Файл: Справочник автомобилиста. Техника безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
Для приготовления щелочного элек тролита флакон со щелочью следует от крывать осторожно, залитую парафином пробку разрешается прогревать тряпкой, смоченной в горячей воде.
Проверяют уровень электролита в элементах аккумуляторной батареи с по мощью уровнемерной трубки, а доливают электролит и дистиллированную воду в аккумуляторы резиновой грушей.
Аккумуляторные батареи, устанавли ваемые для зарядки, соединяют между собой плотно прилегающими пружинны ми зажимами (для кислотных аккумуля торных батарей) или плоскими наконеч никами (для щелозных аккумуляторных батарей), имеющими надежный электри ческий (контакт, исключающий появление искры. Запрещается соединять зажимы аккумуляторных батарей проволочной «закруткой».
Заряжать любые аккумуляторные ба тареи необходимо в специальных поме щениях, имеющих стеллажи, приточно вытяжную вентиляцию (не связанную с общей системой вентиляции здания).
Процесс зарядки контролируется с по мощью приборов (термометра, нагрузоч ной вилки, ареометра и т. д.)..3апрещает-
96
ся проверять аккумуляторную батарею коротким замыканием. В помещении для зарядки запрещается курить, пользовать ся открытым огнем или электронагрева тельными проборами, применять откры тую осветительную проводку и устанав ливать выключатели, предохранители и штепсельные розетки, а также выпрями тельные устройства, мотор-генераторы, электродвигатели и т. д. Не допускается также совместное хранение и зарядка кислотных и щелочных аккумуляторных батарей в одном помещении.
Во время зарядки аккумуляторов в помещениях кроме дежурного и обслужи вающего персонала никого не должно быть.
Если случайно серная кислота или электролит попадут на кожный покров, то во избежание ожогов следует немед ленно смыть место поражения сильной струей воды, а затем смочить 10%-пым раствором питьевой соды. Если серная кислота или электролит попадут в гла за — быстро промыть их чистой водой, после чего немедленно обратиться к врачу.
По окончании зарядки аккумуляторов
7. 246 |
97 |
необходимо тщательно вымыть с мылом лицо и руки.
Хранить и принимать пищу и питье вую воду в помещении для зарядки акку муляторов не разрешается.
Правила безопасности при окраске автомобилей
Перед началом работы маляр обязан надеть спецодежду и индивидуальные средства защиты: комбинезон из плотной ткани, рукавицы комбинированные, рес пиратор (если пользуется пульверизато ром).
Для удаления старой краски с авто мобилей химическим методом (путем на несения пасты) следует надевать защит ные очки, резиновые перчатки, резино вый фартук. Старую краску необходимо собирать в ящик с крышкой и выносить из помещения не реже двух раз в смену. Применять краски или растворитель не известного состава запрещается. Пользу ясь пульверизатором, необходимо пом нить, что эмали, некоторые краски и грун товки содержат свинцовые соединения. С такими материалами можно работать только после получения специального
98
разрешения органов санитарного надзо ра. Наносить лакокрасочные материалы, в состав которых входит дихлорэтан и метанол, разрешается только кистью.
Автомобили окрашивают в особой ка мере, оборудованной специальной венти ляцией. При этом пульверизатор держат перпендикулярно к окрашиваемой по верхности на расстоянии 400—600 мм. Еслй пульверизатор чрезмерно распыляет краску (давление в сопле более 3 кПсм2), то следует прекратить работу и сообщить мастеру или механику.
Применяя электрифицированный инст румент (механические щетки для зачист ки и полировки окрашенной, поверхно сти), надо заземлять его и надевать ре зиновые перчатки и галоши.
В помещении малярного цеха или от деления нельзя оставлять краски и раст ворители в количестве, превышающем по требность одной смены. Краска, раство рители, кисти и прочий инструмент надо хранить в металлическом вытяжном шка-
ФУ-
Запрещается курить и принимать пи щу в малярном помещении, а также мыть руки растворителями.
При обслуживании краскотерочной
7* |
99 |
машины нельзя касаться руками движу щихся частей и привода. Загружая пасту, шпатель держат в горизонтальном поло жении. При всяком нарушении вентиля ции работу следует прекратить.
Правила безопасности при обслуживании стационарных и передвижных компрессоров
Перед пуском компрессора проверить исправность контрольно-измерительной аппаратуры (манометра, предохранитель ного клапана, автоматического регулято ра давления, термометра и обратного клапана в нагнетательном трубопрово де), наличие защитного ограждения. Уда лить конденсат из отстойника и воздуш ного резервуара (ресивера).
Манометр и предохранительные кла паны должры быть опломбированы. С неопломбированными или неисправными манометрами (треснутые стекла, повреж денные корпуса) и предохранительными клапанами работа компрессора запреща ется.
Пуск воздушного компрессора после ремонта разрешается только в присутст вии'мастера или механика. В процессе
100
эксплуатации надо следить за смазкой и охлаждением компрессора.
Во время работы нельзя прикасаться к движущимся частям компрессора и снимать ограждения, а также оставлять его без надзора.
Давление воздуха в воздушных сбор никах (ресиверах) и в системе не должно превышать норму.
Нельзя производить чистку, смазку, осмотр и ремонт компрессора во время его работы, а также воздушных сборни ков и арматуры, находящихся под давле нием. Регулировать предохранительные клапаны на предельное рабочее давление можно только под руководством мастера или механика.
Во время работы компрессора реко мендуется продувать предохранительный клапан через каждые 2 час. Удалять кон денсат из резервуара можно только при отсутствии давления.
Меры пожарной безопасности при эксплуатации автомобилей
Эксплуатация автомобилей связана с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (бензина, керосина,
101
нитрокрасок, растворителей, смазочных масел и т. д.) и требует от водителя стро гого соблюдения правил пожарной без опасности.
Заправку автомобилей бензином про изводят с соблюдением следующих пра вил: расстояние между заправляемым ав томобилем и следующим за ним должно быть не менее 3 м, а стоящими друг за другом не менее 1 м.
Запрещается производить заправку автомобиля с работающим двигателем, а также курить и зажигать спички в радиусе не менее 15 м от места заправки (бензозаправочной станции, склада и т. д.).
В полевых условиях площадку для стоянки автомобилей следует устраивать не ближе 100 м от построек, лесных скла дов, стогов сена или соломы. Площадка должна быть очищена от стерни, сухой травы и опахана (ширина полосы 1 м).
Склады для хранения горюче-смазоч ных материалов устраивают в низких ме стах, на расстоянии не менее 100 м от ме ста обмолота хлебов, стогов сена, соло мы, построек и т, д. Площадка склада должна быть очищена от травы, стерни
102
и т. д., а также опахана (ширина поло сы — 3 м).
Бочки с горючим, находящиеся на по левом складе, должны быть наполнены не более, чем на 95% объема и уложены пробками вверх, а также укрыты от сол нечных лучей. Порожнюю тару следует хранить на расстоянии не менее 20 м от местонахождения горючего.
На открытых стоянках автомобили необходимо размещать с интервалом, обеспечивающим их сохранность в случае пожара. Неисправные автомобили и при цепы, ожидающие ремонта или списания, находятся отдельно от исправных авто мобилей. Против запасных ворот должны стоять только вполне исправные автомо били, готовые к немедленному выезду.
Запрещается на стоянках автомоби лей, в помещениях для ремонта и обслу живания их и в складах хранения горю чего курить и пользоваться открытым ог нем, паяльными лампами, сварочными аппаратами. Места хранения (временной стоянки) автомобилей и горюче-смазоч ных материалов должны обеспечиваться средствами пожаротушения (огнетушите лями, ящиками с песком, бочками с во
103
дой) по нормам, установленным государ ственным пожарным надзором.
Курение на территории и в производ ственных помещениях автопредприятия разрешается только в специально отве денных местах.
Все неисправности в электропроводке, электроаппаратуре и электроустановках следует немедленно устранять.
При возникновении пожара на авто мобиле, не останавливая двигателя, надо закрыть топливный кран и выработать топливо из карбюратора и топливопрово дов. Пламя следует забросать песком (землей) или накрыть брезентом (одеж дой).
При пожаре в автопредприятии шо фер обязан вызвать пожарную команду и, не ожидая помощи, приступить к туше нию огня. Важно не упустить момента возникновения пожара и быстро восполь зоваться простейшими средствами пожа ротушения (огнетушители, ведра с водой, песок, кошмы и т. д.).
Все помещения автотранспортных предприятий, а также автобусы, грузовые или специальные автомобили, предназна ченные для перевозки зерна или легко воспламеняющихся веществ, должны
104
быть укомплектованы первичными сред ствами тушения огня. К ним относятся: химические, пенные и углекислотные ог нетушители, песок, лопаты, пожарные ведра, бочки с водой, внутренние пожар ные краны с рукавами и стволами, по жарная кошма, асбестовое полотно и войлок. В качестве вспомогательных ин струментов используют ломы, топоры, багры.
Для тушения бензина, керосина и дру гих веществ, которые нельзя погасить во дой или обычными жидкостными огнету шителями, необходимо применять сухой песок или густопенные огнетушители ОП-5.
Огнетушители типа ОУ-2 и ОУ-5 слу жат для тушения электроустановок, нахо дящихся под током (так как углекисло та не проводит электрический ток), горя щих двигателей автомобилей, при пожа рах в помещениях, где нельзя использо вать воду.
Горючие смазочные масла и жидкое топливо, разлитые по полу или земле, нужно гасить песком.
Пожар, возникший' в небольших емко стях, можно гасить, накрыв их кошмой, войлоком, асбестовым полотном.
105
Складские помещения и помещения для стоянки автомобилей на автопред приятиях необходимо оснащать современ ными средствами борьбы с огнем. Глав ными из них являются пожарная автома тическая связь и сигнализация, спринк лерные и дренчерные устройства, хими ческие огнегасительные средства.
Водитель! В целях обеспечения проти вопожарной безопасности запреща ется:
устанавливать автомобили на стоян ках и в помещениях для ремонта и обслу живания в количестве, превышающем норму, а также нарушать порядок рас становки;
загромождать запасные ворота; пользоваться открытым огнем, курить
и выполнять работы с переносными па яльными лампами и т. д.;
держать автомобили с открытыми от верстиями бензобаков;
производить зарядку аккумуляторных батарей (в местах стоянки и обслужива ния автомобилей);
мыть бензином детали или агрегаты автомобилей;
хранить горючее (бензин, керосин) в
106
помещениях, 1де ведется ремонт автомо билей, и в подсобных цехах;
производить ремонт автомобилей с ба ками, наполненными бензином (за исклю чением техобслуживания);
Хранить ь помещениях легковоспламе няющиеся горючие жидкости в количест ве, превышающем сменную потребность; ставить автомобили на стоянку при наличии течи бензина из топливного ба
ка, карбюратора, бензотрубок и т. д.; хранить совместно с легковоспламе
няющимися и горючими жидкостями, нит рокрасками и маслами обтирочные мате риалы и резино-технические изделия.
Для предотвращения пожаров на ав томобилях также запрещается:
эксплуатация двигателя, на котором скопилось много грязи, смешанной с бен зином и маслом;
работать с неисправным топливопро водом, карбюратором и бензобаком;
оставлять в автомобилях использован ные обтирочные материалы (тряпки, ве ревки и т. п.); ’
курить в непосредственной близости от баков и карбюраторов;
пользоваться открытым огнем (спич ки, свечи и т. п.) в качестве светового ис
107
точника при определении и устранении неисправностей механизмов автомобилей (двигатели, коробки передач, карбюрато ры и т. п.);
подогревать двигатель автомобиля от крытым пламенем (паяльными лампами, факелами и т. п.).
Санитарно-бытовые помещения и производственная санитария
Производственные помещения и обо рудование для технического обслужива ния и ремонта автомобилей необходимо содержать в чистоте и порядке. С этой целью ежедневно следует проводить влажную уборку полов и протирку обо рудования. Полы не должны -иметь не ровностей, которые являются местами скопления грязи и пыли. Кроме того, про езды и проходы должны быть свободны ми для движения, так как загромождение их часто является причиной производст венного травматизма.
Ежедневно убирать и проветривать не обходимо все санитарно-бытовые помеще ния. Гардеробные, душевые, умывальные и другие помещения следует убирать од нопроцентным раствором хлорной изве сти.
108