Файл: Вопросы эффективности общественного производства [сборник]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
использовать и ряд распределений затрат. Возникает противоре чие: нет возможности использовать какие-то средние величины затрат в делом на разработку для определения общественных за трат, и в то же время нельзя признать в качестве общественного норматива любые индивидуальные затраты. Должны обязательно существовать какие-то ограничения на индивидуальные затраты, необходимо также устанавливать общественные нормативы за трат. Последние зависят (в самом общем виде) от уровня разви тия производства, степени эффективности (результативности) за трат и величины общественной потребности в результатах труда. Образование общественного норматива требует усреднения затрат. При индивидуальном, единичном производстве, каким, яв ляется создание разработок, такое усреднение происходит не на производство разработки в целом, а на отдельные элементы ра боты и на единицу потребительной стоимости разработки. При этом в качестве основного инструмента используется нормирова ние затрат. Нормируемые затраты труда в большей степени со ответствуют ОНЗТ, чем фактические индивидуальные.
В настоящее время учет затрат и результатов осуществляется преимущественно не в трудовом измерении (человеко-часах), а в стоимостной форме. Причем стоимостные затраты выступают в различных конкретных формах: заработная плата, стоимость мате риалов, сырья, электроэнергии, амортизация основных фондов и т. д., с учетом которых и должны разрабатываться научно обо снованные нормативы.
При учете ОНЗТ в стоимостной форме затраты с точки зрения отдельных НИИ, КБ и общества в. целом не совпадают. Затраты отдельных научных и проектно-конструкторских организаций в стоимостной форме принимают форму себестоимости (обособив шейся, хотя и превращенной, части стоимости) в условиях относи тельной экономической обособленности прикладных научных и проектно-конструкторских организаций.
Себестоимость разработки есть стоимостное выражение издер жек производства на уровне отдельных организаций. Но эти из держки являются лишь частью издержек производства общества, т. е. стоимости разработки, величина которой определяется общест венно необходимыми затратами труда.
В ОНЗТ входит и та часть общественного труда, которая в сто имостной форме воплощается в чистом доходе. Эта часть стоимости разработки на уровне отдельных НИИ и КБ в условиях вовлечения их в сферу .товарно-денежных отношений принимает форму при были. Поэтому цены на научные разработки так же, как и на про мышленную продукцию, должны отражать общественно необходи мые затраты труда, возмещать издержки производства хозрасчет
13
ных организаций и доставлять определенную прибыль каждой нормально работающей организации.
Размер прибыли, включаемой в цену разработки, должен за висеть от целого ряда факторов и прежде всего от эффективности разработки. Этот фактор играет решающую роль. Но следует учи тывать и целый ряд других моментов, таких, как перспективность разработки, соответствие достигнутому мировому уровню, патенто способность разработки и т. д.
Такой подход позволяет учесть в цене не только затраты на раз работку, но и ее потребительские свойства. Оба эти момента в оп ределенной степени отражают содержание общественно необходи мых затрат, а цена, построенная с учетом этих двух моментов, практически опирается на свою основу — ОНЗТ.
Хотя эффект от внедрения разработки в производство не явля ется элементом, непосредственно входящим в ОНЗТ (эффект вы ражает не затраты, а экономию в потреблении разработки), одна ко он оказывает существенное влияние на величину ОНЗТ, по скольку последние должны формироваться при определенном нормативе эффективности затрат. Затраты на разработку, которая в процессе ее использования не обеспечивает получение минималь ного норматива эффективности, не должны признаваться в качест ве ОНЗТ.
С учетом специфики разработок цена на них должна предста влять собой функцию двух переменных: затрат и результатов. Затраты выступают как себестоимость разработки, как обособив шаяся часть стоимости, а результат — это величина эффекта ог использования разработки в производстве, которая собственно и интересует потребителя разработки.
В качестве первого приближения в самом общем виде можно
предложить следующую модель цены научной |
разработки: |
Ц и .р — З н .п - Ь З ц .ц .ф - 1 - Х а р Э ф , |
|
1 |
|
где Зил — затраты нормированные, плановые |
(руб.); |
Зд.н.ф — затраты, не поддающиеся нормированию по факти ческой величине (руб.);
а — норматив долевого участия НИИ и КБ в народнохозяй ственном эффекте (коэффициент);
Р — коэффициент, учитывающий дополнительные ценообра зующие факторы (новизна и перспективность разработки, патенто способность и т. д.).
Эф — фактический ежегодный народнохозяйственный эффект
(РУб-);
п — число лет, в течение которых внедрение разработки при носит фактический народнохозяйственный эффект.
14
В настоящее время в научно-исследовательских и проектно конструкторских организациях Минэлектротехпрома и Минтяжмаша нашла практическое применение примерно такая же модель оценки научно-технических разработок, которая выступает в двух вариантах в зависимости от вида новой техники, в которой вопло щаются научно-технические разработки1.
Однако данную модель практически трудно использовать для расчета конкретных цен на разработки, поскольку нет еще доста точно обоснованных методик для расчета отдельных элементов цены. Данная модель показывает лишь основное направление построения цен на разработки. В практической же деятельности не обходимо использовать такую модификацию данной модели, ко торая позволила бы относительно легко определить составные ча сти цены, а цена, рассчитанная по такой формуле, позволила бы возмещать издержки хозрасчетных организаций и получать опре деленную величину прибыли.
Нам представляется, что наиболее приемлемой для практиче ского использования может быть следующая формула цены науч ной разработки:
Формула предварительной цены разработки
Цнр/п=С ( 1+ Р ) ,
где С — себестоимость разработки, рассчитанная по нормативам затрат; Р — среднеотраслевой коэффициент норматива рентабельности
для сферы прикладных исследований и разработок.
По предварительной цене должна осуществляться реализация разработки для внедрения ее в производственную практику. Одна ко отношения между производителем и потребителем разработки не должны прекращаться. Они должны быть продолжены на ос нове учета фактической эффективности разработки Поэтому пред варительная цена разработки должна быть дополнена расчетом окончательной цены. Окончательная цена разработки может быть выше или ниже предварительной в зависимости от степени эффек тивности разработки. По ней и производится окончательный расчет между производителем и потребителем разработки. Формула окончательной цены разработки:
Цпр/о = С—|—С • Р ■0,5 Кэ,
где Кэ — коэффициент эффективности разработки.
Коэффициент Р, по нашему мнению, должен быть таким, чтобы сумма прибыли научных организаций была бы достаточной для
1 См.: Л. Ф а то в а. О модели договорных цен на научно-технические раз работки. «Плановое хозяйство», 1974, № 1.
15
создания фондов экономического стимулирования научных органи заций по предельным нормативам.
Коэффициент эффективности научной разработки Кэ может быть определен двумя путями:
1)как отношение верхнего предела цены готового изделия, соз данного на основе научной разработки, к фактической цене реали зации. В основе цены реализации нового изделия должны лежать научно обоснованные нормативы затрат с включением норматив ной прибыли и определенной доли народнохозяйственного эффекта от применения изделия в народном хозяйстве;
2)как отношение доли эффекта научных и проектно-конструк
торских организаций, получаемого от внедрения разработки в про изводство, к величине затрат на ее создание.
На стадии научного исследования и проектирования следует определить расчетную величину коэффициента Кэ (норматив эф фекта). На наш взгляд, минимальная величина Кэ должна быть равна единице. Разработки с расчетным коэффициентом Кэ мень ше единицы не должны создаваться и приниматься к внедрению в производство, т. е. не должны реализовываться.
Предложенный принцип построения цен на прикладные иссле дования и разработки позволяет в определенной степени учесть в цене ОНЗТ на разработки, стимулирует снижение затрат (особенно той части, которая поддается нормированию и в цену на разработ ку включается на уровне плановых затрат), способствует повыше нию эффективности разработок, поскольку в цену включается оп ределенная доля экономического эффекта. Внедрение цен на науч ные разработки приведет к тому, что потребители разработок так же будут экономически небезразличны к величине затрат на разработки и к их результативности. Все это будет способствовать укреплению хозяйственного расчета в отраслевых НИИ и КБ.
Н. А. Зубов
ЗАТРАТЫ НА ОСВОЕНИЕ НОВОЙ ТЕХНИКИ И ФОРМЫ ИХ ВОЗМЕЩЕНИЯ
Плановый характер социалистической системы хозяйства от крывает широкий простор для наиболее полного использования достижений научно-технической революции, для ускоренного раз вития производительных сил. Для того чтобы использовать огром ную силу научно-технической революции в деле повышения эффек тивности общественного производства, необходимо решить, как
16
отмечал XXIV съезд КПСС, задачу исторической важности: «Ор ганически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства, шире раз вивать свои, присущие социализму, формы соединения науки с производством».
Проанализировав современный этап развития советской эконо мики, XXIV съезд КПСС указал, что в настоящее время в сложной цепи, соединяющей науку с производством, наиболее слабыми яв ляются звенья, связанные с практической реализацией достижений науки, с их внедрением в массовое производство. В связи с этим в новой пятилетке предстоит создать такие экономические условия, хозяйствования, которые в максимальной степени стимулировали бы ускорение научно-технического прогресса.
В июне 1971 г. Совет Министров СССР принял постановление «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономическо го стимулирования промышленного производства», которое преду сматривает прежде всего улучшение экономических условий производства новой техники. В связи с этим Постановлением при определении общего объема реализованной продукцн в годовых планах предприятий и объединений, начиная с 1972 г., министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик будут выделять объем реализации новой продукции, соответствующей по своим технико-экономическим параметрам высшим достижениям отечественной и зарубежной техники, предусматривая увеличение ее удельного веса в общем объеме производства. Таким образом, удельный вес новой техники будет существенно влиять на эффек тивность производства.
Влияние научно-технических достижений на эффективность общественного производства зависит, во-первых, от прогрессивно сти этих достижений, во-вторых, от быстроты внедрения их в про изводство, в-третьих, от масштабов внедрения. Ускоренный научнотехнический прогресс усилил стимулирующее значение цен для дальнейшего совершенствования производства. При определении цен большое внимание уделяется приближению их к уровню ОНЗТ и соблюдению обоснованных ценностных соотношений на ана логичную и взаимозаменяемую продукцию, а также стимулирова нию обновления технологии, предметов и орудий труда, выпуска емой продукции и повышению ее качества. Система плановых цен должна с наибольшей достоверностью показать, во что обходится обществу удовлетворение новых потребностей, возникающих под действием технического прогресса.
Значительные сложности в стимулиров техники с помощью цены как денежног
связаны с ростом затрат освоения Дело в том, что затраты освое ния приводят к усложнению решения проблемы стимулирования с помощью цены изготовления и использования новой техники и к искажению стоимости производимой новой техники, к понижению эффективности производства и использования техники.
Организация производства новой техники сопряжена с затра тами на освоение. Если относить эти расходы на себестоимость новых видов продукции, то это приведет к завышению уровня из держек производства и цены за счет временных расходов, что рез ко снизит выгодность новой техники для потребителей. Предприя тия-производители через два-три года будут получать необоснован но высокие прибыли. Расходы на освоение, таким образом, ложатся на потребителей, что снижает их заинтересованность л приводит к неравным условиям хозяйственного расчета.
Следовательно, затраты труда на производство новых средств труда нельзя признать действительными без соизмерения их с тем эффектом, который обеспечивает новая техника в сфере 'эксплуа тации. На физическую единицу новой техники затраты могут воз растать, но на единицу производительности они должны обязатель но снижаться.
Стимулирование производства новой техники через механизм возмещения затрат наряду с основной формой возмещения — це ной, предполагает и ряд других мер: фонд освоения новой техники (надбавка к цене), кредит, фонд развития производства, бюджетное финансирование и т. д. Формы возмещения затрат в основном мо жно разграничить на хозрасчетные, воздействующие на интересы производителей, и на безвозмездные, нейтрализующие отрицатель ные стороны, не учтенные в хозрасчетных формах возмещения. Наз начение последних — регулирование возмещения временно повы шенных затрат. Они рассматриваются как дополнительные меры возмещения не только для покрытия издержек, но и для получения производителем соответствующего дохода.
При установлении цен в некоторых отраслях на новые изделия и изделия повышенного качества учитываются их потребительские свойства и предполагаемая величина экономического эффекта. Однако к цене зачастую предъявляются противоречивые требова ния: с одной стороны, необходимо заинтересовать изготовителя в выпуске высококачественной продукции, с другой стороны, от ве личины цены зависит экономическая эффективность изделия в эксплуатации, а также заинтересованность потребителя в ее при обретении.
1 Уровень себестоимости в период освоения на |
10—15% выше издержек |
второго года серийного производства, а при переходе к выпуску новой продук |
|
ции индивидуального и мелкосерийного производства |
повышение текущих расхо |
дов достигает 50%. |
См.: Р. А. Б е л |
о у с о в . |
Общественно необходимые затра |
ты труда и уровень |
оптовых цен М., |
1969, стр. |
115. |
18