Файл: Опыт проведения специальных и факультативных курсов по геолого-географическим дисциплинам [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время в связи с переходом на новый учебный план становится трудным читать этот факультатив студентам III' курса, т. к, .недельная нагрузка их составляет 42 часа. Поэтому необходимо, по мнению сотрудников кафедры физ­ иографии, • подумать, как уменьшить учебную нагрузку сту­

дентов этого курса и дать

возможность проводить

этот1

важный факультатив или включить его в учебный план.

 

Курс охраны природы

(30

час.) читается на

IV. курсе,

студенты слушают его с 1965 года. (По программе

1970

года

для педагогических институтов,

авторами которой

являются

проф. А. В. Михеев и доц.

В. М. Галушин).

 

 

При чтении лекционного курса большое внимание уделяет­ ся раскрытию научных основ охраны природы. В первых лек­ циях излагаются теоретические основы данной отрасли зна­ ний. Студентам освещаются общие закономерности природ­ ных процессов,- их единство и взаимосвязи элементов приро­ ды. Указывается, что познание закономерностей круговорота веществ в природе, взаимосвязей является теоретическим фун­ даментом науки о рациональном использовании природных ресурсов. Биосфера рассматривается как целостная система, которая имеет свои закономерности развития, свою структуру и круговорот веществ, приводятся примеры взаимодействий, взаимосвязей в биогеоценозах, отмечаются функции отдель­ ных компонентов биогеоценоза, указывается, что изучение биогеоценозов позволяет вскрыть взаимосвязи и взаимозави­ симости всех тел и явлений на поверхности земли, и это необ­ ходимо знать и учитывать при проведении хозяйственных ме­ роприятий.

На раскрытие взаимосвязей-в природе акцентируется вни­ мание и при изложении всего последующего материала курса: рассматривается, как изменение одних элементов биосфе­ ры отражается на других ее элементах, ставится задача пока­ зать студентам, насколько необходимы знания взаимосвязей в природе для правильного, разумного использования богатств природы. Только благодаря раскрытию и учету связей воздей­ ствия человека на природу в процессе хозяйственной деятель­ ности не возникнут отрицательные последствия.

По разделу программы «Краткая история охраны приро­ ды» подробнее-других вопросов излагается материал о роли В. И. Ленина в закладке фундамента системы охраны приро­ ды в нашей стране.

10


Далее раскрывается система охраны отдельных природных ресурсов (воздуха, вод, недр, почв, растительности, животно­ го мира, ландшафтов) и показывается их роль в природном круговороте и те последствия, которые возникают в резуль­ тате непродуманного воздействия человека на эти ресурсы, отмечаются главные направления их рационального исполь­ зования и охраны. При чтении названных выше разделов программы приводятся примеры по местному краю, показы­ вающие влияние хозяйственной деятельности человека на при­ родные ресурсы области.

В разделе «"Охрана ландшафтов» приводится материал о некоторых заповедниках страны, рассматриваются вопросы международной охраны природы и система охраны природы в СССР, читается материал по охране природы родного края, при этом дается краткая характеристика ландшафтов заказ­ ников Кировской области, а также называются памятники природы и отмечается их научное и культурно-эстетическое’ значение. Заканчивается курс темой «Охрана природы и шко­ ла».

Для чтения курса лекций изготовлено несколько самодель­ ных наглядных пособий. Это таблицы: «Классификация при­ родных ресурсов», «Взаимосвязи в лесном биогеоценозе», «Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе»—и подробная схема о допустимых нормах загряз­ нения воды, «Состав и объем гидросферы». К ряду разделов готовятся стенды, например, «Памятники природы Кировской области», «Редкие растения», «Ландшафты заповедников». Демонстрируются кинофильмы:. «Редкие исчезающие живот­ ные», «Лес и его назначение».

Студенты, понимая важность проблемы охраны природы, активно участвуют во всех мероприятиях природоохранитель­ ного характера. Значительная часть преподавателей и сту­ дентов факультета читают лекции по охране природы в шко­ лах города и области, организуют выставки с оформлением стендов по охране природы, проводят экскурсии в природу со школьниками и организуют другие внеклассные мероприя­ тия по охране природы (вечера, викторины, олимпиады).

В институте создана дружина общественных инспекторов по охране природы, в составе которой работают 43 студента. Дружина активно ведет борьбу с браконьерством и другими нарушениями Закона об охране природы,

11

Вопросам охраны природы уделяется внимание в работе научных студенческих кружков факультета. Студенты гото­ вят доклады по природоохранительной тематике. Например, в кружке физической географии слушались доклады на темы: «Красная» книга природы», «Заповедники пустынь Средней Азии», «Карпатские заповедные места», «Охрана-природы в Кировской области», «Организация охраны растительности родного края с участием школьников», «Человечество и при­ родные ресурсы», «Поверхностные воды Кировской области и их охрана», «Загадки и будущее Аральского моря».

Ряд докладов был доработан и оформлен как курсовые работы. По кафедре физической географии за последние два года написаны следующие курсовые работы по природоохра­ нительной тематике: «Охрана природы и школа», «Памятни­ ки природы Кировской -области», «В. И. Ленин и охрана природы», «Охрана природы в Кировской области», «Органи­ зация охраны растительности Кирово-Чепецкого района с участием школьников», «Кавказские заповедники и их значе­ ние в обогащении флоры и фауны страны», «Своеобразие природы юга Дальнего Востока и заповедники», «Проблемы охраны природы Африки» и др.


Я. Я. АНТИПОВ

Вологодский пединститут

ОПОСТАНОВКЕ СПЕЦКУРХОВ

ИСПЕЦПРАКТИКУМОВ ПО ГЕОГРАФИЧЕСКИМ

ДИСЦИПЛИНАМ

Спецкурсы и спецпрактикумы являются заключительным звеном в общей системе учебно-научной работы студентов. Они проводятся, в соответствии с учебным планом, на IV и V курсах и завершают изучение географических дисциплин.

На кафедрах физической и экономической географии Воло­ годского пединститута спецкурсы и спецпрактикумы, которые изучались прежде и изучаются в настоящее время, можно разделить по своему содержанию и целевому назначению на две категории:

а) направленные не только на углубление и расширение теоретических знаний, улучшение практической подготовки студентов, но и ставящие задачу приобщить их к методам на­ учных исследований в области'географических наук;

б) восполняющие известные недочеты в профессиональной подготовке студентов в связи с требованиями новых программ, постановкой преподавания факультативных курсов в школе, подготовкой к природоохранительной работе и т. д.

Из числа первых можно указать на спецкурс по геологичес­ кому строению и геологической истории Вологодской области и спецпрактикум по природному районированию на примере Вологодской области. Оба эти предмета связаны с научными интересами руководителей и базируются не только на литера­ турных данных, но и на первичных экспедиционных материа­ лах кафедры, научно-исследовательского института географии Ленинградского университета и геологических экспедиций. Небезынтересна особенность методики проведения спецпракгикума: на основе общих схем физико-географического рай­ онирования СССР студенты рассматривают принципы и ме­ тодику комплексного и отраслевого районирования своей об­ ласти, а затем по заданию руководителя составляют свои

13

схемы, которые представляются в виде зачетной работы с за­ щитой на занятиях.

В 1973—74 учебном году был введен новый спецкурс по со­ временным проблемам ландшафтоведения, предполагающий широко^ использование местных материалов.

Спецкурс «Охрана и преобразование природы в СССР» также связан с научной проблематикой кафедры, которая в течение ряда лет занимается изучением природных условий и ресурсов области. В начале этот спецкурс читался по отдель­ ным проблемам (охрана недр, воздушной среды и вод, живой природы и ландшафтов), позже стал вестись как единый курс. В качестве одного из видов зачета студентам рекомен­ дуется составить по предложенным руководителем темам текст лекций и прочитать ее в школьной или другой ауди­ тории.

Учитывая важность указанного курса и стремясь охватить

им всех студентов биолого-географического

факультета, в

настоящее время курс «Охраны

природы»

читаем

как фа­

культативный курс.

 

второй

катего­

Из числа спецкурсов и спецпрактикумов

рии кафедрами осуществлялись:

а) «Экономическая

карто­

графия» и спецпрактикум «Формирование у учащихся топо­ графических и картографических навыков и умений»; оба они имели цель подготовить студентов к ведению школьного факультатива по картографии; б) «Малые развитые капита­ листические страны»; в) «Современные проблемы океано­ графии»; г) спецпрактикум «Содержание и методика вне­ классной работы по географии». В 1973—74 учебном году вводится новый спецкурс по методике школьного факультати­ ва по геологии. .

На каждый учебный год студентам объявляется не более трех спецкурсов и двух спецпрактикумов по географическим дисциплинам. Большее их число затруднило бы запись сту­ дентов на спецкурсы и спецпрактикумы по биологическим дисциплинам и химии, нужда в которых очевидна при широ­ ком профиле подготовки учителей и многочисленных фактах преподавания географами общей биологии и химии в средней школе, это заставляет деканат проводить работу по осущест­ влению спецпрактикумов и спецкурсов кафедр географии в деловом контакте с биологическими кафедрами и кафедрой химии.


С. М. ВОСКОБОЙНИКОВА

,Яроплавский пединститут

ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦКУРСОВ И СПЕЦПРАКТИКУМОВ ПО ГЕОГРАФИИ НАСЕЛЕНИЯ

Современный этап развития советской общеобразователь­ ной школы требует все более высокого уровня подготовки бу­ дущих учителей географии к учебной и воспитательной рабо­ те с учащимися.

Вусловиях сдвоенного профиля важным дополнительным рычагом для решения этой задачи являются спецкурсы и спецпрактикумы. Кафедра экономической географии Ярос­ лавского педагогического института еще в 1959— I960 учебном году при определении тематики таковых остановила свое вни­ мание на проблемах географии населения и этнографии. В этом направлении мы продолжаем работать и в настоящее время.

Выбор проблем определился прежде всего необходимостью более глубокого и всестороннего изучения населения как важ­ нейшей производительной силы общества и главного потре­ бителя создаваемых им материальных и духовных ценностей. Углублённое изучение географии населения позволяет полнее раскрыть взаимосвязи между особенностями природной сре­ ды, хозяйственной деятельностью населения и его расселени­ ем, познать географические особенности такого важнейшего всеохватывающего социально-экономического процесса, как современная урбанизация. Между тем, в общи$ курсах эконо­ мической географии баланс времени для этой цели весьма ограничен.

Вразные годы спецкурсы и спецпрактикумы охватывали разные аспекты географии населения, в частности: 1. Геогра­

15

фия населения и демографические процессы. 2. География крупнейших городов мира и СССР. 3. Территориальные сис­ темы расселения. 4. География населения с элементами гео­ графии обслуживания, 5. Этнография народов СССР.

Со студентами стационара и заочного отделения работа ведется по-разному. Учитываются более широкие возможнос­ ти студентов стационара для знакомства со специальной ли­ тературой, реферативными журналами, атласами, материа­ лами итогов переписей населения и другими статистическими источниками. С другой стороны, при работе со студентами заочного отделения, в большинстве своем учителями или дру­ гими практическими работниками, живущими преимуществен­ но в сельской местности, учитываются их возможности для проведения небольших местных исследований по географии населения и практическая целесообразность такой краевед­ ческой работы. Поэтому, как правило, самостоятельная рабо­ та студентов стационара строится в значительной мере на изучении материалов о различных районах и республиках нашей страны, о населении других стран, а работа студентов заочного отделения носит преимущественно краеведческий характер и более тесно связана со сбором первичных мате­ риалов по своему городу, району, сельсовету, колхозу, их анализом, литературной и картографической обработкой.

Программа спецкурса, как и спецпрактикума, строится с \ четом того, что работа ведется со студентами 5-го курса, уже в значительной мере изучившими физическую и экономичес­ кую географию своей страны и многих других стран. Как правило, программа состоит из двух частей: первая включа­ ет методологические и методические вопросы, в ней большое внимание уделяется содержанию специальных понятий и тер­ минов, сущности и закономерностям демографических, этни­ ческих и других процессов, связанных с географией населе­ ния, факторам, влияющим на эти процессы, методам работы со статистическими, картографическими и литературными ис­ точниками. На нее отводится в спецпрактикуме от 1/5 до 1/4 всего времени, а в спецкурсе—более 40 процентов. Как спец­ курс, так и спецпрактикум сочетают лекционный метод с прак­ тическими, семинарскими занятиями и самостоятельной внеау­ диторной работой студентов, итоги которой сообщается на семинарах в виде докладов. Но в спецпрактикуме удельный вес лекций невелик, а в спецкурсе они преобладают. На заоч­

16