Файл: Опыт проведения специальных и факультативных курсов по геолого-географическим дисциплинам [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ном отделении,ввиду ограниченности времени, в лекциях рас­ сматриваются только самые основные методологические вот росы.

При разработке программ за основу принимались работы В. В. Покшишевского, С. А. Ковалева, О. А. Константинова, материалы совещаний по географии населения. Важным, по­ лезным пособием служат вышедшие за последние годы кни­ ги В. В. Покшишевского — «География населения СССР» и «География населения зарубежных стран», а также работа Г. М. Лаппо — «География городов с основами градострои­ тельства».

При постановке спецкурса и спецпрактикума на стацио­ наре основное внимание уделялось следующим разделам: изу­ чению современных демографических процессов и их прояв­ лениям в различных' районах и республиках СССР, особен­ ностям развития этих процессов в других социалистических странах (на примере отдельных стран), в некоторых разви­ тых капиталистических странах и в развивающихся странах (также на отдельных примерах). При изучении этих процес­ сов в СССР широко использовались итоги Всесоюзных пере­ писей населения 1959 и 1970 гг., над анализом которых сту­ денты работали с большим интересом. При изучении зару­ бежных стран наряду с имеющимися справочниками исполь­ зовались также отдельные монографии, материалы из рефе­ ративного журнала «География» и др. Развитие современной урбанизации и региональные особенности этого процесса рас­ сматривались на примерах Центрального района, Среднеази­ атских республик, Чехословацкой Социалистической респуб­ лики, Севера Франции, Японии, Нигерии и ряда других стран и регионов. Изучались также основные принципы классифи­ кации и типологии населенных мест в СССР и других стра­ нах, городские агломерации, территориальные системы рас­ селения.

На заочном отделении в течение последних лет изучались территориальные системы расселения и система обслужива­ ния сельского населения в условиях различных областей Центрального района и некоторых других, в соответствии с местами .проживания студентов.

Самостоятельная работа студентов — участников спец­ практикума включает следующие этапы: изучение методоло­ гической и методической литературы по географии населения

и городов, составление библиографии по избранной теме ре­ гионального исследования, изучение литературных и статис­ тических материалов, сбор местных статистических и других данных, картографическое оформление собранных материа­ лов, написание доклада, его сообщение на занятии и обсуж­ дение заслушиваемых докладов.

Курс этнографии народов СССР, который ставился у нас в течение нескольких лет, имеет этногеографическое направ­ ление. Программа его также включает вводную и региональ­ ную части.-

В вводной части рассматриваются предмет этнографии и этногеографии, связи между этнографией, географией насе­ ления и экономической географией, задачи этнографического изучения народов СССР учителем-географом'. Рассматрива­ ются также основные этнографические понятия и этнические процессы, в том числе понятия об этнических территориях и этнических границах, об этническом районировании терри­ тории СССР, связь между этническим районированием и по­ литико-административным делением СССР. Здесь же рас­ сматриваются классификации народов по различным призна­ кам, используемые при этнографическом изучении, методы эт­ нографического изучения народов, дается критика некоторых буржуазных «теорий», используемых в буржуазной этногра­ фии, и приводится обзор важнейшей литературы и источни­ ков, которые должны быть использованы студентами.

Вторая часть предусматривает изучение народов различ­ ных этнографических областей и подобластей страны, которое проводится как методом лекций, так и методом самостоятель­ ной работы студентов, завершавшейся их докладами и сооб­ щениями. Доклады включали следующий (примерный) круг вопросов: этногенез народа и этнические границы его рассе­ ления. Современные этнические процессы. Особенности ма­ териальной культуры, ее развитие под влиянием смены спосо­ бов производства, отражение в ней условий географической среды. Типы расселения, поселения, жилища. Общественный быт. Прошлые верования и обряды, их проявления в совре­ менных условиях. Новые обряды. Новая социалистическая культура народа и ее национальные формы. Народное твор­ чество в различных его проявлениях. Народные промыслы.

Конечно, не в каждом сообщении все эти вопросы нахо­ дили одинаковую степень отражения. Здесь многое зависело

18


пт индивидуальных интересов докладчика, собранных им ма­ териалов и др. Работа позволяла развивать творческую само­ стоятельность студентов.

Этнографическое изучение населения нашей многонацио­ нальной страны открывает большой простор не только для расширения научного кругозора студентов, но и для лучшей их подготовки к интернациональному и атеистическому вос­ питанию учащихся в школе. Подробно знакомясь с различны­ ми народами, студенты на конкретных примерах изучают влияние этнических факторов на своеобразие хозяйства, куль­ туры. и быта народа. Большое воспитательное воздействие оказывает изучение тех изменений, которые произошли^за со­ ветские годы в жизни малых народов нашей страны, в особен­ ностях их общественного и семейного быта, в развитии поли­ тической активности, культуры, народного творчества.

Анализ итогов , спецкурсов и спецпрактикумов по пробле­ мам географии населения показывает, что студенты прояв­ ляют к ним большой интерес и отчетливо понимают, какую пользу они извлекают из этой работы. В конце занятий сту­ дентам предлагалось письменно ответить на следующие три вопроса: 1. Что Вы получили в процессе работы в познава­ тельном и методическом отношениях? 2. Что может приго­ диться Вам в практической работе? 3. Каковы Ваши пожела­ ния на будущее? Ответы можно было не подписывать. Ниже приводим некоторые отрывки из ответов студентов.

«Работа в спецпрактикуме обогатила мои знания о насе­ лении нашей и других стран. Я многое узнала о жизни, быте и нравах народа, о формах и типах расселения. Кроме того, я лучше научилась работать с литературой и особенно со статистическими данными».

«Я много нового узнала .не только о населении нашей страны, Центрального района, но и о населении своей Ярос­ лавской области и своего района. Я работаю в школе и дол­ жна сказать, что дети мало знают о населении своего края, города, села. Да и сама я не уделяла этой теме должного внимания. А теперь, я знаю, работать по этой теме очень ин­ тересно».

«Много пришлось мне поработать над своей темой: собрать материал, произвести некоторые расчеты, составить карту сельсовета, обобщить все. Во времяподготовку доклада я научилась находить нужный материал, анализировать факты

19


и цифры. Я поняла, что если к цифрам относиться вдумчиво, можно узнать из них много интересного».

«Большую пользу принес анализ докладов товарищей, он учит критически мыслить».

«Приобретенные знания и навыки думаю использовать в школе не только на уроках, но и в кружке или факультативе, а также при оформлении краеведческого школьного музея, который мы сейчас создаем».

В своих пожеланиях на будущее студенты предлагают со­ хранить сложившуюся методику, но шире использовать кино, диапозитивы, материалы областного музея и другие средства наглядности.

Включение в новый учебный план курса «География на­ селения» на III курсе (20 часов лекций и 16 часов лаборатор­ ных занятий) нисколько не умаляет значения постановки спецкурсов и спецпрактикумов по различным проблемам гео­ графии населения и этнографии для студентов IV и V курсов. Напротив, теперь складываются более благоприятные воз­ можности для углубленного изучения отдельных проблем этой обширной и чрезвычайно интересной области географической науки.

Н. Д. ДОБРИИА

Саратовский университет

О СПЕЦКУРСЕ «УЧЕНИЕ О ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОНАЛЬНОСТИ»

Спецкурс «Учение о географической зональности» был вве­ ден в учебный план географического факультета Саратов­ ского университета в связи с тем, что выявление закономер­ ностей географической оболочки, открытие и дальнейшее ис­ следование ее законов, в частности, закона географической зональности^ сыграло и играет огромную роль в развитии физической географии как науки.

В той или иной мере вопросы, связанные с законом гео­ графической зональности, рассматриваются в таких лекцион­ ных курсах, как «Общее землеведение», «История геогра­ фии», «Основные проблемы физической географии». Однако ни в одном из названных курсов не дается всестороннего и целостного освещения этой важной составной части теории физической географии.

Задачей спецкурса является углубление и расширение у студентов теоретических представлений, связанных с опреде­ лением и уточнением значения закона географической зо­ нальности в системе законов территориальной дифференциа­ ции географической оболочки.

Кратко остановимся на характеристике каждого раздела программы.

Во «Введении» указывается, что учение о географической зональности имеет важное значение, оно выступает как свя­ зующее звено между учениями о географической оболочке и ландшафтах. Данное учение является, в сущности, теорети­ ческой основой классификации ландшафтов. Ставится задача

21


выявить основные признаки закона географической зонально­ сти, проанализировать понятия «зона», предложенные раз­ личными авторами, показать отличия в понятиях «закон гео­ графической зональности» и «зона» и дать определение зоны.

Большое значение для систематизации материала, отра­ жающего эволюцию понятия закона географической зональ­ ности, имеет периодизация. Учитывая основные признаки за­ кона географической зональности, выделяем и характеризуем следующие важнейшие разделы: 1. Выделение тепловых поя­ сов по астрономическим данным; II. Зарождение и эволюция понятия зональности отдельных тел и явлений земной поверх­ ности; III. Возникновение учения о географической зональ­ ности; IV. Развитие учения о географической зональности как ведущей закономерности территориальной дифференциации географической оболочки (с 30-х годов XX в.)

В лекциях по первому разделу спецкурса речь идет о вы­ делении тепловых поясов по астрономическим данным в тру­ дах древнегреческих ученых, которые правильно поняли за­ кономерность распределения солнечного тепла на поверхно­ сти шарообразной Земли в зависимости от угла падения сол­ нечных лучей. Далее подчеркивается, что большинство антич­ ных ученых вполне материалистически воспринимали окру­ жающую их природу, пытаясь естественно-научным путем объяснить наблюдаемые природные явления.

В сущности, такого же деления придерживался в XVII ве­ ке Б. Варений. Деление его, как и деление античных ученых, было осуществлено без учета особенностей тел и явлений са­ мой земной поверхности.

В разделе «Зарождение учения о зональности отдельных тел и явлений земной поверхности» отмечается, что с середи­ ны XVIII века в естествознании происходят значительные изменения. Дается социально-экономическая характеристика этого периода, в течение которого впервые в трудах извест­ ного немецкого ученого А. Гумбольдта, выдающихся русских естествоиспытателей П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. А. Северцова, М. А. Мензбира и др. были выделены соответственно растительно-климатические, геоботанические, зоогеографические зоны. Дается их характеристика. В выводах по этому разделу подчеркивается, что труды вышеуказанных ученых имели огромное значение в подготовке создания уче­ ния о географической зональности, несмотря даже на то, что

22

в ряде

случаев выделение это произведено

применительно;

только

к отдельным регионам, без планетарного обобщения.

В лекциях по разделу «Возникновение учения о географи­

ческой зональности» характеризуется период,

когда более

ускоренное развитие получают пауки о Земле.

Вскрывается

всесторонняя связь тел и явлений,земной поверхности и их развитие, отмечается, что особенностью этого периода явля­ ется открытие В. В. Докучаевым, на основе созданного им учения об органической связи тел и явлений земной поверх­ ности, закона географической зональности, сформулирована его сущность и были выделены впервые географические или, как он их называл, «естественноисторические» зоны. Наряду с выделением горизонтальных и вертикальных зон, В. В. До­ кучаев подметил зональность в водных пространствах, в рас­

пределении

некоторых минеральных

образований,

а

также

отмечал и

внутризональные различия

( Д о б р и н а

Н.

Д, К

открытию закона географической зональности В. В. Докучае­

вым.

— В еб.:

«Вопросы физической

географии». Вып. 4.

Изд-во Саратовского ун-та. Саратов, 1971).

 

ва

Подробно анализируются труды учеников В. В. Докучае­

Н.

М. Сибирцева,

А. Н. Краснова,

Г.

И. Танфильева,

Г.

Н.

Высоцкого,

В.

И. Вернадского и др.,

которые сами в

дальнейшем создали новые научные направления, способству­ ющие дальнейшему развитию закона географической зональ­ ности.

По разделу спецкурса «Развитие учения о географической зональности как ведущей закономерности территориальной дифференциации географической оболочки» отмечается, что,

всущности, с этого рубежа и начинается современный период

вразвитии учения о географической зональности. Современ­ ный период характеризуется дальнейшим более ускоренным

развитием учения о географической зональности, особенно, в трудах Л.. С. Берга и А. А. Григорьева, А. Д. Гожева и др.

Одной из особенностей развития отечественной географии на первом этапе (с 30-х и до 50-х годов) является то, что единое учение В. В. Докучаева об органической связи тел и явлений земной поверхности расчленилось, как известно, на отдельные научные направления, ландшафтоведческое и общеземлеведческое, которые долгое время исследовались в отрыве друг от друга и даже противопоставлялись друг дру­ гу. С конца 50-х годов в последующих работах А, А. Грн-

23


горьева, а также в трудах И. П. Герасимова. А. Д. Гожева,

A.Г. Исаченко, С. В. Калесника, К- К- Маркова, Ф. Н. Милькова, А. И. Перельмана, А. М. Рябчикова, Н. А. Солнцева,

B.Б. Сочавы и др. географов была вскрыта полнее всеобщая связь тел и явлений географической оболочки, точнее и кон­ кретнее выявлены особенности отдельных ландшафтов, что

сыграло положительную роль в преодолении изолированнос­ ти указанных односторонних направлений. Связь этих нап­ равлений способствует дальнейшему развитию теории науки, в частности, закона географической зональности как на по­ верхности суши, так и на океанах, правильному решению практических вопросов.

Отмечается, что в капиталистических странах, -в частнос­ ти, в США, Франции и др., географы изучают в основном отдельные компоненты природы, а не их взаимосвязь и взаи­ мообусловленность, поэтому там и до сих пор нет учения о географической оболочке и, по существу, лишь зарождается учение о географической зональности.

Советская физическая география в своем развитии, в оп­ ределении законов территориальной дифференциации геогра­ фической оболочки занимает передовые позиции и оказывает благотворное влияние на развитие географии зарубежных стран, особенно социалистических.

В нашей стране выдающиеся достижения в физической гео­ графии связаны с тем, что ее развитие совершается с позиций диалектического материализма, являющегося мировоззрен­ ческой и методологической основой развития науки. Нпряду с широтной зональностью и вертикальной поясностью в сов­ ременный период открыты и развиваются и другие законы территориальной дифференциации географической оболочки: провинциальность, секторность, полярная асимметрия. Под­ робно освещается каждая из этих закономерностей. Анализш руются схемы деления географической оболочки на географи­ ческие пояса и зоны. Студентам предлагаются схемы и кар­ та-схема важнейших закономерностей территориальной диф­ ференциации географической оболочки для всей территории земного шара, составленные автором.

В заключение отмечается, что исследование понятия за­ кона географической зональности, как и всей системы зако­ нов территориальной дифференциации географической оболоч­ ки, непосредственно связано с разработкой проблемы физико­

24

географического

районирования, имеющей важное значение

н удовлетворении

насущных запросов коммунистического

строительства. При этом учет зональных особенностей имеет огромное значение, что получило отражение во многих реше­ ниях Коммунистической партии и Советского правительства.

Кроме лекций по спецкурсу, проводятся практические ра­ боты и семинары по таким темам, как «Зарождение учения о зональности отдельных тел и явлений земной поверхности». «Открытие закона географической зональности В. В. Доку­ чаевым», «Важнейшие закономерности территориальной диф­ ференциации географической оболочки и их соотношение» и

ДР-

В помощь студентам автором написаны статьи по всем разделам спецкурса в отдельности и методическое пособие «Учение о географической зональности» (1971) под редакцией профессора П. С. Кузнецова.