Файл: Опыт проведения специальных и факультативных курсов по геолого-географическим дисциплинам [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ном отделении,ввиду ограниченности времени, в лекциях рас сматриваются только самые основные методологические вот росы.
При разработке программ за основу принимались работы В. В. Покшишевского, С. А. Ковалева, О. А. Константинова, материалы совещаний по географии населения. Важным, по лезным пособием служат вышедшие за последние годы кни ги В. В. Покшишевского — «География населения СССР» и «География населения зарубежных стран», а также работа Г. М. Лаппо — «География городов с основами градострои тельства».
При постановке спецкурса и спецпрактикума на стацио наре основное внимание уделялось следующим разделам: изу чению современных демографических процессов и их прояв лениям в различных' районах и республиках СССР, особен ностям развития этих процессов в других социалистических странах (на примере отдельных стран), в некоторых разви тых капиталистических странах и в развивающихся странах (также на отдельных примерах). При изучении этих процес сов в СССР широко использовались итоги Всесоюзных пере писей населения 1959 и 1970 гг., над анализом которых сту денты работали с большим интересом. При изучении зару бежных стран наряду с имеющимися справочниками исполь зовались также отдельные монографии, материалы из рефе ративного журнала «География» и др. Развитие современной урбанизации и региональные особенности этого процесса рас сматривались на примерах Центрального района, Среднеази атских республик, Чехословацкой Социалистической респуб лики, Севера Франции, Японии, Нигерии и ряда других стран и регионов. Изучались также основные принципы классифи кации и типологии населенных мест в СССР и других стра нах, городские агломерации, территориальные системы рас селения.
На заочном отделении в течение последних лет изучались территориальные системы расселения и система обслужива ния сельского населения в условиях различных областей Центрального района и некоторых других, в соответствии с местами .проживания студентов.
Самостоятельная работа студентов — участников спец практикума включает следующие этапы: изучение методоло гической и методической литературы по географии населения
и городов, составление библиографии по избранной теме ре гионального исследования, изучение литературных и статис тических материалов, сбор местных статистических и других данных, картографическое оформление собранных материа лов, написание доклада, его сообщение на занятии и обсуж дение заслушиваемых докладов.
Курс этнографии народов СССР, который ставился у нас в течение нескольких лет, имеет этногеографическое направ ление. Программа его также включает вводную и региональ ную части.-
В вводной части рассматриваются предмет этнографии и этногеографии, связи между этнографией, географией насе ления и экономической географией, задачи этнографического изучения народов СССР учителем-географом'. Рассматрива ются также основные этнографические понятия и этнические процессы, в том числе понятия об этнических территориях и этнических границах, об этническом районировании терри тории СССР, связь между этническим районированием и по литико-административным делением СССР. Здесь же рас сматриваются классификации народов по различным призна кам, используемые при этнографическом изучении, методы эт нографического изучения народов, дается критика некоторых буржуазных «теорий», используемых в буржуазной этногра фии, и приводится обзор важнейшей литературы и источни ков, которые должны быть использованы студентами.
Вторая часть предусматривает изучение народов различ ных этнографических областей и подобластей страны, которое проводится как методом лекций, так и методом самостоятель ной работы студентов, завершавшейся их докладами и сооб щениями. Доклады включали следующий (примерный) круг вопросов: этногенез народа и этнические границы его рассе ления. Современные этнические процессы. Особенности ма териальной культуры, ее развитие под влиянием смены спосо бов производства, отражение в ней условий географической среды. Типы расселения, поселения, жилища. Общественный быт. Прошлые верования и обряды, их проявления в совре менных условиях. Новые обряды. Новая социалистическая культура народа и ее национальные формы. Народное твор чество в различных его проявлениях. Народные промыслы.
Конечно, не в каждом сообщении все эти вопросы нахо дили одинаковую степень отражения. Здесь многое зависело
18
пт индивидуальных интересов докладчика, собранных им ма териалов и др. Работа позволяла развивать творческую само стоятельность студентов.
Этнографическое изучение населения нашей многонацио нальной страны открывает большой простор не только для расширения научного кругозора студентов, но и для лучшей их подготовки к интернациональному и атеистическому вос питанию учащихся в школе. Подробно знакомясь с различны ми народами, студенты на конкретных примерах изучают влияние этнических факторов на своеобразие хозяйства, куль туры. и быта народа. Большое воспитательное воздействие оказывает изучение тех изменений, которые произошли^за со ветские годы в жизни малых народов нашей страны, в особен ностях их общественного и семейного быта, в развитии поли тической активности, культуры, народного творчества.
Анализ итогов , спецкурсов и спецпрактикумов по пробле мам географии населения показывает, что студенты прояв ляют к ним большой интерес и отчетливо понимают, какую пользу они извлекают из этой работы. В конце занятий сту дентам предлагалось письменно ответить на следующие три вопроса: 1. Что Вы получили в процессе работы в познава тельном и методическом отношениях? 2. Что может приго диться Вам в практической работе? 3. Каковы Ваши пожела ния на будущее? Ответы можно было не подписывать. Ниже приводим некоторые отрывки из ответов студентов.
«Работа в спецпрактикуме обогатила мои знания о насе лении нашей и других стран. Я многое узнала о жизни, быте и нравах народа, о формах и типах расселения. Кроме того, я лучше научилась работать с литературой и особенно со статистическими данными».
«Я много нового узнала .не только о населении нашей страны, Центрального района, но и о населении своей Ярос лавской области и своего района. Я работаю в школе и дол жна сказать, что дети мало знают о населении своего края, города, села. Да и сама я не уделяла этой теме должного внимания. А теперь, я знаю, работать по этой теме очень ин тересно».
«Много пришлось мне поработать над своей темой: собрать материал, произвести некоторые расчеты, составить карту сельсовета, обобщить все. Во времяподготовку доклада я научилась находить нужный материал, анализировать факты
19
и цифры. Я поняла, что если к цифрам относиться вдумчиво, можно узнать из них много интересного».
«Большую пользу принес анализ докладов товарищей, он учит критически мыслить».
«Приобретенные знания и навыки думаю использовать в школе не только на уроках, но и в кружке или факультативе, а также при оформлении краеведческого школьного музея, который мы сейчас создаем».
В своих пожеланиях на будущее студенты предлагают со хранить сложившуюся методику, но шире использовать кино, диапозитивы, материалы областного музея и другие средства наглядности.
Включение в новый учебный план курса «География на селения» на III курсе (20 часов лекций и 16 часов лаборатор ных занятий) нисколько не умаляет значения постановки спецкурсов и спецпрактикумов по различным проблемам гео графии населения и этнографии для студентов IV и V курсов. Напротив, теперь складываются более благоприятные воз можности для углубленного изучения отдельных проблем этой обширной и чрезвычайно интересной области географической науки.
Н. Д. ДОБРИИА
Саратовский университет
О СПЕЦКУРСЕ «УЧЕНИЕ О ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОНАЛЬНОСТИ»
Спецкурс «Учение о географической зональности» был вве ден в учебный план географического факультета Саратов ского университета в связи с тем, что выявление закономер ностей географической оболочки, открытие и дальнейшее ис следование ее законов, в частности, закона географической зональности^ сыграло и играет огромную роль в развитии физической географии как науки.
В той или иной мере вопросы, связанные с законом гео графической зональности, рассматриваются в таких лекцион ных курсах, как «Общее землеведение», «История геогра фии», «Основные проблемы физической географии». Однако ни в одном из названных курсов не дается всестороннего и целостного освещения этой важной составной части теории физической географии.
Задачей спецкурса является углубление и расширение у студентов теоретических представлений, связанных с опреде лением и уточнением значения закона географической зо нальности в системе законов территориальной дифференциа ции географической оболочки.
Кратко остановимся на характеристике каждого раздела программы.
Во «Введении» указывается, что учение о географической зональности имеет важное значение, оно выступает как свя зующее звено между учениями о географической оболочке и ландшафтах. Данное учение является, в сущности, теорети ческой основой классификации ландшафтов. Ставится задача
21
выявить основные признаки закона географической зонально сти, проанализировать понятия «зона», предложенные раз личными авторами, показать отличия в понятиях «закон гео графической зональности» и «зона» и дать определение зоны.
Большое значение для систематизации материала, отра жающего эволюцию понятия закона географической зональ ности, имеет периодизация. Учитывая основные признаки за кона географической зональности, выделяем и характеризуем следующие важнейшие разделы: 1. Выделение тепловых поя сов по астрономическим данным; II. Зарождение и эволюция понятия зональности отдельных тел и явлений земной поверх ности; III. Возникновение учения о географической зональ ности; IV. Развитие учения о географической зональности как ведущей закономерности территориальной дифференциации географической оболочки (с 30-х годов XX в.)
В лекциях по первому разделу спецкурса речь идет о вы делении тепловых поясов по астрономическим данным в тру дах древнегреческих ученых, которые правильно поняли за кономерность распределения солнечного тепла на поверхно сти шарообразной Земли в зависимости от угла падения сол нечных лучей. Далее подчеркивается, что большинство антич ных ученых вполне материалистически воспринимали окру жающую их природу, пытаясь естественно-научным путем объяснить наблюдаемые природные явления.
В сущности, такого же деления придерживался в XVII ве ке Б. Варений. Деление его, как и деление античных ученых, было осуществлено без учета особенностей тел и явлений са мой земной поверхности.
В разделе «Зарождение учения о зональности отдельных тел и явлений земной поверхности» отмечается, что с середи ны XVIII века в естествознании происходят значительные изменения. Дается социально-экономическая характеристика этого периода, в течение которого впервые в трудах извест ного немецкого ученого А. Гумбольдта, выдающихся русских естествоиспытателей П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. А. Северцова, М. А. Мензбира и др. были выделены соответственно растительно-климатические, геоботанические, зоогеографические зоны. Дается их характеристика. В выводах по этому разделу подчеркивается, что труды вышеуказанных ученых имели огромное значение в подготовке создания уче ния о географической зональности, несмотря даже на то, что
22
в ряде |
случаев выделение это произведено |
применительно; |
только |
к отдельным регионам, без планетарного обобщения. |
|
В лекциях по разделу «Возникновение учения о географи |
||
ческой зональности» характеризуется период, |
когда более |
|
ускоренное развитие получают пауки о Земле. |
Вскрывается |
всесторонняя связь тел и явлений,земной поверхности и их развитие, отмечается, что особенностью этого периода явля ется открытие В. В. Докучаевым, на основе созданного им учения об органической связи тел и явлений земной поверх ности, закона географической зональности, сформулирована его сущность и были выделены впервые географические или, как он их называл, «естественноисторические» зоны. Наряду с выделением горизонтальных и вертикальных зон, В. В. До кучаев подметил зональность в водных пространствах, в рас
пределении |
некоторых минеральных |
образований, |
а |
также |
отмечал и |
внутризональные различия |
( Д о б р и н а |
Н. |
Д, К |
открытию закона географической зональности В. В. Докучае
вым. |
— В еб.: |
«Вопросы физической |
географии». Вып. 4. |
|||
Изд-во Саратовского ун-та. Саратов, 1971). |
|
|||||
ва |
Подробно анализируются труды учеников В. В. Докучае |
|||||
Н. |
М. Сибирцева, |
А. Н. Краснова, |
Г. |
И. Танфильева, |
||
Г. |
Н. |
Высоцкого, |
В. |
И. Вернадского и др., |
которые сами в |
дальнейшем создали новые научные направления, способству ющие дальнейшему развитию закона географической зональ ности.
По разделу спецкурса «Развитие учения о географической зональности как ведущей закономерности территориальной дифференциации географической оболочки» отмечается, что,
всущности, с этого рубежа и начинается современный период
вразвитии учения о географической зональности. Современ ный период характеризуется дальнейшим более ускоренным
развитием учения о географической зональности, особенно, в трудах Л.. С. Берга и А. А. Григорьева, А. Д. Гожева и др.
Одной из особенностей развития отечественной географии на первом этапе (с 30-х и до 50-х годов) является то, что единое учение В. В. Докучаева об органической связи тел и явлений земной поверхности расчленилось, как известно, на отдельные научные направления, ландшафтоведческое и общеземлеведческое, которые долгое время исследовались в отрыве друг от друга и даже противопоставлялись друг дру гу. С конца 50-х годов в последующих работах А, А. Грн-
23
горьева, а также в трудах И. П. Герасимова. А. Д. Гожева,
A.Г. Исаченко, С. В. Калесника, К- К- Маркова, Ф. Н. Милькова, А. И. Перельмана, А. М. Рябчикова, Н. А. Солнцева,
B.Б. Сочавы и др. географов была вскрыта полнее всеобщая связь тел и явлений географической оболочки, точнее и кон кретнее выявлены особенности отдельных ландшафтов, что
сыграло положительную роль в преодолении изолированнос ти указанных односторонних направлений. Связь этих нап равлений способствует дальнейшему развитию теории науки, в частности, закона географической зональности как на по верхности суши, так и на океанах, правильному решению практических вопросов.
Отмечается, что в капиталистических странах, -в частнос ти, в США, Франции и др., географы изучают в основном отдельные компоненты природы, а не их взаимосвязь и взаи мообусловленность, поэтому там и до сих пор нет учения о географической оболочке и, по существу, лишь зарождается учение о географической зональности.
Советская физическая география в своем развитии, в оп ределении законов территориальной дифференциации геогра фической оболочки занимает передовые позиции и оказывает благотворное влияние на развитие географии зарубежных стран, особенно социалистических.
В нашей стране выдающиеся достижения в физической гео графии связаны с тем, что ее развитие совершается с позиций диалектического материализма, являющегося мировоззрен ческой и методологической основой развития науки. Нпряду с широтной зональностью и вертикальной поясностью в сов ременный период открыты и развиваются и другие законы территориальной дифференциации географической оболочки: провинциальность, секторность, полярная асимметрия. Под робно освещается каждая из этих закономерностей. Анализш руются схемы деления географической оболочки на географи ческие пояса и зоны. Студентам предлагаются схемы и кар та-схема важнейших закономерностей территориальной диф ференциации географической оболочки для всей территории земного шара, составленные автором.
В заключение отмечается, что исследование понятия за кона географической зональности, как и всей системы зако нов территориальной дифференциации географической оболоч ки, непосредственно связано с разработкой проблемы физико
24
географического |
районирования, имеющей важное значение |
н удовлетворении |
насущных запросов коммунистического |
строительства. При этом учет зональных особенностей имеет огромное значение, что получило отражение во многих реше ниях Коммунистической партии и Советского правительства.
Кроме лекций по спецкурсу, проводятся практические ра боты и семинары по таким темам, как «Зарождение учения о зональности отдельных тел и явлений земной поверхности». «Открытие закона географической зональности В. В. Доку чаевым», «Важнейшие закономерности территориальной диф ференциации географической оболочки и их соотношение» и
ДР-
В помощь студентам автором написаны статьи по всем разделам спецкурса в отдельности и методическое пособие «Учение о географической зональности» (1971) под редакцией профессора П. С. Кузнецова.