Файл: Бурдин, А. П. Посадочные площадки для вертолетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решение. По рис. 5,

а задаемся

толщиной бетонного покрытия

h1 = 26 см и по графику I

квадранта

находим соответствующую жест­

кость плиты. По установленной величине жесткости и значению коэф­ фициента постели С 4 кгс/см3 во II квадранте определяем упругую характеристику плиты. Далее в III квадранте по найденной величине упругой характеристики и кривой, соответствующей Ми-6, находим величину расчетного изгибающего момента Мр= 3,9 тм/м. С учетом повышенной марки бетона для предельного расчетного момента вво­

дим поправку

ЛГ =

1,13. Тогда Мпр =

3,5 тм/м.

В IV квадранте от ор­

динаты А1Пр = 3,5

проводим влево горизонталь

до пересечения с кри­

вой N = 30 000

и восстанавливаем от

места пересечения перпендикуляр

до встречи со

шкалой толщин.

Получаем /?2 = 26 см. Таким образом

ранее 'заданная толщина плиты

совпала с

полученным значением

и выполнено условие прочности. Ход построения показан на рис. 5, а. Пример 3. Требуется определить допустимое количество взлетов и посадок вертолета Ми-ЮК на бетонном покрытии толщиной 22 см (бетон марки 350/45, расчетный коэффициент постели грунтового ос­

нования С = 4 кгс/см3).

Решение. Пользуясь аналогичным, как и во втором примере, хо­ дом вычислений, устанавливаем, что допустимое количество взлетнопосадочных операций составляет N = 30 за весь срок службы бетонного покрытия.

В. Последовательность расчета нежестких покрытий.

Расчет многослойных нежестких покрытий производят в такой последовательности:

находят расчетную нагрузку на одно колесо основной опоры; для двухколесной опоры

где п коэффициент перегрузки, принимаемый для по­ садки вертолетов равным п = 1;

определяют радиус круга отпечатка пневматика коле­ са вертолета

далее^ задаются конструкцией нежесткого покрытия: толщиной верхнего слоя Ль искусственного основания Л2 и песчаного основания 1гпес;

48


рассчитывают эквивалентную глубину залегания пес­

чаного слоя

п

в данном случае суммирование по i выполняется для всех конструктивных слоев, лежащих над песчаным ос­ нованием;

вычисляют диаметр круга передачи нагрузки на песча­ ный слой

d ^ = V 4 K nRY + zlKB<

где коэффициент Кп принимают равным при двухко­ лесной главной опоре — 1,4 и одноколесной — 1,0;

определяют эквивалентный модуль деформации систе­ мы песок — грунт по графикам (рис. 6). Значения модулей деформации естественного грунтового основания Е 0 и пес­ ка Ешс принимаются по данным раздела А данного па­ раграфа;

по графику (рис. 7) находят коэфициент а;

' Рис. 6.

График для определения

Рис. 7. График

для определения

ЭКв

 

 

параметра а для материалов,

Ео

 

 

7—£"пес =

350

кгс/см2;

обработанных

органическими вя­

жущими

 

2—Е пес =

250

кгс/см2!

 

 

49


по рис. 8 находят радиус круга R 1 и интенсивность передачи нагрузки q l на пес­

чаное

основание

 

в зависи­

мости

от

радиуса

R и дав,-,

ления

воздуха в

пневматике

колеса

q\

9 устанавливают

по рис.

параметр

а

К

q'

Ь -■

 

 

£о

Рис. 8. Номограмма для опреде­ ления радиуса круга R' и интен­ сивности передач нагрузки q{ на

. песчаное основание

в зависимости от R', Кп', qr, £'оКВ. Значение коэффициен­

та К п принимается

рав­

ным 1,5;

 

по рис. 10 оценивают па­

раметр а!Ь;

 

находят требуемую

тол­

щину

однослойного покры­

тия из

материала основного

слоя:

 

 

при двухколесной

опор.е

по формуле

 

Яос„ = 2R'F {1 + ОД

Г1 _

г*

2AG)

] 1 .

L

R ' ( 1+

 

при одноколесной

опоре

по формуле

 

 

Рис. 9. Номограмма для опреде­

Ясен = 2,8R'F,

ления параметра в

50


параметры, определяемые

по рис. 11 и 12 в зависимости от а/b и Е 0Ск/Е1кв; п

расстояние между пневматиками для двухколесной опоры: рассчитывают эквивалентную толщину предварительно

назначенной конструкции нежесткого покрытия

h b кв — Н ОСН “Ь

•V

 

 

 

где Яосн — толщина основ­

ного

слоя, см;

Е осн — мо­

дуль деформации основного

слоя, кгс/см2.

 

 

На

заключительном

эта­

пе сопоставляют

найденные

Значения /^экв и

Я о с н *

При

условии выполнения

усло­

вия /гЭкв^Яосн предваритель­

но назначенные

толщины

конструктивных

слоев

счи­

таются

достаточными

для Рис 11. Гргфик функции F

51

 

обеспечения

 

необходимой

 

прочности

запроектирован­

 

ного

нежесткого

покрытия.

 

В 1П|ротив'ном случае произ­

 

водят перерасчет, варьируя,

 

главным образом, толщи­

 

ной искусственного

основа­

 

ния.

 

 

 

 

 

 

 

§

7.

Рекомендуемые

 

конструкции

искусственных

 

покрытий

 

 

 

 

 

 

При технико-экономиче­

 

ском

 

обосновании

принято­

 

го

варианта конструкции ис­

 

кусственного покрытия аэро­

 

дрома

или

 

посадочной

 

площадки

следует

учиты­

 

вать: рентабельность экс­

 

плуатации сооружений; рас­

 

ход дефицитных материалов

 

(цемента, органических вя­

 

жущих, древесины и т. д.);

обеспеченность

дорожно-строительной,

 

транспортной

и монтажной техникой; сроки

строительства

объекта

в целом; стоимость и трудоемкость

 

строительно-монтаж­

ных работ; потребность в организации подсобного

хозяй­

ства на объектах

строительства,

в

частности,

для

хране­

ния, переработки и приготовления рабочих смесей для воз­ ведения покрытий; увеличение срока службы покрытий, а также снижение эксплуатационной стоимости обслужива­ ния сооружений.

Рекомендуемые конструкции искусственных покрытий аэродромов и посадочных площадок для обеспечения взлет­ но-посадочных операций различных типов вертолетов

52


(табл. 11) дифференцированы по типу эксплуатируемой техники и капитальности сооружений.

В качестве основных конструкции искусственных покры­ тий в условиях БАМа для тяжелых и средних вертолетов рекомендуются сборные покрытия из предварительно на­ пряженных плит типа ПАГ-14 и ПДГ, обычных железобе­ тонных дорожных плит типа ПД, серийно выпускаемых заводами железобетонных изделий, а также покрытия из щебеночных и гравийных материалов, обработанных орга­ ническими вяжущими.

Глава III

СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ АЭРОДРОМОВ И ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВ

§ 8. Особенности организации работ по строительству аэродромов и посадочных площадок в районе БАМа

Специфика организации и производства работ по уст­ ройству посадочных площадок и аэродромов для вертоле­ тов состоит в том, что они имеют незначительные размеры,, удалены от населенных пунктов, где бы производились в широком объеме дорожные и строительные работы, вслед­ ствие чего не представляется возможным строить их пол­ ностью механизированным способом с применением ма­ шин и механизмов, предназначенных для поточного стро­ ительства аэродромов и дорог.

Необходимо максимально использовать балласт желез­ нодорожного полотна при устройстве основания и покры­ тия посадочных площадок и аэродромов. Наличие щебня и песка (составные части балласта) позволяет приготовить бетонную смесь для строительства монолитных цементо­ бетонных покрытий, а в некоторых случаях организовать

Таблица 11

Конструкции покрытий

Сборные из предварительно нап­ ряженных железобетонных плит за­ водского изготовления типа:

Типы вертолетов тяжелые средние легкие

Ми-б|ми-ЮК Ми-в[ми-4 Ми-2 Ми-1 |ка-2 6

ПАГ-14

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

ПДГ

 

 

 

+

+

____

____

ПАГ-18

 

 

 

+

+

____

____

Сборные из железобетонных плит

 

 

 

 

 

 

заводского изготовления типа Г1Д

 

+

+

 

 

 

Однослойные монолитные

цементо­

+

+

+

 

 

 

бетонные покрытия

 

 

____

_

 

 

Двухслойные монолитные

цемен­

 

 

 

 

 

 

тобетонные покрытия

 

 

+

 

 

 

 

 

 

Из прочных щебеночных материа­

 

 

 

 

 

 

лов

подобранного

гранулометриче­

 

 

 

 

 

 

ского состава, обработанных

орга­

 

 

 

 

 

 

ническими вяжущими в установке

+

+

+

 

 

 

Из малопрочного

щебня,

песча­

 

 

 

 

 

 

но-гравийной смеси,

грунтощебено­

 

 

 

 

 

 

чных и

грунтогравийных

материа­

 

 

 

 

 

 

лов,

обработанных

органическими

 

 

 

 

 

 

вяжущими в установке

 

 

 

+

+

+

+

+

Из

прочных щебеночных материа­

 

 

 

 

 

 

 

лов, обработанных методом глубо­

 

 

 

 

 

 

кой пропитки с устройством поверх­

 

 

 

 

 

 

ностной обработки

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

Из

малопрочных

щебеночных,

 

 

 

 

 

 

песчано-гравийных, грунтощебеноч­

 

 

 

 

 

 

ных, грунтогравийных и дресвяных

 

 

 

 

 

 

материалов, обработанных органи­

 

 

 

 

 

 

ческими вяжущими методом смеше­

 

 

 

 

 

 

ния на

месте с

устройством по­

 

 

 

 

 

 

верхностной обработки

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54