Файл: Соколов, Н. И. Годы, люди, катера страницы истории Костромского судомеханического завода.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
новостройкой было строительство нового корпусного цеха из сборного железобетона.
На этой, год от года крепнующей материальной базе, на основе технического прогресса, движения за коммуни стический труд можно было развернуть смелую творче скую работу по развитию и совершенствованию произ водства, по освоению и выпуску новой техники. Кроме новых типов катеров здесь хотелось бы отметить сплоточ ные машины «Иртыш», способные связать в пучки до двух тысяч кубометров молевой древесины за смену, и землесосно-рефулёрные снаряды, способные перекачать за смену 135 кубометров грунта. Кстати сказать, спло точные машины нашли широкое признание у сплавщиков, как сейчас все большую популярность у мелиораторов завоевывают костромские землесосы.
Т о карь м е хан ич еского цеха Роман Н иколаевич ОСИПОВ.
Годы семилетки по праву можно на звать продолжением эры водометного ка теростроения в исто рии судомехани'ческого завода. За это время костромичи дали пять типов
этих катеров, от мо дели к модели увели чивая их мощность, улучшая судоходные качества и скорость. Водометные катер ы с фирменной маркой Костромского завода вышли за рубеж •— в Монголию, Югос
57
лавию, Чехословакию, Финляндию, Индию, Индонезию, ОАР... Я уже рассказывал, как создавался и проходил ис пытания на Абакане катер «КС-100» в 1963 году. Хочу лишь добавить несколько деталей. Так, после испытаний восхищенные хакасцы .писали:
«Катер разбирал заломы на мелях и камнях. Всего пущено в приплав более восьми тысяч кубометров леса. На перекатах с глубиной 50—70 сантиметров катер ока зался незаменимым при буксировке несамоходных судов. Катера другого типа через перекаты не проходили. Высо кая скорость и малая осадка — его большие достоин ства».
Итак, катер «КС-100», сконструированный и построен ный на Костромском судомеханическом заводе, успешно прошел производственные испытания на одной из слож нейших рек Сибири.
Но давайте познакомимся с создателями и спытателями замечательного судна. Просторное светлое помеще ние. Здесь конструкторы завода свои замыслы и смелые дерзания перекладывают на ватманГлавный конструк тор катера «КС-100» Леонид Сергеевич Панков— специ алист молодой. Созданный им в творческом содружестве с М. А. Кашлачевым, В. А. Макаровым и другими катер «КС-ЮО» — его первенец.
Старший мастер экспериментального участка Кон стантин Николаевич Мельников много и плодотворно по трудился при создании опытного образца. В качестве ка питана совместно с Л. С. Пашковым и старшим слесарем В. Г. Хохловым он проводил испытания катера в Сибири.
— Отправляясь в Сибирь, на реку Абакан, мы совер шенно не знали условий эксплуатации, — говорит Л. С. Папков. — Когда прибыли на место, были восхищены ве личием и мощью горной реки. Достаточно сказать, что она имеет скорость течения 16 километров в час, изоби лует перекатами глубиной 50—70 сантиметров и очень камениста. Но наш катер показал отличные ходовые ка-
58
чесгва. Так, средняя скорость достигла 29 километров в час при осадке в 33 сантиметра.
Короче говоря, костромской водомет «КС-100» произ вел целую революцию в сплавных работах на полугарной
реке и зарекомендовал себя с самой хорошей стороны. В эти годы на за
воде ширилось дви жение за коммуни стический труд. К концу семилетки уже более двух третей рабочих и служащих соревновались за вы сокое звание ударни ка коммунистического труда, а также все цехи и почти все мас терские участки и бригады. Среди це хов первым высокое звание еще в 1962 го
ду было присвоенс коллективам инстру ментального и меха нического цехов. К
концу семилетки зва ние ударников завоевали около трехсот рабочих и слу
жащих завода. Это был надежный авангард, с которым можно было затевать любые большие дела.
Из года в год крепли партийная, комсомольская и профсоюзная организации. Коммунистов на заводе было уже более ста, комсомольцев тоже более сотни. За ты сячу, перевалило число членов профсоюза. Судостроители жили полнокповной жизнью большого производственного коллектива. Благоустраивалась год от года территория
59
завода, производственная эстетика пришла в цехи. Уже ничто не напоминало теперь те кустарные мастерские, из которых был основан завод. Он стал современным пред приятием. Само собой разумеется, были и возникали но вые трудности, но это были трудности совершенно друго го порядка, борьба с которыми во многом зависела те перь от умения организовать производство на современ ном уровне.
Выполняя из года в год производственную програм му, завоевывая классные места в соревновании, завод вы полнил семилетний план досрочно, дав прирост продук ции по сравнению с 1959 годом около пятидесяти процен тов. Передовики производства выполнили свои личные планы за 5—6 лет. Среди лучших мы вновь встречаем фамилии испытанной рабочей гвардии, ветеранов труда,
но появились среди них и новые имена: судосборщик В. И. Пименов, электро сварщики Н. Ф. Але шин и М. Г. Алешин, слесарь Ю. П. Шошин, токарь В. А. Ва сильев, электромон тажник И. С. Сини цын и многие другие.
За достигнутые успехи в выполнении семилетнего плана Президиум Верхов ного Совета СССР
Указом от 23 июня 1966 года наградил орденами и медаля ми и группу работни ков нашего ¡завода:
60
орденом Трудового Красного Знамени — электросварщи ка Федора Дмитриевича Попова, орденом «Знак Поче та»— токаря Бориса Александровича Рудковского и сто ляра Николая Васильевича Ушакова, медалью «За тру
довую |
доблесть» — старшего мастера |
механического |
||
цеха |
Доната Федоровича Голубева, |
резчицу |
метал |
|
ла Александру Алексеевну Егорову, |
главного механика |
|||
завода Александра Александровича |
Флорова, |
медалью |
«За трудовое отличие» —слесаря Вадима Александрови ча Ванчикова, заместителя главного конструктора Лео нида Сергеевича Папкова, судосборщика Павла Никола евича Юрьева.
Товарищи по работе горячо поздравили награжден ных, вместе с тем эта награда обязывала весь коллектив завода направить свои трудовые усилия на выполнение планов следующей пятилетки.
VII. ЮБИЛЕЙНАЯ ВАХТА
НАШЕЙ СТРАНЕ использует ся сейчас для сплава леса до 2400 рек и 220 озер. Общая протяженность сплавных вод ных путей составляет около 142 тысяч километров. И на всех этих реках и озерах трудятся наши костромские катера. Со рок лет Костромской судомеха
нический завод бесперебойно снабжает лесную промыш ленность малым флотом и яругой техникой. А ныне за казчиками завода стали и другие отрасли 'народного хо зяйства. Охотно покупают катера геологи, рыбаки, реч ники, нефтяники, мелиораторы и другие, кому есть нуж
да в быстроходном, мелкосидящем, |
высокопроходимом |
и мощном катере. |
на внутреннем и |
Во многом способствовала славе |
внешнем рынках модернизация катера «КС-100». Сейчас катер «КС-100А» имеет применение не только на полу торных и горных реках, но и во всем .народном хозяйстве, получил признание не только в своей стране, но и за ру бежом. И по-праву!
Катер «КС-100А» предназначен для выполнения ра бот на первоначальном сплаве леса и на малых сплавных рейдах. Высокая скорость кода, хорошая проходимость
62
по мелководью дают возможность попользовать катер на реках с перекатами, малыми глубинами, засоренным фарватером и на 'реках со скоростью течения до пяти метров в секунду, другими словами — горных реках. При помощи имеющегося на катере оборудования ставятся и убираются лесонаправляющие сооружения, сплавляется лес молем и в щучкахКатер способен буксировать не большие плоты, баржи, а также использоваться как связ ное, почтовое и экспедиционное судно.
Основные технические данные катера таковы: дли
на— 12 метров, |
ширина — 3 м, |
водоизмещение — 7 т: |
осадка — 30 см, |
мощность— 170 |
лошадиных сил, ско |
рость— 28 км/час. Реверсрулевое |
устройство позволяет |
производить поворот на месте. Катер оснащен двухбара банной лебедкой с тяговым усилием 5 и 2,5 тонны. Катер «КС-100А» экспонировался на ВДНХ в Москве и удосто ен Диплома второй степени, а конструктор Л. С. Панков награжден серебряной медалью.
В годы восьмой пятилетки костромичи освоили выпуск ледокольного буксира водоизмещением в 60 тонн и с дви гателем 350 лошадиных сил. Судно такой величины стро илось в Костроме впервые. Однако костромские судо строители справились со всеми трудностями. Эти речные ледоколы получили высокую оценку специалистов и хо зяйственников.
Освоили костромичи в годы пятилетки и строительст во мощного агрегата — катера «Т-135» с бульдозерной установкой на носу и мощной — с тяговым усилием в во семь тонн — лебедкой на корме. Он способен разбирать заторы при молевом сплаве, или, ¡как говорят сплавщики, «бить пыжа», что раньше в неимоверно трудных и опас ных условиях сплавщики делали вручную-
Большим спросом пользуется в стране и быстроход ный водометный разъездной катер «Т-147», развивающий скорость до пятидесяти километров в час.
Основным заказчиком на землесосно-рефулерные сна-
63
штш
вод ом етны й катер «КС-100А» один из л у ч ш и х судов это го ти п а в стране .
ряды стало Министерство мелиорации и водного хозяйст ва; охотно покупает водометные катера «Сельхозтех ника».
В годы пятилетки коллектив завода ведет большую созидательную .работу, ¡разрабатывает новые и совершен ствует уже выпускаемые катера и агрегаты, механизиру ет и автоматизирует производство, совершенствует тех нологию, внедряет передовые методы труда.
Хозяйственные успехи не пришли сами собой. Потре бовалась большая организационная и воспитательная работа по сплочению коллектива н направлению его на решение поставленных задач. Эту работу возглавила партийная организация, авторитет которой неизмеримо вырос и окреп. Этому способствовало и то, что восьмая пятилетка была эпохой больших политических событий, великих исторических дат: отмечалось 50-летие Советско-
64
го государства, 100-летне со дня рождения основателя партии и государства В. И. Ленина. Все эти события во истину [всколыхнули весь советский народ, вдохновили трудящихся на новые грандиозные свершения, проде монстрировали единствб и сплоченность народа с пар тией.
Широко по всей стране развернулось социалистиче ское соревнование в честь 50-летия Великого Октября. Естественно, не остались в стороне от этого всенародного порыва и костромские судостроители. Почти все рабочие, инженерно-технические работники и служащие взяли личные повышенные обязательства- С подъемом и разма хом трудились люди. 360 человек, 18 бригад и 2 мастер ских участка получили звание ударников и коллективов коммунистического труда. Руководимый ветераном заво да, кавалером ордена Ленина, коммунистом Геннадием Николаевичем Исаковым инструментальный цех завое вал высокое звание коммунистического еще в прошедшую
пятилетку. Теперь он добился почетного права |
носить |
|||||
имя 50-летия Великого Октября. |
|
более |
тридцати |
|||
Г. Н. Исаков проработал на заводе |
||||||
лет. Недавно он получил пенсионное |
удостоверение, |
но |
||||
остался на родном заводе, потому что |
не мыслит |
своей |
||||
жизни без труда. Геннадия Николаевича |
можно |
с |
||||
полным основанием назвать самородком. |
Технического |
|||||
образования он не имеет, начал на |
заводе |
с |
рабочего, |
|||
прошел все ступени административной лестницы |
до на |
чальника цеха, а в знаниях — от моториста до инженера. И это не преувеличение, это действительный факт. И все
го он добился не только благодаря |
природной |
сметке и |
|||
уму, но и упорству, |
постоянному |
творческому |
поиску, |
||
беспокойной |
своей |
пытливости. |
Такие |
люди, как |
|
Г. Н. Исаков, |
во многом способствовали |
техническому |
прогрессу на заводе.
Первый этап пятилетки был закончен успешно: завод выполнил все свои обязательства, взятые в честь полуве-
5 Зак. 5297 |
65 |