Файл: Кривенко, Е. И. Технологические процессы на предприятиях автосервиса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
Порядок проведения работ дри предпродажном об служивании следующий, В магазине дри СТО на 50 ра
бочих постов на участке удаления внешнего консерва-
дионного покрытия, имеющего два рабочих поста, струей горячей воды (50°С) давлением 2-6 кГ/см2
мойщик смывает загрязнение с воскового покрытия ав томобиля, одновременно удаляется часть воска. Затем кистью или ветошью наносится смесь,, состоящая из 10% керосина и 00% неэтилированного бензина, до тех пор, пока воск не станет жидким, после чего его уда ляют мягкой ветошью (при наличии парогенератора восковое покрытие удаляется струей пара с помощью ручных парораспределительных устройств и добавлени ем моющих средств). После удаления восковой пленки поверхность автомобиля протирается насухо до блеска.
На участке отладки новых автомобилей проводятся крепежные, смазочные,- контрольно-проверочные рабо ты, а в необходимых случаях и полировочные работы. Исправный и чистый автомобиль устанавливается в торговом заде магазина (при комплектовании продаж ного фонда необходимо учитывать разнообразие цветов окраски).
В магазине дри СТО на 25 рабочих постов при под готовке нового автомобиля к продаже внешнее консерванионное покрытие снимается на участке мойки с по мощью вышеуказанного состава. Затем автомобиль пе регоняется на участок технического обслуживания станции, где проводятся работы по смазке и проверке крепежных соединений. Контрольно-проверочные рабо ты проводятся на постах диагностики. После устране ния неисправностей автомобиль устанавливается в тор говом зале.
При обнаружении механических повреждений кузова, полученных при транспортировке, последние устраняют ся рихтовкой, подкраской и полировкой на кузовном и малярном участках СТО с помощью соответствующего оборудования, инструмента и приспособлений.
Предпродажное обслуживание комиссионных автомо билей осуществляется аналогичным образом. Автомоби—
- 41 -
пи, принятые для продажи, должны пройти моечно-убо рочные, контрольно-регулировочные работы на постах диагностики и необходимое техническое обслуживание (или ремонт) в зависимости от технического состоя ния автомобиля. В исправном, пригодном для эксплуа тации состоянии комиссионный автомобиль устанавли вается на стоянку.
Уборочно-моечные работы
В процессе эксплуатации автомобили загрязняются. Внутренняя обивка кузова, подушки сидений, спинки, щитокс приборами и пол загрязняются пылью, мусо ром. Кроме того, под влиянием атмосферных воздей ствий температуры окружающей среды и от налипшей на кузов грязи, содержащей органические и неоргани ческие кислоты, окраска кузова автомобиля постепен но разрушается и тускнеет, что способствует образо ванию коррозии. Особенно, сильно подвержен загрязне нию кузов автомобиля снизу. Это мешает проведению технического обслуживания и ремонта автомобилей.
В целях предохранения кузова от коррозии и разру шения, обеспечения внешнего ¡вида автомобиля с уче
том требований эксплуатации, а также качественйого ТО и ремонта автомобиль должен подвергаться уборке мойке, сушке или протирке, а также полировке кузова. Качество уборочно-моечных работ в значительной степени определяет надежность и долговечность обслу
живаемых автомобилей, так как Неочищенные, плохо вымытые автомобили или агрегаты затрудняют их кон троль, техническое обслуживание и ремонт. При пло хой мойке практически невозможно обеспечить высо кую точность установки агрегатов или деталей на ав томобиль, а также произвести контрольно-регулировоч ные работы. Кроме того, качественная мойка прзволяет повысить культуру труда на производственных участках станции, а это, в свою очередь, позволяет поднять производительность труда и эффективнее ис пользовать производственные мощности СТО. Поэтому
- 42 -
на современных СТО большое внимание уделяется во просам уборочно-моечных работ автомобилей, непре рывно совершенствуются применяемые способы, направ ленные на повышение производительности труда, меха низацию и автоматизацию уборочно-моечных работ, а также улучшение их качества.
Уборочно-моечные работы на современных станциях технического обслуживания автомобилей производят, как правило, на отдельных участках, оснащенных необ ходимым технологическим оборудованием. В зависимос ти от мощности станции применяется и различное убо рочно-моечное оборудование, отличающееся производи тельностью и пропускной способностью.
Уборка кузова легкового автомобиля заключается в удалении пыли и мусора из салона. Уборка произво дится следующим образом: необходимо вынуть из са лона резиновые коврики и вымыть их, очистить пепель ницу, снять чехлы с сидений, убрать грязь и пыль с пола, протереть стекла и арматуру внутри салона, очистить обивку потолка и сидений. Для уборки салона автомобиля применяются передвижные промышленные пылесосы типа ПП-УМ или 'Торнадо" (ВНР), волося ные или капроновые щетки, скребки, обтирочный мате риал.;
По способу выполнения различают мойку ручную, механизированную и комбинированную.
При ручном способе весь процесс мойки производит ся вручную из шланга или моечным пистолетом струей воды низкого (2-4 кГ/см^) или высокого (10-26 и бо лее кГ/см^) давления. Для ручной мойки применяются
водоструйные моечные установки высокого давления, пароструйные установки и водопароструйные моечные установки^
В современных проектах станций на 6, 11 и 15 ра бочих постов предусмотрена ручная мойка автомобий лей и его агрегатов с применением водопароструйных моечных установок ОМ-3360 ГОСНИТИ (СССР) или 'Авто-Блитд' (ВНР) и щеток для ручной мойки. Для обеспечения удобного доступа к автомобилю при мойке
- 43 -
его нижних частей на участке предусмотрен подъемник П-104.
За рубежом большое применение получили водо
струйные моечные установки высокого давления, водо пароструйные моечные установки и автоматизирован ные моечные установки.
Механизированная мойка автомобиля осуществляет ся с помощью специальных установок с большим чис лом направленных струй воды (моечного раствора) и механических побудителей для удаления грязи - вра щающихся цилиндрических щеток и других устройств.
Комбинированная мойка представляет собой сочета ние механизированного и ручного способов.
По принципу действия механизированные моечные установки для легковых автомобилей подразделяются на струйные, со щеточными барабанами и комбиниро ванные.
В зависимости от способа относительного перемещен ная автомобиля и моечных средств механизированные моечные установки могут быть подразделены на уста новки с перемещением автомобиля относительно щеток и с перемещением каретки со щетками вокруг непод вижно стоящего автомобиля. Установки могут иметь одну, две, три, пять, семь и более щеток.
Предпочтение следует отдать проездным установка^ в которых автомобиль перемещается самоходом или на конвейере относительно вращающихся щеток. Эти уста новки обладают большой производительностью и хоро шо сочетаются на поточной линии с установками для внутренней уборки и наружной сушки автомобилей, обо рудованной конвейером для перемещения автомобилей.
На СТО мощностью 26 рабочих постов мойка авто мобиля предусмотрена с помощью комбинированной трехщеточной установки М-100 (ВНР), а мойка дви гателя - моечной установки ОМ-3360 или "АвтоБлитп" (ВНР). Сушка предусматривается установкой
GS -101 (ВНР).
В проекте центра технического обслуживания и ре монта автомобилей, разработанного АвтоВАЗом и реко
- 44 -
мендуемого как проект универсальной СТО на 50 ра бочих постов, участок мойки рассчитан на 4 машино места.
Расположение участка позволяет организовать на нем автоматическую линию для мойки автомобилей. В зависимости от применяемого оборудования техно логический процесс моечных работ можно организо - вать двумя способамигс использованием подъемника и шланговой мойки для промыва низа автомобиля, меха низированной щеточной установки и сушильной уста новки (в данном случае автомобиль перемещается с поста на пост своим ходом) и автоматической поточ ной линии типа Ml 18 для мойки легковых автомобилей^ оснащенной конвейером для перемещения автомобилей. Такая поточная линия состоит из установок для мой ки дисков колес, стационарной установки для низа ав томобиля, щеточной установки для мойки кузовов и установки для удаления влаги с наружной поверхности автомобиля»
Удаление влаги с поверхности кузова легкового ав томобиля может производиться тремя способами: об тиранием вручную замшей, фланелью или другими гиг роскопическими материалами; обдувкой воздухом (хо лодным, реже подогретым); сушкой инфракрасными лампами» На различных станциях в зависимости от пропускной способности моечного участка применяется тот или иной способ сушки автомобиля.
В целях длительного сохранения лакокрасочного по крытия и придания ему хорошего внешнего вида кузо ва легкового автомобиля полируют. Полировка кузова, окрашенного синтетической эмалью, производится вос ковой пастой № 2, полировочной водой и жидким вос ковым полирующим составом № 3. Полировка кузова полировочной водой должна производиться как профи лактика в среднем один раз в месяц, а с применением пасты - один раз в 3-4 месяца. Перед применением по«- лировочную воду тщательно взбалтывают, затем чис той марлей или хлопчатобумажной тканью наносят тон
ким слоем на чистую сухую |
поверхность кузова и |
- 45 |
- |
через 20-30 минут протирают фланелью до получения зеркального блеска.
Полировка также производится, пневматической или электри ческой полировальной машиной. К машине при даются два полировальных съемных чехла: один из сукна - для предварительной полировки, другой из ци гейковой шкурки - для окончательной полировки по верхности кузова.
Если поверхность кузова стала матовой и восста новить ее блеск полировочной водой и полировочной пастой не удается, то необходимо применить пасту
№290, содержащую абразивные материалы. С помощью этой пасты зачищается верхний слой краски, а затем поверхность полируют. Для полировки покрытий из син тетических эмалей применяют полировочную пасту
№7/6.
Таким образом, технологический процесс уборочно моечных работ включает в себя уборку салона автомо биля, мойку двигателя, мойку автомобиля снизу, на ружную мойку автомобиля, сушку и полировку кузова автомобиля.
При организации работ моечного участка с исполь зованием подъемника и шланговой мойки для промыва низа автомобиля, механизированной щеточной установ ки для мойки кузовов и сушильной установки порядок проведения уборочно-моечных работ следующий.
Вначале автомобиль поступает на пост, оборудован ный подъемником. НА этом посту производят уборку салона, мойку двигателя, низа кузова и агрегатов трансмиссии автомобиля. Затем автомобиль перегоня ется на следующий рабочий пост для проведения мойки кузова.
Мойка и сушка автомобилей производятся автома тической моечно-сушильной установкой TnnaGM 100 И GS 100 (ВНР).
Мойка делится на смачивание кузова водой и мой ку щетками.
Последовательность мойки щетками следующая: мойка переднего буфера, облицовки радиатора, капо
- 46 -
та( ветривого стекла, крышки кузова, стекла задка, багажника, ланеля задка и заднего буфера. После это го производится вторичная мойка переднего буфера и облицовки радиатора, затем мойка крыльев, колес, дверей, панели задка и заднего буфера.
Сушка производится при помощи струи воздуха, нагнетаемого вентиляторами и направляемого на по верхность автомобиля через соответствующие сопла.
Во время сушки автомобиля вода с днища удаляет ся самотеком. После сушки автомобиль перегоняется на вспомогательный пост, где при помощи замшевой салфетки и обдувки воздухом удаляется оставщаяся вода . Затем при необходимости кузов полируют.
При использовании автоматической поточной линии для мойки легковых автомобилей (М118) работы про водятся следующим образом. Вначале выполняются уборочные работы, а затем автомобиль поступает на автоматическую лоточную линик^ оснащенную толкаю щим цепным конвейером.
В процессе прохождения линии на автомобиле про изводятся:
очистка дисков колес вращающимися щетками; обмыв днища кузова и нижней части агрегатов шас->
си автомобиля водой, подаваемой под давлением из сопел качающихся коллекторов стационарной моечной установки;
мойка кузова стационарной щеточной автоматичес кой установкой, осуществляющей смачивание, непо средственную мойку щетками и ополаскивание ;
сдувание влаги с наружных поверхностей автомоби ля после: мойки.
Мойка автомобиля на поточной линии дает возмож ность увеличить производительность труда в 1.2-1,5 раза по сравнению с применением моечносушильной
установки.
После проведения уборочно-моечных работ автомо биль поступает в производственную зону станции для проведения технического обслуживания или ремонта.
47 -
Приемка и выдача автомобилей
Отличительной особенностью современных проектов станций технического обслуживания является то, что на них предусмотрены посты приемки и выдачи авто мобилей (отдельный участок СТО).
Участок предназначен для проведения проверки ав томобилей с целью определения их технического СОГ стояния, необходимого объема, сроков выполнения и стоимости работ, контроля выполненных работ и выда чи автомобилей владельцам.
При приемке автомобили подвергаются обязательной проверке по определенному перечню работ, который включает в себя следующее:
проверку агрегатов и узлов, на неисправность ко торых указывает владелец автомобиля, определение трудоемкости выполнения и стоимости работ;
проверку агрегатов, узлов и систем автомобиля, влияющих на безопасность движения, в целях исключе ния возможности выпуска неисправных автомобилей из СТО;
проверку технического состояния автомобилей с це лью выявления неисправностей, не заявленных владель цами. В необходимых случаях проверка автомобиля проводится на постах диагностики;
внешний осмотр автомобилей и проверку комплект ности (проводятся с целью исключения возможных раз
ногласий между клиентом и СТО); согласование с заказчиком объема ргбот; оформление приемочных документов.
Работы по приемке автомобилей, как правило, вы полняются на специальных постах (рис. 6), оснащенныхдвухстоечными подъемниками ЦЕ-2.
Для СТО на 50 рабочих постов предусмотрены три линии приемки автомобилей по 6 автомобилемест в каждой: одна для приемки на гарантийный ремонт и об служивание и остальные две для приемки в техничес кое обслуживание и текущий ремонт. В периоды наи большего потока автомобилей на СТО в качестве пос тов приемки могут использоваться посты выдачи.
- 48