Файл: Бурдин, А. П. Посадочные площадки для вертолетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

изготовление железобетонных плит для сборных 'Покры­ тий.

При строительстве аэродромов и дорог особенно в труднодоступных районах (Тюменские нефтяные промыс­ лы, удаленные районы Сибири и Дальнего Востока) широ­ кое распространение получили сборные покрытия из пред­ варительно напряженных плит типа ПАГ и ПДГ. Учи­ тывая малые размеры площадок, рекомендуется широко использовать указанные изделия, тем более, что на одну посадочную площадку требуется от 20 до 50 плит. Изго­ товление сборных ненапряженных плит типа ПД может быть организовано на любом полигоне трассы.

При расположении посадочных площадок вблизи на­ селенных пунктов, где ведется строительство автомобиль­ ных дорог и благоустройство территории, искусственные покрытия следует устраивать из материалов и по техноло­ гии, применяемых для перечисленных работ.

При возведении искусственных покрытий на участках со сплошной вечной мерзлотой необходимо устройство термоизоляционного слоя, который отсыпают из крупно- и среднезернистых песков, песчано-гравийных и грунтогра­ вийных смесей, щебня и других материалов. Технология устройства термоизоляционного слоя следующая:

выбранный участок для строительства посадочной пло­ щадки обозначают охранной зоной шириной 25—30 м;

все работы в границах охранной зоны производят с обязательным принятием мер для предохранения почвен­ ного покрова от повреждений;

поврежденные участки восстанавливают растительным покровом, взятым за пределами охранной зоны;

колеи, трещины в грунте заделывают; устраивают термоизоляционный слой проектной тол­

щины; отсыпку насыпи производят, как правило, при положи­

тельной температуре воздуха «пионерным» способом («от себя»), чтобы исключить движение транспортных средств

5S

и других машин по почвенному покрову; в некоторых слу­ чаях допускается отсыпка насыпи при отрицательных тем­

пературах;

 

толщина одного слоя отсыпки не должна

превышать

0,5 м. После уплотнения уложенного слоя

катками на

пневматических шинах отсыпают последующий слой. Уп­ лотнение производится только в талом состоянии грунта; контуры насыпи должны быть шире границы вертолет­ ной площадки не менее 10 м, крутизна откосов насыпи

должна составлять от 1:2 до 1:5.

После возведения термоизолирующей насыпи дальней­ шие работы по устройству оснований и покрытий произво­ дятся в соответствии с рекомендациями § 9— 12.

§ 9. Строительство переходных нежестких покрытий

Переходные искусственные покрытия устраивают из щебня, гравия, природной песчано-гравийной смеси и грунта, имеющего оптимальный гранулометрический со­ став. Для того, чтобы получить необходимую прочность, исключить разрушение поверхности и попадание продук­ тов разрушения в двигатели вертолетов, покрытия из пе­ речисленных материалов укрепляют органическими вяжу­ щими.

Для устройства покрытий можно применять карьер­ ную песчано-гравийную смесь или речной и озерный гра­ вий с добавлением песчаных и пылевидных частиц. Соста­ вы смесей гравия, песка и пылевидных частиц дол­ жны находиться в соотношениях, приведенных в табл. 12.

При отсутствии гравия или песчано-гравийной смеси может быть приготовлена оптимальная смесь из щебня и песка для балласта железнодорожного пути, соответству­ ющая одному из приведенных в табл. 12 составу. В райо­ нах, удаленных от трассы, для устройства переходных по­ крытий допускается применять песчаный грунт любого

56


Таблица 12

 

 

Размер отверстий сит, мм

 

 

50

25

 

15

5

1

0,5

0,03

сме­

 

2

сей

Количество частиц мельче данного размера,

% по массе

 

 

 

1

100

45—70

3 5 -5 5

20—40

15—25

5—15

5—10

2

100

25—50

20—40

1 5 -2 5

10—15

5—10

2—7

3

90—100

55—80

35—75

25—60

15—50

10—30

0—5

4

90—100

65—90

30—70

20—55

15—40

0—5

 

 

 

 

 

 

 

 

гранулометрического состава,

хотя долговечность такого

покрытия будет ниже,

а

объем ремонтных

работ

при

зсплуатадии больше.

 

покрытия.

На подготовленное

Технология

устройства

естественное основание, которое уплотнено и выведено до проектных отметок, завозят смесь оптимального состава и разравнивают автогрейдером или бульдозером. При тол­ щине покрытия до 18 см его устраивают однослойным, при большей толщине — двухслойным, причем толщина верхнего слоя должна быть не менее 10 см. На уложенный слой смеси автогудронатором разливается органическое

вяжущее

в количестве 3—5% от массы минерального

ма­

териала.

Марки битумов и дегтей и температуры их

на­

грева приведены в табл.

13.

 

Т а б л и ц а 13

 

 

 

 

Температура

Нефтяные жидкие битумы

Каменно­

Сланцевые

 

медленногус-

нагрева, СС

среднегусте ющие

угольные дег-

битумы

 

теюшне

тн

 

 

50—60 СГ-15/25 60—70 СГ-25/40 70—80 СГ-40/70 80—90 СГ-70/130

МГ-25/40 МГ-40/70 МГ-70/130

Д-2 с-з

Д-3 С-4 и С-5 Д-4 и ДС-4

57


Смешение минерального материала с жидким битумом и дегтем следует производить в сухую погоду при темпе­ ратуре наружного воздуха не ниже 15°С. При этом влаж­ ность материала должна находиться в пределах 2—5%. Смешение минеральных материалов с вяжущими наиболее целесообразно производить дорожной фрезой типа Д-530, а при ее отсутствии — автогрейдером.

Последовательность устройства переходных покрытий с применением автогрейдера следующая: транспортирование и разравнивание гравия (щебня) или готовой песчано­ гравийной смеси; транспортирование в случае необходи­ мости песка и разравнивание его по распределенному гра­ вию (щебню); перемешивание гравия с песком за пять - семь проходов автогрейдера; собирание минеральной сме­

си в валики шириной по основанию до 1,5

м

и высотой

0,4 м; розлив вяжущего автогудронатором

или битумово­

зом; перемешивание минеральной смеси с

битумом или

дегтем

за 10— 15 проходов

автогрейдера;

разравнивание

валика

смеси и планировка

ее по отметкам;

уплотнение.

Учитывая малые объемы работ, весь технологический

цикл по устройству покрытия целесообразно

выполнить

за одну смену. При отсутствии такой возможности разрыв между окончанием перемешивания и планировочными работами не должен превышать 12 ч, а уплотнение долж­

но быть осуществлено

не позже, чем через

3 сут

после

введения вяжущих.

 

 

 

 

Уплотнение смеси вначале

производится 5—6-тонным

катком за пять—семь проходов по одному следу,

а затем

Ю— 12-тонным катком

на пневматических

шинах

или с

гладкими вальцами за

5— 10

проходов по о д н о м у

следу.

Уплотнение производится от краев ,к середине. В сухую по­ году для улучшения уплотнения поверхность смеси перио­ дически увлажняют из расчета 3—4 л/м3. Окончив уплот­ нение, поверхность покрытия защищают от преждевремен­ ного испарения влаги, разливая жидкий битум или битум­ ную эмульсию (50% битума и 50% бензина) при расходе

58


1 — 1,5 л/м3. Если проектом предусмотрено устройство защитного слоя, то сразу после розлива битума (не эмуль­ сии!) по поверхности рассыпается каменная мелочь ив твердых пород в количестве 1 м3 на 100 м2 покрытия. Каменная мелочь прикатывается 5—6-тонным катком за три—пять проходов по одному следу. Покрытие можно вводить в эксплуатацию сразу после окончания этих ра­ бот. При устройстве покрытий с помощью дорожной фре­ зы приведенная технология сохраняется, однако, число проходов фрезы при перемешивании материалов и смеси принимается от двух до четырех.

§ 10. Строительство облегченных нежестких покрытий

Устройство покрытий из щебня способом пропитки. Для этого можно применять щебень, используемый в верх­ нем строении железнодорожного пути, или щебень карь­ ерный, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 8267—64 «Щебень из естественного камня для строительных работ. Общие требования».

Щебеночная смесь должна быть чистой, сухой и со­ стоять из нескольких фракций: крупной — 40—70 мм,, средней — 20—40, клинца — 10—20, каменной мелочи — 3— 10, высевок — 0—3 мм. Наиболее целесообразно приме­ нять все перечисленные фракции, в крайнем случае не ме­ нее трех фракций: крупную или среднюю, клинец и камен­ ную мелочь. В качестве органического вяжущего применя­ ются битумы (табл. 14).

Последовательность выполнения работ по устройству покрытия способом пропитки следующая. На подготовлен­ ное основание завозят щебень крупной фракции, разрав­ нивают автогрейдером или бульдозером; объем щебня первой (наиболее крупной) фракции принимается из рас­ чета 0,9 проектной толщины покрытия в уплотненном со­ стоянии; количество щебня завозят с увеличением этого

59


 

 

 

Т а б л и ц а 14

Марка битума

Рабочая

Марка битума

Рабочая

темпера тура

темпера тура

 

подогрева, -С

 

подогрева, СС

Вязкие битумы

БНД-200/300 80—130 БНД-130/200 140—160

БНД-90/130, 150—170 БНД-60/90

Жидкие битумы

 

СГ-15/25

50—60

СГ-25/40, МГ-25/40

60—70

СГ-40/70

70—80

МГ-40/70

 

СГ-70/130

80—90

МГ-70/130

 

Пр име ч а ние . Минимальные

рабочие температуры принимаются

в жаркую погоду,

максимальные — в прохладную.

объема в 1,25

раза (с учетом

уплотнения); толщина по­

крытия, устраиваемого в один слой, не должна превышать

18 см;

уплотняют щебень легким катком (5—6 т) за четырепять проходов по одному следу, а затем тяжелым катком (10— 12 т) за три-четыре прохода (до приобретения щеб­ нем устойчивого положения), укатка производится от кра­ ев к середине с перекрытием каждого следа на 10— 15 см; при уплотнении дробление щебня должно быть минима­ льным, чтобы поры не заполнялись измельченным матери­ алом, а оставались открытыми для проникания вяжущего материала;

по окончании уплотнения по первому слою разливают битум от середины к .краям из расчета 5—7 л/м2 (65—70% общего расхода битума при глубокой пропитке)1; розлив вяжущего материала производится автогудронатором или битумовозом с прицепным распределителем;

1 При облегченной пропитке общий расход вяжущего составляет

5—6 л/м2.

60