Файл: Гиллер, Е. М. Совершенствование хозяйственного расчета и экономического стимулирования в строительном производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
нее используется техника. Объекты вводятся не только быстрее, но и с высоким качеством. Так, в 1973 г. брига да Н. А. Злобина построила и сдала в эксплуатацию с высоким качеством три двенадцатиэтажных жилых дома площадью 15 810 кв. метров. При этом срок их строи тельства сокращен на 332 дня; получена сверхплановая экономия в сумме 32,4 тыс. руб., в 1,75 раза против нор мы снижены трудовые затраты на один квадратный метр жилой площади в кирпичных зданиях.
Коллектив бригады В. П. Серикова, работая по ме тоду бригадного подряда в промышленном строительст ве, на три месяца раньше нормативного срока ввел в
эксплуатацию комплекс южной теплоцентрали в г. Мур манске, снизил плановую себестоимость работ на
27,3 тыс. руб.
Новая форма бригадного хозяйственного расчета в строительстве одобрена Центральным Комитетом пар тии и рекомендована к широкому распространению.
В конце 1973 г. Госстрой СССР, Госплан СССР, Госкомтруд, Минфин СССР и Стройбанк СССР по согласованию с ВЦСПС утвердили «Положение о новой форме бригадного хозяйственного расчета в строитель стве» и «Методические указания по определению рас четной стоимости (плановой себестоимости) работ, поручаемых бригаде, переведенной на новую форму хозяйственного расчета».
Главное преимущество новой формы бригадного подряда заключается в том, что бригады выполняют весь комплекс работ на объекте, обеспечивая ввод его в действие в срок и досрочно.
Бригаде утверждается расчетная стоимость (плано вая себестоимость) работ, выполняемых на объекте. Материальное поощрение рабочих бригады произво дится за сверхплановое снижение себестоимости.
В новом Положении усилена материальная ответст венность за выполнение обязательств, обусловленных в договоре. Работники, допустившие их нарушение, ли шаются полностью или частично премий по -действую щим системам премирования.
Более четко определены показатели, устанавлива емые бригаде в договоре, а также основные обязатель ства, принимаемые бригадой и строительно-монтажной организацией. Учитывая специфику строительства того или иного объекта, трест или главк, в подчинении ко-
26
1'Орых находится строительно-монтажная |
органи |
||||
зация, может до заключения договора |
дополнить пре |
||||
дусмотренные Положением обязательства сторон. |
|
||||
В соответствии с новым Положением |
генподрядная |
||||
и субподрядная бригады могут |
принимать |
взаимные |
|||
обязательства. В них предусматриваются |
сроки нача |
||||
ла и окончания отдельных видов |
или комплексов ра |
||||
бот, |
открытие фронта работ, взаимные услуги и другое. |
||||
Это |
также будет способствовать |
своевременной |
сдаче |
объектов в эксплуатацию.
Действовавший порядок определения на местах рас четной стоимости (плановой себестоимости) выполня емых бригадами работ был сложным и трудоемким. По новым Методическим указаниям министерства и ведомства могут разрабатывать типовые расчетные стоимости для зданий и сооружений, возводимых по типовым проектам. Строительно-монтажные организа ции в этом случае будут осуществлять в основном «привязку» расчетной стоимости к конкретным условиям работы. Министерства и ведомства могут устанавливать процент накладных расходов, зависящих от деятель ности бригады. Таким образом исключается необхо димость определения суммы накладных расходов по статьям затрат. Достаточно определить по установлен ному проценту величину накладных расходов и доба
вить ее к сумме прямых затрат.
Положение будет способствовать более широкому и эффективному внедрению в строительстве новой формы бригадного хозрасчета.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ ОРГАНОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду КПСС говорилось о последовательном внедрении принципов хозяйственного расчета не только на предприятиях, но и вышестоящих хозяйственных звеньях.
В Директивах съезда по девятому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 гг. указывается на необходимость «Обеспечить повышение хозрасчетной заинтересованности предприя тий, объединений и министерств в достижении наиболь ших производственных результатов при наименьших
27
затратах труда, материальных ресурсов и капитальных
вложений»1. |
так же как и |
В последнее время в строительстве, |
|
в других отраслях народного хозяйства, |
возникает проб |
лема хозяйственного расчета для вышестоящих органи заций, таких, как объединения, главные территориаль ные управления. Начата работа по переводу на двух- и трехзвенную систему управления строительством пу тем укрупнения строительно-монтажных организаций, создания производственных объединений (комбинатов), действующих на основе хозяйственного расчета.
Органами хозяйственного управления в строительст ве являются: строительно-монтажные тресты (объедине ния, комбинаты), которым подчинены подразделения (часть или все), пользующиеся правами социалистиче ского государственного производственного предприятия,
территориальные управления |
строительством, |
главные |
|
территориальные управления |
по строительству, |
респуб |
|
ликанские строительные министерства. |
|
|
|
Органы хозяйственного управления |
осуществляют |
наряду с административными функциями технико-эконо мическую и оперативно-хозяйственную деятельность. Они координируют деятельность подведомственных им предприятий и организаций, распределяют между ними объекты строительства, изыскивают оптимальные хозяй ственные планы.
Органы хозяйственного управления и подведомствен ные им предприятия образуют единый производственно хозяйственный комплекс, действующий на принципе самоокупаемости и прибыльности.
Органы хозяйственного управления устанавливают плановые задания подведомственным им подразделе ниям, руководят их техническим развитием, распреде ляют материально-технические и финансовые расчеты.
Органы хозяйственного управления образуют цент рализованные фонды экономического стимулирования и резервы (для оказания финансовой помощи, приро ста оборотных средств, фонда заработной платы, мате риально-технических расчетов и др.).
Органы хозяйственного управления несут материаль ную ответственность за ущерб, причиненный ими под разделениям.
1 Материалы XXIV съезда КПСС. Политиздат, 1971, с. 296.
82
III.ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ИРАСЧЕТЫ
ВСТРОИТЕЛЬСТВЕ
Осуществление хозяйственного расчета в значитель ной степени зависит от системы ценообразования и расчетов.
В Директивах XXIV съезда КПСС по пятйлетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 гг. указано на необходимость «Улучшить проектно сметное дело. Повысить ответственность проектных ор ганизаций, министерств, ведомств, а также органов экс пертизы за качество проектов и правильное опреде ление сметной стоимости строительства. При проектиро вании строительства новых и расширения действую щих предприятий применять наиболее совершенные тех нологические, строительные и архитектурно-планировоч ные решения. Обеспечить снижение сметной стоимости строительства не менее чем на 3-—5 -процентов за счет более рациональных проектных решений»1.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Важнейшим элементом хозяйственного расчета яв ляются цены на строительную продукцию. Они дол жны отражать уровень общественно необходимых за трат и обеспечить нормально работающим строительно монтажным организациям возмещение затрат и получе ние прибыли в размерах, необходимых для внесения в государственный бюджет платы за основные производ
ственные фонды и оборотные средства, а |
также для |
||
образования фондов экономического |
стимулирования. |
||
В основу системы цен в строительстве положены те |
|||
же принципы, |
что и в промышленности, но |
с учетом |
|
экономических |
особенностей строительного |
производ |
|
ства и специфичности его продукции. |
Вместе с тем широ |
кое применение по аналогии с промышленностью единых цен в строительстве на его конечную продукцию (гото вые здания и сооружения) затруднено чрезвычайным многообразием строительной продукции, ее локальной
закрепленностью, большой зависимостью |
характера |
|
этой продукции и величины затрат |
на ее производство |
|
1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., |
Политиздат, |
1971, с. 272. |
29
от разнообразных местных условий и многих ценооб разующих факторов; индивидуальным характером (в большей или меньшей степени), вызываемым осущест влением работ на заказ на основе проектов, учитываю щих различные требования и условия строительства отдельных объектов.
В связи с этим цена каждого отдельного объекта строительства определяется сметой, составленной на ос нове проекта. Сметная стоимость строительных и мон тажных работ, утвержденная в надлежащем порядке, выполняет роль цены на строительную продукцию.
Государство осуществляет плановое воздействие на формирование стоимости строительства с помощью смет ных цен. По ним составляются сметы на строительство и планируются капитальные вложения.
Система сметных цен включает цены на строитель ные материалы, изделия и конструкции; тарифы на элек трическую, тепловую энергию и грузовые перевозки; це ны машино-емен работы строительных машин и оборудо вания; ставки заработной платы строительных рабочих и т. д.
'Сметные цены слагаются из различных затрат. На пример, сметные цены строительных материалов включа ют оптовые цены промышленности, введенные с 1 июля 1967 г., транспортные расходы, включая погрузочно-раз грузочные работы, расходы на тару и упаковку, наценки снабженческо-сбытовых организаций и заготовительно складские расходы.
С 1969 г. в строительстве введены сметные цены, ба зирующиеся на применяемых с июля 1967 г. новых опто вых ценах на промышленную продукцию, новых тарифах на электрическую и тепловую энергию, на грузовые пере возки, а также на сметных нормах, введенных в дейст вие с 1 января 1969 г.
'Сметные нормы отражают средний технический уро вень строительного производства по отрасли в целом на период, на который они рассчитаны. В их состав входят нормы: расхода производственных ресурсов (труда, ма- шино-смен строительных машин, материалов, изделий и конструкций) на единицу отдельных видов общестрои тельных и специальных строительных работ, на строи тельные конструкции и виды работ, на здания и сооруже ния в целом; машино-смен работы строительных машин и оборудования; амортизационных отчислений по строи
30
тельным машинам и оборудованию; дополнительных зат рат, связанных с производством работ в зимнее время; накладных и заготовительно-складских расходов; плано вых накоплений; затрат на временные здания и сооруже ния; расходов на непредвиденные работы; затрат на со держание дирекции строящихся предприятий и др.
На основе перечисленных норм, ставок, цен, тарифов и т. д. исчисляются единичные расценки (ЕРЕР) на производство единицы конструктивных элементов и ви дов работ (или зданий и сооружений).
ЕРЕР определяют сметную стоимость прямых затрат на единицу конструктивных элементов и видов работ. Они применяются для всех строек независимо от их ве домственной подчиненности (кроме линейных). ЕРЕР ис пользуются: при проектировании строительства и для оп ределения его сметной стоимости, для планирования зат рат и других показателей строительных организаций, для анализа хозяйственной деятельности.
Государство осуществляет планирование цен на про дукцию строительства прежде всего путем нормирования отдельных элементов, из .которых слагаются эти цены. Так, государством утверждаются:
общесоюзные сметные нормы расхода материальных ресурсов, затрат машинного времени средств механиза ции и затрат труда;
тарифные сетки и ставки рабочих-строителей; цены на строительные материалы, полуфабрикаты,
детали и изделия;* тарифы на грузовые железнодорожные, водные и ав
томобильные перевозки; наценки снабженческих и сбытовых организаций;
нормы заготовительно-складских расходов, связанных с материально-техническим обеспечением строительства;
нормы накладных расходов; нормы плановых накоплений.
В последнее время проведен ряд мероприятий по улучшению системы ценообразования в строительстве и ее нормативной базы.
Большое значение в этом направлении имеют утверж денные Советом Министров СССР 2 декабря 1968 г. нор мы накладных расходов и плановых накоплений.
Новые нормы накладных расходов отличаются от ра нее действовавших тем, что из состава накладных расхо дов исключено возмещение убытков жилищно-комму-
31