Файл: Опыт проведения специальных и факультативных курсов по геолого-географическим дисциплинам [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. В. РОЩИНА

Московский заочный пединститут

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ И ПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦСЕМИНАРА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

В целях оказания научной и методической помощи сель­ ской школе на географическом факультете МГЗПИ имеется специальный план работ, предусматривающий выполнение студентами системы контрольных и курсовых работ на мате­ риале изучения своей местности, шефство над учителями гео­ графии Владимирской области и проведение занятий во Вла­ димирском институте' усовершенствования учителей, написа­ ние статей в сборники «В помощь учителю сельской школы» (изд. АПН) и другие виды научной и методической помощи.

Выполнение контрольных работ по общему землеведению, геологии, географии почв и географии растений, а также кур­ совых работ по физической и экономической географии на материале, собранном студентами в процессе самостоятель­ ных наблюдений и исследований в районе своего местожи­ тельства, развивает исследовательские способности студента и готовит его к проведению школьного краеведения.

Приведу примеры.

Бывший студент геофака МГЗПИ, учитель географии 8- летней школы в с. Желанное Щацкого района Рязанской области Виктор Илларионович Панин за время учебы в ин­ ституте, выполняя контрольные работы по физико-географи­ ческим дисциплинам и курсовую работу по физической гео­ графии СССР, собрал большое количество образцов горных пород, почв, флоры и фауны района и на собранном полевом материале организовал сельский краеведческий музей, кото-

42

рый широко известен в Рязанской области. В. И. Панин раз­ работал и выполнил для'музея схемы, таблицы, профили, гра­ фики, снабдил экспонаты соответствующими текстами. Его курсовая работа по физико-географической характеристике окрестностей с. Желанное была принята в Московском инсти­ туте усовершенствования учителей как научный реферат при поступлении В. И. Панина в аспирантуру и стала надежной ступенью на пути его дальнейшего формирования как учите­ ля-исследователя, увлеченно работающего в настоящее время над кандидатской диссертацией по проблемам ландшафтной географии на примере изучения своей местности.

Студентка IV курса Л. Д. Балыкова представила курсо­ вую работу на тему: «Физико-географическая характеристика окрестностей г. Вязники». Она работает учителем географии. Для выполнения этой работы Л. Д. Балыкова самостоятельно провела большой комплекс полевых наблюдений и исследо­ ваний в окрестностях своего города, умело сочетала полевые данные с литературными и ведомственными материалами и написала содержательную характеристику природных условий г. Вязники. Студентка продолжает исследовательскую работу по теме «Природа и хозяйство г. Вязники». Есть основания на­ деяться, что Л. Д. Балыкова доведет работу до уровня посо­ бия по географии своего города,в котором остро нуждаются учителя, школа.

В плане шефства над учителями географии Владимирской области используются выезды преподавателей кафедры физи­ ческой и экономической географии на занятия Владимирского учебно-консультационного пункта.

В соответствии с планом занятий областного института усовершенствования учителей преподаватели наших кафедр проводят занятия, помогающие учителям в постановке школь­ ных факультативных курсов по геологии, топографии и кар­ тографии, основам промышленного и сельскохозяйственного производства. Преподавателями кафедры были прочитаны для учителей Владимирской области лекции по таким важным те­ мам, как «Новое о строении атмосферы», «Размещение про­ изводительных сил СССР по плану девятой пятилетки», «Социалистическая интеграция», «Современная политическая карта мира» и др., которые оказали большую помощь учите­ лям в их научной подготовке.

43


Вбудущем планируется проведение с учителями специаль­ ных практических занятий по темам школьных курсов.

Мы намечаем ■ развивать и совершенствовать работу во Владимирском институте усовершенствования учителей.

Для студентов—учителей географии сельских школ во вре­ мя зимней и летней сессий начато проведение инструктивно­ методических занятий по наиболее сложным темам школьного курса.

Вбудущем предусматривается такие занятия со студёнта- мй-учителями включать в расписание учебно-экзаменационных сессий и проводить во внеучебное время.

#*: *

На факультете в течение ряда лет (с 1967 года) проводят­ ся занятия спецсеминара по изучению природных и экономи­ ко-географических условий и региональных комплексных проб­ лем развития экономических районов Востока СССР. Этот семинар привлекает большое число студентов.

Целевая направленность семинара—проблемы рациональ­ ного использования природы и природных ресурсов и на этой основе — рациональной территориальной организации про­ изводительных сил и региональных проблем технического про­ гресса. Работа семинара протекает в русле нового конструк­ тивного направления советской географии. Центр тяжести переносится на проблемные аспекты комплексного изучения территории района. Одной из важнейших задач семинара яв­ ляется показ природных условий и природных ресурсов в глу­ бокой, органйческой связи с. развитием производительных сил, охраной и преобразованием природы и хозяйства.

В своих научных докладах на спецсеминаре студенты стре­ мятся показать возможности широкого практического приме­ нения результатов научного изучения, научных открытий и теоретических прогнозов физической географии для комплекс­ ного экономического развития районов СССР. Такой подход к изучению районов СССР, в котором глубоко сочетаются ин­

тересы физической

и экономической географии

и интере­

сы специалистов из

различных областей знаний,

как нам

представляется, отвечает требованиям современной географи­ ческой науки, призванной решать практические насущные нужды государства, а также способствует политехнизации географического обучения.

44


Комплексное географическое изучение на спецсеминаре восточных районов СССР является, на наш взгляд, особенно интересным и плодотворным, так как с этими районами свя­ заны наиболее важные региональные проблемы комплексного изучения и освоения высокоэффективных природных ресурсов и развития новых природно-хозяйственных комплексов. От темпов и масштабов освоения территории и развития районов Востока СССР во многом зависит дальнейшее наращивание экономического потенциала страны.

Одной из характернейших черт нашего спецсеминара яв­ ляется рассмотрение природных условий и природных ресур­ сов в глубокой, органической связи с развитием производи­ тельных сил и преобразованием природы и хозяйства. При этом мы исходим из признания того, ч\о с развитием произ­ водительных сил природными ресурсами становится почти все, что окружает человека, то есть почти все элементы при­ роды могут быть использованы в процессе деятельности человека, но лишь на основе познания природно-территориаль­ ных комплексов и региональных комплексных проблем рацио­ нального использования природных условий и естественных ресурсов.

Р. п. мышинская

Ленинградский пединститут

О ПОМОЩИ КАФЕДРЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ШКОЛЕ

Главным показателем ориентации работы кафедры на школу является качество профессиональной подготовки сту­ дентов, наличие у них профессиональных знаний, умений и навыков, а также интереса к педагогическому труду.

Все необходимые качества учителя вырабатываются у сту­ дента в ходе всех видов учебных занятий по методике препо­ давания географии, в процессе овладения другими учебными дисциплинами и при выполнении общественной и научной работы.

Развитие целого ряда профессиональных знаний и умений студентов происходит в непосредственном контакте со шко­ лой; при этом школа получает большую помощь в организа­ ции и выполнении определенных видов учебно-воспитательной работы.

Так, программой по краеведению предусматривается про­ ведение студентами (очного и заочного отделений) осенней и весенней экскурсии в природу с учащимися 5-х классов.

Даже при условии, что на один класс выделяется по два студента (каждый студент проводит первые экскурсии с поло­ виной класса), студенты ежегодно выводят на учебные экскур­ сии до 50 классов, чем оказывают огромную помощь учителям географии города.

Весьма значительная помощь оказывается школе в пери­ оды педагогических практик.

Высокие требования, предъявляемые методистами к содер­ жанию и методам проведения уроков студентами, серьезные

46


разборы уроков с позиций современных требований географи­ ческой науки, методики и дидактики являются одновременно и школой для учителя, присутствующего совместно с методис­ том на студенческих уроках и их разборах.

Во время педагогических практик

студенты изготовляют

и ремонтируют школьные наглядные пособия, пополняющие

географические кабинеты, оформляют

кабинеты и краевед­

ческие уголки, проводят с учащимися экскурсии на предприя­ тия и в музеи, организуют воспитательную работу и внеклас­ сную по предмету и проводят с учащимися беседы по геогра­ фической и политической тетматике.

Все это — немалая помощь школе в организации учебновоспитательного процесса.

Студеичёстзо оказывает помощь школе и по линии ком­ сомольско-шефской работы, которая курируется кафедрой методики.

Целая группа студентов регулярно .занимается в детской больнице с хронически больными детьми; студенты принима­ ли участие в создании географической площадки в школе г. Выборга; несколько студентов, поочередно с учителем, ведут занятия географического кружка в школе.

- : По линии СИО, под руководством кафедры методики пре­ подавания географии Ленинградского пединститута, студенты разработали программу создания «малого геофака» 1973/74 учебного года. К занятиям на «малом геофаке» будут привле­ чены лучшие ученики школ города.

Помощь школе оказывается не только через студенчество, но и непосредственно кафедрой, ее преподавателями.

Так, кафедра уже шестой год ведет экспериментальную работу по использованию телевидения для учебных передач па урок.

Ежегодно учителя географии школ города принимают по 10—12 телеуроков.

Кафедра предлагает программу телепередач на учебный год, участвует в разработке и редактировании сценариев, составляет методические указания к телеурокам, проводит по телевидению «час учителя», где дается инструктаж по прие­ му очередной телепередачи.

Большой помощью для учителей явились также обсужде­ ния новых школьных учебников по географии, организованные кафедрой методики совместно с институтом усовершенст-

47

Еования учителей и отделением учебной географии Ленинград­ ского отделения ВГО, при участии учителей города.

Большую помощь учителям географии школ оказывают преподаватели кафедры путем чтения лекций по вопросам преподавания географии по новым программам и по актуаль­ ным проблемам методики преподавания географии. Лекции читаются в городском и областном ИУУ (в течение учебного года и на летних курсах) и в районных методических каби­ нетах.

Значительны личные контакты преподавателей кафедры с нашими выпускниками, ныне учителями географии. С ни­ ми ведется переписка. В письмах даются консультации, справ­ ки; высылается методическая литература.

Непосредственно на кафедре учителя города и области по­ лучают консультации, помощь в подготовке открытых уро­ ков, научных докладов и пр.

Кафедра приняла активное участие в подготовке и прове­ дении географической олимпиады для школьников. Препода­ ватели кафедры по просьбе гороно и облоно подбирали воп­ росы, участвовали в работе жюри.

Вся печатная продукция кафедры ориентирована на учи­ теля. Изданные в последние годы статьи и методические по­

собия

написаны в помощь учителю

по изучению

отдельных

разделов географии по новым программам

(Р. П.

Мышин-

ская

«Изучение вопросов сельского

хозяйства

в

школьном

курсе

г.;

экономической географии»,

 

изд. Просвещение,. М.,

1973

Е. Я- Чернихова,

«Изучение климата

в

школь­

ном

 

курсе географии»,

Просвещение,

М.,

 

1973 г.;

В. А.

Ющенко,

«Изучение

геологического

 

строения

рельефа и полезных ископаемых в курсе географии 7-го клас­ са», изд. Ленинградского отделения ВГО, 1973 г) и др.

Проблема научных исследований, которой в настоящее время занимается кафедра — «Взаимосвязь содержания и ме­ тодов обучения в школьном курсе географии», в конечном

итоге направлена

на помощь школе, учителю, так как ка­

сается оптимизации учебного процесса.

. Таким образом,

вся деятельность кафедры — и учебная,

и научно-методическая, и воспитательная — направлена как на подготовку высококвалифицированного учителя, так и на оказание непосредственной помощи школе, и, в частности, учителю географии.


А. Н. ИВАНОВ

Ярославский пединститут

ОМЕСТЕ И ЗНАЧЕНИИ ИСТОРИИ НАУКИ

ВПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ

Среди курсов, проводимых по выбору студентов, в учеб­ ном плане по специальности «География с биологией» (1971) рекомендуется «История географической науки». Чтение кур­ сов по истории наук предлагается и по другим специально­ стям. Тем не менее, такие курсы практически проводятся сравнительно редко. Происходит это в какой-то мере от того, что некоторые руководители кафедр и факультетов оши­ бочно считают специальные курсы по истории науки мало ак­ туальными. Вот почему настоящая статья имеет целью выяс­ нение значения истории науки в преподавании вообще и осо­ бенно в педагогическом институте.

В своих решениях XXIV съезд КПСС требует совершенст­ вования «системы образования и учебно-воспитательного про­ цесса в соответствии с потребностями развития экономики, науки и культуры, научно-технической революции». Жизнь свидетельствует о полезности для дела воспитания и образо­ вания молодого поколения в условиях научно-технического прогресса контактов педагогики с историей науки и наукове­ дением. Вот некоторые факты. Науковедение, опираясь на ис­ торию науки, установило, что выдающиеся творческие дости­ жения и открытия, особенно в области физико-математических наук, совершаются, как правило, в возрасте до 35 лет. Следо­ вательно, необходимо выявлять одаренных детей и экономно и эффективно осуществлять их обучение и воспитание. Для этой цели в нашей стране при университетах стали создавать­ ся особые школы-интернаты. В США и других капиталисти­

49