Файл: Гиллер, Е. М. Совершенствование хозяйственного расчета и экономического стимулирования в строительном производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нее используется техника. Объекты вводятся не только быстрее, но и с высоким качеством. Так, в 1973 г. брига­ да Н. А. Злобина построила и сдала в эксплуатацию с высоким качеством три двенадцатиэтажных жилых дома площадью 15 810 кв. метров. При этом срок их строи­ тельства сокращен на 332 дня; получена сверхплановая экономия в сумме 32,4 тыс. руб., в 1,75 раза против нор­ мы снижены трудовые затраты на один квадратный метр жилой площади в кирпичных зданиях.

Коллектив бригады В. П. Серикова, работая по ме­ тоду бригадного подряда в промышленном строительст­ ве, на три месяца раньше нормативного срока ввел в

эксплуатацию комплекс южной теплоцентрали в г. Мур­ манске, снизил плановую себестоимость работ на

27,3 тыс. руб.

Новая форма бригадного хозяйственного расчета в строительстве одобрена Центральным Комитетом пар­ тии и рекомендована к широкому распространению.

В конце 1973 г. Госстрой СССР, Госплан СССР, Госкомтруд, Минфин СССР и Стройбанк СССР по согласованию с ВЦСПС утвердили «Положение о новой форме бригадного хозяйственного расчета в строитель­ стве» и «Методические указания по определению рас­ четной стоимости (плановой себестоимости) работ, поручаемых бригаде, переведенной на новую форму хозяйственного расчета».

Главное преимущество новой формы бригадного подряда заключается в том, что бригады выполняют весь комплекс работ на объекте, обеспечивая ввод его в действие в срок и досрочно.

Бригаде утверждается расчетная стоимость (плано­ вая себестоимость) работ, выполняемых на объекте. Материальное поощрение рабочих бригады произво­ дится за сверхплановое снижение себестоимости.

В новом Положении усилена материальная ответст­ венность за выполнение обязательств, обусловленных в договоре. Работники, допустившие их нарушение, ли­ шаются полностью или частично премий по -действую­ щим системам премирования.

Более четко определены показатели, устанавлива­ емые бригаде в договоре, а также основные обязатель­ ства, принимаемые бригадой и строительно-монтажной организацией. Учитывая специфику строительства того или иного объекта, трест или главк, в подчинении ко-

26

1'Орых находится строительно-монтажная

органи­

зация, может до заключения договора

дополнить пре­

дусмотренные Положением обязательства сторон.

 

В соответствии с новым Положением

генподрядная

и субподрядная бригады могут

принимать

взаимные

обязательства. В них предусматриваются

сроки нача­

ла и окончания отдельных видов

или комплексов ра­

бот,

открытие фронта работ, взаимные услуги и другое.

Это

также будет способствовать

своевременной

сдаче

объектов в эксплуатацию.

Действовавший порядок определения на местах рас­ четной стоимости (плановой себестоимости) выполня­ емых бригадами работ был сложным и трудоемким. По новым Методическим указаниям министерства и ведомства могут разрабатывать типовые расчетные стоимости для зданий и сооружений, возводимых по типовым проектам. Строительно-монтажные организа­ ции в этом случае будут осуществлять в основном «привязку» расчетной стоимости к конкретным условиям работы. Министерства и ведомства могут устанавливать процент накладных расходов, зависящих от деятель­ ности бригады. Таким образом исключается необхо­ димость определения суммы накладных расходов по статьям затрат. Достаточно определить по установлен­ ному проценту величину накладных расходов и доба­

вить ее к сумме прямых затрат.

Положение будет способствовать более широкому и эффективному внедрению в строительстве новой формы бригадного хозрасчета.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ ОРГАНОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду КПСС говорилось о последовательном внедрении принципов хозяйственного расчета не только на предприятиях, но и вышестоящих хозяйственных звеньях.

В Директивах съезда по девятому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 гг. указывается на необходимость «Обеспечить повышение хозрасчетной заинтересованности предприя­ тий, объединений и министерств в достижении наиболь­ ших производственных результатов при наименьших

27


затратах труда, материальных ресурсов и капитальных

вложений»1.

так же как и

В последнее время в строительстве,

в других отраслях народного хозяйства,

возникает проб­

лема хозяйственного расчета для вышестоящих органи­ заций, таких, как объединения, главные территориаль­ ные управления. Начата работа по переводу на двух- и трехзвенную систему управления строительством пу­ тем укрупнения строительно-монтажных организаций, создания производственных объединений (комбинатов), действующих на основе хозяйственного расчета.

Органами хозяйственного управления в строительст­ ве являются: строительно-монтажные тресты (объедине­ ния, комбинаты), которым подчинены подразделения (часть или все), пользующиеся правами социалистиче­ ского государственного производственного предприятия,

территориальные управления

строительством,

главные

территориальные управления

по строительству,

респуб­

ликанские строительные министерства.

 

 

Органы хозяйственного управления

осуществляют

наряду с административными функциями технико-эконо­ мическую и оперативно-хозяйственную деятельность. Они координируют деятельность подведомственных им предприятий и организаций, распределяют между ними объекты строительства, изыскивают оптимальные хозяй­ ственные планы.

Органы хозяйственного управления и подведомствен­ ные им предприятия образуют единый производственно­ хозяйственный комплекс, действующий на принципе самоокупаемости и прибыльности.

Органы хозяйственного управления устанавливают плановые задания подведомственным им подразделе­ ниям, руководят их техническим развитием, распреде­ ляют материально-технические и финансовые расчеты.

Органы хозяйственного управления образуют цент­ рализованные фонды экономического стимулирования и резервы (для оказания финансовой помощи, приро­ ста оборотных средств, фонда заработной платы, мате­ риально-технических расчетов и др.).

Органы хозяйственного управления несут материаль­ ную ответственность за ущерб, причиненный ими под­ разделениям.

1 Материалы XXIV съезда КПСС. Политиздат, 1971, с. 296.

82


III.ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

ИРАСЧЕТЫ

ВСТРОИТЕЛЬСТВЕ

Осуществление хозяйственного расчета в значитель­ ной степени зависит от системы ценообразования и расчетов.

В Директивах XXIV съезда КПСС по пятйлетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 гг. указано на необходимость «Улучшить проектно­ сметное дело. Повысить ответственность проектных ор­ ганизаций, министерств, ведомств, а также органов экс­ пертизы за качество проектов и правильное опреде­ ление сметной стоимости строительства. При проектиро­ вании строительства новых и расширения действую­ щих предприятий применять наиболее совершенные тех­ нологические, строительные и архитектурно-планировоч­ ные решения. Обеспечить снижение сметной стоимости строительства не менее чем на 3-—5 -процентов за счет более рациональных проектных решений»1.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Важнейшим элементом хозяйственного расчета яв­ ляются цены на строительную продукцию. Они дол­ жны отражать уровень общественно необходимых за­ трат и обеспечить нормально работающим строительно­ монтажным организациям возмещение затрат и получе­ ние прибыли в размерах, необходимых для внесения в государственный бюджет платы за основные производ­

ственные фонды и оборотные средства, а

также для

образования фондов экономического

стимулирования.

В основу системы цен в строительстве положены те

же принципы,

что и в промышленности, но

с учетом

экономических

особенностей строительного

производ­

ства и специфичности его продукции.

Вместе с тем широ­

кое применение по аналогии с промышленностью единых цен в строительстве на его конечную продукцию (гото­ вые здания и сооружения) затруднено чрезвычайным многообразием строительной продукции, ее локальной

закрепленностью, большой зависимостью

характера

этой продукции и величины затрат

на ее производство

1 Материалы XXIV съезда КПСС. М.,

Политиздат,

1971, с. 272.

29



от разнообразных местных условий и многих ценооб­ разующих факторов; индивидуальным характером (в большей или меньшей степени), вызываемым осущест­ влением работ на заказ на основе проектов, учитываю­ щих различные требования и условия строительства отдельных объектов.

В связи с этим цена каждого отдельного объекта строительства определяется сметой, составленной на ос­ нове проекта. Сметная стоимость строительных и мон­ тажных работ, утвержденная в надлежащем порядке, выполняет роль цены на строительную продукцию.

Государство осуществляет плановое воздействие на формирование стоимости строительства с помощью смет­ ных цен. По ним составляются сметы на строительство и планируются капитальные вложения.

Система сметных цен включает цены на строитель­ ные материалы, изделия и конструкции; тарифы на элек­ трическую, тепловую энергию и грузовые перевозки; це­ ны машино-емен работы строительных машин и оборудо­ вания; ставки заработной платы строительных рабочих и т. д.

'Сметные цены слагаются из различных затрат. На­ пример, сметные цены строительных материалов включа­ ют оптовые цены промышленности, введенные с 1 июля 1967 г., транспортные расходы, включая погрузочно-раз­ грузочные работы, расходы на тару и упаковку, наценки снабженческо-сбытовых организаций и заготовительно­ складские расходы.

С 1969 г. в строительстве введены сметные цены, ба­ зирующиеся на применяемых с июля 1967 г. новых опто­ вых ценах на промышленную продукцию, новых тарифах на электрическую и тепловую энергию, на грузовые пере­ возки, а также на сметных нормах, введенных в дейст­ вие с 1 января 1969 г.

'Сметные нормы отражают средний технический уро­ вень строительного производства по отрасли в целом на период, на который они рассчитаны. В их состав входят нормы: расхода производственных ресурсов (труда, ма- шино-смен строительных машин, материалов, изделий и конструкций) на единицу отдельных видов общестрои­ тельных и специальных строительных работ, на строи­ тельные конструкции и виды работ, на здания и сооруже­ ния в целом; машино-смен работы строительных машин и оборудования; амортизационных отчислений по строи­

30

тельным машинам и оборудованию; дополнительных зат­ рат, связанных с производством работ в зимнее время; накладных и заготовительно-складских расходов; плано­ вых накоплений; затрат на временные здания и сооруже­ ния; расходов на непредвиденные работы; затрат на со­ держание дирекции строящихся предприятий и др.

На основе перечисленных норм, ставок, цен, тарифов и т. д. исчисляются единичные расценки (ЕРЕР) на производство единицы конструктивных элементов и ви­ дов работ (или зданий и сооружений).

ЕРЕР определяют сметную стоимость прямых затрат на единицу конструктивных элементов и видов работ. Они применяются для всех строек независимо от их ве­ домственной подчиненности (кроме линейных). ЕРЕР ис­ пользуются: при проектировании строительства и для оп­ ределения его сметной стоимости, для планирования зат­ рат и других показателей строительных организаций, для анализа хозяйственной деятельности.

Государство осуществляет планирование цен на про­ дукцию строительства прежде всего путем нормирования отдельных элементов, из .которых слагаются эти цены. Так, государством утверждаются:

общесоюзные сметные нормы расхода материальных ресурсов, затрат машинного времени средств механиза­ ции и затрат труда;

тарифные сетки и ставки рабочих-строителей; цены на строительные материалы, полуфабрикаты,

детали и изделия;* тарифы на грузовые железнодорожные, водные и ав­

томобильные перевозки; наценки снабженческих и сбытовых организаций;

нормы заготовительно-складских расходов, связанных с материально-техническим обеспечением строительства;

нормы накладных расходов; нормы плановых накоплений.

В последнее время проведен ряд мероприятий по улучшению системы ценообразования в строительстве и ее нормативной базы.

Большое значение в этом направлении имеют утверж­ денные Советом Министров СССР 2 декабря 1968 г. нор­ мы накладных расходов и плановых накоплений.

Новые нормы накладных расходов отличаются от ра­ нее действовавших тем, что из состава накладных расхо­ дов исключено возмещение убытков жилищно-комму-

31