при сплаве для стас­ кивания леса с мели и с берегов. Более совершенным стал катер «ПС-1», имеющий уже на своем вооружении более сложное оборудование и лебедку. Но и он не полностью удовлетворял сплавщиков и потому скоро был заменен еще более мощным катером «ПС-5».

С 1961 года завод перешел на серийное изготовление этого катера. Мощность двигателя равнялась 90 лошади­ ным силам. Скорость была доведена до 16,5 километра в час. Коллективу конструкторского отдела и рационали­ заторам завода пришлось немало потрудиться и улуч­ шить конструкцию этого катера. Почти 80 процентов чер­ тежей проекта, присланного Центральным научно-иссле­ довательским институтом леса и сплава, изменили и пе­ реработали на заводе в ходе производства.

В течение восьми лет изготовлялся заводом водомет­ ный катер этого типа. А в 1963 году Министерству лесной промышленности потребовались более мощные мелкоси­ дящие водометные катеры для сплавных работ на горных и полуторных реках. Проектированием его занялись од­ новременно ЦНИИлесосплава и конструкторское бюро нашего завода. Разгорелось негласное соревнование. И вот по плану ^швой техники к концу 1963 года была из­ готовлена первая промышленная партия таких катеров типа «КС-100» с фирменной маркой судомеханического завода. На катер установили мощный водометный дви-

50

I*

51

Первенец» водомедного катеро стр оени я — катер «ВБК-30» (строительны й N8 1, ию ль, 1954 года).


житель, обеспечивающий ему скорость до 29 километров в час, двухбарабанную лебедку с тяговым усилием до 5 тонн и механическим приводом. В Москве по разрабо­ танному ЦНИИлесосплавом 'проекту построили катер «ПС-6» такого же назначения.

«¡КС-100» и «ПС-6» прошли испытания в производст­ венных условиях на горных и полуторных реках.

Три месяца испытывался «КС-100» на реке Абакан Хакасской автономной области Красноярского края.

Абакан — полуторная река с очень быстрым тече­ нием, с массой протоков и перекатов, имеющих глубину всего 50—70 сантиметров. По ней ведется молевой сплав древесины.

«КС-100» с самого начала своего появления на реке поломал все установленные там нормы на сплавные ра­ боты. Прибывшие на испытания ведущий конструктор катера инженер Л. С. Панков и ст. мастер эксперимен­ тального участка К. Н. Мельников по телефону уведоми­ ли руководителей перевалочного участка, что они выхо­ дят к ним на новом катере. Этот участок находился вверх по течению, в 137 километрах от устья. Катера «Т-63» мощностью 150 лошадиных сил преодолевали это расстояние в течение 3—4 суток. «КС-100» прошел его за девять часов. Катер благополучно прошел все перека­ ты, миновал «заломы» молевого сплавного леса и сразу же пошел дальше, преодолевая идущий навстречу моле­ вой сплав. Это расстояние прошли за четыре часа, в то время как патрульным катером «ПС-5» проходили за двое суток.

Решением грсударственной комиссии «КС-100» был рекомендован для серийного производства. В дальней­ шем и он претерпел модернизацию: в конструкторском отделе был спроектирован более совершенный катер «КС-100А». Но о нем речь впереди...

Растет и совершенствуется производство водометных катеров. Многие, все более совершенные типы их сходили

52

со стапелей завода за эти годы. Достаточно сказать, что за это время мощность их увеличилась в шесть раз, а скорость поднялась с 13 до 30 километров. С ростом ско­ рости катеров увеличивается и коэффициент полезного действия водометных движителей.

На заводе выросли многочисленные кадры инженеров, техников и рабочих — специалистов водометного катеро­ строения. Молодой инженер-конструктор Л. С. Панков, автор проекта катера «КС-100», стал опытным специа­ листом по проектированию водометных катеров. Моло­ дые инженеры В. А. Макаров, В. П. Широков — также специалисты в проектировании катеров этого типа. От. мастер экспериментального участка К. Н. Мельников — специалист по изготовлению опытных образцов. Пионе­ рами водометного катеростроения можно назвать и

бригадира слесарей механического цеха А. Н. Хазова, брига­ дира корпусного це­ ха Г. А. Бажено­ ва, электросварщика Ф. Д. Попова, брига­ дира слесарей монтажио - сборочного деха В. Н. Тарасова и многих других, чей труд был вложен еще в первый водо­ метный катер, сде­ ланный в Костроме.

В последующие три года завод нара­ щивал свои произ­ водственные мощно­ сти, совершенство­ вал производство,

53


неуклонно повышал производительность труда, улучшал качество продукции, создавал новые типы катеров. Среди передовиков появились новые имена: электросварщиков В. А. Шахова и Ф. Д. Попова, бригады слесарей Ю. П. Шошина, мотористов-испытателей П. Н. Трухачева, слесарей-водопроводчиков Л. И. Смирнова, столяров Н. В. Ушакова. Они славно потрудились в эти «крутые» для завода годы. Рационализаторы и изобретатели Л. Н. Сорокин, К. Ф. Шутов, В. П. Кокушенков, Е. А. Васильев, П. Г. Лавин, М. В. Гузанов и другие внесли сотни предложений на сумму более полутора миллионов рублей. Завод вышел в ряд крупных предприятий горо­ да, все весомее становился вклад костромских судо­ строителей в народное хозяйство страны.

VI. НА ПОДЪЕМЕ

ЕМИЛЕТНИИ ПЛАН разви­ тия народного хозяйства стра­ ны явился для коллектива су­ домеханического завода следу­ ющим этапом создания, освое­ ния и производства новой тех­ ники, которая обеспечивала бы дальнейший рост и удешевле­ ние лесозаготовок и лесоспла­

ва. За годы семилетки на заводе были созданы, освоены и пущены в серийное производство водометные катера— буксирные, патрульные, разъездные; сплоточные маши­ ны «Иртыш», топливо-заправочные- установки, мощные автолесовозы и автолесовозные поезда, землесосно-рефу­ лерные снаряды. Однако по-прежнему основной и глав­ ной продукцией были катера.

На заводе широко развернулось движение за ком­ мунистическое отношение к труду. Среди коллективов первыми высокого звания были удостоены бригады: элек­ тросварщиков— В. К- Смирнова, слесарей — А. В. Коне­ ва, столяров — Н. В. Ушакова; на следующий год это зва­ ние завоевали бригады: слесарей — В. П. Зорина и К- К. Сорокина, кузнецов — В. Ф. Никольского и электросвар­ щиков---В. К. Смурова.

Технический прогресс мощной волной захватил и ко­ стромской судомеханический завод. Невозможно пере-

55

М о щ ны й тр е хсо тси л ь н ы й катер «Т-135» с бульдозерной уста н о вко й р а счи щ ае т «залом» на сплаве.

числить все новшества, которые внедрены на заводе за годы семилетки. Хочется отметить наиболее прогрессив­ ные: полуавтоматическая сварка в среде углекислого га­ за и сварка алюминиево-магниевых сплавов в среде арго­ на; установка ТВЧ для термообработки деталей; камера для сушки катеров после покраски с применением ламп инфракрасного излучения; создан участок химической очистки листовой и сортовой стали; внедрена в производ­ ство газовая резка металла с применением пропан-бута­ на; в кузнице установлены нагревательные печи, рабо­ тающие на жидком топливе...

Это далеко неполный перечень всего, что сделано, по­ тому что хотя и не достаточно высокими темпами, но методически шла реконструкция завода. Самой крупной

56