Файл: Манин, Ю. М. Экологические проблемы эпохи научно-технической революции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
но бороться. Интерес к глобальным проблемам очень быстро растет. В процессе их обсуждения, конечно, неизбежны многие противоречия в оценке как их масштабности, так и предлагаемых методов решения. Но все большее число людей сходится на одном: эти проблемы для человечества сейчас чрезвычайно важны, и на их решение должны быть
направлены усилия всех стран. К тому |
же |
у |
нас |
|||||
осталось не так уж |
много |
времени — |
во |
всяком |
||||
случае меньше столетия, в |
течение которого |
воз |
||||||
можно предотвратить экологический кризис»34. |
||||||||
_ |
Современный |
экологический |
кри- |
|||||
Экономическая и |
' |
результат |
господства |
|
* |
|||
технологическая |
зис — |
|
капи- |
|||||
основы |
талистических производственных от- |
|||||||
современного |
ношений. |
Стихийное |
развитие |
|||||
экологического |
цивилизации и в прошлом приводи |
|||||||
кризиса |
ло к разрушительному воздействию |
|||||||
|
||||||||
на природу. Но оно не шло ни |
в |
какое сравнение |
с тем воздействием на природу, которое оказыва ет капитализм. И дело здесь не только в увеличении объема производства, повышении эффективности производительных сил, но и в самой сущности ка питалистического способа производства, целью ко торого является безудержная погоня за прибылью.
В докапиталистический период, когда целью производства было создание потребительной стои мости, объем производства ограничивался уровнем, достаточным для удовлетворения непосредствен ных, «натуральных» потребностей общества. На та кой экономической системе базировалось рассмот ренное выше экологическое сознание античного общества, не знавшее стремления к «господству» над природой, ибо, как отмечал К. Маркс, богатство
*4 П. К а п и ц а . Дом наш, планета Земля.— «Правда», 1973, 15 мая.
60
не выступало тогда в качестве цели производства 35. Пассивное отношение к преобразованию природы сохранялось и в эпоху Средневековья, когда гос подствовавшая в Европе христианская религия про возглашала природу божественным творением, не
подвластным |
человеку, а всякое стремление к ее |
изменению |
объявляла еретическим посягательст |
вом на божественную гармонию, существующую |
|
в мире. |
|
Конечно, |
и в докапиталистическом классовом |
обществе господствующие классы не заботились о сохранении богатств природы. Они рассматривали природные богатства как свою собственность, с ко торой они вольны поступать так, как им заблагорас судится. Но в условиях натурального хозяйства фео дальный землевладелец, писал К. Маркс, не стремит ся извлекать из своего земельного владения максимально возможную выгоду. «Напротив, он потребляет то, что там имеется, а заботу о добыва нии новых средств он спокойно предоставляет кре постным и арендаторам. Таково отношение дворян ства к земельному владению, окружающее хозяина земли некоторым романтическим ореолом»36. Кре постной же и арендатор также переставали забо титься об интенсификации производства, как только оно удовлетворяло их непосредственные потребно сти и потребности их господина.
Но положение меняется, когда та чудовищная власть, которую дает земельная собственность, сое диняется с промышленным капиталом 37. Движущей
силой |
капиталистического |
производства |
становится |
||||||
35 |
См.: |
К. |
М а р к с |
и |
Ф-. |
Э н г е л ь с . Соч., |
т. 46, |
ч. |
I, с. |
|
476. |
|
|
|
|
|
|
|
|
36 |
К. М а р к с и Ф. |
Э н г е л ь с . Из ранних произведений. |
М., |
||||||
|
1956, с. 554— 555. |
|
|
|
|
|
|
||
37 |
См.: |
К. |
М а р к с |
и Ф. |
Э н г е л ь с . Соч., т. |
25, |
ч. |
II, |
с. 334— 335,
61
создание меновой стоимости, накопление капитала в неограниченных размерах. Отсюда и более быст рое, чем в прошлом, развитие производительных сил, и особенно хищническое отношение к природ ным ресурсам.
Как писал К. Маркс, «только при капитализме природа становится всего лишь предметом для че ловека, всего лишь полезной вещью», которую не обходимо подчинить «человеческим потребностям, будь то в качестве предмета потребления или в ка честве средства производства»38. Подчинив все голому интересу, бессердечному «чистогану», ка питализм породил то потребительское отношение к природе, при котором природа выступает только как объект жестокой эксплуатации. В капиталисти ческой системе оказались неразрывно слитыми си стема «выжимания пота» трудящихся с системой «выжимания ресурсов» природы. При капитализме, писал К. Маркс, всякий прогресс есть прогресс не только в искусстве грабить рабочего, но и в искусст ве грабить, расхищать природные богатства.
Именно эту разрушительную тенденцию, про явившуюся уже на заре развития капитализма, от разил Ж. Ламарк, когда писал: «Человек, ослеплен ный эгоизмом... вследствие беззаботного отноше ния к будущему и равнодушию к себе подобным, он сам как бы способствует уничтожению средств к самосохранению и тем самым истреблению своего вида» 39.
Порождаемый капитализмом экологический кризис выступает как новое проявление общего
38 |
К. |
М а р к с и Ф. |
Э н г е л ь с . Соч,, т. 46, ч. |
I, с. |
387. |
39 |
Ж. |
Б. Л а м а р к . |
Избранные произведения, т. 2. |
М., |
1959, |
|
с. |
442, |
|
|
|
62
кризиса капитализма. В Основном документе Мос ковского совещания 1969 г. отмечалось, что в усло виях научно-технической революции не только обо стряются все прежние противоречия капитализма, но и порождаются новые. Обострившееся противо речие между обществом и природной средой и является одним из этих новых противоречий. «Науч но-техническая революция,— говорится в этом до кументе,— открывает перед человечеством беспре цедентные возможности преобразования природы, создания огромных материальных богатств, умно жения творческих способностей человека. В то время как эти возможности должны были бы слу жить благу всех, капитализм использует научнотехническую революцию для увеличения прибылей и усиления эксплуатации трудящихся» 40. Но широ кое использование монополиями достижений науч но-технического прогресса для укрепления своих позиций не приводит к стабилизации капитализма как системы. Общий кризис капитализма продол жает углубляться.
Марксизм раскрыл несостоятельность утвержде ний буржуазных социологов, стремящихся выдать болезни капитализма за всеобщий недуг. Экологи ческий кризис порождается не самим научно-тех ническим прогрессом, а капиталистическим исполь зованием его достижений. Ведь именно стремление к получению максимальной прибыли — основной стимул развития производства при капитализме — является главной причиной хищнического отноше ния к природе, порождающего в наши дни обост ряющийся конфликт между обществом и природ ной средой.
40 Международное совещание коммунистических и рабочих партий. М., 1969, с. 297.
63
Современный экологический |
кризис связан и |
|
с другой стороной способа |
производства — с раз |
|
витием производительных |
сил. |
Поэтому наряду с |
экономической основой экологического кризиса, заключающейся в господстве капиталистических про изводственных отношений, следует выявлять и его технологическую основу. Мы уже видели, что в прошлом развитие производительных сил приводи ло к такой интенсификации существовавшего типа хозяйства, при которой исчерпывалось естествен ное условие производства, на котором оно базиро валось. Если в экономическом отношении экологиче ский кризис выступал как выражение противоречия между господствующими производственными от ношениями и потребностями развития производи тельных сил, то в технологическом отношении он был выражением конфликта между производитель ными силами общества и объектом их воздейст вия — естественным условием производства, при родой. Поэтому экологические кризисы в прошлом преодолевались лишь в результате осуществления технологической революции путем перехода к но вому типу хозяйства с новым естественным услови ем производства, а следовательно, и с качественно новыми по своему характеру производительными силами.
Не изменилась ли эта причинно-следственная связь в наше время? Не поменялись ли причина и следствие местами? Ведь нередко приходится слы шать, что причиной современного экологического кризиса является современный переворот в произ
водительных силах — научно-техническая |
рево |
|||
люция. |
|
|
|
|
Для |
правильного |
понимания |
действительного |
|
соотношения НТР и современного |
экологического |
|||
кризиса |
необходимо |
разграничение понятий |
науч |
64
но-технической революции и научно-технического прогресса, а также выделение этапов в развитии самой научно-технической революции.
Научно-технический прогресс как более широ кое понятие включает в себя как непрерывное эво люционное совершенствование научных знаний и техники, так и революции, качественные скачки в их развитии. Научно-технический прогресс совершает ся постоянно, революции в науке (в науке как об щественном явлении, а не в той или иной конкрет ной науке) и революции в производительных си лах— явление редкое. За всю историю человечества произошло лишь три революции в развитии произ водительных сил — неолитическая (или сельскохо зяйственная), промышленная и научно-техническая, находящаяся ныне на начальном этапе своего раз вития. Естественно, что и в периоды революций, когда производительные силы поднимаются на ка чественно новую ступень, эволюционное развитие старых по своему характеру производительных сил не прекращается. Технический прогресс в это время включает в себя как постепенное развитие старых производительных сил, так и качественный скачок, революцию, создающую новые по характеру про изводительные силы. Для нашей эпохи свойствен, с одной стороны, быстрый рост старых производи тельных сил, характерных для индустриальной ста дии их развития, и, с другой стороны, начавшаяся научно-техническая революция, в ходе которой создаются качественно новые по характеру произ водительные силы.
Бурный рост производства ныне осуществляется главным образом все еще на старой технической базе — базе индустриальной, характеризующейся интенсивным развитием экстенсивного хозяйства. Оно развивается прежде всего за счет увеличения
65
вовлекаемых в производство рабочей силы и средств производства, в том числе и предмета тру да, который в конечном счете общество берет у природы. Это и является первой технологической основой современного экологического кризиса.
Развитие производства на старой технологиче ской базе характерно для первого этапа революции в производительных силах. Недостаточность разви тия НТР, находящейся на начальной стадии своего развития,— вторая технологическая основа совре менного экологического кризиса.
Суть экологической проблемы в эпоху научнотехнической революции заключается не в том, что ее развитие порождает конфликт между общест вом и природой. Напротив, именно НТР впервые создает материально-технический фундамент для гармонизации отношений между ними. Но на своем первом этапе научно-техническая революция вызы вает не только позитивные, но и негативные послед ствия. Например, переход к производству синтети ческих веществ, которые не усваиваются природной средой и не включаются в ее цикл, служит одной из причин усиливающегося загрязнения среды. Да же переход от автомобилей к электромобилям, в чем часто видят путь к предотвращению загрязне ния среды выхлопными газами, у ряда исследова телей вызывает опасения, ибо пока трудно дать определенный ответ на вопрос, каково будет влия ние электрического поля на организм людей, на ходящихся за рулем электромобиля.
Все это характерно лишь для первого этапа в развитии НТР. На втором этапе негативные послед ствия будут ликвидированы. Превращение науки в непосредственную производительную силу, качест венные изменения средств труда и технологии про изводства, изменение роли человека в производст
66