Файл: Справочник автомобилиста. Техника безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При погрузке навалом груз не должен возвышаться над бортами кузова (стан­ дартными или наращенными).

Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепким исправным такелажем (каната­ ми, веревками); пользоваться металличе­ ским канатом и проволокой запрещается; рабочие, увязывающие грузы, должны находится только на погрузочно-разгру-' зочногь площадке.

Высота груза не должна превышать высоту проездов под мостами и путепро­ водами, встречающимися на пути следо­ вания (не более 3,8 м от поверхности до­ роги до высшей точки груза).

Ящики, бочки и другие предметы должны быть уложены плотно, без про­ межутков, чтобы при движении они не могли перемещаться по полу кузова. При необходимости в промежутки следует вставлять прочные деревянные проклад­ ки и распорки.

Бочки с жидкостью устанавливают пробкой вверх. Каждый ряд надо уклады­ вать на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов. Применение вместо деревянных клиньев других пред­ метов запрещается.

22

При движении автомобиля-цистерны, не полностью заполненной жидкостью, повороты производят плавно, на малой

скорости.

Не разрешается устанавливать грузы в стеклянной таре друг на друга (в два яруса) без прочных прокладок, предохра­ няющих нижний ярус от повреждения.

Ящики с оконным стеклом устанавли­ вают в кузове на ребро.

Кирпич укладывают ярусами поштуч­ но, первый ярус кладут на ребро поперек кузова, второй и последующий — вдоль кузова. Наиболее целесообразно кирпич перевозить. в специальных контейне­

рах.

Погрузка и выгрузка грузов третьей группы (известь, пек, битум, цемент и др.) должны быть механизированы. Обычно их перевозят в специальных авто­ мобилях. При ручной погрузке и разгруз­ ке грузов третьей группы рабочих необхо­ димо обеспечить спецодеждой и сред­ ствами индивидуальной защиты (комби­ незон с капюшоном, сапоги резиновые, рукавицы, очки защитные, респиратор).

Погрузка и разгрузка грузов четвер­ той группы (обжигающие жидкости) вы-1 полняются только двумя грузчиками.

23

Запрещается грузить и разгружать грузы четвертой группы подъемными ме­ ханизмами. Укладывая такие грузы в ку­ зове автомобиля, необходимо соблюдать следующие правила:

стеклянная тара должна

находиться

в корзинах или

деревянных

ящиках —

без такой

упаковки транспортировка

жидкостей запрещается;

 

каждое

место

следует хорошо укре­

пить в кузове с тем, чтобы во время дви­ жения автомобиля не происходило сме­ щения или опрокидывания груза.

Погрузка, разгрузка и транспортиров­ ка грузов пятой группы (баллоны со сжа­ тым газом) должны производиться с со­ блюдением следующих правил:

баллоны к месту погрузки и разгруз­ ки доставляют с помощью специальных носилок и тележек (рис. 2);

кузов автомобиля, предназначенный для перевозки баллона со сжатым газом, оборудуют специальными стеллажами с выемками по размеру баллонор; (на рис. 3 показано простейшее приспособление, которое можно использовать при перевоз­ ке баллонов на грузовых автомоби­ лях) ;

погрузка и разгрузка баллонов при

24


помощи подъемных кранов, талей, блоков и т. д. запрещается;

вентили баллонов со сжатым газом Должны быть снабжены металлическими колпаками, а баллоны укладывают толь­ ко горизонтально.;

25

если баллоны укладываются в не­ сколько ярусов, то обязательно приме­ нять прокладки, предохраняющие балло­ ны от соприкосновения друг с другом;

при перевозке баллонов в летнее (жаркое) время необходимо укрывать их брезентом;

запрещается совместная транспорти­ ровка кислородных и ацетиленовых бал­ лонов (наполненных или порожних); 'сов­ местная доставка двух баллонов разре­ шается только , на специальной тележке при транспортировке в сварочное отделе­ ние.

Погрузку, разгрузку и транспортиров­ ку грузов шестой группы (длинномерные грузы) производят с соблюдением сле­ дующих правил:

длинномерныегрузы надо перевозить на автомобилях с особыми, раздвижными прицепами и полуприцепами;

погрузка длинномерных грузов долж­ на быть механизирована при помощи кра­ нов, автопогрузчиков и т. д.

кузов автомобиля, предназначенного для перевозки длинномерных грузов, вме­ сто бортов должен иметь съемные или откидные стойки, предохраняющие груз от падения;

26

разгрузка длинномерных штучных грузов (бревен,'труб, рельсов и т. д.) тре­ бует обязательного применения прочных скатов. Разгрузка должна выполняться

•не менее чем двумя грузчиками; при погрузке длинномерных грузов

(труб, рельсов, конструкций, бревен и т. п.) необходимо оставлять зазор между задней стенкой кабины автомобиля и грузом, чтобы прицеп мог свободно пово­ рачиваться по отношению к автомобилю на 90°.

Транспортировка, погрузка и разгруз­ ка грузов седьмой группы (особо опас­ ные взрывчатые и отравляющие вещест­ ва и др.) 'должны производиться с боль­ шой осторожностью людьми, обязательно предварительно проинструктированными. При этом обязан присутствовать ответ­ ственный представитель, отпускающий или принимающий груз.

При перевозке опасных. грузов води­ телям запрещается:

вести автомобиль рывками; зажигать огонь, курить в пути;

обгонять другой транспорт, исключая случаи, когда он движется со скоростью

менее 20 км в час;

,

резко тормозить;

 

27


оставлять автомобиль с грузом без присмотра;

ставить груженый автомобиль в гара­ же или в местах постоянного пребывания людей.

П р и м е ч а н и е . При перевозке опасных грузов водители должны . избегать улиц с интенсивным движени­ ем, следуя преимущественно по окраинам города.

Особые требования необходимо вы­ полнять при погрузке и разгрузке камня, сыпучих материалов и породы. Во избе­ жание несчастных случаев при погрузке и разгрузке камня и сыпучих материалов (песок, гравий и т. д.) непосредственно в карьере водитель обязан соблюдать сле­ дующие меры безопасности:

маневрирование (заезды, развороты, подача автомобилязадним ходом под по­ грузку и разгрузку) выполняется под ру­ ководством представителя администра­ ции карьера;

при погрузке экскаваторами или кра­ нами а'втомобиль устанавливают так, что­ бы ковш или груз не возвышался над ка­ биной;

во время погрузки и разгрузки подъ­ емными механизмами (экскаваторами,

28

кранами и т. д.) водителю запрещается находиться в кабине автомобиля, а так­ же в радиусе действия ковша экскавато­ ра или стрелы крана.

• При погрузке в автомобиль камня с помощью передвижного ленточного транспортера запрещается находиться сбоку ленты.

Грузить камни вручную следует при одном открытом борте (боковом), пода­ вая сначала наиболее крупные куски камня.'

Грузчикам запрещается находиться в кузове автомобиля во время загрузки его камнем.

Для предотвращения обрушения шта­ беля необходимо сначала брать (выта­ скивать) камни из верхних рядов.

Соблюдение правил техники безопасности при контейнерных перевозках

Подготовка контейнера, погрузка на автомобиль и выгрузка' входят в обязан­ ность грузоотправителя или грузополу­ чателя. Водитель обязан осмотреть кон­ тейнеры с целью определения правильно­ сти погрузйи, их исправности и опломби­ рования.

29


Во время погрузки контейнеров на ав­ томобиль или снятия их водителю и дру­ гим лицам запрещается находиться в ку­ зове и в кабине автомобиля, под стрелой и в зоне действия крана. Ходить по кры­ шам контейнеров запрещается^.

Перевозить контейнеры можно только на гаком подвижном составе, который по­ зволяет размещать груз параллельно осям. Кабины автомобилей, перевозящих контейнеры, должны быть защищены щитками (решетками).

Контейнеры следует устанавливать на двухосные прицепы дверцами наружу. Прицепы, предназначенные для перевоз­ ки контейнеров, оборудуют специальны­ ми направляющими.

Проезд людей в кузове автомобиля, где установлены контейнеры, и в самих контейнерах запрещается.

При транспортировании контейнеров водитель обязан соблюдать особые меры предосторожности:

резко не тормозить; снижать скорость на поворотах, за­

круглениях и неровностях дороги; обращать особое внимание на высоту

ворот, мостов, контактных сетей, деревь­ ев и на другие верхние препятствия.

30

Правила безопасности при монтаже, демонтаже и накачке автомобильных шин воздухом

Монтаж и демонтаж шин разрешает­ ся только в специально отведенных для этого местах, а в пути — на разостланном брезенте или другой подстилке.

Рис. 4. Приспособление, используемое при накачке шин воздухом

Демонтаж шин с плоского обода ре­ комендуется производить на специальном приспособлении — стенде для снятия шин, обеспечивающем безопасность ра­ бот (рис. 4).

Запрещается выбивать диски кувал­ дой (молотком).

При демонтаже шин обязательно на-

31

до выпускать воздух из камер; подкачка шин разрешается только в том случае, если потеря давления не нарушила пра­ вильности монтажа. При потере давления в шине более чем на 40% обязателен ее полный демонтаж.

Перед снятием колеса необходимо убедиться в том, что автомобиль надежно установлен на подставках, а под несня­ тые колеса подложены упорные клинья. Затем следует проверить состояние обо­ да; нельзя монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, заусенцы.

Перед сборкой колеса необходимо проверить исправность обода и стопорно­ го кольца.

Запрещается надевать шины на не­ исправные диски колес, а также приме­ нять -не соответствующие размеру шин диски колес и съемные фланцы.

Накачивать шины воздухом можно только после установки их в ограждение или используя для этого особое приспо­ собление (вилку, рис. 5). Во время нака­ чивания шины запрещается осаживать стопорное кольцо молотком или кувал­ дой.

32


Рис• 5. Инструмент, предназначенный для монтажа шин

Давление воздуха следует проверять только в остывших шинах (до температу­ ры окружающего воздуха). На рабочем месте накачки шин должен быть установ­ лен дозатор давления воздуха или мано­ метр, позволяющие контролировать вели­ чину давления.

Для снятия, постановки и перемеще­ ния колес и шин автомобилей большой грузоподъемности используют средства механизации.

П р и м е ч а н и е . При монтаже и демонтаже ав­ томобильных шин в пути води­ тель обязан соблюдать те же правила, что и при работе на предприятии.

3. 246

33

Правила безопасности при заправке автомобилей бензином

На предприятиях автомобильного транспорта, применяющих этилирован­ ный бензин, долженбыть установлен та­ кой порядок его перевозки, хранения, от­ пуска и расходования, который исклю­ чал бы возможность использования этого бензина не по прямому назначению. От­ пускать и применять 'неокрашенный эти­ лированный бензин запрещается.

Не разрешается также использовать этилированный бензин в двигателях, ра­ ботающих внутри помещений (внутрице­ ховой транспорт, стационарные двигате­ ли и т. д.) и при испытаниях двига­ теля.

Этилированный бензин предназначен только для двигателей. Отпускать и при­ менять его для других целей (освещения1, работы паяльных ламп, бензорезов, при­ мусов, для чистки одежды, промывки де­ талей и т. п.) запрещается.

В целях предупреждения отравления при заправке автомобилей этилирован­ ным бензином водитель обязан соблю­ дать следующие меры предосторож­ ности:

34

Перед началом работы надеть защит­ ные средства: перчатки, фартук прорези­ ненный.

• Проверить, нет ли течи бензина из бензобака, питательных трубок, отстой­ ника, карбюратора, бензонасоса.

При заправке автомобиля этилирован­ ным бензином нужно находиться с навет­ ренной стороны и пользоваться насосами со шлангами и другим заправочным уст­ ройством.

Водителю запрещается заправлять автомобиль неисправным

бензозаправочным инвентарем; переносить бензин в открытой таре; засасывать бензин ртом через

шланг; вести заправку без соответствующих

индивидуальных защитных средств и при неисправной топливной системе автомо­ биля.

П р и м е ч а н и е . Ремонт и чистку топливной си­ стемы производят в перчатках, а продувку — воздушным на­ сосом. Запрещается продувать бензосистему ртом.

После заправки автомобиля этилиро­ ванным бензином водитель обязан:

ручные линейки для замера бензина

*

35

3