Файл: Справочник автомобилиста. Техника безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для приготовления щелочного элек­ тролита флакон со щелочью следует от­ крывать осторожно, залитую парафином пробку разрешается прогревать тряпкой, смоченной в горячей воде.

Проверяют уровень электролита в элементах аккумуляторной батареи с по­ мощью уровнемерной трубки, а доливают электролит и дистиллированную воду в аккумуляторы резиновой грушей.

Аккумуляторные батареи, устанавли­ ваемые для зарядки, соединяют между собой плотно прилегающими пружинны­ ми зажимами (для кислотных аккумуля­ торных батарей) или плоскими наконеч­ никами (для щелозных аккумуляторных батарей), имеющими надежный электри­ ческий (контакт, исключающий появление искры. Запрещается соединять зажимы аккумуляторных батарей проволочной «закруткой».

Заряжать любые аккумуляторные ба­ тареи необходимо в специальных поме­ щениях, имеющих стеллажи, приточно­ вытяжную вентиляцию (не связанную с общей системой вентиляции здания).

Процесс зарядки контролируется с по­ мощью приборов (термометра, нагрузоч­ ной вилки, ареометра и т. д.)..3апрещает-

96

ся проверять аккумуляторную батарею коротким замыканием. В помещении для зарядки запрещается курить, пользовать­ ся открытым огнем или электронагрева­ тельными проборами, применять откры­ тую осветительную проводку и устанав­ ливать выключатели, предохранители и штепсельные розетки, а также выпрями­ тельные устройства, мотор-генераторы, электродвигатели и т. д. Не допускается также совместное хранение и зарядка кислотных и щелочных аккумуляторных батарей в одном помещении.

Во время зарядки аккумуляторов в помещениях кроме дежурного и обслужи­ вающего персонала никого не должно быть.

Если случайно серная кислота или электролит попадут на кожный покров, то во избежание ожогов следует немед­ ленно смыть место поражения сильной струей воды, а затем смочить 10%-пым раствором питьевой соды. Если серная кислота или электролит попадут в гла­ за — быстро промыть их чистой водой, после чего немедленно обратиться к врачу.

По окончании зарядки аккумуляторов

7. 246

97

необходимо тщательно вымыть с мылом лицо и руки.

Хранить и принимать пищу и питье­ вую воду в помещении для зарядки акку­ муляторов не разрешается.

Правила безопасности при окраске автомобилей

Перед началом работы маляр обязан надеть спецодежду и индивидуальные средства защиты: комбинезон из плотной ткани, рукавицы комбинированные, рес­ пиратор (если пользуется пульверизато­ ром).

Для удаления старой краски с авто­ мобилей химическим методом (путем на­ несения пасты) следует надевать защит­ ные очки, резиновые перчатки, резино­ вый фартук. Старую краску необходимо собирать в ящик с крышкой и выносить из помещения не реже двух раз в смену. Применять краски или растворитель не­ известного состава запрещается. Пользу­ ясь пульверизатором, необходимо пом­ нить, что эмали, некоторые краски и грун­ товки содержат свинцовые соединения. С такими материалами можно работать только после получения специального

98


разрешения органов санитарного надзо­ ра. Наносить лакокрасочные материалы, в состав которых входит дихлорэтан и метанол, разрешается только кистью.

Автомобили окрашивают в особой ка­ мере, оборудованной специальной венти­ ляцией. При этом пульверизатор держат перпендикулярно к окрашиваемой по­ верхности на расстоянии 400—600 мм. Еслй пульверизатор чрезмерно распыляет краску (давление в сопле более 3 кПсм2), то следует прекратить работу и сообщить мастеру или механику.

Применяя электрифицированный инст­ румент (механические щетки для зачист­ ки и полировки окрашенной, поверхно­ сти), надо заземлять его и надевать ре­ зиновые перчатки и галоши.

В помещении малярного цеха или от­ деления нельзя оставлять краски и раст­ ворители в количестве, превышающем по­ требность одной смены. Краска, раство­ рители, кисти и прочий инструмент надо хранить в металлическом вытяжном шка-

ФУ-

Запрещается курить и принимать пи­ щу в малярном помещении, а также мыть руки растворителями.

При обслуживании краскотерочной

7*

99


машины нельзя касаться руками движу­ щихся частей и привода. Загружая пасту, шпатель держат в горизонтальном поло­ жении. При всяком нарушении вентиля­ ции работу следует прекратить.

Правила безопасности при обслуживании стационарных и передвижных компрессоров

Перед пуском компрессора проверить исправность контрольно-измерительной аппаратуры (манометра, предохранитель­ ного клапана, автоматического регулято­ ра давления, термометра и обратного клапана в нагнетательном трубопрово­ де), наличие защитного ограждения. Уда­ лить конденсат из отстойника и воздуш­ ного резервуара (ресивера).

Манометр и предохранительные кла­ паны должры быть опломбированы. С неопломбированными или неисправными манометрами (треснутые стекла, повреж­ денные корпуса) и предохранительными клапанами работа компрессора запреща­ ется.

Пуск воздушного компрессора после ремонта разрешается только в присутст­ вии'мастера или механика. В процессе

100

эксплуатации надо следить за смазкой и охлаждением компрессора.

Во время работы нельзя прикасаться к движущимся частям компрессора и снимать ограждения, а также оставлять его без надзора.

Давление воздуха в воздушных сбор­ никах (ресиверах) и в системе не должно превышать норму.

Нельзя производить чистку, смазку, осмотр и ремонт компрессора во время его работы, а также воздушных сборни­ ков и арматуры, находящихся под давле­ нием. Регулировать предохранительные клапаны на предельное рабочее давление можно только под руководством мастера или механика.

Во время работы компрессора реко­ мендуется продувать предохранительный клапан через каждые 2 час. Удалять кон­ денсат из резервуара можно только при отсутствии давления.

Меры пожарной безопасности при эксплуатации автомобилей

Эксплуатация автомобилей связана с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (бензина, керосина,

101

нитрокрасок, растворителей, смазочных масел и т. д.) и требует от водителя стро­ гого соблюдения правил пожарной без­ опасности.

Заправку автомобилей бензином про­ изводят с соблюдением следующих пра­ вил: расстояние между заправляемым ав­ томобилем и следующим за ним должно быть не менее 3 м, а стоящими друг за другом не менее 1 м.

Запрещается производить заправку автомобиля с работающим двигателем, а также курить и зажигать спички в радиусе не менее 15 м от места заправки (бензозаправочной станции, склада и т. д.).

В полевых условиях площадку для стоянки автомобилей следует устраивать не ближе 100 м от построек, лесных скла­ дов, стогов сена или соломы. Площадка должна быть очищена от стерни, сухой травы и опахана (ширина полосы 1 м).

Склады для хранения горюче-смазоч­ ных материалов устраивают в низких ме­ стах, на расстоянии не менее 100 м от ме­ ста обмолота хлебов, стогов сена, соло­ мы, построек и т, д. Площадка склада должна быть очищена от травы, стерни

102


и т. д., а также опахана (ширина поло­ сы — 3 м).

Бочки с горючим, находящиеся на по­ левом складе, должны быть наполнены не более, чем на 95% объема и уложены пробками вверх, а также укрыты от сол­ нечных лучей. Порожнюю тару следует хранить на расстоянии не менее 20 м от местонахождения горючего.

На открытых стоянках автомобили необходимо размещать с интервалом, обеспечивающим их сохранность в случае пожара. Неисправные автомобили и при­ цепы, ожидающие ремонта или списания, находятся отдельно от исправных авто­ мобилей. Против запасных ворот должны стоять только вполне исправные автомо­ били, готовые к немедленному выезду.

Запрещается на стоянках автомоби­ лей, в помещениях для ремонта и обслу­ живания их и в складах хранения горю­ чего курить и пользоваться открытым ог­ нем, паяльными лампами, сварочными аппаратами. Места хранения (временной стоянки) автомобилей и горюче-смазоч­ ных материалов должны обеспечиваться средствами пожаротушения (огнетушите­ лями, ящиками с песком, бочками с во­

103

дой) по нормам, установленным государ­ ственным пожарным надзором.

Курение на территории и в производ­ ственных помещениях автопредприятия разрешается только в специально отве­ денных местах.

Все неисправности в электропроводке, электроаппаратуре и электроустановках следует немедленно устранять.

При возникновении пожара на авто­ мобиле, не останавливая двигателя, надо закрыть топливный кран и выработать топливо из карбюратора и топливопрово­ дов. Пламя следует забросать песком (землей) или накрыть брезентом (одеж­ дой).

При пожаре в автопредприятии шо­ фер обязан вызвать пожарную команду и, не ожидая помощи, приступить к туше­ нию огня. Важно не упустить момента возникновения пожара и быстро восполь­ зоваться простейшими средствами пожа­ ротушения (огнетушители, ведра с водой, песок, кошмы и т. д.).

Все помещения автотранспортных предприятий, а также автобусы, грузовые или специальные автомобили, предназна­ ченные для перевозки зерна или легко­ воспламеняющихся веществ, должны

104

быть укомплектованы первичными сред­ ствами тушения огня. К ним относятся: химические, пенные и углекислотные ог­ нетушители, песок, лопаты, пожарные ведра, бочки с водой, внутренние пожар­ ные краны с рукавами и стволами, по­ жарная кошма, асбестовое полотно и войлок. В качестве вспомогательных ин­ струментов используют ломы, топоры, багры.

Для тушения бензина, керосина и дру­ гих веществ, которые нельзя погасить во­ дой или обычными жидкостными огнету­ шителями, необходимо применять сухой песок или густопенные огнетушители ОП-5.

Огнетушители типа ОУ-2 и ОУ-5 слу­ жат для тушения электроустановок, нахо­ дящихся под током (так как углекисло­ та не проводит электрический ток), горя­ щих двигателей автомобилей, при пожа­ рах в помещениях, где нельзя использо­ вать воду.

Горючие смазочные масла и жидкое топливо, разлитые по полу или земле, нужно гасить песком.

Пожар, возникший' в небольших емко­ стях, можно гасить, накрыв их кошмой, войлоком, асбестовым полотном.

105


Складские помещения и помещения для стоянки автомобилей на автопред­ приятиях необходимо оснащать современ­ ными средствами борьбы с огнем. Глав­ ными из них являются пожарная автома­ тическая связь и сигнализация, спринк­ лерные и дренчерные устройства, хими­ ческие огнегасительные средства.

Водитель! В целях обеспечения проти­ вопожарной безопасности запреща­ ется:

устанавливать автомобили на стоян­ ках и в помещениях для ремонта и обслу­ живания в количестве, превышающем норму, а также нарушать порядок рас­ становки;

загромождать запасные ворота; пользоваться открытым огнем, курить

и выполнять работы с переносными па­ яльными лампами и т. д.;

держать автомобили с открытыми от­ верстиями бензобаков;

производить зарядку аккумуляторных батарей (в местах стоянки и обслужива­ ния автомобилей);

мыть бензином детали или агрегаты автомобилей;

хранить горючее (бензин, керосин) в

106

помещениях, 1де ведется ремонт автомо­ билей, и в подсобных цехах;

производить ремонт автомобилей с ба­ ками, наполненными бензином (за исклю­ чением техобслуживания);

Хранить ь помещениях легковоспламе­ няющиеся горючие жидкости в количест­ ве, превышающем сменную потребность; ставить автомобили на стоянку при наличии течи бензина из топливного ба­

ка, карбюратора, бензотрубок и т. д.; хранить совместно с легковоспламе­

няющимися и горючими жидкостями, нит­ рокрасками и маслами обтирочные мате­ риалы и резино-технические изделия.

Для предотвращения пожаров на ав­ томобилях также запрещается:

эксплуатация двигателя, на котором скопилось много грязи, смешанной с бен­ зином и маслом;

работать с неисправным топливопро­ водом, карбюратором и бензобаком;

оставлять в автомобилях использован­ ные обтирочные материалы (тряпки, ве­ ревки и т. п.); ’

курить в непосредственной близости от баков и карбюраторов;

пользоваться открытым огнем (спич­ ки, свечи и т. п.) в качестве светового ис­

107

точника при определении и устранении неисправностей механизмов автомобилей (двигатели, коробки передач, карбюрато­ ры и т. п.);

подогревать двигатель автомобиля от­ крытым пламенем (паяльными лампами, факелами и т. п.).

Санитарно-бытовые помещения и производственная санитария

Производственные помещения и обо­ рудование для технического обслужива­ ния и ремонта автомобилей необходимо содержать в чистоте и порядке. С этой целью ежедневно следует проводить влажную уборку полов и протирку обо­ рудования. Полы не должны -иметь не­ ровностей, которые являются местами скопления грязи и пыли. Кроме того, про­ езды и проходы должны быть свободны­ ми для движения, так как загромождение их часто является причиной производст­ венного травматизма.

Ежедневно убирать и проветривать не­ обходимо все санитарно-бытовые помеще­ ния. Гардеробные, душевые, умывальные и другие помещения следует убирать од­ нопроцентным раствором хлорной изве­ сти.

108