Файл: Опыт проведения специальных и факультативных курсов по геолого-географическим дисциплинам [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
В настоящее время в связи с переходом на новый учебный план становится трудным читать этот факультатив студентам III' курса, т. к, .недельная нагрузка их составляет 42 часа. Поэтому необходимо, по мнению сотрудников кафедры физ иографии, • подумать, как уменьшить учебную нагрузку сту
дентов этого курса и дать |
возможность проводить |
этот1 |
||
важный факультатив или включить его в учебный план. |
|
|||
Курс охраны природы |
(30 |
час.) читается на |
IV. курсе, |
|
студенты слушают его с 1965 года. (По программе |
1970 |
года |
||
для педагогических институтов, |
авторами которой |
являются |
||
проф. А. В. Михеев и доц. |
В. М. Галушин). |
|
|
При чтении лекционного курса большое внимание уделяет ся раскрытию научных основ охраны природы. В первых лек циях излагаются теоретические основы данной отрасли зна ний. Студентам освещаются общие закономерности природ ных процессов,- их единство и взаимосвязи элементов приро ды. Указывается, что познание закономерностей круговорота веществ в природе, взаимосвязей является теоретическим фун даментом науки о рациональном использовании природных ресурсов. Биосфера рассматривается как целостная система, которая имеет свои закономерности развития, свою структуру и круговорот веществ, приводятся примеры взаимодействий, взаимосвязей в биогеоценозах, отмечаются функции отдель ных компонентов биогеоценоза, указывается, что изучение биогеоценозов позволяет вскрыть взаимосвязи и взаимозави симости всех тел и явлений на поверхности земли, и это необ ходимо знать и учитывать при проведении хозяйственных ме роприятий.
На раскрытие взаимосвязей-в природе акцентируется вни мание и при изложении всего последующего материала курса: рассматривается, как изменение одних элементов биосфе ры отражается на других ее элементах, ставится задача пока зать студентам, насколько необходимы знания взаимосвязей в природе для правильного, разумного использования богатств природы. Только благодаря раскрытию и учету связей воздей ствия человека на природу в процессе хозяйственной деятель ности не возникнут отрицательные последствия.
По разделу программы «Краткая история охраны приро ды» подробнее-других вопросов излагается материал о роли В. И. Ленина в закладке фундамента системы охраны приро ды в нашей стране.
10
Далее раскрывается система охраны отдельных природных ресурсов (воздуха, вод, недр, почв, растительности, животно го мира, ландшафтов) и показывается их роль в природном круговороте и те последствия, которые возникают в резуль тате непродуманного воздействия человека на эти ресурсы, отмечаются главные направления их рационального исполь зования и охраны. При чтении названных выше разделов программы приводятся примеры по местному краю, показы вающие влияние хозяйственной деятельности человека на при родные ресурсы области.
В разделе «"Охрана ландшафтов» приводится материал о некоторых заповедниках страны, рассматриваются вопросы международной охраны природы и система охраны природы в СССР, читается материал по охране природы родного края, при этом дается краткая характеристика ландшафтов заказ ников Кировской области, а также называются памятники природы и отмечается их научное и культурно-эстетическое’ значение. Заканчивается курс темой «Охрана природы и шко ла».
Для чтения курса лекций изготовлено несколько самодель ных наглядных пособий. Это таблицы: «Классификация при родных ресурсов», «Взаимосвязи в лесном биогеоценозе», «Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе»—и подробная схема о допустимых нормах загряз нения воды, «Состав и объем гидросферы». К ряду разделов готовятся стенды, например, «Памятники природы Кировской области», «Редкие растения», «Ландшафты заповедников». Демонстрируются кинофильмы:. «Редкие исчезающие живот ные», «Лес и его назначение».
Студенты, понимая важность проблемы охраны природы, активно участвуют во всех мероприятиях природоохранитель ного характера. Значительная часть преподавателей и сту дентов факультета читают лекции по охране природы в шко лах города и области, организуют выставки с оформлением стендов по охране природы, проводят экскурсии в природу со школьниками и организуют другие внеклассные мероприя тия по охране природы (вечера, викторины, олимпиады).
В институте создана дружина общественных инспекторов по охране природы, в составе которой работают 43 студента. Дружина активно ведет борьбу с браконьерством и другими нарушениями Закона об охране природы,
11
Вопросам охраны природы уделяется внимание в работе научных студенческих кружков факультета. Студенты гото вят доклады по природоохранительной тематике. Например, в кружке физической географии слушались доклады на темы: «Красная» книга природы», «Заповедники пустынь Средней Азии», «Карпатские заповедные места», «Охрана-природы в Кировской области», «Организация охраны растительности родного края с участием школьников», «Человечество и при родные ресурсы», «Поверхностные воды Кировской области и их охрана», «Загадки и будущее Аральского моря».
Ряд докладов был доработан и оформлен как курсовые работы. По кафедре физической географии за последние два года написаны следующие курсовые работы по природоохра нительной тематике: «Охрана природы и школа», «Памятни ки природы Кировской -области», «В. И. Ленин и охрана природы», «Охрана природы в Кировской области», «Органи зация охраны растительности Кирово-Чепецкого района с участием школьников», «Кавказские заповедники и их значе ние в обогащении флоры и фауны страны», «Своеобразие природы юга Дальнего Востока и заповедники», «Проблемы охраны природы Африки» и др.
Я. Я. АНТИПОВ
Вологодский пединститут
ОПОСТАНОВКЕ СПЕЦКУРХОВ
ИСПЕЦПРАКТИКУМОВ ПО ГЕОГРАФИЧЕСКИМ
ДИСЦИПЛИНАМ
Спецкурсы и спецпрактикумы являются заключительным звеном в общей системе учебно-научной работы студентов. Они проводятся, в соответствии с учебным планом, на IV и V курсах и завершают изучение географических дисциплин.
На кафедрах физической и экономической географии Воло годского пединститута спецкурсы и спецпрактикумы, которые изучались прежде и изучаются в настоящее время, можно разделить по своему содержанию и целевому назначению на две категории:
а) направленные не только на углубление и расширение теоретических знаний, улучшение практической подготовки студентов, но и ставящие задачу приобщить их к методам на учных исследований в области'географических наук;
б) восполняющие известные недочеты в профессиональной подготовке студентов в связи с требованиями новых программ, постановкой преподавания факультативных курсов в школе, подготовкой к природоохранительной работе и т. д.
Из числа первых можно указать на спецкурс по геологичес кому строению и геологической истории Вологодской области и спецпрактикум по природному районированию на примере Вологодской области. Оба эти предмета связаны с научными интересами руководителей и базируются не только на литера турных данных, но и на первичных экспедиционных материа лах кафедры, научно-исследовательского института географии Ленинградского университета и геологических экспедиций. Небезынтересна особенность методики проведения спецпракгикума: на основе общих схем физико-географического рай онирования СССР студенты рассматривают принципы и ме тодику комплексного и отраслевого районирования своей об ласти, а затем по заданию руководителя составляют свои
13
схемы, которые представляются в виде зачетной работы с за щитой на занятиях.
В 1973—74 учебном году был введен новый спецкурс по со временным проблемам ландшафтоведения, предполагающий широко^ использование местных материалов.
Спецкурс «Охрана и преобразование природы в СССР» также связан с научной проблематикой кафедры, которая в течение ряда лет занимается изучением природных условий и ресурсов области. В начале этот спецкурс читался по отдель ным проблемам (охрана недр, воздушной среды и вод, живой природы и ландшафтов), позже стал вестись как единый курс. В качестве одного из видов зачета студентам рекомен дуется составить по предложенным руководителем темам текст лекций и прочитать ее в школьной или другой ауди тории.
Учитывая важность указанного курса и стремясь охватить
им всех студентов биолого-географического |
факультета, в |
||
настоящее время курс «Охраны |
природы» |
читаем |
как фа |
культативный курс. |
|
второй |
катего |
Из числа спецкурсов и спецпрактикумов |
|||
рии кафедрами осуществлялись: |
а) «Экономическая |
карто |
графия» и спецпрактикум «Формирование у учащихся топо графических и картографических навыков и умений»; оба они имели цель подготовить студентов к ведению школьного факультатива по картографии; б) «Малые развитые капита листические страны»; в) «Современные проблемы океано графии»; г) спецпрактикум «Содержание и методика вне классной работы по географии». В 1973—74 учебном году вводится новый спецкурс по методике школьного факультати ва по геологии. .
На каждый учебный год студентам объявляется не более трех спецкурсов и двух спецпрактикумов по географическим дисциплинам. Большее их число затруднило бы запись сту дентов на спецкурсы и спецпрактикумы по биологическим дисциплинам и химии, нужда в которых очевидна при широ ком профиле подготовки учителей и многочисленных фактах преподавания географами общей биологии и химии в средней школе, это заставляет деканат проводить работу по осущест влению спецпрактикумов и спецкурсов кафедр географии в деловом контакте с биологическими кафедрами и кафедрой химии.
С. М. ВОСКОБОЙНИКОВА
,Яроплавский пединститут
ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦКУРСОВ И СПЕЦПРАКТИКУМОВ ПО ГЕОГРАФИИ НАСЕЛЕНИЯ
Современный этап развития советской общеобразователь ной школы требует все более высокого уровня подготовки бу дущих учителей географии к учебной и воспитательной рабо те с учащимися.
Вусловиях сдвоенного профиля важным дополнительным рычагом для решения этой задачи являются спецкурсы и спецпрактикумы. Кафедра экономической географии Ярос лавского педагогического института еще в 1959— I960 учебном году при определении тематики таковых остановила свое вни мание на проблемах географии населения и этнографии. В этом направлении мы продолжаем работать и в настоящее время.
Выбор проблем определился прежде всего необходимостью более глубокого и всестороннего изучения населения как важ нейшей производительной силы общества и главного потре бителя создаваемых им материальных и духовных ценностей. Углублённое изучение географии населения позволяет полнее раскрыть взаимосвязи между особенностями природной сре ды, хозяйственной деятельностью населения и его расселени ем, познать географические особенности такого важнейшего всеохватывающего социально-экономического процесса, как современная урбанизация. Между тем, в общи$ курсах эконо мической географии баланс времени для этой цели весьма ограничен.
Вразные годы спецкурсы и спецпрактикумы охватывали разные аспекты географии населения, в частности: 1. Геогра
15
фия населения и демографические процессы. 2. География крупнейших городов мира и СССР. 3. Территориальные сис темы расселения. 4. География населения с элементами гео графии обслуживания, 5. Этнография народов СССР.
Со студентами стационара и заочного отделения работа ведется по-разному. Учитываются более широкие возможнос ти студентов стационара для знакомства со специальной ли тературой, реферативными журналами, атласами, материа лами итогов переписей населения и другими статистическими источниками. С другой стороны, при работе со студентами заочного отделения, в большинстве своем учителями или дру гими практическими работниками, живущими преимуществен но в сельской местности, учитываются их возможности для проведения небольших местных исследований по географии населения и практическая целесообразность такой краевед ческой работы. Поэтому, как правило, самостоятельная рабо та студентов стационара строится в значительной мере на изучении материалов о различных районах и республиках нашей страны, о населении других стран, а работа студентов заочного отделения носит преимущественно краеведческий характер и более тесно связана со сбором первичных мате риалов по своему городу, району, сельсовету, колхозу, их анализом, литературной и картографической обработкой.
Программа спецкурса, как и спецпрактикума, строится с \ четом того, что работа ведется со студентами 5-го курса, уже в значительной мере изучившими физическую и экономичес кую географию своей страны и многих других стран. Как правило, программа состоит из двух частей: первая включа ет методологические и методические вопросы, в ней большое внимание уделяется содержанию специальных понятий и тер минов, сущности и закономерностям демографических, этни ческих и других процессов, связанных с географией населе ния, факторам, влияющим на эти процессы, методам работы со статистическими, картографическими и литературными ис точниками. На нее отводится в спецпрактикуме от 1/5 до 1/4 всего времени, а в спецкурсе—более 40 процентов. Как спец курс, так и спецпрактикум сочетают лекционный метод с прак тическими, семинарскими занятиями и самостоятельной внеау диторной работой студентов, итоги которой сообщается на семинарах в виде докладов. Но в спецпрактикуме удельный вес лекций невелик, а в спецкурсе они преобладают. На заоч
16