Файл: Кривенко, Е. И. Технологические процессы на предприятиях автосервиса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Порядок проведения работ дри предпродажном об­ служивании следующий, В магазине дри СТО на 50 ра­

бочих постов на участке удаления внешнего консерва-

дионного покрытия, имеющего два рабочих поста, струей горячей воды (50°С) давлением 2-6 кГ/см2

мойщик смывает загрязнение с воскового покрытия ав­ томобиля, одновременно удаляется часть воска. Затем кистью или ветошью наносится смесь,, состоящая из 10% керосина и 00% неэтилированного бензина, до тех пор, пока воск не станет жидким, после чего его уда­ ляют мягкой ветошью (при наличии парогенератора восковое покрытие удаляется струей пара с помощью ручных парораспределительных устройств и добавлени­ ем моющих средств). После удаления восковой пленки поверхность автомобиля протирается насухо до блеска.

На участке отладки новых автомобилей проводятся крепежные, смазочные,- контрольно-проверочные рабо­ ты, а в необходимых случаях и полировочные работы. Исправный и чистый автомобиль устанавливается в торговом заде магазина (при комплектовании продаж­ ного фонда необходимо учитывать разнообразие цветов окраски).

В магазине дри СТО на 25 рабочих постов при под­ готовке нового автомобиля к продаже внешнее консерванионное покрытие снимается на участке мойки с по­ мощью вышеуказанного состава. Затем автомобиль пе­ регоняется на участок технического обслуживания станции, где проводятся работы по смазке и проверке крепежных соединений. Контрольно-проверочные рабо­ ты проводятся на постах диагностики. После устране­ ния неисправностей автомобиль устанавливается в тор­ говом зале.

При обнаружении механических повреждений кузова, полученных при транспортировке, последние устраняют­ ся рихтовкой, подкраской и полировкой на кузовном и малярном участках СТО с помощью соответствующего оборудования, инструмента и приспособлений.

Предпродажное обслуживание комиссионных автомо­ билей осуществляется аналогичным образом. Автомоби—

- 41 -

пи, принятые для продажи, должны пройти моечно-убо­ рочные, контрольно-регулировочные работы на постах диагностики и необходимое техническое обслуживание (или ремонт) в зависимости от технического состоя­ ния автомобиля. В исправном, пригодном для эксплуа­ тации состоянии комиссионный автомобиль устанавли­ вается на стоянку.

Уборочно-моечные работы

В процессе эксплуатации автомобили загрязняются. Внутренняя обивка кузова, подушки сидений, спинки, щитокс приборами и пол загрязняются пылью, мусо­ ром. Кроме того, под влиянием атмосферных воздей­ ствий температуры окружающей среды и от налипшей на кузов грязи, содержащей органические и неоргани­ ческие кислоты, окраска кузова автомобиля постепен­ но разрушается и тускнеет, что способствует образо­ ванию коррозии. Особенно, сильно подвержен загрязне­ нию кузов автомобиля снизу. Это мешает проведению технического обслуживания и ремонта автомобилей.

В целях предохранения кузова от коррозии и разру­ шения, обеспечения внешнего ¡вида автомобиля с уче­

том требований эксплуатации, а также качественйого ТО и ремонта автомобиль должен подвергаться уборке мойке, сушке или протирке, а также полировке кузова. Качество уборочно-моечных работ в значительной степени определяет надежность и долговечность обслу­

живаемых автомобилей, так как Неочищенные, плохо вымытые автомобили или агрегаты затрудняют их кон­ троль, техническое обслуживание и ремонт. При пло­ хой мойке практически невозможно обеспечить высо­ кую точность установки агрегатов или деталей на ав­ томобиль, а также произвести контрольно-регулировоч­ ные работы. Кроме того, качественная мойка прзволяет повысить культуру труда на производственных участках станции, а это, в свою очередь, позволяет поднять производительность труда и эффективнее ис­ пользовать производственные мощности СТО. Поэтому

- 42 -


на современных СТО большое внимание уделяется во­ просам уборочно-моечных работ автомобилей, непре­ рывно совершенствуются применяемые способы, направ­ ленные на повышение производительности труда, меха­ низацию и автоматизацию уборочно-моечных работ, а также улучшение их качества.

Уборочно-моечные работы на современных станциях технического обслуживания автомобилей производят, как правило, на отдельных участках, оснащенных необ­ ходимым технологическим оборудованием. В зависимос­ ти от мощности станции применяется и различное убо­ рочно-моечное оборудование, отличающееся производи­ тельностью и пропускной способностью.

Уборка кузова легкового автомобиля заключается в удалении пыли и мусора из салона. Уборка произво­ дится следующим образом: необходимо вынуть из са­ лона резиновые коврики и вымыть их, очистить пепель­ ницу, снять чехлы с сидений, убрать грязь и пыль с пола, протереть стекла и арматуру внутри салона, очистить обивку потолка и сидений. Для уборки салона автомобиля применяются передвижные промышленные пылесосы типа ПП-УМ или 'Торнадо" (ВНР), волося­ ные или капроновые щетки, скребки, обтирочный мате­ риал.;

По способу выполнения различают мойку ручную, механизированную и комбинированную.

При ручном способе весь процесс мойки производит­ ся вручную из шланга или моечным пистолетом струей воды низкого (2-4 кГ/см^) или высокого (10-26 и бо­ лее кГ/см^) давления. Для ручной мойки применяются

водоструйные моечные установки высокого давления, пароструйные установки и водопароструйные моечные установки^

В современных проектах станций на 6, 11 и 15 ра­ бочих постов предусмотрена ручная мойка автомобий лей и его агрегатов с применением водопароструйных моечных установок ОМ-3360 ГОСНИТИ (СССР) или 'Авто-Блитд' (ВНР) и щеток для ручной мойки. Для обеспечения удобного доступа к автомобилю при мойке

- 43 -

его нижних частей на участке предусмотрен подъемник П-104.

За рубежом большое применение получили водо­

струйные моечные установки высокого давления, водо­ пароструйные моечные установки и автоматизирован­ ные моечные установки.

Механизированная мойка автомобиля осуществляет­ ся с помощью специальных установок с большим чис­ лом направленных струй воды (моечного раствора) и механических побудителей для удаления грязи - вра­ щающихся цилиндрических щеток и других устройств.

Комбинированная мойка представляет собой сочета­ ние механизированного и ручного способов.

По принципу действия механизированные моечные установки для легковых автомобилей подразделяются на струйные, со щеточными барабанами и комбиниро­ ванные.

В зависимости от способа относительного перемещен­ ная автомобиля и моечных средств механизированные моечные установки могут быть подразделены на уста­ новки с перемещением автомобиля относительно щеток и с перемещением каретки со щетками вокруг непод­ вижно стоящего автомобиля. Установки могут иметь одну, две, три, пять, семь и более щеток.

Предпочтение следует отдать проездным установка^ в которых автомобиль перемещается самоходом или на конвейере относительно вращающихся щеток. Эти уста­ новки обладают большой производительностью и хоро­ шо сочетаются на поточной линии с установками для внутренней уборки и наружной сушки автомобилей, обо­ рудованной конвейером для перемещения автомобилей.

На СТО мощностью 26 рабочих постов мойка авто­ мобиля предусмотрена с помощью комбинированной трехщеточной установки М-100 (ВНР), а мойка дви­ гателя - моечной установки ОМ-3360 или "АвтоБлитп" (ВНР). Сушка предусматривается установкой

GS -101 (ВНР).

В проекте центра технического обслуживания и ре­ монта автомобилей, разработанного АвтоВАЗом и реко­

- 44 -


мендуемого как проект универсальной СТО на 50 ра­ бочих постов, участок мойки рассчитан на 4 машино­ места.

Расположение участка позволяет организовать на нем автоматическую линию для мойки автомобилей. В зависимости от применяемого оборудования техно­ логический процесс моечных работ можно организо - вать двумя способамигс использованием подъемника и шланговой мойки для промыва низа автомобиля, меха­ низированной щеточной установки и сушильной уста­ новки (в данном случае автомобиль перемещается с поста на пост своим ходом) и автоматической поточ­ ной линии типа Ml 18 для мойки легковых автомобилей^ оснащенной конвейером для перемещения автомобилей. Такая поточная линия состоит из установок для мой­ ки дисков колес, стационарной установки для низа ав­ томобиля, щеточной установки для мойки кузовов и установки для удаления влаги с наружной поверхности автомобиля»

Удаление влаги с поверхности кузова легкового ав­ томобиля может производиться тремя способами: об­ тиранием вручную замшей, фланелью или другими гиг­ роскопическими материалами; обдувкой воздухом (хо­ лодным, реже подогретым); сушкой инфракрасными лампами» На различных станциях в зависимости от пропускной способности моечного участка применяется тот или иной способ сушки автомобиля.

В целях длительного сохранения лакокрасочного по­ крытия и придания ему хорошего внешнего вида кузо­ ва легкового автомобиля полируют. Полировка кузова, окрашенного синтетической эмалью, производится вос­ ковой пастой № 2, полировочной водой и жидким вос­ ковым полирующим составом № 3. Полировка кузова полировочной водой должна производиться как профи­ лактика в среднем один раз в месяц, а с применением пасты - один раз в 3-4 месяца. Перед применением по«- лировочную воду тщательно взбалтывают, затем чис­ той марлей или хлопчатобумажной тканью наносят тон­

ким слоем на чистую сухую

поверхность кузова и

- 45

-

через 20-30 минут протирают фланелью до получения зеркального блеска.

Полировка также производится, пневматической или электри ческой полировальной машиной. К машине при­ даются два полировальных съемных чехла: один из сукна - для предварительной полировки, другой из ци­ гейковой шкурки - для окончательной полировки по­ верхности кузова.

Если поверхность кузова стала матовой и восста­ новить ее блеск полировочной водой и полировочной пастой не удается, то необходимо применить пасту

290, содержащую абразивные материалы. С помощью этой пасты зачищается верхний слой краски, а затем поверхность полируют. Для полировки покрытий из син­ тетических эмалей применяют полировочную пасту

7/6.

Таким образом, технологический процесс уборочно­ моечных работ включает в себя уборку салона автомо­ биля, мойку двигателя, мойку автомобиля снизу, на­ ружную мойку автомобиля, сушку и полировку кузова автомобиля.

При организации работ моечного участка с исполь­ зованием подъемника и шланговой мойки для промыва низа автомобиля, механизированной щеточной установ­ ки для мойки кузовов и сушильной установки порядок проведения уборочно-моечных работ следующий.

Вначале автомобиль поступает на пост, оборудован­ ный подъемником. НА этом посту производят уборку салона, мойку двигателя, низа кузова и агрегатов трансмиссии автомобиля. Затем автомобиль перегоня­ ется на следующий рабочий пост для проведения мойки кузова.

Мойка и сушка автомобилей производятся автома­ тической моечно-сушильной установкой TnnaGM 100 И GS 100 (ВНР).

Мойка делится на смачивание кузова водой и мой­ ку щетками.

Последовательность мойки щетками следующая: мойка переднего буфера, облицовки радиатора, капо­

- 46 -


та( ветривого стекла, крышки кузова, стекла задка, багажника, ланеля задка и заднего буфера. После это­ го производится вторичная мойка переднего буфера и облицовки радиатора, затем мойка крыльев, колес, дверей, панели задка и заднего буфера.

Сушка производится при помощи струи воздуха, нагнетаемого вентиляторами и направляемого на по­ верхность автомобиля через соответствующие сопла.

Во время сушки автомобиля вода с днища удаляет­ ся самотеком. После сушки автомобиль перегоняется на вспомогательный пост, где при помощи замшевой салфетки и обдувки воздухом удаляется оставщаяся вода . Затем при необходимости кузов полируют.

При использовании автоматической поточной линии для мойки легковых автомобилей (М118) работы про­ водятся следующим образом. Вначале выполняются уборочные работы, а затем автомобиль поступает на автоматическую лоточную линик^ оснащенную толкаю­ щим цепным конвейером.

В процессе прохождения линии на автомобиле про­ изводятся:

очистка дисков колес вращающимися щетками; обмыв днища кузова и нижней части агрегатов шас->

си автомобиля водой, подаваемой под давлением из сопел качающихся коллекторов стационарной моечной установки;

мойка кузова стационарной щеточной автоматичес­ кой установкой, осуществляющей смачивание, непо­ средственную мойку щетками и ополаскивание ;

сдувание влаги с наружных поверхностей автомоби­ ля после: мойки.

Мойка автомобиля на поточной линии дает возмож­ ность увеличить производительность труда в 1.2-1,5 раза по сравнению с применением моечносушильной

установки.

После проведения уборочно-моечных работ автомо­ биль поступает в производственную зону станции для проведения технического обслуживания или ремонта.

47 -

Приемка и выдача автомобилей

Отличительной особенностью современных проектов станций технического обслуживания является то, что на них предусмотрены посты приемки и выдачи авто­ мобилей (отдельный участок СТО).

Участок предназначен для проведения проверки ав­ томобилей с целью определения их технического СОГ стояния, необходимого объема, сроков выполнения и стоимости работ, контроля выполненных работ и выда­ чи автомобилей владельцам.

При приемке автомобили подвергаются обязательной проверке по определенному перечню работ, который включает в себя следующее:

проверку агрегатов и узлов, на неисправность ко­ торых указывает владелец автомобиля, определение трудоемкости выполнения и стоимости работ;

проверку агрегатов, узлов и систем автомобиля, влияющих на безопасность движения, в целях исключе­ ния возможности выпуска неисправных автомобилей из СТО;

проверку технического состояния автомобилей с це­ лью выявления неисправностей, не заявленных владель­ цами. В необходимых случаях проверка автомобиля проводится на постах диагностики;

внешний осмотр автомобилей и проверку комплект­ ности (проводятся с целью исключения возможных раз­

ногласий между клиентом и СТО); согласование с заказчиком объема ргбот; оформление приемочных документов.

Работы по приемке автомобилей, как правило, вы­ полняются на специальных постах (рис. 6), оснащенныхдвухстоечными подъемниками ЦЕ-2.

Для СТО на 50 рабочих постов предусмотрены три линии приемки автомобилей по 6 автомобилемест в каждой: одна для приемки на гарантийный ремонт и об­ служивание и остальные две для приемки в техничес­ кое обслуживание и текущий ремонт. В периоды наи­ большего потока автомобилей на СТО в качестве пос­ тов приемки могут использоваться посты выдачи.

- 48