Файл: Кривенко, Е. И. Технологические процессы на предприятиях автосервиса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выезд

ft

Въезд

Рис.'. 6. Пост приемки:

1 - двухстоечный подъемник, 2 - шкаф;

3 - прибор для проверки цилиндро-порш­ невой группы и клапанов; 4 - стол'; 5 -

зеркало; 6 - газоанализатор

- 49 -

Кроме подъемников на постах приемки рекоменду­ ется иметь зеркала для проверки приемщиком (не вы­ ходя из салона автомобиля) работы системы освеще­ ния и сигнализации (фар, подфарников, указателей по­ воротов, стоп-сигнала и др.), шкаф для приемщика, защитные чехлы, необходимый набор инструментов и приборов, а также опознавательные номера для уста­ новки на крышу автомобиля. Ниже приведен табель оборудования, рекомендуемого для участка приемки-вы­ дачи.

В проекте СТО на 6 рабочих постов участок прием­ ки и выдачи автомобилей не предусмотрен, поэтому для приемки и выдачи автомобилей рекомендуется обо­ рудовать отдельную площадку под навесом.

Приемка автомобилей на СТО осуществляется сле­ дующим образом. Установив автомобиль на пост при­ емки, приемщик после беседы с заказчиком о техни­ ческом состоянии предъявляемого автомобиля начина­ ет его проверку.

При этом приемщик выявляет' характер неисправнос­ тей, определяет способ и возможность их устранения, ориентировочную стоимость и сроки выполнения работ. При необходимости для уточнения объема работ авто­ мобиль может быть направлен на диагностику. Прием­ щик должен быть высококвалифицированным, опытным механиком, способным осуществить визуальную (субъ­ ективную) диагностику и определить техническое со­ стояние автомооиля. При проверке автомобиля приемщи­ ку может оказывать помощь шофер-перегонщик (вклю­ чать приборы освещения и сигнализации, стеклоочис­ титель, запускать двигатель и т.д.).

После проверки работы двигателя, приборов и дру­ гих систем (согласно установленному объему работ), осмотра салона автомобиля, кузова с боков, спереди и сзади и проверки исправности кузова (замков дверей, запоров и т.д.) автомобиль поднимается на подъемник и производится осмотр и проверка автомобиля снизу. Затем автомобиль опускается.

После окончания проверки автомобиля приемщик со-

- SO -


гласовывает с заказчиком объемы работ и заполняет приемочный документ (заказ-наряд). Если заказчик отказывается от устранения неисправностей, влияющих на безопасность движения, то при выдаче автомобиля в копии приемочного документа делается отметка "Ав­ томобиль неисправен» эксплуатации не подлежит*, что снимает ответственность со станции технического об­ служивания за неисправный автомобиль, и вся вина за

последствия эксплуатации неисправного автомобиля ло­ жится на владельца»

Экспериментальной проверкой установлено, что среднее время, затрачиваемое на приемку автомобиля на CTG, включая время на беседу с заказчиком и оформление приемочных документов, составляет около 20 мин.

Затраты времени по элементам работ в процентах от общей продолжительности процесса приемки автомо­ биля на СТО распределяются следующим образом:

установка на пост приемки и снятие ......

12-22

беседа с заказчиком .......... ............. .............

9-14

осмотр автомобиля .................................»........20-60 оформление документов ............................... . 13-44

Отсюда следует, что часть времени затрачивается на оформление документов, что ставит задачу разработ­ ки более совершенных приемочных документов для стан­ ций технического обслуживания, позволяющих снизить трудоемкость их заполнения и получить достаточно пол­ ную информацию об автомобиле, а также механизиро­ вать оформление приемочных документов.

По окончании оформления приемочных документов шофер-перегонщик по команде диспетчера перегоняет автомобиль на территорию станции или непосредственно на рабочие посты, или на посты ожидания. Заказчики на территорию станции не допускаются.

В отдельных случаях (например, при обслуживании автомобилей на гарантийном периоде эксплуатации по талонам сервисной книжки) допускаются изменения технологического процесса приемки автомобиля и соккращенНя его объема.

- 31

 

 

 

T a

бель

 

 

 

 

рекомендуемого оборудования для участка

 

Наименование

Модель,

Краткая характе-

 

 

тип

 

ристика

 

Подъемник электро­

ЦЕ-2 ВНР

Грузоподъем -

 

механический двух­

 

 

ность 2 т, вы­

 

стоечный

 

 

сота подъема

 

Шкаф для приемщика

ИЭ-68 102.00

1800 мм

 

Размеры, мм:

 

 

ПКБ Главмос-

602x568x1455

 

 

автотранс

 

 

 

Опознавательный

НАМИ

 

Размеры, мм:

 

номер

 

 

100x100x150;

 

Защитные чехлы

Н-501 НАМИ

магнитный

 

Размеры, мм:

 

 

Н-502

 

910х500х1100х

 

Зеркало

Покупное,

про­

х700

 

 

 

 

мышленное

 

 

Ящик для мусора

Н-9938-0049

Размеры, мм:

 

 

ВАЗ

 

386x386x640

 

Комплект приборов

Р /О 'Росавто-

 

 

приемщика:

спецоборудова—

 

 

прибор для про­

ние"

 

 

 

 

 

 

 

верки рулевого

 

 

 

 

управления, на­

 

 

 

 

грузочная вил­

 

 

 

 

ка, компрѳссо-

К-402

 

 

 

метр, стетофо—

ЛЗ-2

 

 

 

нендоскоп, мано­

178

 

 

 

метр шинный

 

 

 

 

- 53 -

- 52 -


Наименование

 

Модель,

Краткая характе­

 

 

тип

ристика

Прибор для опреде-

К-88М

305x200x180 пе-

ления техническо­

"Росавто -

редвижной

го состояния дн -

спедобору-

 

линдро-поршневой

дованнѳ"

 

группы и клала

-

 

 

нов автомобиль

 

 

ных двигателей

без

 

 

их разборки

 

'Элкон

Переносной

Газоанализатор

 

IU10S'

ВНР

Выдача обслуженных автомобилей производится на постах выдачи СТО. К сожалению, в проектах СТО не

всегда предусмотрено Оборудование постов

 

 

выдачи

подъемниками или осмотровыми канавами.

Однако об­

стоятельства заставляют рекомендовать

оборудовать

посты выдачи автомобилей (также как и посты

при­

емки) подъемниками, для того чтобы можно

было ос­

мотреть автомобиль снизу, а также в период

 

боль­

шого потока автомобилей на СТО использовать

посты

выдачи для приемки автомобилей.

 

 

 

в

При выдаче обслуженного автомобиля

заказчику

его присутствии приемщик производит осмотр

 

авто­

мобиля и проверку выполненного объема и

качества

работ, а также сверку комплектности с записями

в

приемочном документе. Объем и качество

выполнен­

ных работ должны отвечать требованиям

""Техничес­

ких условий на выпуск из технического обслуживания и текущего ремонта легковых автомобилей, принадле­ жащих гражданам", приведенных во "Временном поло­

- 54 -

Продолжение

Количество для СТО (постов), шт.

6

11

16

35

50

75

100

1

1

I

1

1

2

2

2

1

1

1

1

1

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

»

жении о техническом обслуживании и ремонте легко­ вых автомобилей, принадлежащих гражданам*.

После осмотра автомобиля, подписи заказчика об отсутствии претензий к СТО и принятия автомобиля, проверив правильность оплаты, приемщик снимает опо-

знательный номер и предоставляет возможность

вы­

езда автомобиля оо станции.

 

 

В целях рациональной загрузки исполнителей

не­

которые работы можно совмещать в разное

время

дня в зависимости От загруженности станции.

 

ТНк,

в момент наибольшего поступления автомобилей

на

СТО (с 8 до Ц ч) работника, контролирующего вы­ полнение обслуживания и выдающего автомобили вла­ дельцам, можно дополнительно использовать на при­ емке автомобилей.

Исследования показали, что после И ч количест­ во принимаемых автомобилей уменьшается. Одновре­ менно производится выдача обслуженных автомобилей владельцам, которая достигает наибольшей интенсив-

- 55 -


ности с 14 до 17 ч. В это время приемщика автомоби­ лей можно дополнительно использовать на выдаче авто­ мобилей владельцам. Это позволяет использовать одних и тех же Специалистов в первой половине дня на при­ емке автомобилей, а во второй - на выдаче.

Диагностика автомобилей на СТО

Одним из путей» способствующих повышению эффек­ тивности технического обслуживания, Является примене­ ние технической диагностики автомобилей в технологи­ ческом процессе ТО и ремонта на станциях техничес­ кого обслуживания. Диагностика осуществляется в осномном но следующим направлениям : создание специа­ лизированных постое диагностики; создание комплекс­ ных постов диагностики; создание постов диагностики» технологически встроенных в процессе ТО и TP [I8j,

В зависимости от этого и строится технологический процесс ТО и TP автомобилей с применением диагнос­

тики.

Современные станции технического обслуживания мощностью до 60 рабочих постов имеют наряду с универ« сальными постами ТО специализированные диагности­ ческие посты. Более крупные станции (например, стан­ ция ^Москвич' АЗЛК) имеют линии диагностики.

Диагностика в технологическом процессе техническо­ го обслуживания автомобиля выполняет функции измери­ тельного Органа, а регулируемым объектом является автомобиль. Она служит для определения технического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов без разборки, представляет собой технологический элемент технического обслуживания и ремонта и основной метод выполнения контрольных работ, т.е. является органичес­ кой частью технологического процесса планово-предуп­ редительной системы технического обслуживания и ре­ монта автомобилей.

Качественное проведение диагностики при техничес­ ком обслуживании позволяет обеспечить высокую техни­ ческую готовность автомобилей, снизить затраты на те-

- 56 -

кутий ремонт и запасные части. При ремонте диагнос­ тика позволяет без разборки агрегатов объективно оп­ ределить их техническое состояние, установить объем ремонтных работ и выявить причины отказов или неис­ правностей, что позволяет установить способы их уст­ ранения.

Диагностические работы на СТО выполняются дву­ мя способами: совместно с техническим обслуживанием и ремонтом, на комплексных или специализированных постах и линиях диагностики. В первом случае техноло­ гия выполнения конкретной операции включает диагнос­ тирование технического состояния, устранение выявлен­ ных отказов и неисправностей или приведение парамет­ ра к оптимальному значению.

Совмещение диагностики с обслуживанием и ремон­ том осуществляется также на специализированных пос­ тах. Наибольшее распространение получили на современ­ ных СТО специализированные посты по проверке и регу-> лировке углов установки передних колес, тормозов, системы освещения и др. При совмещении диагностики технологический процесс имеет законченный цикл.

Выполнение диагностических работ на специализиро­ ванных постах или линиях диагностики (второй вариант) обусловлено предоставлением владельцу автомобиля пра­ ва (согласно вышеназванному "ПоложеникГ) проведения выборочного комплекса работ* необходимостью быстрой оценки технического состояния автомобиля (экспрессдиагностика), а также вытекает из необходимости регу­ лирования хода технологического процесса (направление 1 автомобиля на соответствующие участки, посты и зоны

взависимости от его технического состояния). Экспресс-диагностику наиболее целесообразно приме­

нять для проверки узлов и механизмов автомобиля, обеспечивающих безопасность движения.

Поэлементные диагностические работы основных аг­ регатов, узлов и систем при поступлении автомобиля на СТО для выполнения ТО-2 проводятся в основном на специализированных постах (линиях) диагностики. Тру­ доемкость диагностических работ при этом составляет около 10% трудоемкости ТО-2.

- 57 -


Диагностирование автомобиля и его элементов осу­ ществляется с помощью специальных диагностических стендов и приборов.

Объем диагностических работ на СТО на Ц, 15 и 25 постов распределен на 3 поста:

1-й - диагностирование тормозов; 2-й - диагностирование рулевого управления и пе­

редней подвески; 3-й - диагностирование двигателя, электрооборудова-

ния и трансмиссии.

Диагностика двигателя является наиболее трудоем­ кой работой и включает в себя ознакомление с учетны­ ми данными, осмотр и опробывание пуском, проверку герметичности цилиндров, измерение мощности, конт­ роль кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма, а также системы охлаждения. По результа­ там диагностики проводятся необходимые регулировоч­ ные, крепежные или ремонтные работы.

Диагностика двигателя производится на динамометри­ ческом стенде или стенде для проверки тягово-экономи­ ческих показателей легковых автомобилей, а также различными переносными приборами (К-68М и др.).

Диагностика двигателей автомобилей на предприяти­ ях автосервиса за рубежом осуществляется либо отдель­ ными приборами Дтестерами), либо при помощи испыта­ тельных стендов (мотор-тестеров) и включает в себя в основном проверку дилиндро—поршневой группы и газораспределительного механизма, системы питания, сис­ темы зажигания, системы охлаждения и смазки.

При диагностике трансмиссии учитывают сведения о перегревах ее агрегатов, продолжительности движения автомобиля накатом, самопроизвольном выключении пе­ редач или трудности их включения, шумах, а также дан-, ные о механических потерях в трансмиссии. Кроме то­ го, внешним осмотром проверяют герметичность агрега­ тов.

Механизм сцепления проверяют по величине свобод­ ного хода педали, полноте включения сцепления к момең-

- 58 -

ту пробуксовки, который выявляют на динамометричес­ ком стенде с помощью стробоскопа 3-102,

Коробку передач и задний мост диагностируют по люфтам, вибрациям и тепловому состоянию. Более точ­ но коробку передач и задний мост автомобиля можно диагностировать по параметрам вибрации на динамомет­ рическом стенде.

Диагностика передней подвески заключается в про­ верке углов установки управляемых колес, правильнос­ ти регулировки подшипников ступиц передних колес, проверке давления щин, балансировке их, проверке об­ щего .^стояния передней подвески и амортизаторов с помощью установки ЦКБ-113.

Для проверки углов установки управляемых колес применяются разнообразные стационарные стенды и пе­ реносные приборы. По принципу действия стенды под­ разделяются на механические, оптические (1119), опти­ ко-электрические и электрические, а переносные прибо­ ры - на механические, жидкостные и оптико-электри­ ческие.

Диагностика рулевого управления заключается в про­ верке крепления и состояния рулевого управления, в том числе шарнирных сочленений тяг рулевого привода и рулевого механизма, определении люфта рулевого ко­ леса и усилия, потребного для его поворота (при вывер­ шенных колесах).

Люфт рулевого колеса определяют с помощью дина- мометра-люфтомера, а силу трения в узлах рулевого уп-+ равления с помощью прибора НИИАТ К-402.

Диагностика тормозов заключается в проверке пока­ зателей их эффективности путем измерения диагности­ ческих параметров, определяющих техническое состояние как всей системы в целом, так и ее элементов. Часть диагностических параметров характеризует состояние отдельных элементов тормозов, а часть - общую эффек­ тивность тормозной системы в делом. По общим пара­ метрам (тормозному пути, замедлению, суммарной тор­ мозной силе и ее распределению между колесами авто­ мобиля) осуществляют комплексную диагностику. При

- 59 -